Ефремов Андрей Николаевич : другие произведения.

Наскальная живопись Сибири

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Небольшое дополнение к статьям Вячеслава Скосаря *Погребальные обряды неандертальцев* и *Пещерная живопись*.


  

Наскальная живопись Сибири

  
  
   На скалистых берегах сибирских рек в разное время найдено множество древних рисунков, сейчас они детально изучены и описаны. По стилю исполнения рисунки делят на две группы: первая и наиболее древняя группа рисунков расположена на высоте от 4 до 8 метров, рисунки нанесены тёмно-красной охрой и по контуру полностью залиты; вторая группа рисунков расположена на высоте от 2 до 4 м., рисунки нанесены сплошными контурными линиями, охра, которой они выполнены, светлее, чем в первой группе.
   Было определено, что первая группа писаниц относится к позднему неолиту, вторая -- к бронзовому веку.
  
   Вокруг этих мест, где были найдены рисунки в скалах, как издавна считают якуты - особая мощная энергетика, эти места считаются священными. На священной горе происходят исцеления и другие загадочные явления - об этом уже много написано. До сих пор местные жители, проходя мимо скал, по древней традиции возлагают к их подножиям ритуальную жертву. Для этого выбирается рядом стоящее дерево, и на его ветвях и на стволе повязываются различные лоскутки материи, к корням ложатся какие-либо вещи: монеты, пустые ружейные гильзы, сигареты и другое.
   Рисунки на скалах по берегам реки Лены образуют единственную в своем роде галерею древнего изобразительного искусства. Красную краску древние люди получали, растирая в порошок окисленную железную руду и гематит. Есть мнение - для того, чтобы "оживить" изображения, туда же добавлялась кровь убитых животных. К вопросу о выбранной краске - ниже. Возраст рисунков составляет около 5-8 тысяч лет.
   Считается, что рисовать на камне дозволялось только шаманам и колдунам, но я с этим не согласен: по-моему, на скалах часто рисовали и охотники, чтобы обозначить места переходов животных, например лосей. Есть такие места, где переходы лосей, оленей и косуль сохранились до сих пор.
   Без сомнения - изображения на скалах служили также и для отправления религиозных обрядов. Большинство рисунков выполнено так, что их даже сейчас можно увидеть только при определенном освещении в определенное время суток.

На сегодняшний день в Якутии зафиксировано и исследовано 115 древних писаниц, и более 5 тыс., рисунков.
  
   Известны Шишкинские писаницы, которые являются археологическим памятником - в 3 км от деревни Шишкино, верховья Лены. Писаницы относятся к эпохе палеолита. На одном из наскальных рисунков изображен конный воин со знаменем в руке, сейчас это изображение - герб Якутии.

   Итак, рисунки на скалы нанесены тёмно-красной охрой. Случайно ли это? Ведь на тёмном фоне было-бы логичнее рисовать более светлыми красками: белая краска, например, более заметна.
  
   Вот что пишет Любовь Аркадьевна КУЗЬМИНА, ст. преподаватель кафедры культурологии ЯГУ.
   Яркое свидетельство представлений первобытных людей о потустороннем мире, человеческой душе дает существовавший в те времена погребальный обряд. Одиночное неолитическое погребение Оннес на Амге относится к белькачинской культуре. Его возраст 5 тыс. лет. По палеоантропологическим признакам древний человек из Оннеса относится к монголоидной (байкальской) расе. Костяк первобытного человека лежал в прямоугольной могильной яме на спине и был ориентирован строго по сторонам света: ногами на север, головой на юг. В могилу был положен погребальный инвентарь: лисица, соболь, а также нуклеус из кремня, каменный нож, скребок, три составных крючка... В области грудных костей найдено пятно красной минеральной краски -- охры. Засыпка костяков охрой характерно и для других неолитических погребений Якутии. В Евразии и Азии кроманьонцы, древнейшие представители современного человека, кости умерших также посыпали красной охрой. Это было связано с верованиями первобытных людей, погребальным обрядом и их пониманием символики цвета: красное обозначало кровь, следовательно, жизнь; они верили в душу, переходящую в иной мир после смерти человека.
   По поверью якутов, душа человека понимается как первооснова жизнедеятельности человека, его физического и духовного существования. В каждом человеке заключено три души: ийэ-кут (мать-душа), буор-кут (земля-душа) и салгын-кут (воздух-душа). Звери и птицы имели только две души: мать-душу и землю-душу. Такая версия о трехсоставности души является одним из вариантов мифологической мировой триады о многосоставности человеческой души. Например, древние египтяне также верили, что у каждого человека есть три души -- Ка, Ба, Ах. Душа Ба со смертью человека вылетает из тела в виде птицы, она бессмертна, Ка же -- не бессмертна. Для того, чтобы душа Ка надолго могла пережить умершего, строили "вечные" пирамиды, тело покойника мумифицировали, при погребении снабжали необходимым". (Здесь явно прослеживается триединство: плоть, дух, и душа).
  

Доля шутки

  

 []

   Неопровержимое доказательство (моя личная, и нигде не обнародованная гипотеза) - первый в истории человечества дед Мазай был на Лене! Не спорьте: кто-то каким-то путём определил возраст этих рисунков -- около 20 тысяч лет! Вглядитесь, как талантливый древний художник изобразил, как зайчики радуются своему спасению. Причём заметно - Мастер явно знал, что его творениями будут любоваться в далёком будущем, и стилизовал зайчиков таким образом, что и современному человеку понятно, о чём идёт речь.
   Вспомним, что на скалах есть рисунки теплолюбивых носорогов и верблюдов, и подсчитаем количество зайчиков в левой лодке - их шесть штук. А больше пяти, как известно, на африканский манер это значит - "очень много". Это лишний раз доказывает правоту учёных - в древности в Сибири был чрезвычайно жаркий климат.
  
   Фото в приложении.
  
   Лит-ра:
  
   В. Скосарь, "Погребальные обряды неандертальцев" http://zhurnal.lib.ru/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/zagadkiischeznuwshihciwilizacij-1.shtml
   В. Скосарь, "Пещерная живопись" http://zhurnal.lib.ru/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/zagadkiischeznuwshihciwilizacij-2.shtml
   А. Ефремов, "Религиозные параллели" http://zhurnal.lib.ru/e/efremow_a_n/religioznyeparalleli.shtmlЛ. КУЗЬМИНА "Семантика наскальных изображений Якутии" http://www.sakhaopenworld.org/ilin/2000-1/65.htm
   Свои фото рисунков пятнадцатилетней давности я нигде не нашёл, привожу найденные в свободном инете.
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"