Ренко Джордж : другие произведения.

О душе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Разные религии по-разному описывают продолжение существования сознания человека после смерти физического тела и прекращения функционирования мозга.

  О душе
  
  С религиозной точки зрения, человек отличается от остальных живых существ не только высокоорганизованным мозгом, но и наличием загадочной, ненаблюдаемой, нематериальной, непонятно где находящейся, неуничтожимой и по определению бессмертной субстанцией, в которой заключена сущность и главная составляющая человеческой личности, называемая "душой".
  
  Разные религии по-разному описывают продолжение существования сознания человека после смерти физического тела и прекращения функционирования мозга.
  
  Христианство и ислам убеждают своих последователей в существовании рая и ада, где бесплотная душа, несмотря на отсутствие физического тела и органов чувств, сохраняет возможность испытывать вполне телесные наслаждения, например, в виде потребления изысканных вин и продуктов питания (а также сексуальных утех с прекрасными гуриями в мусульманском раю), или ужасные, но опять же физические страдания в аду.
  
  Восточные же религии, такие как индуизм и буддизм, непоколебимо уверены в том, что душа человека после смерти одного тела будет внедрена в другое и, таким образом, обречена на многократное повторение этого цикла проживания физических жизней. При этом никого не смущает тот факт, что новорожденный младенец ничего не знает, ничего не помнит, ничего не понимает, не осознаёт себя и вынужден всему учиться заново.
  
  Утверждается, правда, что очень редко, в исключительных случаях, кто-то где-то был в состоянии вспомнить свои предыдущие жизни. Хотя происходит это не с самого рождения, а уже когда ребёнок научится говорить, начнёт осознавать себя как личность, приобретёт элементарные знания и навыки - вот тогда в нём и проснётся память о прожитых им предыдущих жизнях. Не о всех, конечно, выборочно. Всех слишком много было для того, чтобы сохранить их даже в чудесной нематериальной памяти души.
  
  Но удивительные свойства души не ограничиваются всем выше перечисленным. Вот ещё одна загадка. Многие люди в течение жизни в результате травм или заболеваний испытывали различные изменения сознания, вызванные нарушениями нормальной работы мозга. Сотни тысяч людей к старости впадают в маразм, называемый болезнью Альцгеймера или сенильной деменцией. Серьёзные черепно-мозговые травмы также могут привести к полной или частичной потере памяти и изменению личности. И вот утверждается, что гипотетическая душа человека, прожившего последние годы в полном беспамятстве и практически бессознательном состоянии, после смерти чудесным образом восстанавливает свою память и опять становится полноценной личностью, готовой к удовольствиям или страданиям. Или, по другой версии, к перерождению в новом теле, пройдя предварительно операцию полного стирания этой памяти.
  
  И все эти чудеса, происходящие с сознанием человека, нужно принять на веру. То есть, отбросив все сомнения, заглушив голос критического разума, просто уверовать в то, что человек, убеждающий нас в истинности отстаиваемой им религиозной концепции, обладает непререкаемым знанием, а не передаёт нам переходящие из поколения в поколение и постоянно изменяющиеся со временем фантазии далёких предков.
  
  Но даже и испытывая огромное желание уверовать в то, что мир, в котором мы живём, полон чудес, невидимых и неведомых сущностей, обладающих нечеловеческими способностями, знаниями, силой и властью, создан и контролируется сверхъестественным всемогущим существом, остаётся непонятным, какую же из религиозных версий предпочесть? Как решить, какая из взаимоисключающих концепций истинна?
  
  А ведь выбор этот очень серьёзен. Иногда это выбор между жизнью и смертью. Например, приняв мусульманство, отказаться от него впоследствии и перейти в другую религию уже невозможно. Такое отступничество карается смертью. Да и вечное посмертное существование зависит от нашего земного выбора. Даже подумать страшно: а вдруг не угадаешь и выберешь не ту религию? А потом из-за этого целую вечность мучиться?
  
  Одно дело, когда ребёнок родился в религиозной семье и автоматически, с молоком матери впитал религию своих родителей. В этом случае сомнения и проблема выбора отсутствуют. Куда хуже приходится взрослому критически мыслящему субъекту, которому ясно видна масса внутренних логических противоречий, присущих любой из религиозных картин мира.
  
  Вот несколько вопросов к "пастырям духовным", вещающим о наличии у каждого бессмертной души и посмертном воздаянии.
  
  1. Души детей, умерших в младенчестве, не успевших обрести опыт земной жизни, с несформировавшимся сознанием, так и обречены на вечное посмертное существование в этом бессознательном состоянии? Или они смогут обучаться и развиваться на том свете?
  2. Становятся ли некоторые человеческие особи маньяками-убийцами исключительно по своей свободной воле или физиология их мозга отличается предрасположенностью к насилию и мучительству? Современные психология и нейрофизиология однозначно свидетельствуют именно о втором варианте. Известно, что уже в раннем возрасте дети бывают добрыми и злыми. Одни и муху не обидят, а другие, у которых отсутствует чувство сострадания, с удовольствием мучают мелких животных и насекомых. Но в этом случае, в соответствии с религиозной точкой зрения, ответственность за подобные отклонения от нормы должен нести создатель этих индивидуумов и их бессмертных душ. Почему же они одни должны подвергаться вечным мучениям после смерти, а тот, кто их такими создал, никакой ответственности за это не несёт?
  3. Если к душам людей с прижизненными нарушениями сознания и памяти после смерти сознание возвращается в полном объёме, помнят ли они о тех годах, которые провели при жизни в состоянии повреждённого сознания? И если "да", то каким образом: как взгляд со стороны или как своё собственное восприятие окружающего в ущербном состоянии?
  4. Обретут ли после смерти нормальное сознание дауны, олигофрены, имбецилы, дебилы и идиоты? Или они обречены вечно пребывать в своём идиотическом состоянии? Если чудесным образом и обретут, то какая память у них сохранится о земной жизни? Если же нет, то ждёт ли их вечное существование с неполноценным сознанием? И насколько это справедливо с человеческой точки зрения и с точки зрения высшего разума?
  5. Личность каждого из нас в течение жизни испытывает существенные изменения. Как сказал поэт:
   Только змеи сбрасывают кожи,
   Чтоб душа старела и росла.
   Мы, увы, со змеями несхожи,
   Мы меняем души, не тела.
  Или проще, на бытовом уровне: "Куда деваются милые, добрые, нежные девочки и откуда берутся сварливые, вредные жёны и тёщи?" Вот и вопрос: в каком виде, соответствующем какому периоду жизни, восстановится душа после смерти? Будет ли это добрая и непосредственная душа ребёнка, ищущая эмоциональная душа подростка, вредная и завистливая душа взрослой особи, или вздорная, вечно всем недовольная, брюзгливая старческая душа? А ведь всё это один и тот же человек.
  
  
  И когда пастыри дадут вам ответы на все эти вопросы, а я не сомневаюсь в том, что дадут, спросите у них, откуда им это стало известно? Да ещё так быстро? Уж не придумали ли они только что всё это сами? Или может быть они получили откровение свыше? И почему мы должны вот так сразу им в этом поверить?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"