Рассказ Александра Матюхина во многом замечателен: и своими художественными достоинствами, и глубиной смысла, и продуманностью мелких деталей. Большой удачей автора является простота повествовательного языка - рассказ читается на одном дыхании. Но я бы не советовал читателю слишком быстро читать данный текст. Он таит в себе много интересных секретов.
"Deja vu со льдом" можно назвать рассказом-катастрофой (уж пусть простят меня за сей эвфемизм), причем катастрофой социальной. А. Матюхин мастерски блюдёт тайну - загадка до последних строк остается загадкой. Автор ставит нас перед фактом социальной проблемы, сравнимой с социальной проблемой игромании, наркомании и т.д. Но как возникла эта проблема? Что побудило ОЧЕНЬ значительную часть населения замкнуться, уйти в микрокосмос собственного дома? Ясно, что автор в рамках рассказа не пытается ответить на эти вопросы... В этом его победа: эти вопросы возникают, это заставляет думать читателя. Действительно, примечательно, что большая часть современной фантастической литературы не имеет своей целью пробуждения мысли читателя.
Мне сложно определить данный рассказ как фантастический. Да, конечно же, здесь описываются элементы предполагаемого будущего человеческой цивилизации. Но для НФ это описание чрезвычайно недостаточное. Для киберпанка - тоже. К тому же - главный гвоздь рассказа - лёд, засыпаемый в горло жены главного героя... Думаете, это фантастика? Нет. Это приём абсурдизма.
Редко фантастика использует этот прием. Но - почти всегда метко и с определенной целью. Помните, у Стругацких, в "Улитке на склоне" - в Управлении все пьют только кефир. Постоянно. Это - яркий пример абсурдизма и он имеет своей целью не только удивить читателя.
Как и у Стругацких, Матюхин вводит элемент абсурдизма для выражения... иронии. Да-да. Именно иронии. Разве не странно, что приступ болезни, вызванной недостатком новых впечатлений, лечат таким простым, дико простым способом? Не только странно, но и вызывает улыбку. Значит, достаточно проглотить что-нибудь холодное (ну, на месте льда могло быть мороженое - это бы вызвало уже не улыбку, а воспринялось как буффонство - проще говоря - явный стёб), чтобы излечить сложное нервное расстройство?
Ирония автора оказалась блестящей в своём исполнении. Именно это мне больше всего понравилось. Вообще текст выглядит совсем мейнстримовским.
В коротком рассказе много интересных образов.
"Затем я взял нож и начал отдирать кусочек пластика от окна... Оторвал уголок, прислонился к холодному пластику, заглянув в мир за пределами квартиры".
Как вы думаете: почему главный герой берёт в руки именно нож? Не ножницы, например. Именно нож. Нож - это символ насилия, орудие разрушения. Главный герой разрушает свой замкнутый, изолированный микрокосмос. Это знак того, что наваждение (Deja vu) больше не повторится. Знак того, что глаза главного героя открылись. В контексте рассказа этот знак воспринимается оптимистично: значит, есть шанс, что душевное потрясение откроет глаза и заставит задуматься.
Ведь есть же люди в городе, которые живут обыкновенно, не замкнутой жизнью (опять же, А. Матюхин удачно подчеркнул существование подобных людей рекламой на улице - просто так она бы там не висела).
К.И.С. После чумы
Этот рассказ мне понравился яркой передачей эмоций персонажей, главным образом - девочки-подростка, выступающей основным действующим лицом. Эмоции всегда порождают образы, а образы значительно лучше запоминаются. Именно поэтому начала данного конкурсного рассказа мне запомнилось на долго.
Но рассказ оставляет не только положительные впечатления, хотя явных неудач нет. Много в нем вторичного, при чем сразу из ряда произведений. Вторичность и даже третичность сюжета заставляет сделать вывод, что данный рассказ является творческим ученичеством. Удачным, но ученичеством. Хотя, впрочем, я ведь могу ошибаться. Пусть не обидится на меня автор.
Шауров Эдуард. Твари Творца
Рассказ Эдуарда Шаурова может стать хорошей иллюстрацией для одного моего вывода. Прочитав все рассказы анализируемой группы, несколько рассказов других групп, я отметил, что в рассказах нет главного Героя. Нет, главные герои (персонажи), конечно же, присутствуют, они что-то совершают, становятся свидетелями и участниками странных приключений... Но вот, нет среди них ни Кононов, ни Румат Эсторских, ни кого, кто бы был Героем. Да, значит живём мы в век, когда Герои нам приелись, стали скучны и смешны. ПРИКЛЮЧЕНИЕ стало важнее, чем извечное противостояние человека Судьбе, что приводит к появлению человека-Героя, человека-Победителя...
Эдуарду Шаурову удался цельный образ главного персонажа. Саул имеет очень живой образ, подчеркивание в нем отдельных свойств характера, рисует перед читателям образ фанатика сомневающегося, но одерживающего над своими сомнениями победу. Вот тут-то я было возрадовался: наконец-таки Герой нашелся... Но Герой, показавший почти библейскую силу духа, совершил поступок, который подошел бы героям Старого Завета, но никак не Нового. Он оставил человека, нуждающегося в помощи.
Вообще рассказ держит читателя в напряжении. Много неожиданных поворотов, казалось бы, алогичных.
Через отдельный, очень узкий сюжет можно рассмотреть весь мир такого будущего.
Из недостатков отмечу только очень субъективный: мне кажется, что слишком много повторяющихся ярко негативных экспрессивных слов (брани).
Асмю Андрей. Кроманьонцы.
Приятный, легкий рассказ-шутка. Было приятно прочесть, но глубины в нём я не увидел.
Славич Алексей. Дуэль на солёных огурцах
Рассказ много интригует, но оставляет интригу с носом. Кажется, что всё, о чем идёт речь в рассказе, только вот-вот произойдёт. Вроде бы персонажи разговаривают (очень-очень интеллигентно, будто бы аспиранты, которым их наука уже осточертела), меняют свое местонахождение, планируют действия... Но почти ничего не происходит. Кроме полового акта в прихожей, конечно.
Широкий Эмиль. Кока-кола и зелёный автобус
Рассказ Широкого Эмиля текстуально и контекстуально сложен. Сложно дать ему оценку в короткой заметке. Здесь психологизма на страниц 5 - никак не меньше. Но попытаюсь быть кратким.
Рассказ является безусловно постмодернистским с сильным уклоном на экзистенциализм. Основной идеей я бы назвал следующее: противление обыденной рутинной жизни попыткой нонконформизма с властью. Образ зеленого автобуса - символ свободы и яркости на фоне серости окружающего мира. Яркое пятно на городском пейзаже, автобус гибнет по непонятной причине. Сомнительно, что в этом повинны "власти". Этот убегающий островок анти-реальности гибнет потому, что происходит коренной перелом в душе главного героя. Автобус переворачивается не ДО, а ПОСЛЕ того, как герой ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ сдать документы друга в милицию.
Примечательно желание героя выпить кока-колы - образ, символизирующий желание героя приобщиться к обществу потребления. Герой, выражаясь языком 19 века, отказывается от своих идеалов (символ - зеленый автобус) и приобщается к мещанской среде (символ - кока-кола).
К сожалению, я не смог завершит обзор всех рассказов. Может быть, это и к лучшему. Ведь писать критические обзоры - дело очень сложное и, главное, способное вызвать множество нареканий со стороны обиженных.