Дьяченко Алексей Иванович : другие произведения.

Вакуумный дирижабль

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Вакуумный дирижабль

   - Я ведь занимался йогой, - говорил мне Боев, оглаживая кошку Соню, - Начитался книг, стал практиковать и поверил. И прежде всего там было сказано: "Как только человек начинает заниматься йогой, у него возраст останавливается".
   - Может они имели в виду внутренние часы? - предположил я.
   - Не-не-не, физический возраст, - убеждённо возразил Родион.
   - Тогда уж им надо было применить главный обман - "Станете бессмертными".
   - Нет-нет, бессмертия они не обещали.
   - Это их упущение. А почему бы и не пообещать бессмертие?
   - Объясняю. Потому что народа много и видно - тот помер, этот.
   - Других обмануть, сказав, что умерли, потому что не выполняли то, что следовало.
   - Учителя сами умирают.
   - Сказать, что были не те учителя, - глумился я.
   - Не-е-ет. Ведь умирают те учителя, которых на щит подняли.
   - То есть "иконы" умирают?
   - Иконы, иконы, - подтвердил Боев и сменил тему, - Сегодня я смотрел фильм про Циолковского, и в мою голову пришла удивительная мысль. Дело в том, что Константин Эдуардович двадцать лет своей жизни потратил на создание и разработку цельнометаллических дирижаблей. Писал работы, делал чертежи и потом всё это отдал в общество любителей воздухоплавания. У него всё забрали и ответили отказом. А через три года, в Германии, вышел проект графа Цеппелина, удивительно повторяющий дирижабли Циолковского. Так вот о чём я подумал. Дирижабли всегда наполняли водородом. Внутрь обшивки, так или иначе попадал воздух, смешивался, возникала гремучая смесь и дирижабли взрывались. Рано или поздно любой дирижабль это ждёт. Поэтому Циолковский придумал наполнять их не водородом, а тёплым воздухом, исходящим от двигателей. Двигатель работает, крутит направляющие винты, а горячий воздух выгребается в дирижабль. Нормально работает система?
   - Нормально, - согласился я.
   - Нормально и безопасно, - поправил меня Родион, - Лишний воздух стравливается через клапаны. Замечательная идея. А знаешь, какая есть идея у меня?
   - Какая?
   - А идея такая. Что легче воздуха? Гелий. Правильно? А что легче гелия? Водород. А что легче водорода?
   - Вакуум? - брякнул я.
   - Умница! - одобрил мою версию Боев.
   - Что же это получается? "Вакуумные дирижабли"?
   - Я вот и думаю, - рассуждал вслух Родион, - А что если ни водорода, ни гелия туда не нагнетать, а просто взять да и выкачать воздух?
   - Создать вакуум?
   - Именно.
   - А вакуум имеет объём?
   - Вакуум объёма не имеет. Но, если сделать жёсткую конструкцию, без воздуха, она же будет легче окружающей среды. Получится, как ты говоришь "Вакуумный дирижабль". Ведь сам Циолковский изобретал именно жёсткие конструкции для дирижаблей. Не надувающиеся, а жёсткие. То есть конструкция дирижабля, - она не сдувается. Она жёсткая. Кто нам помешает выкачать воздух оттуда?
   - Вот вы говорите, рано или поздно водород смешивается с воздухом. А если воздух смешается с вакуумом? Взрыва не будет?
   -А что с чем вступит в реакцию? Дирижабль всего-навсего будет терять высоту и всё. Затем всю эту "фигню" можно сделать сотовой, ячеечной.
   - Точно, как соты у пчёл.
   - Вспомни плёнку упаковочную с пузырьками воздуха. Примерно такую надо сделать, но только вместо пузырьков воздуха, чтобы были пузырьки с вакуумом.
   - А это технологически возможно?
   - А почему нет?
   - Тогда почему никому в голову не пришло такое столь очевидное инженерное решение?
   - К Наполеону пришёл инженер за деньгами на строительство парохода, показал чертежи. Тот инженеру задал точно такой же вопрос: "Если всё так элементарно, как ты говоришь, почему никому другому не пришло это в голову?". Не поверил, отказал в финансировании. По иронии судьбы к месту заключения на остров Святой Елены, англичане Бонапарта транспортировали на пароходе. Вот и я тебе сейчас толкую про открытие века, о "Вакуумном дирижабле". Для него не нужен гелий, не нужен водород.
   - Постойте, Родион Борисович, но вы же, по-моему, заканчивали институт Патентоведения? Вы бы могли это открытие как-то запатентовать и остаться при этом в живых?
   - В теории - да. Спросят: "Вы пришли к нам запатентовать "Вакуумный дирижабль"? Как интересно. Никуда не уходите". Вот смотри, всегда происходят какие-либо изобретения. Как ты верно подметил, наступает время и одна какая-нибудь умная мысль приходит в голову одновременно всем. Поэтому сейчас, возможно, эта мысль пришла не только мне одному в голову. Гелий дорогостоящий, водород взрывоопасный. И потом эти газы - с ними столько возни. Заправка, отправка, поправка.
   - Подождите, а как дирижабли будут садиться?
   - Эта проблема второстепенная. Главное - это оторваться от Земли на промышленное расстояние. Хотя бы метров на тридцать. Ты только представь, что этот "Вакуумный дирижабль" ни взорвать, ни поджечь нельзя. Стрельнут ракетой, ну повредятся несколько пузырьков, сама конструкция в любом случае полетит дальше. Мне пришла в голову технологическая мысль. Я придумал, как делать "Вакуумные дирижабли" чисто технически. Суть заключается вот в чём. У дирижабля огромный объём, откачать из него воздух проблематично. Нужно сделать установку, выдувающую пластиковые шарики. А потом мы берём и из этих шариков выкачиваем воздух. У нас получатся маленькие, пластиковые, вакуумные шарики. Представь, что эта установка работает непрерывно и у нас появляется миллион таких шариков. Мы берём огромную гондолу, разделённую на сектора, и всё это пространство забиваем вакуумными шариками. Вот тебе уже и вакуумная гондола. И вся эта масса будет поднимать дирижабль. Но пока что она стоит у нас на якорях и мы строим конструкции. Обязательно нужны двигатели.
   - Какие?
   - Любые.
   - Поднимающие вверх и опускающие вниз?
   - Для этого имеются рули. Так же управляют с их помощью поворотом влево и вправо. Можно сделать и с крылышками. Наш дирижабль будет летать, как самолёт. При этом он сможет останавливаться и зависать в воздухе. И что самое интересное... Ну, сдохли двигатели. Ладно. Починим, подождём. Прилетит вертолёт, новые двигатели поставим, - полетим дальше. Никаких проблем. Слышал последние новости? Грохнулся гражданский самолёт, не хватило топлива долететь до аэродрома. Наш дирижабль не грохнется. Топливо дирижаблю нужно только для двигателей управления. Понимаешь, - это же революция! Замена водороду и гелию! Как говорят: "Почему до этого никто не додумался?". Этот вопрос постоянно всех терзал и не оставлял в покое. Кто-то берёт и объявляет мысль. И все думают: "А почему раньше никто до этого не додумался? Ведь всё ясно, понятно".
   - Но это технически возможно?
   - Элементарно. Я же всё-таки методист технического творчества. Есть такой закон: "Была бы идея, а средства её реализации могут быть самые разные". Ты ведь знаешь, что первый телевизор был механический?
   - Вы говорили. Я если честно с трудом представляю.
   - Была лампочка, через линзу свет. И этот свет управлялся механикой. То есть свет, то его нет. То ярче, то тусклее. И возникала картинка.
   - Забавно. А чего вам эта мысль в голову пришла?
   - Я Циолковского смотрел, а там как раз рассказывали о проблеме водорода, о дороговизне гелия. О трудностях создания дирижабля, - почему не могли запустить. Не было подходящего материала.
   - А сейчас же и материалы новые появились.
   - Я же и говорю, появились пластики, из которых мы можем спокойно делать вакуумные шарики. Тут одно условие, пластиковый шарик должен сохранять форму. Нужен прочный пластик, такие теперь есть.
   - А этот пластиковый шарик будет подниматься?
   - Если мячик мы опустим в воду, - он всплывёт?
   - Всплывёт.
   - Тут, то же самое.
   - Я собственно интересуюсь, способен ли вакуум поднять этот пластиковый шарик?
   - А вакуум не поднимает. И водород, и гелий, - они тоже не поднимают. Просто воздух тяжелее и плотнее, он выдавливает. И чем больше разность в плотности, тем больше скорость и высота подъёма. Согласись, Сергей, хорошая мысль - "Вакуумный дирижабль".
   - Ещё бы. К тому же сразу вы придумали инженерное решение.
   - А ты знаешь, как поднимают затонувшие корабли?
   - Кранами, лебёдками?
   - Делают проще. Берут обыкновенные пластиковые шарики с воздухом и загоняют их в утонувший корабль. И он сам всплывает.
   - Ах, вот как.
   - А потом его цепляют и транспортируют куда угодно. Он хорошо держится на плаву и никаких кранов и лебёдок. Зацепил и буксиром в ближайший порт оттащил.
   К нам приблизился Михал Михалыч Бедарев, подслушавший наш с Боевым разговор и сделал важное сообщение:
   - Космонавты, в этом году, собираются соединить лифтом орбитальную станцию Мир" с Землёй.
   - Ну, это сказки, - парировал я.
   - Поживём-увидим, - прокомментировал услышанное, Родион Борисович, - И ежели они это сумеют сделать, то мы вакуумный завод прямо в космосе разместим. А продукцию будем опускать на лифте.
   - Возможен ли такой лифт, с технической точки зрения? - усомнился ваш покорный слуга.
   - Это было придумано уже давно, - ошарашил меня Боев, - Это ещё Артур Кларк придумал.
   - Земля наша вертится. Что же и корабль станет крутиться вместе с Землёй? - упорствовал я в своих сомнениях.
   - Да. Это называется геостационарная орбита. Не только "Мир", много и других станций на этой орбите и крутятся вместе с Землёй.
   - Как самолёты будут облетать этот лифт? И потом молнии станут долбить, уходя по нему в Землю.
   - Знаешь ли, ты хорошую мысль подал, - сиял Родион, - Мы с этого лифта станем ещё и электричество извлекать, которое, только для начала, осветит нам всю Сибирь. Понимаешь ли, если удастся построить эту штуку, то можно сразу пять глобальных задач решить. Тут проблема не в самом соединении. А в том, чтобы это соединение не оборвалось. Вся эта "фигня" будет такая тяжёлая, что будет рваться под собственным весом. А ведь, между прочим, - это "Вавилонская башня".
   - Совершенно верно. В чистом виде "Вавилонская башня".
   Бедарев оставил нас, отошёл. Кто-то позвал его пиво пить. Михал Михалыч не мог упустить такое предложение.
   - Надо сделать даже не дирижабль вакуумный, - продолжал Боев, - Это пустяки. Следует сделать вакуумные шарики. Если такую штуку изготовить, - то мы сможем делать платформы, летающие в воздухе столы, кровати, летающие машины. Всё что угодно.
   - То есть сама возможность использования "приручённого" вакуума, больше и значительнее дирижабля?
   - В принципе - да!
   Поздно вечером мне позвонил Боев и взволнованным голосом сообщил:
   - Я придумал ещё три чудесные вещи. Во-первых "Вакуумный дирижабль", - он же может практически до космических высот подняться. Так что можно непосредственно с него выводить в космос космические корабли. А главное, после того, как ракету вывели дирижабль можно бросить, - он ничего не стоит. Вторая мысль. Ты же знаешь воздушные шары, которые взлетают на тёплом воздухе? Знаешь, почему взлетают? Потому что их надувают тёплым воздухом, а тёплый воздух, - он имеет меньшую массу, но больший объём. Потому что он тёплый и движется. Масса может и та же самая, но за то больший объём. Поэтому удельный вес тёплого воздуха, при том же весе, - он меньше. Когда горячий воздух остывает, то шар сдувается. В этом его главная проблема. Если бы шар надулся тёплым воздухом и потом не сдулся, а остался бы в прежнем объёме, то количество воздуха в нём было бы то же самое. Ну, например, закрыли бы отверстие чем-нибудь. Объём бы остался прежним и воздушный шар не стал бы падать. А представь себе, что мы надуваем шар, а он обратно не сдувается, застывает. То есть он не сдуваемый. Сделан из какой-нибудь смолы. Таким образом мы его надули, полетели, а отверстие через которое надували, - заткнули. В результате даже если воздух в шаре остынет, - удельный объём его останется прежним, и он никуда не упадёт. Я тебе этот эффект могу продемонстрировать на медицинских банках. Тех, что простуженным людям на спину ставят. Представляешь их себе?
   - Да-да, представляю.
   - Как банки ставят? Берут, внутрь банки суют горящий фитиль, там образуется горячий воздух, затем ставят банку на спину. Воздух в ней остывает, начинает занимать меньший объём и образуется вакуум. А почему вакуум? Да потому что объём банки не уменьшился. А теперь представь, что происходит то же самое, но в чуть большем объёме. В результате мы берём и делаем шарик, из которого нам даже не нужно выкачивать весь воздух. Нам надо горячим воздухом его раздуть, - и всё! Знаешь, что это будет напоминать? Шарик для пинг-понга. Пока скорлупа горячая, - она тянется до нужного предела. А потом запаивается, обрезается, остывает, - а внутри возникает вакуум. Не полный вакуум, но за то мы можем добиться того, что шары будут летать, как китайские фонарики. Но только в отличие от фонариков шарики наши не приземлятся. Потому что хоть воздух в них и остынет, но удельная-то плотность останется прежней.
   - Как интересно, - позёвывая, сказал я.
   - Шарик так и останется висеть в небе. Ну, примерно так же, как какой-нибудь поплавок в воде. Помнишь продавца воздушных шариков в кино? Он набрал сотню шариков и его унесло.
   - Имеете в виду фильм "Три толстяка"?
   - Такие же шарики унесли Олимпийского Мишку в восьмидесятом году. Потом они все полопались и Мишка где-то приземлился. Так вот, если поставить на конвейер изготовление таких вакуумных шариков, - то всё остальное "фигня". То есть можно сделать любые конструкции, любые дирижабли, платформы, что угодно. И любителям воздушных путешествий не придётся мучиться с воздушными шарами. Мы можем просто торговать этими шариками. Нет не шариками. Мы будем торговать приручённым вакуумом.
   - Был "Продавец воздуха", а мы будем "Продавцами вакуума"?
   - Ага.
   - Вы говорили, ракету можно будет поднять в стратосферу.
   - Суть дела заключается вот в чём. Основные проблемы у ракеты возникают не на околоземной орбите, а именно при старте. Дело в том что всю эту многотонную "дуру" создают только для того чтобы вывести на орбиту крохотный спутник размером с кулачок. Огромные, тяжелые, многотонные ракеты, - и всё для того, чтобы забросить на орбиту маленькую кабинку с парочкой пилотов. А ракеты ещё и падают. А представь, что мы на околоземную орбиту вывозим плато, с уже лежащей на ней ракетой? И расход топлива сократим, и всё это безопасно. Кстати она не разобьётся никогда.
   - И не надо столько ступеней, если мы поднимем её до стратосферы.
   - Совершенно верно. То есть, сколько веса сразу можно отбросить. А теперь посмотри, сколько весит эта вакуумная платформа? Смешно! Она ничего не весит.
   - Ничего?
   - Только вес материала, из которого она сделана. Но в связи с тем, что она огромная, - то её удельный вес будет крайне мал.
   - Так что ракету она понесёт как...
   - Как пёрышко, - закончил за меня фразу Боев, - Это примерно так же как мегатонные корабли возят и танки, и другие грузы. А почему? Потому что и с танками и с грузами в тысячи тонн их удельный вес всё равно оказывается меньше веса вытесненной морской воды.
   - А третье изобретение?
   - Третье изобретение - материал. Он должен будет выдерживать хотя бы одну атмосферу.
   - А почему не две, не три?
   - Объясняю. Потому что у нас давление воздуха, там, где мы находимся, ровняется ровно одна атмосфера.
   - На Земле давление одна атмосфера?
   - Да, - радостно подтвердил Боев, - Одна атмосфера, именно так. А, например, коли ты будешь погружаться в воду, то там давление измеряется тоже в атмосферах.
   - Увеличивается?
   - Понятное дело увеличивается.
   - И при подъёме в воздух увеличивается?
   - Нет, при подъёме оно уменьшается. И плотность воздуха уменьшается. Поэтому наш шарик будет подниматься до тех пор, пока его внутренняя плотность не сравняется с плотностью воздуха окружающей среды. То бишь, он останется на том уровне, на той высоте, где плотность воздуха будет равна плотности нашего шарика.
   - Где это, примерно, будет?
   - Как сделаем. Чем больше шар, тем меньше его плотность, тем выше он поднимется.
   - Это всё тоже рассчитывается технически?
   - Конечно. По формулам. Легко.
   - И что ж, может прямо доставить ракету к орбите? Или всё же придётся космонавтам лететь?
   - Ну, по крайней мере... Помнишь запускали в стратосферу шары на пятнадцать-двадцать километров? На такую высоту ракету точно поднимем.
   - Оттуда проще, чем с Земли стартовать.
   - Да, ведь ты пойми, у нас не будет никаких затрат на газы дорогие, на безопасность. Проект сам по себе очень дешёвый. Не требуется взрывоопасный водород, дорогущий гелий. Скажи, всё-таки здоровское решение? Я лично от себя в восторге. И главное очень изящное. Потому что, ну что может быть легче водорода? Смешно! А ведь решение очевидное.
   - Да. Очевидное.
   - А вот самые очевидные вещи, они никому в голову и не приходят. Поэтому и говорят: "Всё гениальное - примитивно и просто". А главное не нужно разрешения мирового сообщества. Просто берёшь горелку и делаешь вакуумные шарики.
  
   7.12.2016 г.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"