Аннотация: Колючий рассказик об идеальном деловом человеке.
Гений Радикального Позитивизма
Почти сто лет прошло, как отгремели фанфары философии, ставшей в одно время прибежищем для неприкаянных странников и заблудших душ. Экзистенциализм, произведший было фурор в середине ХХ века, обнаружил свою несостоятельность в грядущую эру великих волевых решений. Убогий мыслитель, тщетно пытавшийся отыскать предназначение человека, саму суть существования, был отброшен на задворки культурно-исторической парадигмы. На смену ему пришел герой нового времени - менеджер с железной хваткой, подвешенным языком и мощными челюстями.
Нам, ныне живущим, предстала честь лицезреть экспансию философии нового времени - радикального позитивизма. Ее главным конструктором является левополушарный гений, социолог и по совместительству топ-менеджер компании "Тойота" Уилл Гилмер. О нем и будет наш рассказ. Человек широкой улыбки, коммуникабельный и общительный, с безупречным послужным списком - этого более чем достаточно, чтобы проникнуться к нему симпатией. Мог ли он вообразить, еще будучи агентом отдела навязчивого сбыта, что голограмма с его портретом будет украшать бокс-офис каждого прислуживающего, занимая почетное место в изголовье спального кресла?
В свое время манифест Гилмера "Зверь выходит на рынок" произвел переворот в сознании масс не только на Западе, но и у нас, в России. Радикальный позитивизм уже тогда не приемлет проклятых вопросов философии, имея заготовленные шаблоны на все случаи жизни. Суть зарождающегося течения находит свое выражение в известных "10 всеобъемлющих мантрах", при заучивании которых у человека вырабатывается иммунитет к синдрому философской интоксикации. Регулярное чтение мантр является гарантом пожизненного психического здоровья. Вот самые популярные из них:
"Все равно мне этого не понять".
"Работать, работать и работать".
"Человек без вождя, как "Тойота" без руля".
Двадцатилетний опыт работы на корпорацию позволил Гилмеру лучше понять законы природы, да и саму суть вещей. Все мы помним его триумфальное выступление на международном конгрессе, посвященном переосмыслению физических явлений. Громом среди ясного неба прозвучало заявление Уилла о том, что падение яблока на землю обуславливается не силой гравитации (вопреки распространенному заблуждению). На самом деле, силой, регулирующей поведение яблока, является экономическая целесообразность. Яблоку выгодно упасть, чтобы его подобрали и съели. Досталось от Гилмера и так называемым химическим реакциям, например, взаимодействию кислот и щелочей. Он легко и доступно объяснил этот феномен теорией успешных коммуникаций: вещества стремятся проявить себя с наиболее выигрышной позиции; чем более успешной и деловой презентует себя щелочь, тем лучше у нее сложатся отношения с любой кислотой".
"Наука - чистой воды спекуляция на процессах, происходящих на бирже ежедневно, - убеждал Уилл своих оппонентов-естествоиспытателей. - Так, снежная лавина есть природный аналог краха акций, а извержение вулкана - ни что иное, как стремительный выброс ценных бумаг на рынок".
Не меньшей критике подверглось духовенство, приглашенное на всемирный собор "Фоторобот Всевышнего". Гилмер убедительно доказал, что число верующих регулируется банальным законом спроса и предложения: чем больше хотят от Бога, тем меньше он дает. Потому значение религии в мировых процессах будет неуклонно снижаться в связи с ростом численности населения планеты.
- Какая любовь божья, о чем вы, ребята? - Гилмер жестикулировал как заправский НЛПист. - Мир устроен на редкость разумно и экономически целесообразно. Ну посудите сами: стал бы Господь, этот, несомненно, опытный продюсер, вкладывать столько сил в проект "Человечество", если бы тот не приносил ему моральное удовлетворение и бешеные бабки? Кормить целую ораву дармоедов и терпеть колоссальные издержки на дневное и ночное освещение просто из любви? Не смешите мой органайзер!
Неоценимую услугу Гилмер оказал психиатрии, когда находился в доме скорби на принудительном лечении. Благодаря силе его характера и навыкам пикапа психиатрам пришлось пойти на уступки и внести в список наиболее опасных недугов "синдром врожденного отсутствия притязаний" и "лихорадку духовного поиска".
После успешного курса ядотерапии Гилмер осознал себя гиперэффективным руководителем. Во исполнение известного закона интеграции управления он решил прибрать к рукам государственную власть. "В современном мире наблюдается тревожная тенденция поглощения транснациональными корпорациями недоразвитых стран с последующим перевариванием и выделением в виде филиалов. Нужно положить этому конец", - такое заявление содержалось в предвыборной программе Уилла. Позже она не понадобилась - власть удалось захватить военным переворотом. Достаточно было перевернуть домкратом все танки - солдаты верхушки оказались не готовы к такой внештатной ситуации.
Придя к власти, Гилмер, не теряя ни секунды, с головой зарылся в мусорный бак злободневных проблем. Продовольственный кризис он решил радикальным способом. "Любой экономист скажет вам: если нет других путей повысить прибыль, режьте издержки, и прибыль вырастет сама", - заявил он в интервью газете "Зависимость", а затем распечатал на принтере указ "О сокращении рациона для скота и рабочих рук". Прибыль от экономии на закупки кормов звонкой монетой падала в карман животноводов и работорговцев.
- Главная причина низкой производительности труда заключается в высокой цене человеческих ресурсов, - вещал он с трибуны императорского дворца. Гилмер предложил и сам для себя одобрил закон о свободной раздаче оружия, а позже пояснил свое решение: "Гибель человека не должна быть темой для многочисленных исследований и рассусоливаний, как это любят делать журналисты и моралисты. Смерть должна стать непосредственно доступна каждому. Та волна насилия, которую мы сейчас наблюдаем, привела к обесцениванию человеческой жизни. Мой указ сделал human resourses практически копеечными. Он также позволил увеличить рабочий день до 15 часов в сутки и отказаться от такого атавизма, как зарплата".
К сожалению, не все выразили готовность идти в ногу с передовыми достижениями управленческой мысли. Некоторые наиболее отсталые особи, назвавшиеся "индивидуальностями", ушли в подполье, где с помощью телеграфа осуществляли информационные теракты во имя псевдонаучной абстрактной категории - "свободы". [Свобода - это нарушение заранее предопределенного социального порядка с целью последующей дестабилизации общественной ситуации и постепенного выведения из строя механизмов социального регулирования. - прим. авт.]. Но верховное руководство использовало все разрешенные законом способы казни, чтобы уберечь общество от влияния экстремистов.
Вспомним недавнее прошлое. Тогда еще нужно было обдумывать, осознавать каждый шаг: в какой вуз отдать ребенка, с кем связать свою семейную жизнь. И сейчас мы понимаем, сколько психической энергии нерентабельно шло в пустоту! Еще каких-то двадцать лет назад депрессия выкашивала целые города, накрывала страны растущей лавиной самоубийств. Теперь все в прошлом. Люди новой формации не подвержены провокациям негатива, зато в состоянии правильно ответить на любой тест и написать любой алгоритм.
- Вообразите себе, что общество - это гигантский арбуз. Отдельный человек - черная противная семечка, которую обычно выплевывают. Так вот, наша главная задача - вырастить арбуз без семечек, - Гилмеру в любом интервью удавалось максимально емко и конкретно выражать свои мысли. - Представляете, какая это ответственность? И как приятно мне будет потом, когда мои усилия все-таки оценят и погладят по головке!
"Человек от рождения представляет собой голое ничтожество", - пишет Фердинанд, швейцарский продавец-консультант, подельник Гилмера. - Биологическое существо, пригодное для потребления пищевых ресурсов и выброса плача и суеты в окружающую среду. Цель его дальнейшего становления сводится к максимальной интеграции в механизмы общественной жизни, к тому, что Гилмер метко выразил фразой "надеть на себя ярмо социальной ответственности". Уже с момента поставки самовылазом биологический звереныш попадает в четкие рамки запретов и предписаний, в нашу нерушимую империю железной дисциплины, позволяющую с молоком матери впитать в себя основы сверхуспешного и одобряемого существования в высокоорганизованном сообществе.
В возрасте трех лет ребенок принимает осознанное решение о той социальной миссии, которую ему предстоит нести в дальнейшем во имя общественного блага. Если юный гражданин в течение двух недель оказывается не в состоянии определиться, это является свидетельством его враждебной установки к окружению. Таких детей отвозят в лесные заповедники, чтобы их дальнейшая судьба зависела исключительно от собственных усилий".
- С младших классов, - рассказывает Гилмер, - мы взращиваем в детях комплекс неполноценности: калечим их, чтобы было легче почувствовать свою ущербность, и они с большей прытью стремятся реализовать невротические притязания во внешнем мире. В школах им преподают "Навыки успешного взаимодействия с начальством", "Основы честолюбия". Будущие прислуживающие с интересом изучают макет служебной лестницы в натуральную величину.
Гилмер также стал инициатором глобальной инвентаризации человеческого наследия, которое проводили выдающиеся бухгалтеры-материалисты, аудиторы-конструктивисты и экономисты-прагматики. По результатам инвентаризации все наследие разделили на две большие кучи, руководствуясь единственно очевидным критерием полезности. На свалку отправились картины, ноты, музыкальные инструменты и поделки из пластилина.
Серьезные кадровые перестановки Уилл произвел в среде так называемых творческих людей. Наиболее надежные лица системы получили должности зам. главного иконописца и старшего композитора придворных гимнов. Ежедневная сверка творческих планов на месяц вперед с высшим руководством и корреляция культурных тенденций с генеральной линией партии именно благодаря Гилмеру стали обыденным делом.
Стоит ли говорить, как мы должны быть признательны топ-менеджеру Уиллу Гилмеру за раскрытие глобального заговора поэтов и музыкантов, столько лет выставлявших нас, примерных потребителей, дураками и болванами! Ведь на их совести черным грузом лежат наши нереализованные амбиции и упущенные возможности. Оказалось, что люди, которые рисовали море и горы, не умели построить элементарного графика с кривой спроса! Столько лет они водили нас за нос, будучи неспособными заработать много денег и обеспечить себе карьерный рост. Эти "недоукомплектованные" тщательно скрывали свою инвалидность, маскируясь за фантомными понятиями вроде "вдохновения" или "таланта".
"Чувство - есть ущербное порождение сознания, вызванное недостаточно позитивным восприятием действительности, - открывал истину Гилмер, расхаживая перед заключенными в кандалы опальными творцами. - Даже пастушья овчарка, управляющаяся с отарой овец, и та знает о менеджменте больше, чем вы! Никакой жалости! Мы заставим вас приносить ощутимую пользу - будете испытывать на себе слабительное!"
"Кстати, многие из этих антисоциальных элементов, - позже отметит он в своем дневнике, - являются агентами конкурирующей параллельной реальности. И эти мерзавцы осуществляют промышленный шпионаж, вербуют в свои ряды наши лучшие кадры, то есть ведут возмутительную игру против правил! Но у меня уже зреет бизнес-план по созданию инкубаторов для выращивания специальных межпространственных странников, которых мы будем отправлять в иные измерения для установления деловых контактов и налаживания последующего взаимовыгодного товарооборота".
В последние годы жизни Гилмер так и не добился признания заслуг перед человечеством. Сидя в кресле-качалке, часто вспоминал беззаботную юность и посасывал горькую пилюлю разочарования. А потом закончил свою жизнь, как и подобает личности подобного масштаба: взял длинный рычаг, попытался перевернуть мир и умер от вылезшей грыжи. Таков был путь грандиозных свершений одного по истине великого человека. Немало биржевых брокеров и политобозревателей полегло в грызне за право нести его гроб. На могиле прирожденного менеджера и поныне красуется эпитафия: "Память о тебе навсегда останется в наших кошельках".