Ефремов Андрей Николаевич : другие произведения.

Футбол в каменном веке?!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К преддверию ЧМ по футболу. Статья была написана специально для журнала "Чудеса и приключения". Редактор Нефедов Александр Викторович поначалу принял в редакционный портфель, но главред отказал "из-за красочных чрезмерно жестоких сцен". Будто на стадионах в среде фанатов жестокости нет, - ведь именно об этом и статья. Опубликована в газете "Якутск вечерний", здесь без правок.

  
   Опубликовано в газете "Якутск вечерний" в июне 2018 г.
  
  
  ФУТБОЛ В КАМЕННОМ ВЕКЕ?!
  
  
   Считается, что игры с мячом, похожие на современный футбол, возникли 2000-1600 лет до н.э. Этому утверждению способствовали рисунки и изображения играющих с мячом людей, найденные в разных странах на стенах древних храмов, на посуде. У автора этой статьи другое мнение: футбол возник в обществе первобытных людей. Описанные ниже события могли происходить уже в палеолите, - древнем каменном веке - 15 тысяч лет назад по современной хронологии.
  
   Недавно один мой хороший знакомый рассказал не то видение, не то сон:
   После непродолжительной, но довольно тяжелой болезни, у меня было видение. Это произошло ранним утром. Я находился на стоянке первобытных людей: широкое поле, костер, виднелись лес и река, на горизонте горы, местами покрытые снегом. Косматые первобытные люди возбужденно и хаотично бегали по полю. Все в набедренных повязках из звериных шкур, у некоторых ноги также были завернуты в шкуры и перевязаны сыромятными полосками кожи. Толпа бегающих людей была разношерстной: взрослые мужчины, женщины, подростки. По краям поля находились старики и дети, но и они не стояли спокойно, все порывались ворваться в толпу, но явно боялись, что им перепадет от более сильных. Над одним сидящим на земле мужчиной суетились женщины, они пытались вправить ему вывихнутую руку.
   Хоть зрелище и представляло собой в некоторой степени жестокую междусобойную потасовку, постепенно стали проявляться детали и система происходящего. Некоторые мужчины были вооружены палками с заостренными концами. На моих глазах происходила спонтанная охота! Вблизи от стоянки было замечено неизвестное мне животное - размером чуть больше зайца, и кто-то из людей первым среагировал, начал его ловить! Все племя встало на ноги! Конечно, в непосредственной близости от животного бегали более сильные мужчины, они не подпускали к зверю более слабых, те, в свою очередь, пытаясь достать зверя, не подпускали детей, женщин и стариков - ведь добыча достанется тому, кто первым забьет ногами или палкой животное. У более сильных тоже наблюдалась система - они не били своих близких сородичей, которые помогали им в поимке!
   Зверя пытались бить ногами и палками, но никто не стремился просто прыгнуть и схватить его руками. И это понятно: животное хоть и мелкое, но, вероятно, пальцы откусить - не проблема. Передвигавшиеся по периметру старики и дети не позволяли зверю выбежать за пределы поля, пресекали все попытки зверя убежать от толпы гоняющихся за ним. Многие люди были измазаны кровью: "конкуренты" между делом жестоко бились и между собой...
  
   Рассказ товарища глубоко запал в моей памяти. Позже всплыла картинка из детства. Лето, деревня, каникулы. Детишки разного возраста играются в огромном деревенском дворе таежного поселка: прятки, догонялки, войнушки. Вдруг крик: "Соболь"! Палки-"ружья" тут же превращаются в средство добычи, у кого палок не было, моментально подбирают валяющиеся под ногами! Кто не успел подобрать, бегают, пытаясь сбить животное ногами. Срабатывают древние охотничьи инстинкты и рефлексы - во что бы то ни стало поймать, добыть заблудившегося зверя! Самые маленькие стоят в сторонке и визжат от восторга! Никто не предпринимает даже попытки просто прыгнуть и поймать зверька руками. На уровне подсознания в головах потомственных охотников свербит мысль - зверек может укусить за пальцы, а это очень больно! Никто не думает - зачем и кому это надо...
   Оказывается, надо! Добыча в руке, минута славы и почета поймавшему! Тушка швыряется на крыльцо дома - взрослые разберутся, игры возобновляются: прятки, догонялки, футбол...
   У автора появилось желание разобраться в истории появления игр с мячом, и внести в уже известное свои поправки.
  
   Откуда же в современном футболе взялись "ворота"?
   Охотники знают что такое "загон". Не вдаваясь в технические подробности - цепь конных или пеших людей гонит зверя, или зверей, к какой-то конечной цели: к изгороди с силками, к реке, к яме, к ловушкам. Это и есть прототип современных футбольных ворот. Именно в этих "воротах" заканчивалась охота и начиналась кровавая бойня. Игры с мячом верхом на слонах, на конях, поло, среднеазиатские игры на конях с отбиранием овцы - все это отголоски древних видов охоты с загоном.
   А откуда взялся мяч? В древних описаниях игр с мячом, похожих на футбол, на первом месте стоит мистический религиозный смысл. Но можно предположить, что, еще ранее, "футбол" в первобытнообщинных племенах каменного века с чучелом мелких животных представлял собой детские игры - подобие охоты и тренировка воинских навыков. Это уж для совсем маленьких членов племени.
   Можно представить - когда малыши чересчур разыгрывались, в игру, как и в наши дни, постепенно вступали взрослые. Перехватывая инициативу у детей, взрослые начинали с азартом биться между собой за право обладания чучелом - "мячом". Тут же появлялись и своеобразные болельщики. Ни в какое сравнение с современными играми это, конечно, не шло - это была битва! Всплеск агрессии, увечья, кровь, раненые - это было нормой для таких "игр". Никаких правил попросту не существовало: "мяч" нужно схватить, любыми средствами отобрать у соперников, и как можно дольше продержать у себя. По возможности "мяч" нужно спрятать в своем жилище или в месте ночлега, или преподнести возлюбленной в качестве подарка - это была бы полная победа! Возможно, таким образом доказывалось и право быть вождем группы или племени.
   Никаких исторических изысканий по поводу игр с мячом у первобытных людей я нигде не нашел. Но я пошел другим, необычным, путем: попросил прокомментировать свою теорию психолога. Вот что по этому поводу, несмотря на занятость, мне любезно ответила доцент Московского психолого-социального Университета Татьяна Кузьмина. Ее точка зрения также подтверждает мою версию о происхождении игр с мячом. Далее привожу ее полный ответ.
  
   Футбол - игра коллективная. Говоря о коллективных играх, нельзя не упомянуть, что они, как никакие другие, являются отражением коллективного бессознательного, архетипической памяти поколений, укрепления родо-племенного строя, сплоченности и развития общения людей. Любое коллективное действо сакрально и публично одновременно. В коллективно-игровом взаимодействии можно проверить, на что потенциально способен тот или иной член группы, какие формы общения с другими он использует (пробирается вперед, расталкивая всех на своем пути, стыдливо стоит в сторонке, боясь пошевелиться, громко кричит, отпугивая конкурентов, ведет нечестную игру исподтишка). В групповой игре или групповом взаимодействии иного рода формируется индивидуальная мотивационная энергия, которая канализируется и направляется на достижение общей цели всей группы с одной стороны, а с другой - является показателем способностей самого человека и его превосходства над другими через выигрыш в составе команды. Коллективная игра - это своего рода проверка на прочность, на способность человека, выполняя свою роль, конструктивно взаимодействовать с другими членами группы, не нарушая их границы, но в то же время, оставаясь в пределах досягаемости для общения. Коллективная игра - это репетиция социальных отношений, иерархий, связей и их приобретения в обществе через партнерство, соперничество, игнорирование, создание постоянных и временных коалиций, объединение в большие и малые группы и так далее.
  
    []
  
  
   Отдельно стоит упомянуть, что большое значение коллективная игра имеет для управления агрессией: как внешней (которую человек проявляет через мимику, жесты, эмоции, действия), так и внутренней (которую человек сдерживает, подавляет, отправляет в глубины подсознания, откуда она нет-нет, да и вырывается, сметая на своем пути преграды к ее выражению). Агрессия в коллективной игре бывает такая же реальная, как если бы это была битва.
   Наши далекие предки, играя в прототип футбола, были с агрессией на "ты", стирая границы между сильным и слабым, между старым и маленьким. И кому-то везло выйти из этой игры без телесных повреждений. Но когда в "футбол играли", например, не животным, а головой поверженного врага, тут в силу вступали несколько иные психологические механизмы. Это была уже не просто добыча, это был праздник победы и низвержения кого-то, ранее представляющего опасность, и чем жестче с врагом обходились, тем меньше шансов было, что из соседнего племени кто-то решит напасть вновь. А те, кто, например, не мог в силу своих способностей (чаще всего физических или возрастных) участвовать в реальной битве, приобщался к победе, пиная в коллективном экстазе ногами то, что от врага осталось.
   Если мы посмотрим внимательнее, то увидим, что все игры так или иначе подчинены правилам, особенно групповые. Причем, если даже правила не заданы изначально, то они обязательно будут рано или поздно очерчены участниками. Создается так называемый коллективный договор. Вопрос: зачем? Ответ: уравнять шансы участников и обеспечить комфортное участие в игре с одной стороны, а с другой - сгладить индивидуальные проявления потенциальных соперников на пути к заветной цели. И, кстати, уровень интеллектуального и морального развития ребенка определяется психологами в том числе и по тому, умеет ли он формулировать правила и в дальнейшем их придерживаться.
   И, наконец, ни у одного вида спорта нет столько болельщиков, как у современного футбола. Почему? Скорее всего он будоражит память предков, первобытные инстинкты. Именно поэтому проигрыш не просто любимой команды, а особенно сборной вызывает в разы большее негодование, как если бы это была "просто коллективная игра", напрочь лишенная сакрального подтекста.
  
  
   Андрей Ефремов (Брэм), Якутск
  В соавторстве с Татьяной Кузьминой, Москва http://samlib.ru/k/kuzxmina_t/
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"