Аннотация: Видели ли вы призрака в лучах догорающего заката?
Призраки в южном городе.
Видели ли вы когда-нибудь призрака в лучах догорающего заката? Думаете, призраков не бывает? Ошибаетесь. В том городе, в теплое время года их очень много. Их присутствие можно ощутить повсюду.
Почти повсюду, если умеешь слушать. Если захочешь увидеть.
Если в теплый, весенний день долго простоять в музее у любимой фотографии инженера - строителя железной дороги, а потом пойти долгой дорогой до центральной остановки, мимо полузаброшенных зданий, вдоль железно дорожных путей. Во время близкое к закатному.
Не помню, как точно называется этот зал, но это тот самый зал, в который редко кто забредает, и еще реже там задерживаются подолгу. Только те, кто ностальгирует по старому городу (пожилые дамы, коренные жительницы, кое-кто из них и пополнял экспозицию собственными вещами, и семейными архивными фотографиями) и такие как я - любители призраков со старых черно-белых фото.
Совершенно неповторимый колорит южного купеческого города, живущий навсегда на фото конца девятнадцатого начала двадцатого веков. Конки и трамваи, извозчики, фонарщики, чиновники, городской голова, кузнецы, торговцы, дамы и девицы в светлых кружевных платьях со светлыми, кружевными же зонтиками (и как они в такую-то жару парились в наглухо закрытых многослойных одеждах! Корсеты, платья с глухим воротником и длинными рукавами...). Пристань, верфи, вокзал, проспект, улицы парки, доходные дома, мосты - все залито солнцем. Живой и движущийся портовый город застыл навсегда в неподвижном изображении.
Кстати, в том же зале стоит столб с объявлениями - такой же, или тот самый, что стоял в то время на улице, объявления с него стоят отдельного разговора. Несомненно, зайдя в тот зал, пропускать его не стоит.
Если спокойным, теплым, безветренным весенним вечером перед закатом, идти вдоль заброшенного здания депо (я не уверена, что это было именно депо... но определенно что-то с путями сообщениями связанное) и еще действующей железной дороги, параллельно берегу реки (о, не удивляйтесь! Там до сих пор есть такие улицы, где заброшенные и полуразрушенные памятники архитектуры соседствуют с такими же разрушенными жилыми домами - этим в основном, отличается исторический центр города) то даже не боковым зрением, а совершенно ясно, можно увидеть легко и быстро шагающего человека.
Только уходящий луч заката коснется на железнодорожного полотна, он появляется из за угла здания. Идет легкой походкой, в строгом черном костюме, помахивая тростью. Ростом скорее высок, чем низок, на молодом лице глаза тронутые грустью. Стремительно доходит до поворота к заброшенному зданью и в тот момент, когда этот человек сворачивает, вы ясно видите, что сквозь его силуэт проступает темнеющее небо.
Если вам повезет - он обернется и улыбнется вам.
А в той музейной экспозиции, среди прочих фотографий в том самом зале есть фото инженера принимавшего участие в строительстве железной дороги. Он есть на отдельной фотографии и на групповом снимке. На групповом фото снято много людей, но за него взгляд цепляется сразу. Он молодой, с темными блестящими глазами, приятным лицом, черноволос, строен и одет в черное.
Думаете, бывают только призраки людей? Ошибаетесь. Там полно и призраков зданий.