...И правильно сделали, что закрыли сюда доступ любопытным и праздношатающимся и оставили возможность работать здесь лишь учёным.
Почтеннейшая публика пусть себе любуется на дубликаты: мы старались, мы выстроили бетонное здание - копию пещеры. И перенесли туда знаменитые наскальные полотна. Копии ничем не хуже оригинала, зато им не вредит цэ-о-два и они куда как более устойчивы к микробиологической грязи, которую мои современники носят с собой - губительной для оригиналов пещеры, которым *дцать тысяч лет...
Я перетираю красочные пигменты, наношу их на стены.
В моё время над этими стенами работали многие поколения, и я тоже - пишу кистью из шерсти животного или распыляю краску через особую трубочку. Мы - наше племя - относимся к этому как к тайному обряду, ритуалу...
...а ещё раньше другие соплеменники выгравировали изображения в стене. Нажатием острого инструмента кто-то вырезал линии - и в пещеру пришли кошачьи фигуры, лошади, другие существа и стали здесь жить, чтобы не уходить отсюда в обозримом будущем - пока на земле остаётся кто-либо, кто умеет считать время.
- Эд, подойди сюда! Невероятно!
Это - сокровища! И они разворачиваются перед глазами, словно кино... нет! Это не просто панорама, не просто фильм, больше! Мистическое послание!
- Ну что вы, Огюст, наскальная живопись не обязательно...
- Она - обязательно! - комплекс загадок, узел знаний, масса информации, которую до нас только стремятся донести! Готовы ли мы её воспринять? Теперь - мы чувствуем себя первооткрывателями пирамид? Или хотя бы нового мира?
Я тихо спускаюсь к реке.
Ночь. На берегу неясно горит один из шаров - неугасимый светильник, о котором только наш шаман знает что-то толковое. Он говорит: о таких светильниках ему рассказали птицеголовые люди.
Сам шаман где-то рядом, я его воспринимаю, но пока что не вижу.
Я - изобразитель, он - тот, кто направляет и руководит. Нет, мне поручает эту работу весь наш род: и потомки, и предки, и те, кто помогает собирать подмостки для росписи потолка пещеры.
Эти леса можно разобрать, а новые жители останутся - воплощенные животные: быки или пони, играющие длинными хвостами, приходящие сюда на водопой; коровы, олени, единороги, что оживают от лёгкого дуновения краски в костяную трубочку; и всё это - под призрачным чистым светом голубовато-белых шаров - даров птицеголовых людей: нам всем или только нашему шаману.
Я спускаюсь к реке, а там дрожат звёзды: тёплые, сияющие, спокойные.
Они связаны с именами птицеголовых людей, которые умели говорить без звука, стремясь донести послание до нас всех.
Передо мной дышит река, а ещё вокруг - леса, луга и необъятные пастбища, заросшие густой травой.
- Эд, подойди сюда! Я много думал об этом.
Теперь я понимаю, что означает этот рисунок: невероятный и восхитительный шифр! Видишь, Эд? Контур созвездий Близнецов и Тельца, и эти крупные звёзды, что переливаются и словно бы плачут зимними ночами. Тогда был совсем другой климат, и жаль, что у нас так мало данных. Но река протекала здесь же.
Я ставлю последнюю точку. Последнюю на сегодня. Одну из шести, мимо которых прошёл нарисованный носорог.
Я скоро закончу свою работу, соберу краски и уйду отдыхать, а те, кто последуют за мной, продолжат - но позже - и разберут леса, а может, подмостки...
В бригаде учёных и экспертов, которым предстояло решить эту задачу - только специалисты высшего уровня, не верящие в мистику и подобные странности, зато верящие в свою науку - физику и химию, и поэтому ими осуществлён полный комплекс мер по изучению и каталогизации всего встреченного в уникальной пещере.
Вот что они говорят: мы исследуем красочный слой, мы пишем отчёты, подробно говорим о химическом составе грунта, стен, краски, потолка - то есть свода пещеры; и воздуха внутри пещеры, и обнаруженных здесь при раскопках предметов... и видим противоречие.
Светильники, наполненные, по всей видимости, жидким жиром, здесь не горели.
Если принять во внимание расчёты человеко-часов, то сколько времени требовалось, чтобы выполнить эту роспись? и гравировку? а потом просто убрать леса? Не один месяц и не один год.
И всё это время, без сомнения, горели источники света - вот только какие?
Керамические плошки с животным жиром? Факелы - пусть даже они горели долго и не гасли?
Нет. Живопись не терпит грязи. Особенно ритуальная живопись. Особенно та, что - как здесь - пропитана тонкими потоками энергии... скорее, энергоинформации.
Дыма и копоти здесь нет.
Копоть осталась бы на стенах и сводах, въелась в шершавую поверхность потолка, испортила бы весь вид бегущих, идущих, танцующих, изящных животных.
Так, может быть, её удалили? Смыли водой с высоких стен? Использовали моющие средства?
В докладе химический анализ не вызывает сомнений. Он ясен кристально: следов сажи и копоти нет. И не было.
Здесь никогда не было жирной копоти. И никогда не горели факелы.
Но в таком случае не мог ли в пещеру проникать солнечный свет? Не было ли здесь смещений земной коры, окон, щелей, узких шахт? Нет. Для живописи освещение должно быть ровным и однородным, нельзя предствить себе, что нужно ждать определённого часа, когда сюда заглянет солнце. Нет, смещения слоёв не были значительными. Подземная пещера всегда оставалась под землёй.
Мы возвращаемся с берега реки, в сосудах - питьевая вода. В руках у шамана - шар, дарящий свет.
На берегу реки иногда сами собой возникают сияющие шары, горящие бело-голубым ровным огнём. Но только шаманы знают, где их искать - а если не знают, то могут спросить птицеголовых людей. Или их духов.
Я работаю красками, и я в том состоянии, когда слышу стыки времён - информацию из других измерений и веков.
И что бы вы ни говорили и ни думали, мы делаем не слишком понятное вам, потомкам, но великое дело.