Ренко Джордж : другие произведения.

Империя лжи. Холуйское искусство. Живопись

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Конечная цель любой пропаганды - обман воспринимающей её внушения аудитории и выработка в сознании субъектов, эту пропаганду усваивающих, ложной системы представлений, изменить которую впоследствии будет очень трудно.

  Основная задача всякой пропаганды - это убедить несчастный народ в том, что он счастлив.
   (Александр Невзоров)
  
  Он говорит с вами мягко, когда он называет чёрное белым и белое чёрным, и его честные глаза смотрят на вас с удивлением, если вы начинаете сомневаться в его словах.
   (Ромен Роллан о Генрихе Ягоде)
  
  
  Прежде, чем мы перейдём к анализу советской живописи, выдержанной в духе соцреализма, имеет смысл поговорить о пропаганде в общем, как явлении. О её целях и используемых ею приёмах.
  
  Конечная цель любой пропаганды - обман воспринимающей её внушения аудитории и выработка в сознании субъектов, эту пропаганду усваивающих, ложной системы представлений, изменить которую впоследствии будет очень трудно. Потому что если бы не эта цель, достаточно было бы ограничиться правдивым изложением фактов и строго логическими выводами из совокупности описываемых событий.
  
  Приёмы, используемые любой пропагандой, очень разнообразны. Перечислим только некоторые из них, наиболее часто употребляемые:
  
  1.Замаскированная лесть по отношению к социальной группе, на которую пропаганда направлена. Это делается с целью завоевания доверия к пропагандисту и пробуждения у обрабатываемого субъекта чувства "законной гордости" от принадлежности к такому достойному сообществу.
  Например, восхваление положительных качеств, приписываемых этносу, нации, государству, классу, социальной группе и т.п., к которому (которой) принадлежит обрабатываемый субъект. Некритически мыслящему индивиду приятно ощущать себя частью общности, превосходящей другие, сравниваемые с ней человеческие сообщества, по ряду положительных объединяющих качеств.
  Так, "полноценному" гражданину Третьего рейха было приятно чувствовать себя арийцем, поскольку по сравнению с арийцами все остальные нации и этносы считаются менее развитыми, отсталыми по некой совокупности параметров.
  Россиянам, наделённым от природы особой смекалкой, чувством справедливости и "высокой духовностью", лестно ощущать своё превосходство над "тупыми" американцами, "ограниченными, расчетливыми" немцами, "заторможенными" эстонцами, "глупыми" чукчами и так далее по списку.
  
  2.Восхваление героизма отдельных представителей данного человеческого сообщества, на которое пропаганда направлена, в особых критических ситуациях.
  
  3.Славословия в адрес "добрых", "мудрых", "справедливых" и т.д. своих руководителей, лидеров, вождей.
  
  4.Выискивание и акцентирование негативных человеческих качеств у чужих президентов, глав государств, общественных деятелей и т.п.
  
  5.Нагнетание неприязни к чужим нациям, этносам, государствам, классам, социальным группам, обвинение их в зависти и вынашивании агрессивных планов по отношению к своей группе.
  
  6.Объяснение неудач, провалов, трагедий и т.п. в истории и текущем положении вещей в своей стране происками держав-конкурентов и вражеского окружения.
  
  7.Демонизация врага.
  
  8.Воспитание своего населения в духе патриотизма и готовности с оружием в руках защищать интересы своей родины и своего народа.
  
  9.Подмена понятий. Например, замена понятия "политический режим", "партийная номенклатура" и т.п. понятиями "родина", "страна", "народ" и подобными наименованиями.
  
  10.Искажение масштабов значимости событий в свою пользу. Например, преувеличение размеров белого террора и недооценка масштабов террора красного, или гиперболизация последствий "Мюнхенского сговора" с целью оправдания пакта "Молотова-Риббентропа".
  
  11.Выпячивание и приукрашивание собственных достижений с одной стороны, и замалчивание или умаление размеров своей несостоятельности и своих поражений и фиаско с другой.
  
  12.Выпячивание и преувеличение чужих преступлений и замалчивание или преуменьшение масштабов преступлений собственных.
  
  13.Внушение охмуряемой пропагандой аудитории представления об их прекрасной, обеспеченной, свободной жизни и о нищенском, эксплуатируемом, задавленном существовании населения в других, недружественных странах.
  Подобное воздействие на умы обрабатываемых пропагандой субъектов особенно действенно в условиях ограничения свободы передвижения ("железный занавес"), тотальной цензуры доступной им информации и жёсткого преследования малейшего инакомыслия - фабрикованием обвинений в политических и уголовных преступлениях, изоляцией противников режима в лагерях и психиатрических тюрьмах, вплоть до физического уничтожения "еретиков".
  
  
  Когда речь заходит о пропаганде, сразу же вспоминается нацистское министерство пропаганды Йозефа Геббельса, что совершенно понятно и справедливо. Но при этом не стоит забывать тот факт, что его деятельность была ограничена во времени всего двенадцатью годами Гитлеровского режима в Германии, в то время, как коммунистическая советская и чекистская постсоветская пропаганда процветает уже более столетия и прекращать свою деятельность не собирается.
  
  Приведу пример. Среди многочисленных авторских видео на youtube Леонида Млечина есть ролик о Йозефе Геббельсе и ничегошеньки про советскую коммунистическую пропаганду. Это значит, что она всё ещё жива и в полном здравии. Суммарный объём материалов, пытающихся оправдать и обелить сталинскую эпоху, растёт не по дням, а по часам. Вот для наглядности отрывок из одной такой пропагандистской статьи, имеющей отношение к искусству соцреализма:
  
  "Все эти камлания на тему "гулага" заболтали, замылили, пожалуй, главную черту Красной Империи - её невероятный, деятельный гуманизм.
  Вся советская история - это опыт реализации по-настоящему гуманистического проекта. Советская история - это самая настоящая мистерия человеколюбия. Это понятно и без малейшей иронии, хотя ясно, что для многих, кто пребывает в плену перестроечной архаики, эти утверждения звучат как вызов. СССР - это вообще исключительно про людей.
  Мы осознали тепличность советского существования, настоящий гуманизм Красного Проекта только после того, как он схлопнулся.
  Именно после катастрофы падения Советской империи мы осознали, насколько глубоко, эшелонировано и до мельчайших деталей было пронизано любовью к человеку, человеко-сбережением, советское государство. По мере выдыхания перестроечного, либерального антисоветского морока, мы обнаруживаем какую-то странную страну, в которой бесплатно давали квартиры, выстроили невероятную систему здравоохранения Семашко, победили множество страшных болезней и безработицу, создали какую-то железобетонную уверенность людей в завтрашнем дне, обеспечили абсолютную и всеобщую грамотность. Родилась самая читающая страна без социального неравенства. В СССР даже автомобили улыбались как-то по-доброму. Вообще, советская вещность по своей физиогномике была очень доброй, позитивной, даже невинной. Приметы советского народолюбия можно перечислять очень долго. И память о них живет до сих пор. И горечь утраты чувствуют многие из тех, кого окунули в жуткий зверинец социального дарвинизма. У советского государства многое и не получалось, но сложно усомниться в чистоте его намерений. Проявлением этого советского гуманизма были и советские визуальные искусства, в которых царит человек". (1)
  
  Оруэлл в романе "1984" описал именно современное ему коммунистическое, сталинское общество с его всепроникающей и всеобъемлющей пропагандой, двоемыслием и контролем над прошлым. Судя по масштабам и живучести советской и постсоветской коммунистической пропаганды, фашистской пропаганде до неё далеко.
  
  
  Предлагаемая ниже подборка образцов соцреалистической живописи разбита на тематические группы, сформированные по исторической событийной канве и одновременно отражающие специфические пропагандистские приёмы. Поскольку включить в текст статьи такое количество изображений по техническим причинам не представляется возможным, под каждым названием даётся интернет-ссылка (URL - Uniform Resource Locator) на соответствующее изображение, выставленное в интернете. Поэтому, уважаемые читатели, не сочтите за труд многократное щёлкание мышкой в процессе ознакомления с материалом, поверьте - оно того стоит.
  
  
  ОБЛИЧЕНИЕ ЯЗВ "ПРОКЛЯТОГО ЦАРИЗМА"
  
  Б.В. Иогансон. На старом уральском заводе. 1937 год
  http://www.rodon.org/art-080813174530
  
  Н.И. Верхотуров. Расчёт. (Перед стачкой). 1920.
  https://regnum.ru/pictures/2184637/1.html
  
  В.Е. Маковский. 9 января 1905 г. на Васильевском острове. 1905.
  https://aria-art.ru/0/M/Makovskij%20V.%209%20janvarja/1.html
  
  Г.К. Савицкий. Всеобщая железнодорожная забастовка. 1905 год. 1930.
  https://electro.nekrasovka.ru/books/6162497
  
  Г.К. Савицкий. Баррикады на Садово-Кудринской улице. Декабрь 1905 года. 1925.
  https://napresne.info/picture/13003/
  
  Б.М. Кустодиев. Первомайская демонстрация у Путиловского завода. 1906 г.
  https://regnum.ru/pictures/1982275/1.html
  
  И.А. Владимиров. Разгром стачечников.
  https://rexstar.ru/content/id49190
  
  П. Страхов. Восстание на броненосце "Князь Потёмкин Таврический". 1950-е.
  https://regnum.ru/pictures/2028630/38.html
  
  П. Фомин. Восстание на броненосце "Князь Потёмкин Таврический". 1952.
  https://regnum.ru/pictures/2028630/39.html
  
  
  ВОСПЕВАНИЕ БЕСКОНЕЧНОЙ ЦЕННОСТИ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
  
  Результатом большевистской пропаганды стал развал русской армии, сплошь и рядом убийство офицеров своими подчинёнными и массовое дезертирство солдат.
  
  Г.К. Савицкий. Стихийная демобилизация Царской армии в 1917 году. 1928.
  https://d-34.livejournal.com/258167.html
  
  Октябрьский переворот 1917 года объявлен Великой Октябрьской Социалистической революцией, несущей счастье трудящимся всего мира. Бесконечная ценность этого события и обещанный лживой большевистской пропагандой коммунистический рай на всей земле якобы оправдывает человеческие жертвы, принесённые на алтарь новой марксистской религии, в любых масштабах.
  
  А.М. Лопухов. Октябрь.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/46.html
  
  Г.А. Савинов. Перед штурмом.
  https://regnum.ru/pictures/2344208/4.html
  
  В.А. Серов. Ждут сигнала. Перед штурмом. 1957.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/37.html
  
  Е.И. Дешалыт. Залп Авроры.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/38.html
  
  В.Г. Цыплаков. Великая ночь.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/36.html
  
  П.В. Кузнецов. Штурм Зимнего дворца.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/45.html
  
  Е.И. Дешалыт. Штурм Зимнего дворца.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/39.html
  
  П.П. Соколов-Скаля. Штурм Зимнего дворца. 1939.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/44.html
  
  А.И. Плотнов. Зимний взят.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/53.html
  
  В.А. Серов. Зимний взят. 1954.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/55.html
  
  Н.Н. Горлов. Поэма о революции. 1986.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/48.html
  
  С.И. Лукин. Свершилось.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/54.html
  
  Ю.П. Рейнер. За советскую власть
  https://regnum.ru/pictures/2514668/47.html
  
  М.Г. Соколов. Арест Временного правительства.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/52.html
  
  А.М. Лопухов. Арест Временного правительства.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/51.html
  
  Ю.П. Рейнер. Которые тут временные
  https://regnum.ru/pictures/2514668/50.html
  
  А.А. Лурье. Керенский бежал! 1967.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/49.html
  
  В.А. Серов. Как пройти в Смольный.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/69.html
  
  Б.М. Кустодиев. Смольный в дни Октябрьской революции. 1926.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/68.html
  
  А.И. Сегал. Первый декрет Советской власти. 1951.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/63.html
  
  Н.И. Осенев. Первое слово Советской власти. 1952.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/64.html
  
  А.И. Китаев. Первые декреты Советской власти.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/65.html
  
  В.А. Серов. Декрет о мире. 1957.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/66.html
  
  В.А. Серов. Декрет о земле. 1957.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/67.html
  
  Г.К. Савицкий. Первые дни Октября. 1949.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/70.html
  
  К.Ф. Юон. Штурм Кремля в 1917 году. 1947.
  https://regnum.ru/pictures/1997801/76.html
  
  К.Ф. Юон. Штурм Кремля в 1917 году. 1951.
  https://regnum.ru/pictures/1997801/79.html
  
  К.Ф. Юон. Вступление в Кремль через Троицкие ворота 2(15) ноября 1917 года. 1927.
  https://regnum.ru/pictures/1997801/62.html
  
  Б.М. Кустодиев. Большевик. 1920.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/76.html
  
  Восторженный комментарий постсоветского критика-искусствоведа к этой картине Кустодиева:
  "Известная отвлеченность замысла - дань времени, когда такие символико-аллегорические образы имели большое распространение. В данном случае это не умаляет большого жизненного смысла произведения. Символико-аллегорическое решение проникнуто здесь подлинно революционными устремлениями. Художник славит революцию, восхищается ее стихийной силой, приветствует ее романтическую окрыленность". (2)
  
  А мне невольно приходит на ум сравнение с изображением другого гиганта (хотя и не по теме):
  Франсиско Гойя. Колосс. 1808-1812.
  https://artrue.ru/style/romanticism/goya/kartina-koloss.html
  
  
  ОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ ВО ВСЕЙ КРАСЕ
  
  Однако не всем захват власти большевиками и последствия этого события виделись в розовых тонах. Например, мнения относительно смысла следующего загадочного произведения разделились на диаметрально противоположные: одни критики считают, что изображённые на картине люди радуются и приветствуют появление "новой планеты", тогда как другие видят в поведении изображённых человеческих фигурок ужас и панику. Смотрите сами:
  
  К.Ф. Юон. Новая планета. 1921.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/77.html
  
  А вот акварели Ивана Алексеевича Владимирова двойного толкования не допускают:
  
  Солдаты сжигают портрет царя.
  https://regnum.ru/pictures/2234177/1.html
  
  Долой орла.
  https://regnum.ru/pictures/2344208/3.html
  
  В очереди за хлебом.
  https://regnum.ru/pictures/2213201/3.html
  
  Переезд выселенной семьи.
  https://regnum.ru/pictures/2213201/16.html
  
  Бывшие царские чиновники на принудительных работах. 1920.
  https://regnum.ru/pictures/2213201/14.html
  
  Конвоирование заключенных.
  https://regnum.ru/pictures/2213201/15.html
  
  Бывшие. 1918.
  https://regnum.ru/pictures/2213201/13.html
  
  Погром винного магазина.
  https://regnum.ru/pictures/2296619/1.html
  
  Голод.
  https://regnum.ru/pictures/2243927/1.html
  
  Продразвёрстка.
  https://regnum.ru/pictures/2213201/20.html
  
  Агитаторы в деревне.
  https://regnum.ru/pictures/2213201/19.html
  
  Допрос в комитете бедноты.
  https://regnum.ru/pictures/2213201/18.html
  
  В поисках бежавшего кулака. 1920.
  https://regnum.ru/pictures/2213201/17.html
  
  Вот ещё несколько ссылок на коллекции работ этого же автора:
  
  Иван Алексеевич Владимиров. Революция (зарисовки из альбома). 1917-1918.
  https://humus.livejournal.com/2471241.html
  
  Любопытный комментарий в интернете к этой подборке:
  "Я думал сначала, что антисоветчик нарисовал, а это вон какой заслуженный художник..."
  
  Революционные акварели Ивана Владимирова.
  https://foto-history.livejournal.com/6280810.html
  
  Выборочные комментарии:
  
  "Отношение автора к происходящему понятно. Пример замечательного человека, умевшего отделять зёрна от плевел".
  
  "У вас "замечательный человек" каждый, кто согласен с вами (ругает Ленина и хвалит Сталина). Характерный пример полного морального омертвения".
  
  "Как старательно зачищали страну при наркоме Ежове, а такая вот контра благополучно дожила до после-войны".
  "Контра - это я о Виноградове. Потому что это не рисунки, а карикатуры. Все революционеры на одно первобытно-питекантропское лицо. Собственно к живописи это отношения не имеет. Человек просто не смог попасть в деникинский ОСВАГ - заняться там пропагандой. Пришлось рисовать для себя. В этих рисунках не неприязнь к эксцессам, а ненависть к "восставшему быдлу", посмевшему требовать себе прав. Видно, что Виноградов был лютым антисоветчиком; потом, возможно, привык и освоился".
  
  Праведное негодование перехлёстывает через край - у комментатора даже фамилию художника правильно прочитать сил не хватило.
  
  Иван Алексеевич Владимиров и его работы
  https://www.liveinternet.ru/users/illabes/post139764931/
  
  Фоторейтинг картин Ивана Владимирова.
  http://crimerecords.info/2019/05/03/paintings-of-ivan-vladimirov/
  
  Забытый свидетель истории.
  https://zen.yandex.ru/media/id/5c5956231b1f6a00a9cab8ca/zabytyi-svidetel-istorii-5df27b999c944600ae96fb3e
  
  Ещё любопытные комментарии (современные, 2020):
  
  "Очень многое из навязчиво пропагандируемого творчества Владимирова явно создавалось по слухам. Например, курящие в ложе императорского театра: а ведь императорские театры бастовали аж до 1921 года. Поперек себя шире "красноармейцы" и щуплые офицеры Добрармии (которых в Петрограде, конечно, Владимиров видеть не мог). <...> Видимо, жил по принципу "слуги двух господ.""
  
  "Вот это хамелеонищще..."
  
  
  ВОСПЕВАНИЕ ГЕРОИЗМА КРАСНЫХ НА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ
  
  К.С. Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928.
  https://regnum.ru/pictures/2198281/213.html
  
  В.В. Шаталин. По долинам и по взгорьям. Чапаев В.И. 1957.
  http://oknasocrealisma.com/paintings/po-dolinam-i-po-vzgoryam-chapaev-v-i/
  
  В.В. Шаталин. Собирались отряды юных бойцов. 1969-1970.
  http://leftinmsu.narod.ru/pictures_files/scan/13.htm
  
  К.Ф. Юон. Проводы рабочего отряда на фронт. 1928.
  https://regnum.ru/pictures/1997801/64.html
  
  К.Ф. Юон. Парад Красной армии. 1923.
  https://regnum.ru/pictures/1997801/56.html
  
  К.Т. Тельжанов. Запевала. 1967.
  https://expert.ru/russian_reporter/2009/38/gimny/media/37048/
  
  А.А. Дейнека. Оборона Петрограда.
  https://regnum.ru/pictures/2614558/4.html
  
  А.А. Дейнека. Левый марш. 1941.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/75.html
  
  Н.С. Самокиш. Переход Красной армии через Сиваш. 1935.
  http://gallery.crimea.ua/ru/preview2.php?p=104&n=104023
  
  М.И. Авилов. Взятие станции Касторная. 1930.
  https://regnum.ru/pictures/2286188/11.html
  
  М.И. Авилов. Красногвардейцы. 1941.
  https://regnum.ru/pictures/2286188/12.html
  
  Д.А. Налбандян. Красная конница. 1957.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/51.html
  
  Картины Грекова (Мартыщенко) Митрофана Борисовича (Павловича)
  Три разных тачанки
  http://cvetamira.ru/art/image/2934
  https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-mitrofana-grekova-tachanka/
  https://ar.culture.ru/ru/subject/tachanka-vzryv-snaryada
  
  Бой у Карпово-Обрывской слободы. 1933.
  https://www.alamy.com/1933-1933-mitrophan-grekov-421-mitrophan-grekov-25-image188358817.html
  
  Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск. 1920.
  http://artpoisk.info/artist/grekov_mitrofan_borisovich_1882/vstuplenie_polka_imeni_volodarskogo_v_novocherkassk_v_1920_godu/
  
  Трубачи Первой Конной. 1934.
  http://cvetamira.ru/art/image/2935
  
  В отряд к Буденному" 1923.
  https://paintingplanet.ru/v-otryad-k-budennomu-mitrofan-grekov/
  
  Подборка картин М.Б. Грекова
  http://cvetamira.ru/grekov-mitrofan-borisovich-1882-1934
  
  Комментарий критика-искусствоведа:
  "В последних работах Грекова события гражданской войны трактуются как торжественный апофеоз революции".
  
  Г.М. Коржев. Триптих:
  Интернационал. 1958.
  https://artchive.ru/en/geliykorzhev/works/252098~Triptych_Communists_International
  Поднимающий знамя. 1960.
  https://regnum.ru/pictures/2143234/1.html
  Гомер (Рабочая студия). 1960.
  http://rmgallery.ru/ru/2378
  
  В.А. Чеканюк. Первая комсомольская ячейка на селе. 1958.
  (третья по счёту репродукция)
  https://www.litmir.me/br/?b=243726&p=75
  
  
  ОБЛИЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ БЕЛЫХ НА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ
  
  Б.В. Иогансон. Допрос коммунистов. 1933 год
  http://www.rodon.org/art-080809132835
  
  А.А. Дейнека. На допросе. Штаб белых. 1933.
  https://regnum.ru/pictures/2286188/1.html
  
  Обратите внимание на то, как похожи жирные затылки белогвардейских офицеров, расположенных в правом нижнем углу обеих картин. "Совпадение? Не думаю."
  
  ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕВИКОВ
  
  Е.М. Чепцов. Заседание сельячейки. 1924.
  https://www.scoopnest.com/ru/user/Xudozhnikipoeti/1182747953418702848-1924
  
  Е.М. Чепцов. Проведение дня кооперации в деревне.
  https://sprzedajemy.pl/reprodukcja-jefim-czepcow-290-x200-mm-malarstwo-rosyjskie-szczecin-2-7897fb-nr55000786
  
  К.Ф. Юон. Праздник кооперации в деревне. 1928.
  https://regnum.ru/pictures/1997801/63.html
  
  Е.М. Чепцов. Переподготовка учителей. 1925.
  https://regnum.ru/pictures/2135221/1.html
  
  Любопытно сравнить "Переподготовку учителей" с дореволюционной картиной "Устный счёт":
  Н.П. Богданов-Бельский. Устный счёт.В народной школе Н.А. Рачинского. 1895.
  https://topkartin.ru/kartiny/ustnyj-schet
  
  Бедные сельские мальчишки в лаптях за 30 лет до "большевистских достижений" в области образования в уме решают задачку, которую переподготавливающиеся учителя вряд ли смогут осилить с карандашом на бумаге. Вот это прогресс!
  
  Портреты лётчика Валерия Чкалова.
  https://www.liveinternet.ru/users/ob-vius/post448841079/
  
  
  ОБЛИЧЕНИЕ КУЛАЧЕСТВА
  
  Б.В. Иогансон.Советский суд. 1928.
  https://regnum.ru/pictures/2779855/2.html
  
  
  ВОСПЕВАНИЕ КОЛХОЗНОЙ ЖИЗНИ
  
  Алина Свердлова-Александрова, статья "Праздник урожая в советском колхозе"
  https://lenin.guru/prazdnik-urozhaya-v-sovetskom-kolhoze/
  
  С.В. Герасимов. Колхозный праздник. 1937 год
  http://www.rodon.org/art-080813164337
  
  А.А. Пластов. Колхозный праздник. 1938 г.
  https://regnum.ru/pictures/2374118/11.html
  
  Т.Н. Яблонская. Хлеб. 1949.
  https://regnum.ru/pictures/2220381/1.html
  
  К.Ф. Юон. Песни колхозной молодёжи. Лигачёво. 1954.
  https://regnum.ru/pictures/1997801/80.html
  
  Изобразительное искусство СССР. Страда полевая...
  https://kolybanov.livejournal.com/9208969.html
  
  Какую богатую и счастливую жизнь устроили крестьянам большевики! Про голодоморы и нищую, голодную жизнь в сталинских колхозах, из которых колхозникам запрещено куда-либо выезжать, никто, разумеется, и пискнуть не может.
  
  
  ВОСПЕВАНИЕ "ГЕРОИЧЕСКОГО" ТРУДА НА БЛАГО "РОДИНЫ"
  
  А.А. Дейнека. Стахановцы. 1937 год.
  https://www.deineka.ru/work-stahanovtsy.php
  
  В.П. Хитриков. Картины.
  http://oknasocrealisma.com/paintings/lenin-i-molodezh/
  
  Пост-сталинский период соцреализма, люди труда:
  https://life24.pro/life/232601645/
  
  
  ВОСПЕВАНИЕ ГЕРОИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО (Воспитание патриотизма)
  
  А.П. Бубнов. Утро на Куликовом поле. 1943-1947 годы
  http://www.rodon.org/art-080815120620
  
  "Русские - нация победителей"
   (В.В. Путин)
  
  
  ВОСПЕВАНИЕ "БЛАГОПОЛУЧНОЙ" И "СЧАСТЛИВОЙ" ЖИЗНИ ПРИ КОММУНИСТАХ
  
  Б.М. Кустодиев.
  Праздник в честь II конгресса Коминтерна на площади Урицкого. 1921.
  https://regnum.ru/pictures/2361467/9.html
  
  Комментарий критика-искусствоведа:
  "Художник изобразил ликующие толпы народа на улицах и площадях Петрограда. Празднично одетый город, яркие транспаранты и алые знамена, общий мажорный колористический строй - все это сообщает картинам большую жизнерадостность".
  
  Б.М. Кустодиев. Ночной праздник на Неве. 1923.
  https://wmuseum.ru/kustodiev-boris-mihaylovich/nochnoi-prazdnik-na-neve.html
  
  Б.В. Иогансон. Вузовцы (Рабфак идет). 1928.
  https://regnum.ru/pictures/2339554/2.html
  
  К.Ф. Юон. Вузовцы. 1929.
  https://regnum.ru/pictures/1997801/66.html
  
  К.Ф. Юон. Первомайская демонстрация на Красной площади в 1929 году. 1930.
  https://regnum.ru/pictures/1997801/68.html
  
  К.Ф. Юон. Москва. Вид на стадион им. В.И. Ленина в Лужниках. 1956.
  https://regnum.ru/pictures/1997801/81.html
  
  С.А. Чуйков. Дочь советской Киргизии. 1948.
  http://limon.kg/news:71139
  
  Комментарий критика-искусствоведа:
  "Девочка на полотне воспринималась обычно как аллегория "советского человека, идущего к светлой цели - к коммунизму" и "собирательный образ, поэтически воспевающий освобождённого Октябрьской революцией человека "малой" народности нашей Родины"
  
  Ю.И. Пименов. Новая Москва. 1937 год
  http://www.rodon.org/art-080813200511
  
  Художник изобразил фантастическую картину счастливой жизни в столице сталинского СССР в самый разгар "Большого террора", когда вся страна не могла спокойно спать, охваченная страхом перед ночными арестами ("и всю ночь напролет жду "гостей дорогих", / шевеля кандалами цепочек дверных").
  
  Кто же эта симпатичная молодая женщина за рулём собственного шикарного автомобиля? У простых граждан не только что автомобилей не было, но у подавляющего большинства из них и второй пары обуви или штанов не наблюдалось. Да к тому же и женщины самостоятельно на авто не ездили, не Америка чай, разве что жена "батыра" Ежова могла себе позволить такую вольность. Так у неё наверняка был личный шофёр и целый штат прислуги.
  В общем, настоящий "фантастический реализм".
  
  "Картина создавалась летом 1937 года для выставки "Индустрия социализма", которая должна была открыться 8 ноября 1937 года к 20-летию Советской власти и к окончанию II пятилетки. Идея выставки была продемонстрировать триумф социалистического строя и успехи индустриализации. Художникам предоставлялся список тем для ознакомления, они могли выбрать понравившуюся. В списке был раздел: "Новые города, новые люди" (в его рамках и была создана картина Пименова). После того как художник выбирал тему и эта тема утверждалась, он представлял эскиз. Эскиз утверждался комитетом по подготовке выставки. После этого художник получал аванс и начинал работать. Если была необходимость, то художники выезжали на место действия картины, на что также выделялись средства. В определённый срок комиссии представлялась картина. Были случаи, когда комиссия в целом принимала работу, но указывала на недостатки и предписывала исправления в картине. Выставка открылась с полугодовым опозданием 18 марта. Половина комитета по организации выставки за это время была репрессирована по делу "право-троцкистского блока". Картина сразу привлекла к себе внимание и получила широкую известность, однако вместе с тем отдельные искусствоведы обвиняли полотно в формализме за дробность мазка, характерную для импрессионистов. <...>
  Быстрый бег автомобиля, светлый колорит, широта пространства создают ощущение оптимизма и надежды на счастливое будущее". (3)
  
  Успех этого полотна "окрылил" художника на долгие годы - удачное композиционное решение он применил в будущем ещё дважды, в картинах "Фронтовая дорога" (1944) и "Новая Москва (1960)". Репродукции обоих этих полотен можно посмотреть в подборке по следующей ссылке: https://moscowchronology.ru/Moskva_Pimenova.html
  
  А мы идём дальше:
  
  А.И. Лактионов. Курсанты выпускают стенную газету. 1938 год.
  http://staratel.com/pictures/ruspaint/big/329-1.htm
  
  С.А. Григорьев. Приём в комсомол. 1949.
  
  Эта картина любопытна тем, что после осуждения культа личности Сталина Хрущевым на ХХ съезде КПСС она подвергалась исправлению в соответствии с очередным колебанием линии партии. На ранних версиях картины в правой её части художник изобразил непременный в официальных помещениях того времени бюст вождя:
  
  http://webstarco.narod.ru/ussr/big/grigorev2.html
  http://oknasocrealisma.com/authors/grigorev-sergej-alekseevich/
  
  в то время, как на новой версии бюст отсутствует, так сказать, новая ложь наложилась на старую:
  
  https://artchive.ru/en/artists/18117~Sergey_Alekseevich_Grigoriev/works/387119~Admission_to_the_Komsomol
  
  А.А. Дейнека. Эстафета по кольцу Б. 1947.
  https://www.deineka.ru/work-estafeta_po_koltcy_b.php
  
  Волгоградский музей изобразительных искусств. Выставка "Слава труду"
  http://mashkovmuseum.ru/vyistavki/vystavki-base/slava-trudu
  
  "Самое показательное - это картины Федора Решетникова "Прибыл на каниќкулы", где юный суворовец у новогодней елки отдает честь деду, и "Опять двойка" - про нерадивого школьника (кстати, на стене комнаты в картине "Опять двойка" висит репродукция картины "Прибыл на каникулы" - очень трогательная деталь). Это все еще соцреализм, это внятный и подробный расќсказ - но мысль государственная, которая была в основе всех рассказов раньќше, перевоплощается в мысль семейную, и меняется интонация. Соцреализм становится более камерным, теперь он про жизнь простых людей". (4)
  
  Ф.П. Решетников. Прибыл на каникулы. 1948.
  http://artrussia.ru/picture_rarity/203
  
  Ф.П. Решетников. Опять двойка. 1952.
  http://webstarco.narod.ru/ussr/big/reshet1.html
  
  
  ВОСПЕВАНИЕ ГЕРОЕВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ИХ ПОДВИГОВ
  
  К.Ф. Юон. Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. 1942.
  https://regnum.ru/pictures/1997801/69.html
  
  К.Ф. Юон. Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. 1949.
  https://regnum.ru/pictures/1997801/77.html
  
  А.А. Дейнека. Оборона Севастополя. 1942 год.
  https://artchive.ru/en/aleksandrdeyneka/works/35602~Defense_Of_Sevastopol
  
  Про героическую оборону Севастополя есть и несколько другая информация (подождите в праведном патриотическом гневе плеваться в мою сторону - в конце распечатки данного интервью привожу ссылку, можете сами прослушать его в youtube):
  
  "Самая трагическая дата 30 июня 1942 года: командующий Черноморским флотом адмирал Октябрьский (вообще фамилия его с рождения была Иванов, но в 1924 году он взял себе фамилию Октябрьский) просит у Ставки разрешения эвакуировать командный состав. Ставка даёт согласие. И происходит уникальное, единственное из мне известных, событие в истории войн и военного искусства: всё начальство высшего уровня - командующие дивизиями, начальники штабов дивизий, военные комиссары дивизий тайно бросают своих подчинённых, собираются в районе последнего удерживаемого аэропорта, за ними присылают транспортные "дугласы". Под огнём собственных солдат генералы и адмиралы залезают в самолёты и улетают.
  Далее, вечером, под покровом ночной темноты подходят две подводные лодки и забирают следующую порцию начальства. Всего их забрали порядка 600 - 700 человек.
  Для командования оставили командира одной из дивизий генерала Новикова. (Генерал Новиков был ранен и потом погиб в Крыму, так что убираем улыбки с глаз, история трагическая). Но генерал Новиков тоже решил, что ему тут долго быть незачем. На следующий день генерал Новиков потребовал катера, чтобы отплыть ему самому с оставшимися вокруг него командирами.
  Эта эвакуация (она сейчас уже описана подробно): подошли катера, на берегу лежали раненые, подготовленные к отправке (ну, сколько можно было забрать тремя катераами) и начальство. Хлынула толпа людей, раненых просто затоптали, потом под тяжестью людской массы обрушились мостки, людская масса упала на корабль и опрокинула его, но не до конца, катер отошёл назад. Новиков с группой командиров в 30 человек, прикрываясь огнём автоматчиков на поражение от собственной толпы, спрятались в какой-то пещере, дождались ночи, ночью за ними пришёл катер, но ничего хорошего из этого не вышло - катер в море нашли тогда уже появившиеся немецкие торпедные катера, обстреляли и принудили вернуться на берег. Новиков попал в плен и погиб.
  Осталось 80 тысяч личного состава, брошенные командованием без всякого управления, в том числе 15 тысяч раненых.
  Есть совсем уже мрачная история о том, что по приказу адмирала Октябрьского две штольни с ранеными взорвали.
  Немцы пишут, что они взяли в плен 90 тысяч. Если приврали, то немножко. На этом Крым был потерян. Румыны превратили Чёрное море в своё внутреннее море. Черноморский флот спрятался в портах Поти и Батуми, это советская Грузия, где дисциплинировано просидел не высовывая носа. Линкор, великий флагман, не сделал ни одного выстрела по врагу за всю войну." (5)
  
  В.Г. Пузырьков.
  Черноморцы. 1947.
  https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2014/06/918-1979.html
  
  Картины и рисунки СССР.
  https://wwii.space/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%B8-%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%D1%81%D1%81%D1%81%D1%80-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-9/2/
  
  Кроме героических "десяти сталинских ударов" Красной армии и победных наступлений, начавшихся с конца 1942 года, были и поражения, которые не только не отражены в живописи соцреализма, но и говорить о которых как-то не принято:
  
  "1941.
  
  Белостокский и минский "котлы": окружены и уничтожены более 20 советских дивизий, из них 6 танковых, 324 тыс. чел. взяты в плен.
  
  Уманский котел - 24 дивизии (2 армии) Советской армии окружены 13 (тринадцатью!) дивизиями вермахта. Уничтожены, в плен попало 100 тыс. человек.
  
  Рославль - окружено 50 тыс., 35 тыс. взято в плен.
  
  Киевский котел - окружены и уничтожены 44 дивизии (три армии), потери - 615 тыс. человек.
  
  Вяземский котел (один из крупнейших в истории войн): окружены 37 дивизий - более 1 млн. солдат и офицеров, 660 тыс. из них немцы взяли в плен, также захватили 5000 орудий, 1200 танков.
  
  Брянский котел: окружены три армии, 27 дивизий, 2 танковые бригады, 19 артиллерийских полков РГК, взято в плен около 500 тыс.
  
  Бердянский (азовский) котел: окружена 1 армия, 100 тыс. бойцов, 65 тыс. взято в плен.
  
  1942.
  
  Вяземская наступательная операция Советской армии, февраль: цели не достигнуты, потери Калининского фронта - 341 тыс. чел.
  
  Керченско-феодосийская операция советских войск: полный провал, потеря всей тяжелой техники и вооружения, общие потери - 330 тыс чел.
  
  Битва за Севастополь: потери около 300 тыс. солдат и матросов, Севастополь взят немцами, 95 тыс. чел. бросили без поддержки (вывезя все высшее командование), они сдались в плен.
  
  Провал Харьковского наступления Советской армии: 27 дивизий и 14 танковых бригад разгромлены, потери - 280 тыс. чел., 200 тыс. взято в плен, немцы захватили 2026 орудий и 1250 танков.
  
  Июль 1942 года (удары вермахта на Ростов, Воронеж, Ворошиловград), общие итоги: более полумиллиона человек - потери СА, из них 80 тыс. пленными, 2,5 тыс. танков, 13 тыс. орудий и минометов, 783 самолета. Немцы захватили Ростов, весь Донбасс, Воронеж, их потери - 91 тыс. чел.
  
  Ну и т.д. Еще разгром и пленение 2-й ударной армии в 1942 году, дикие потери - без каких-либо успехов - в "наступательных операциях" под Ржевом и на Ленинградском фронте". (6)
  
  Сравните: в результате победы под Сталинградом и поражения армии генерала-фельдмаршала Паулюса в плен были взяты 93,5 тысячи немцев.
  
  В.Г. Пузырьков. И.В. Сталин на крейсере "Молотов". 1949.
  https://the-morning-spb.livejournal.com/129523.html
  
  За картину "Сталин на крейсере Молотов" Виктор Григорьевич Пузырьков в 1950 году был удостоен Сталинской премии 3-ей степени.
  
  
  ЖИЗНЬ В ТЫЛУ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
  
  А.И. Лактионов. Письмо с фронта. 1947 год
  https://kg-rostov.ru/city/picture_name/aleksandr-laktionov-pismo-s-fronta-/
  
  За эту яркую, солнечную картину художнику была присуждена Сталинская премия.
  "Его самая известная картина "Письмо с фронта", которая разошлась во множестве открыток, - одна из главных советских картин. Здесь и назидательность, и дидактичность, и сентиментальность - это такой соцреаќлистический мещанский стиль". (7)
  
  Наполненная светом картина дышит покоем и благополучием. И это очередная ложь соцреализма.
  А вот как описывет жизнь в тылу историк Марк Солонин в одном из своих интервью:
  
  "Началась война с Финляндией, а в стране начался почти голод. Масса материалов о том, что в российских городах, в частности в поволжских городах, в Саратове, в Волгограде (в тогдашнем Сталинграде. Дж.Р.) с шести утра стоят очереди за хлебом, в очередях драка, хлеба не хватает, сахар пропал - это всего лишь война с Финляндией. То есть, разрушено сельское хозяйство, реально разрушена экономика, и она еле-еле держалась на уровне чтобы селёдочку к празднику выкинуть. А тут (после поражений Красной армии 1941-42 годов. Дж.Р.) минус Украина с её хлебом, минус Дон, минус Кубань - и что же мы будем кушать? Так что реально просто не хватало еды. <...>
  Я получил письмо: Челябинская область, посёлок Светлый. Пишет женщина, в войну ей было 5 лет, в Челябинске, этот гигантский Тракторный (танковый) завод, отец на фронте, мама умерла от голода в цеху, у станка. Пятилетний ребёнок остался в бараке. Нашлись добрые люди, приносили ей какие-то кусочки еды, она не умерла с голоду, потом приехала тётя и её забрала. Это Челябинск, глубочайший тыл". (8)
  
  
  ОБРАЗ ВРАГА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
  
  А.А. Пластов. Фашист пролетел. 1942.
  https://aria-art.ru/0/P/Plastov%20A.%20Fashist%20proletel/1.html
  
  Фашисты, конечно, творили много преступлений на завоёванной территории, спору нет. Но вот то, что фашист станет тратить свой боезапас на то, чтобы расстрелять с самолёта пацана-подпаска, не представляющего для немецких войск никакой угрозы, просто из садистских побуждений и сволочного характера, вызывает определённые сомнения. Но для демонизации образа врага сгодится.
  
  А.А. Дейнека. Сбитый ас. 1943.
  https://artchive.ru/en/aleksandrdeyneka/works/35735~Downed_ace
  
  С.В. Герасимов. Мать партизана. 1943.
  https://regnum.ru/pictures/2312743/1.html
  
  
  ПОРТРЕТЫ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ И ГЕРОЕВ ВОЙНЫ И ТРУДА
  
  Михаил Васильевич Нестеров. В 80-90-е годы XIX века он был создателем собственного жанра монастырских идиллий, потом надолго замолчал, а в 1930-е годы вдруг оказался главным советским портретистом.
  
  Портрет скульптора Веры Мухиной. 1940.
  http://art-nesterov.ru/painting/24.php
  
  Портрет хирурга Сергея Юдина. Два варианта.
  https://ru.opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-portret-xirurga-sergeya-yudina-mixail-nesterov/
  https://vk.com/@club_lib_vsmu-velichie-i-tragediya-hirurga-sergeya-udina
  
  И.И. Машков. Портреты защитников родины.
  http://mashkovmuseum.ru/vyistavki/vystavki-base/zashhitniki-rodinyi-v-iskusstve-mashkova
  
  Десять портретов "стахановцев"
  https://www.vatnikstan.ru/arhiv/desyat-portretov-stahanovtsev/
  
  
  Особое место в тематике советских художников занимают две исключительно продуктивные темы: изображение коммунистических вождей - Ленина и Сталина.
  
  ЛЕНИНИАНА
  
  И.И. Бродский. Ленин и манифестация. 1919.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/74.html
  
  М.Г. Соколов. Ленин в Смольном.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/59.html
  
  А.М. Герасимов. Ленин на трибуне. 1930.
  https://regnum.ru/pictures/2441372/5.html
  
  В.А. Серов. Ленин провозглашает Советскую власть. 1947 год.
  http://w-o-s.ru/picture/13119
  Сталинская премия
  
  В.А. Серов. Выступление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов. 1955.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/56.html
  
  А.А. Рылов. Ленин в Разливе.
  https://artchive.ru/en/arkadyrylov/works/500527~Lenin_in_Razliv
  
  В.А. Серов. В Смольном. 1957.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/58.html
  
  И.Э. Грабарь. Ленин у прямого провода. 1927-1933.
  https://artchive.ru/en/igorgrabar/works/403062~V_I_Lenin_at_the_direct_line
  
  Г.П. Светлицкий. В.И. Ленин слушает апассионату Бетховена. 1938-1948.
  http://museum.net.ua/kartina/vi-lenin-slushaet-appassionatu-bethovena/
  
  А.Г. Варламов. В.И. Ленин с детворой. 1950.
  http://electro.nekrasovka.ru/books/6160381
  
  К.С. Петров-Водкин. Портрет В.И. Ленина. 1934.
  https://regnum.ru/pictures/2361467/4.html
  
  Особенно продуктивным изобразителем вождей был заслуженный соцреалист Дмитрий Аркадьевич Налбандян. Эта тема была для него неиссякаемым источником "вдохновения":
  
  Ленин в Дрезденской галерее в 1914 году.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/100.html
  
  Выступление В.И. Ленина на Красной площади в 1919 году. 1970.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/95.html
  
  Выступление Ленина с балкона Моссовета в 1919 году. 1970.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/98.html
  
  Ленин в 1919 году.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/99.html
  
  Владимир Ульянов.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/43.html
  
  Выступление Ленина перед рабочими завода АМО 28 июня 1918 года.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/44.html
  
  Ленин на съезде.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/45.html
  
  Ленин в гостях у Горького 20 октября 1920 года слушает Апассионату. 1956.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/46.html
  
  Ленин в Горках. 1960.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/73.html
  
  В.И. Ленин. Срочный разговор. 1960.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/64.html
  
  Последнее подполье.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/66.html
  
  Молодой Ульянов на Волге. 1962.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/67.html
  
  В.И. Ленин и А.М. Горький у рыбаков на острове Капри в апреле 1908 года. 1962-1965.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/68.html
  
  Канун Октября.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/69.html
  
  В.И. Ленин. 1963.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/70.html
  
  Ходоки у Ленина. 1967.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/71.html
  
  Ленин на IX съезде партии. 1968.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/72.html
  
  Интересная беседа. 1980.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/151.html
  
  В.И. Ленин и Н.К. Крупская среди крестьян деревни Кашино в 1920 году. 1985.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/150.html
  
  Другой известный "ленинец" - Исаак Израилевич Бродский:
  
  Ленин в Смольном.
  https://regnum.ru/pictures/2514668/73.html
  
  Выступление Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года. 1929
  https://regnum.ru/pictures/2514668/6.html
  
  Ленин на фоне Смольного. 1925.
  https://artchive.ru/en/isaakbrodsky/works/15347~Lenin_in_front_of_the_Smolny
  
  В.И. Ленин на Красной площади. 1924.
  https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/drawings/brodskiy_i._i.__v._i._lenin._na_krasnoy_ploschadi._1924._rs-19706/index.php
  
  Ленин на трибуне. 1927.
  http://rmgallery.ru/ru/6043
  
  Ленин на трибуне 1 мая 1920 года. 1933.
  http://impulse-tech.su/books/ibrodskiy-v-i-lenin-na-tribune-1-maya-1920-goda
  
  У Мавзолея Ленина. 1924.
  https://regnum.ru/pictures/2361467/5.html
  
  Анекдотически выглядит сегодня подборка изображений Ленина, несущего бревно на знаменитом субботнике:
  
  Ленин на субботнике. Картины разных художников.
  https://vagant.livejournal.com/282413.html
  
  
  СТАЛИНИАНА
  
  Александр Михайлович Герасимов. Любимый живописец Сталина:
  
  Иосиф Сталин и Климент Ворошилов в Кремле. 1938.
  "Два вождя после дождя": самая известная прогулка Сталина.
  https://the-morning-spb.livejournal.com/12340.html
  
  Обратите внимание на то, что рядом с Ворошиловым отсутствует секция ограды. Положение соратника Сталина выглядит несколько опасным. С какой целью художник ввёл в свою картину такой необычный элемент - никто не знает. Несмотря на эту странность в 1941 году полотно было удостоено Сталинской премии 1-й степени.
  
  Портрет И.В. Сталина. 1939.
  https://regnum.ru/pictures/2189359/1.html
  
  Портрет И.В. Сталина. 1944.
  https://regnum.ru/pictures/2528950/1.html
  
  Подборка репродукций с картин А.М. Герасимова:
  https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/142067.html?media
  
  А.И. Лактионов. Речь товарища Сталина 7 ноября 1941 года. 1942 год.
  http://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/26184
  
  Ф.С. Шурпин. Утро нашей родины. 1946-1948 годы
  http://retrofonoteka.ru/exebit/utro/utro.htm
  Там, кстати, и статья любопытная.
  
  В.Г. Пузырьков. Сталин на крейсере "Молотов". 1949.
  https://the-morning-spb.livejournal.com/129523.html
  Сталинская премия 3-й степени.
  
  Так же как и образ Ленина, образ Сталина не оставлял равнодушным известнейшего холуя-подхалима, портретиста вождей, Дмитрия Аркадьевича Налбандяна:
  
  Юноша Сталин с матерью в Гори. 1931.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/17.html
  
  В.И. Ленин и И.В. Сталин за разработкой плана ГОЭЛРО.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/23.html
  
  Иосиф Виссарионович Сталин.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/24.html
  
  Великая дружба.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/25.html
  
  И.В. Сталин. 1945.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/181.html
  
  Крымская конференция. 1945.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/26.html
  
  Торжественный прием в Кремле 24 мая 1945 года. 1947.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/28.html
  
  Портрет И. Сталина с трубкой. 1949.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/180.html
  
  Для счастья народа. Заседание Политбюро ЦК ВКП(б). 1949.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/33.html
  
  
  ВОСПЕВАНИЕ ВОЖДЕЙ ВТОРОГО ПЛАНА И ПРОЧИХ ХОЛУЁВ
  
  Анатолий Никифорович Яр-Кравченко. Октябрь в живописи.
  А. М. Горький читает И. В. Сталину, В. М. Молотову и К. Е Ворошилову свою сказку "Девушка и смерть" 11 октября 1931 года. 1949.
  https://aria-art.ru/0/O/Oktjabr'/1.html
  
  М.И. Авилов. Портрет С.М. Будённого. 1923.
  https://regnum.ru/pictures/2261709/17.html
  
  И.И. Бродский. Портрет К. Ворошилова в кабинете. 1929.
  http://hrono.ru/biograf/bio_b/brodskiii.php
  
  Ну как же и тут без Налбандяна?
  
  В кабинете у Калинина. 1932.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/182.html
  
  Речь С.М. Кирова на XVII съезде партии. 1935
  https://regnum.ru/pictures/2179077/19.html
  
  В. Маяковский в Грузии в 1927 году. 1977-1979.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/114.html
  
  Товарищи Орджоникидзе и Берия на Бакинских промыслах.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/29.html
  
  
  ВОЖДИ ПОСЛЕСТАЛИНСКОЙ ЭПОХИ
  
  Многие художники почитали за честь изображать Никиту Сергеевича Хрущева и "лично" Леонида Ильича Брежнева. Но вездесущий Налбандян и тут в своём холуяже всех переплюнул:
  
  Портрет Н.С. Хрущева. 1961.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/63.html
  
  Выступление Н.С. Хрущева на XXII съезде КПСС. 1961.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/60.html
  
  Встреча членов партии и правительства с представителями советской творческой интеллигенции. 1962.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/61.html
  
  Портрет Н. Хрущева. 1964.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/62.html
  
  Леонид Ильич Брежнев на Малой земле. 1975.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/91.html
  
  Леонид Брежнев. 1981.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/146.html
  
  Портрет Л.И. Брежнева.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/92.html
  
  Наш путь к коммунизму. 1981.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/147.html
  
  Л.И. Брежнев.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/93.html
  
  Портрет Леонида Ильича Брежнева.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/94.html
  
  Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/183.html
  
  Фидель Кастро. 1981.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/185.html
  
  
  МАССОВЫЕ ПАРТИЙНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
  
  И.И. Бродский. II Конгресс Коминтерна. 1924.
  https://regnum.ru/pictures/2345697/3.html
  
  А.М. Герасимов. Гимн Октябрю. 1942. Сталинская премия 1-й степени.
  https://the-morning-spb.livejournal.com/163038.html
  
  Д.А. Налбандян. Созидание во имя мира. XXVI съезд партии. 1981.
  https://regnum.ru/pictures/2179077/148.html
  
  
  Стоит отметить, что такие мастера кисти, как "советские импрессионисты" Игорь Эммануилович Грабарь и Мартирос Сергеевич Сарьян продемонстрировали всему миру, что, имея талант от бога, даже в тоталитарном СССР можно было выжить, не пресмыкаясь перед тиранами и власть имущими невеждами. Вот для примера несколько картин этих замечательных мастеров:
  
  Игорь Грабарь:
  
  Мартовский снег. 1904.
  https://art.goldsoch.info/martovskij-sneg-igor-grabar/
  
  Хризантемы. 1905.
  http://www.rodon.org/art-080108154350
  
  Последний снег. 1931.
  https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-igorya-grabarya-poslednij-sneg/
  
  Февральская лазурь. 1904.
  Берёзовая аллея. 1940.
  Март. 1939.
  https://oleqov.livejournal.com/32663.html?page=1
  
  
  Мартирос Сарьян:
  
  Улица. Полдень Константинополь. 1911.
  https://likbez-a-m.livejournal.com/102885.html
  
  Финиковая пальма. Египет. 1911.
  https://muzei.club/0704-opisanie-kartiny-finikovaya-palma-egipet
  
  Пёстрый пейзаж. 1924.
  https://russlink-art.livejournal.com/3920675.html
  
  Гегамские горы. 1926.
  https://regnum.ru/pictures/2087457/256.html
  
  Полдень. 1953.
  https://regnum.ru/pictures/2087457/485.html
  
  
  Дорвавшейся до власти посредственности кажется, что она имеет право судить обо всём на свете.
  
  "В 1937 году в Мюнхене состоялась скандально известная выставка "Дегенеративное искусство" , цель которой - показать публике искусство, которое оскорбляет нацию и религию, демонстрирует деградацию личности, высмеять современные, революционные жанры, бросившие вызов классической живописи.
  
  Среди приговоренных работ присутствовало не только творчество молодых немецких сюрреалистов, дадаистов, экспрессионистов, еще неизвестных публике, но и работы художников, успевших получить мировую известность - Поля Гогена, Ловиса Коринта, Огюста Ренуара, Винсента ван Гога.
  
  Адольф Гитлер, идеолог нового немецкого общества, с детства мечтал быть художником, он не отказался от своей мечты даже после того, как не смог поступить в Художественную академию в Вене. Гитлер восхищался классическими пейзажами, реалистическими и романтическими сценами, картинами, по его мнению, назывались только работы, обладающие сюжетом. А вот к современным направлениям искусства он относился с презрением. Это презрение и стало поводом для борьбы с "дегенеративным искусством", вредным для нового немецкого общества. В июне 1937 года Гитлер приказал конфисковать из немецких музеев картины, написанные дадаистами, кубистами, сюрреалистами, экспрессионистами, неугодными оказались даже импрессионисты. Всего за время кампании было конфисковано более 20 тысяч картин. В здании археологического музея было организовано 10 тесных залов, где на простых шнурах были развешены шедевры современного искусства 20 века с указанием авторов и их стоимости с учетом гиперинфляции.
  
  "Дегенеративных" художников не арестовывали, вместо этого им запретили делать то, чем они жили - творить. Так, Эмилю Нольде запретили даже покупать краски, до окончания Второй мировой войны каждый день он писал картины акварельными красками, опасаясь, что запах масла услышат соседи, а каждый вечер закапывал свои рисунки. Эрнст Людвиг Кирхнер, известный экспрессионист, покончил с собой через полгода после открытия выставки". (9)
  
  Но это в Третьем Рейхе, конец 1930-х. Дела давно минувших дней. Но, как говаривал философ Гегель, "История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса". Фарс наблюдался 1 декабря 1962 года, на выставке художников-нонконформистов в Манеже, в центре Москвы:
  
  "Никита Сергеевич прошёл в первый зал, ногой отодвинул в сторону кресло, подождал, пока все не окружили его - в центре правительство, руководство Союза художников, охрана, фотографы, вокруг по периметру зала художники.
  
  Для понимания того, что произошло дальше и что явилось впоследствии причиной различных версий развернувшейся драмы, надо представить себе, что вокруг каждого участника выставки оказались три-четыре члена правительства, все члены правительства что-то кричали, и каждый из участников выставки мог запомнить только то, что кричали члены правительства, находившиеся рядом с ним.
  
  Но это потом, а пока Никита Сергеевич стоял посреди зала, почти сплошь завешанного картинами учеников Элия Белютина.
  Я внимательно следил за мимикой лица Никиты Сергеевича - оно было подобно то лицу ребёнка, то мужика-простолюдина, то расплывалось в улыбке, то вдруг на нём обозначалась обида, то оно становилось жестоким, нарочито грубым, глубокие складки то прорезывали лоб, то исчезали, глаза сужались и расширялись.
  
  Видно было, что он мучительно хотел понять, что это за картины, что за люди перед ним, как бы ему не попасть впросак, не стать жертвой их обмана. Но при всём при этом, на фоне лиц-масок помощников, сопровождавших его, однозначно замкнутых, однозначно угодливых, однозначно послушных или однозначно безразличных, - лицо Никиты Сергеевича отличалось естественной живостью реакций. В данном случае оно стало злым.
  
  Никита Сергеевич молчал около двух минут, а затем громко, с ненавистью произнёс:
  - "Говно!" И, подумав, добавил: - "Педерасты!".
  И тут, все сопровождавшие его государственные люди, как по команде, указывая пальцами то на одного, то на другого из нас, закричали: "Педерасты!". Нас было тринадцать художников, мы стояли около своих картин.
  
  Сопровождающих Хрущёва вождей, руководителей Союза художников, фотографов и охраны - человек тридцать. Акцентируя, повторяю, каждый из нас видел трёх-четырёх кричащих вождей, слышал то, что кричали именно они.
  Один слышал Шелепина, другой Мазурова, Фурцеву.
  
  Я лично стоял рядом с Сусловым и Ильичёвым. Члены правительства с возбуждёнными и злыми лицами, одни бледнея, другие краснея, хором кричали:
  - "Арестовать их! Уничтожить! Расстрелять!"
  Рядом со мнойСуслов с поднятыми кулаками кричал:
  - "Задушить их!"
  Произошло то, что невозможно описать словами.
  
  Ситуация была настолько противоположна ожидаемой и настолько парадоксальной и непредсказуемой, что в первый момент я растерялся, никак не мог взять в толк, что это обращено к нам, ко мне в частности. <...>
  
  Пять минут назад мы готовились около своих картин говорить об искусстве.
  Разрыв между заготовленными речами и тем, что происходило, был фантастическим.
  Разрыв этот невозможно было объяснить логически. Между тем, Никита Сергеевич поднял руку, и все замолчали. В наступившей тишине он произнёс:
  - "Господин Белютин! Ко мне!"
  Бледный, но ещё не сломленный Элий Михайлович подошёл к Хрущёву.
  - "Кто родители?" - спросил Хрущёв,
  - "Мой отец, - ответил Элий Михайлович, - известный общественный деятель".
  В этом ответе содержалось что-то мистическое.
  Общественные деятели были в других странах, у нас же родители могли быть рабочие и крестьяне - это хорошо! Служащие, учёные и люди творческих профессий - хуже, но тоже возможно. Может быть, известным общественным деятелем Хрущёв считал лишь себя?
  
  Он несколько опешил, не стал уточнять и спросил:
  - "Что это?" (Имелись в виду наши картины.) Элий Михайлович ответил - точно не помню, как именно, какие были слова, но по смыслу - начал говорить о содержании, о чём работы - домик в Ульяновске, портрет, пейзаж, Волга.
  Но кто-то опять закричал:
  - "Педерасты!", кто-то: - "Надо их арестовать! Говно!"
  И Хрущёв сказал: - "Говно!"
  
  И все опять начали кричать, и опять Никита Сергеевич поднял руку, и все замолчали, и он сказал:
  - "Господин Белютин! Вы хотели общаться с капиталистами, мы предоставляем вам такую возможность. На вас и ваших учеников уже оформлены заграничные паспорта, через двадцать четыре часа все вы будете доставлены на границу и выдворены за пределы Родины".
  
  - Что вы делаете, Никита Сергеевич? - кричали все вокруг:
  - Их не надо выпускать за границу! Их надо арестовать!
  И вдруг кто-то обратил внимание на длинноволосого бородатого художника в красном свитере, на ныне покойного, доброго и талантливого Алёшу Колли и закричал:
  - "Вот живой педераст!" И члены правительства, и члены идеологической комиссии - все вытянули пальцы, окружили его, кричали: - "Вот живой педераст!"
  
  Об артикуляции. Я не знаю, как это было в правительственных кабинетах, но в Манеже роль жеста занимала наряду с руганью место исключительное.
  Указательные пальцы, выбросы рук вперёд, их вращение, сжатые кулаки.
  Привычная форма общения? Мимический сленг? Недостаток культуры? Ограниченный словарный запас?
  
  Снова Никита Сергеевич поднял руку, и все замолчали. - "Хорошо, - сказал он, - теперь я хочу поговорить с каждым из них". Он подошёл к первой висящей от двери картине и спросил: - "Кто автор?".
  Автором была Г. Яновская, и кто-то объяснил, что среди присутствующих её нет. На следующей картине был в несколько трансформированном виде изображён молодой человек.
  - Автора ко мне, - произнёс Хрущёв.
  Подошёл Борис Жутовский.
  - Кто родители? - спросил Хрущёв.
  - Служащие, - кажется, ответил Борис Жутовский.
  - Служащие? Это хорошо. Что это? (О картине.)
  - Это мой автопортрет, - ответил Борис.
  - Как же ты, такой красивый молодой человек, мог написать такое говно? Борис Жутовский пожал плечами в смысле - написал.
  - "На два года на лесозаготовки!" - приказал кому-то Хрущёв. Фантастика продолжалась. Не понимаю почему, но Борис Жутовский ответил: "Я уже два года был на лесозаготовках" (на самом деле не был), а Никита Сергеевич сказал:
  - "Ещё на два года!" И несколько голосов:
  - "Не надо на лесозаготовки, арестовать его надо!" Но Хрущёв уже подошёл к картине Люциана Грибкова, напоминающей революционный плакат времён Гражданской войны.
  - Кто родители? - спросил он. - Отец участник революции, мать умерла.
  - Повезло твоей матери, что она не видит тебя сегодня.
  Что это? - Красногвардейцы.
  - Говно. Как же ты, сын таких родителей, мог такое говно написать?
  
  Дальше висела светлоголубая картина, напоминающая небо и людей в скафандрах, автором был Володя Шорц, родители - рабочие, мать санитарка.
  - Рабочие это хорошо, - сказал Никита Сергеевич, - я тоже был рабочим. Что это?
  - Космонавты, - ответил Шорц.
  - Какие же это космонавты? Я лично всех знаю. Нет среди них голубых, обыкновенные люди.
  - "Говно!"
  
  Следующей висела моя картина.
  На ней было изображено воспоминание - мой сын фёдор в колясочке на бульваре среди деревьев и домов новостроек.
  Полная утрата здравого смысла, несогласование того, что происходило с объективной реальностью, дикий произвол оценок, чудовищные обвинения, при полном отсутствии вины, возможность утраты не только честного имени, но и жизни...
  
  Ещё когда Хрущёв говорил с Люцианом грибковым, я понял, что надо изменить обстановку, нас обвиняли чёрт знает в чём, обвиняли людей, которых я знал и любил, я понял, что надо немедленно начинать говорить что-то разумное, подошёл к Элию Михайловичу и спросил его, почему он не защищается? Но то ли он был, как и многие из нас, в состоянии шока, то ли не считал возможным для себя вести полемику на том уровне и в той обстановке, и когда я увидел, что Никита Сергеевич направляется к моей работе, я вышел ему навстречу и попросил у него разрешения говорить.
  
  Он посмотрел на меня совершенно разумными, очень внимательными глазами, мучительно напряг мышцы лба и сказал:
  - "Пожалуйста, говорите".
  Прежде чем говорить об искусстве, надо было рассеять дезинформацию, он совершенно не понимал, что за люди перед ним. Он доброжелательно смотрел на меня.
  
  - Никита Сергеевич, - сказал я, - я хорошо знаю всех, здесь нет ни одного педераста - у всех семьи, дети, все заняты полезным для нашей страны трудом, работают по двенадцать-четырнадцать часов в сутки, одни иллюстрируют книги в издательствах "Художественная литература", "Советский писатель", "Молодая гвардия", "Известия", "Детский мир", АПН, другие в домах модели разрабатывают новые модели одежды, плакатисты, карикатуристы, прикладники, художники комбинатов графического и прикладного искусства Художественного фонда, и только вечером, когда другие наши люди отдыхают, играют в шахматы, в домино, читают книги, они направляются в студию Московского Союза графиков и ...
  
  И тут Никита Сергеевич меня перебил.
  - "Вот вы лысый человек, сказал он, - и я лысый человек, вот в двадцатые годы я работал на Кузнецком мосту, а по тротуару проходил в жёлтой кофте Маяковский, сколько вам лет?"
  Он меня оборвал на полуслове.
  
  Мне было тридцать девять лет, но я волновался, хотел говорить о том, что дала мне студия.
  Я как-то проглотил слово "тридцать" и, видимо, изменённым голосом громче, чем надо, произнёс: "Девять!".
  И Никита Сергеевич захохотал и через смех, обращаясь ко всем, закричал:
  - "Ему девять лет"!"
  И все вокруг стали смеяться и говорить:
  - "Ему девять лет!"
  
  - "Я не всё сказал, разрешите говорить?"
  - "Говорите", - сказал он. Я повторил, что это вечерняя студия, творческая экспериментальная мастерская... И он снова перебил меня и сказал:
  - "Значит днём вы молитесь богу, а вечером продаёте свою душу чёрту?"
  - "Нет, Никита Сергеевич, если бы я не занимался в этой студии, не совершенствовал своё мастерство, вряд ли бы я сделал те работы, которые висят у меня внизу, в графическом разделе выставки тридцатилетия МОСХ. То, что мы делаем вечером, помогает нашей основной работе".
  
  Я пропустил один ситуационный эпизод.
  Когда я сказал о вечерних занятиях, Никита Сергеевич, очевидно, по ассоциации (вечер - что происходит вечером) обратился к Фурцевой и сказал, что вот он каждый вечер включает радиоприёмник, и всё джазы да джазы, и ни одного хора, ни одной русской народной песни.
  - "Мы, Никита Сергеевич, исправим положение", - сказала Фурцева. Следующие два месяца во изменение всех программ с утра до вечера исполнялись русские народные песни. Так просто творилась наша история.
  
  Я хотел подробнее рассказать Хрущёву о художниках студии, о Белютине, но Ильичёв, который стоял рядом со мной, неожиданно обнял меня и потащил в сторону, а Хрущёв, до сознания которого, видимо, что-то из моих слов дошло, улыбнулся, махнул рукой и пошёл в следующий зал, где висели работы Юло Соостера, Янкилевского и Нолева-Соболева.
  
  Зал был очень маленький. Все вошли в него, было душно и шумно. Хрущёв подозвал Соостера, задал ему вопрос о родителях, а Соостер начал что-то говорить о своих работах, говорил с прибалтийским акцентом.
  Хрущёв одно - он другое.
  
  Хрущёв, которому не чуждо было чувство юмора, ничего толком не понимая, улыбался. Шелепин подошёл к картине Соостера, на картине было изображено яйцо, а внутри ещё яйцо. Шелепин, обращаясь к Хрущёву, злобно произнёс:
  - "Это не так просто, в картине заложена идея, враждебная нам, что знания наши только оболочка, а внутри что-то совсем иное." Кто-то произнёс: - "Арестовать его?".
  Но Никита Сергеевич Хрущёв то ли не счёл возможным продолжать в прежнем тоне вести эту встречу с человеком другой национальности, то ли исчерпалась мера его гнева и раздражения. - продолжал улыбаться. Произошла разрядка. Хрущёв махнуд рукой и направился в следующий зал.
  
  Однако войти туда помешал ему загородивший собой дверь Эрнст Неизвестный.
  Произошла передышка - минут десять - пятнадцать.
  Эрнст Неизвестный увидел, что с Хрущёвым можно говорить, и внутренне мобилизовался.
  В отличие от белютинцев, для которых живопись была, как манна небесная, увлечением, счастьем, но не профессией - все они были профессиональными графиками или прикладниками, - Эрнст Неизвестный показывал скульптуры, которые были делом всей его жизни.
  Он был не только мужественным человеком, но и по натуре актёром, способным сыграть любую задуманную им роль.
  
  Для начала он решил акцентировать внимание Хрущёва на себе как на рабочем человеке - каменотёсе, труженике.
  Интуиция? Хитрость? Мужество? Видимо, и то, и другое, и третье. Широкоплечий, сильный человек, он заслонил собой дверной проём.
  - "Никита Сергеевич, - сказал он, - здесь работы всей моей жизни, я не могу показывать их в такой обстановке, я не знаю, придётся ли мне ещё говорить с руководителем партии, я прошу вас выслушать меня, и чтобы меня не перебивали".
  
  Опять зашумели, закричали, но Хрущёв поднял руку, и воцарилась тишина.
  - "Эту работу, - говорил Неизвестный, - я делал пятнадцать дней, а эту - два месяца." Он рассказывал, что за тяжёлый труд - дерево или камень рубить, сколько часов, дней, месяцев, лет. Каменотёс, рабочий человек - это Хрущёву должно было нравиться.
  
  Неизвестный показал на висящий на стене проект интерьера физического института, где на фоне гладких стен современного здания были изображены его будущие скульптуры, объяснил, где что будет и сколько и как надо будет трудиться. Хрущёв кивал головой. Неизвестный спросил (имея в виду гладкие стены, их будущую роспись):
  
  - "Как нам, Никита Сергеевич, следует относиться к творчеству художников-коммунистов - Пикассо и Сикейроса?"
  Тут все зашумели, закричали: - "Вы видите, куда он смотрит! Он на Запад смотрит!"
  - В этом человеке, - сказал Хрущёв, - дьявол и ангел. Дьявола мы в нём убьём, а ангела надо поддержать, я согласен платить ему за его работы, давать ему заказы.
  
  Тогда Эрнст сказал:
  - "Никита Сергеевич, я прошу вас, чтобы стены зданий, где я буду работать, расписывали художники, работы которых вы только что смотрели в двух предыдущих залах, чтобы мои скульптуры были на фоне их живописи".
  
  Хрущёв рассердился, махнул рукой и направился вниз, в гардероб. Мы автоматически шли за ним.
  - "Зачем вы меня сюда привезли? - обратился он к Ильичёву? Почему не разобрались в этом вопросе сами?"
  - Вопрос получил международную огласку, о них пишут за границей, мы не знаем, что с ними делать.
  - Всех членов партии - исключить из партии, - сказал Хрущёв, - всех членов союза художников - из союза, - и направился к выходу. Мы вышли из Манежа.
  
  Вера Ивановна Преображенская сказала: - "Ну, хорошо, вы все педерасты, а я кто?".
  Мы стояли на площади и гадали, что с нами будет?
  Сколько часов остаётся?
  Чему верить?
  Вышлют из страны?
  Арестуют?
  Пошлют на лесоповал?
  Снимут с работы, исключат из союза?
  Ведь не кто-нибудь, а глава государства говорил всё это." (10)
  
  Прошу моих читателей не удивляться такому длинному цитированию. Дело в том, что в последующие издания книги Леонида Рабичева вошло не более половины его оригинального текста, опубликованного в 2008 году и приведённого выше отрывка там нет.
  
  Стоит отметить, что "памятник на могиле Н.С. Хрущева выполнен отечественным скульптором Э. Неизвестным. История распорядилась так, что, несмотря на все противоречия Хрущева, как лидера страны, и Неизвестного, как представителя советского абстракционизма, именно этот скульптор по просьбе сына Хрущева сделал эскиз, а после и сам памятник". (11)
  
  
  Список источников
  
  1. Е. Фатеев, "Почему в СССР было великое искусство ?", статья в интернете, http://oknasocrealisma.com/pochemu-v-sssr-bylo-velikoe-iskusstvo/ .
  2. "Живопись СССР", http://oknasocrealisma.com/zhivopis-sssr/ . Статья 2019 года.
  3. "Новая Москва (картина)", статья из Википедии.
  4. "Соцреализм", статья в интернете, http://oknasocrealisma.com/shestaya-statya-o-chem-to/ .
  5. Марк Солонин, "Русская слава города Севастополь?", https://www.youtube.com/watch?v=5UdvMeBhwPM .
  6. "Советские "котлы" 41-42 гг.", статья в интернете: https://sapojnik.livejournal.com/1868316.html .
  7. "Соцреализм", статья в интернете, http://oknasocrealisma.com/shestaya-statya-o-chem-to/ .
  8. "Историк Марк Солонин. "В гостях у Гордона"", https://www.youtube.com/watch?v=wrUq7QQOkZA
  9. "Каких картин боялся Гитлер?", статья в интернете, http://oknasocrealisma.com/kakix-kartin-boyalsya-gitler/ .
  10. Л.Н. Рабичев, "Война всё спишет", М., Авваллон, 2008.
  11. "Памятник на могиле Хрущёва", статья в интернете. Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/lichnosti/pamyatnie-mesta/place/item-26 .
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"