Аннотация: Написано было в 2007 году. Пришлось некоторые места, которые кажутся сейчас наивными, убрать. И даже заголовок заменить.
Это было написано ровно десять лет назад. С тех пор многое изменилось...
Живут такие люди в далеких городах,
Что я по ним скучаю, как по дому.
О. Митяев
Брянск на полпути от Москвы до Киева. Нет, не так: Москва и Киев расположены на равном расстоянии от Егорыча. Это удобно, поскольку мне время от времени надо наведываться и туда, и туда, ведь и там, и там живут замечательные люди, по которым я, если долго их не вижу, начинаю непереносимо скучать. Конечно, география моих дружеских привязанностей не ограничивается только этими русскими столицами - древней и нынешней. В перечне населенных пунктов, где Егорыча примут с распростертыми объятиями, как я очень надеюсь, и Гомель, и Воронеж, и Старая Русса, и Вааса, и Тбилиси, и Самара, и Нетания, и Мигдаль Ха-Эмек, и даже в Питере есть человек, который будет мне рад. Я обязательно расскажу о тех моих визитах, если они состоятся. Сегодня же речь о киевской встрече 8-9 сентября нынешнего, 2007 года. (Дорогие читатели, не обращайте внимания на дату, которая иной раз пролазит на фото - чужой аппарат, неправильно настроенный.)
САША (он же Кшыштоф Гажегожевич Конецпольский, Александр Романович Дедин и... всего не упомнишь)
Это и есть Кшыштоф, дай Бог сил выговорить полностью его придуманное на польский лад имя-отчество. У меня с первого раза не получилось! Кстати, некоторые пытаются писать его имя через "и". Должен предупредить, что это не правильно и грамматически, и политически. Поляки ни когда не станут жить по русским правилам. У них "жи" и "ши" пишется совсем по-иному
Кшыштоф меня чуть-чуть повыше будет.
Он стоял на том же месте, что и два года назад - у входа в Центральный вокзал - и так же рассеяно смотрел в сторону Макдональдса: никак не привыкнет к тому, что Егорыч появляется оттуда, откуда его меньше всего ждут. Я вышел из здания вокзала и хотел было окликнуть его, но залюбовался этой колоритной композицией. Кшыштоф возвышался над обтекающей его толпой киевлян и гостей столицы. Беспокойству привокзальной стихии он противопоставлял спокойствие и несуетную уверенность в себе, возвышаясь над толпой как монумент, напоминающий памятник основоположнику, и, словно монумент, совершенно не замечал непогоды. Вы можете представить себе памятник Карлу Марксу с зонтиком? Так вот, и я не могу представить себя с зонтиком Кшыштофа. Мы обнялись. Если это так можно назвать. Вы пробовали объять необъятного? Короче, он просто сгреб меня по-медвежьи и спасибо, что не придавил в добросердечном своем порыве.
- Егорыч, - сказал он чуть позже, - выбирай: или едем ко мне и тогда ты сегодня уже не увидишь Киева, или идем гулять по Киеву и тогда мы уже сегодня успеем практически все?
Вопрос был сформулирован так, что исключал в ответе волюнтаризм и незалежность.
- Идем гулять, - без труда решил я логическую задачу.
Тогда Кшыштоф критическим взглядом окинул мою безрукавку, отличавшуюся от его, пожалуй, только тем, что была она размеров на 5 меньше.
- А чего-нибудь такого, - спросил он, - чтоб согреться...
- Восемь бутылок, - ответил я гордо...
- Этого добра мы добудем и в Киеве, - махнул рукой он в ответ, - я про одежду. Ты что-нибудь взял?
- Так я же всего на два дня! А что, без галстука в Киеве никак?
И два чудака в летних рубашках, под недоуменными взглядами влезших в куртки и под зонтики прохожих, направились к Крещатику!
Скрывать не буду, я приехал не совсем чтобы в Киев, я приехал к Кшыштофу. То есть, конечно, меня здесь ждали и другие очень интересные и важные для меня встречи, но гостевой мой статус был определен еще полгода назад. Я был не "гость столицы" и не "гость киевлян", я был гость того, кого многие знают, как Александра Романовича Дедина, или, как называют его иногда старожилы сайта, посвященные в причудливые перерождения его виртуального представителя - Кшыштофа Гажештовича Конецпольского... Меняя имена своему представителю в виртуале, мой друг спокойно менял его национальности и не только... Но неизменными качествами оставались простодушная ехидная въедливость, замысловатая восточная рассуждательность, украшенная многозначительными и нарочито косноязычными оговорками, примитивные крестьянские подходы к сложнейшим вопросам мироздания и нравственности, завершающиеся изящными философскими выводами, сколь глубокомысленными, столь и лишенными смысла. Его герои, говоря одно, имеют в виду совсем другое, и загружая нам мозг, посмеиваются над нашими потугами понять сказанное. Короче, дурят здесь нашего брата! Да так, что хочется воскликнуть: "Хiба ж так можна зробити с добрими людьми!?" Так что как его ни называйте, легче вам от этого не станет.
Сознаюсь честно, паспорта его я никогда не видел, но слышал, что соседи окликают его как Сашу. Однако мне больше нравится "Кшыштоф": это много точней, потому что Саш на свете полно, а Кшыштоф один!
Кшыштоф интересная личность. У него независимый, своеобразный и непростой характер. Обаянием и добротой он в короткое время совершенно располагает к себе, но способен, подчиняясь импульсу, навсегда оттолкнуть человека, при этом осознавая и свою неправоту и продолжая испытывать к тому, с кем прекратил отношения, добрые чувства. В жизни он привык рассчитывать только на себя. Даже способ зарабатывания денег (Кшыштоф переводит на заказ с английского) выбран в немалой степени потому, что это не ставит его в зависимость от людей и организаций, не вводит в структуру служебной субординации. Но те, кто находятся под его опекой, окружены пониманием и ненавязчивой заботой. Взамен он ничего от них не требует. Кшыштоф интеллектуал, поражающими меня глубокими и отсортированными в подкорке знаниями из области истории, политики, языка. В быту же этот элитарный по складу ума человек совершенно непритязателен. Он довольствуется малым, равнодушен к удобствам плана телесного. Сдается мне, что у него даже нет телевизора. Я ценю то, что он относит меня к числу своих друзей, и дорожу этим. Хотя и ворчу на него подчас.
Ну чем не фрагмент исторического полотна "Посланец городищенской общины Егорыч в гостях у основоположника истмата"?
Мы выходим на набережную, Кшыштоф со смекалистой заботливостью находит для меня самое удобное для бросания монеток место. Кто не знает: процедура мелкого транжирства гарантирует стопроцентное возвращение в полюбившиеся места. При условии стопроцентного попадания. И я воспринимаю его серьезный подход к делу, как признак хорошего ко мне расположения. Будь иначе, он бы нашел такое место, чтобы я не докинул денежку до воды. Потом идем сорить деньгами в кафе. Кшыштоф со знанием дела рассуждает о достоинствах и недостатках поданного нам французского коньяка, а я с тоской думаю, что станет он говорить о том российском, что привез ему в подарок я. Черт их разберет, эти коньяки! Вот в водках я понимаю. Но уверен в том, что из России нужно вести в подарок именно российское. В кафе мы говорим о нас. О русских и украинцах. Ищем отличия, и если вдруг находим, радуемся. Но как интересно замешана жизнь! В переулке Московском города Киева, где у моего друга много знакомых, рядом проживают русские, умеющие размовляться исключительно на украинской мове и украинцы, знающий по-украински чуть больше меня. Там же некоторое время назад проживал еврей, добрый прихожанин местной синагоги, считавший своей родиной Украину, и не стремившийся уехать ни на обетованную, ни на обытованную в смысле устроенности, земли. Он уже умер, но дети его, верны заветам отца.
Речь, и понятно, что инициатор этого я, заходит и о возможности объединения наших стран в единый политический организм. Кшыштоф смеется в ответ, утверждая, что это невозможно, хотя и обнадеживает: "Мы придем к вам поодиночке!" И тост провозглашает не за то, чтобы государства объединились, а за то, чтобы народы наши не разошлись. Вообще формулирует Кшыштоф прекрасно. В его фразах, как и произведениях, несколько пластов. Все они едва проявлены, но вместе играют удивительно слаженно. Его "придем поодиночке" следует услышать как "приходим", поскольку процесс этот постоянный, и речь идет не о территориальном перемещении, а о духовных контактах. Но именно в такой форме фраза имеет политическую заостренность и звучит в разговоре, что говорится, "по месту".
ИРА (она же Ирис)
Кшыштоф живет далеко за городом. Как он сам говорит - в деревне. До деревни этой от вокзала почти час езды на маршрутке. Забрав мой знаменитый рюкзачок из камеры хранения, направились в непростой путь к его пенатам. Хотя за добрым разговором - все рядом. Время прессуется. А нам какая разница, где разговаривать, в кафе ли, в автобусе ли? По дороге обсуждали дела сиишные. Симпатии и антипатии у нас в целом совпадают. И в литературных оценках мы близки.
Коньяк "Кремлевский" Кшыштофу, во всяком случае он так сказал, понравился, настойка "Брянский заповедник" не могла не понравиться по определению, а бальзам "Дебрянск" был нами проверен во всех видах - и неразбавленным, как лекарство, и с добавлением в чай и кофе, как бодрящее. Правда, до этого напитка мы добрались только утром, за завтраком.
Бальзамчику, да и коньячка удалось попробовать и Ирис. Она, узнав о прибытии в Киев Егорыча, примчалась на встречу с ним на мотороллере и влетела на этом аппарате прямо в дом, изящно затормозив на половике, одновременно вытерев им протектор заднего колеса. Нам с Кшыштофом это понравилось. Его кошкам - не очень.
Посидел на мотороллере и Кшыштоф, но сломать игрушку ему не удалось. Потом это сделал Егорыч. Впрочем, мелкие неприятности технического плана произошли уже в конце встречи и потому не помешали веселой дружеской беседе. Ирина, как оказалось, не только пишет хорошие стихи, но и профессиональный музыкант. К сожалению, Кшыштоф не разводит на приусадебном участке ни малины, ни смородины, а только яблоневые деревья, потому рояль искать было негде, и мы слушали в ее исполнении не музыку, а о музыке. Но это тоже было замечательно. В благодарность же мы с Кшыштофом исполнили для Ирины одесскую блатную песню: "А чтобы веселее было нам идти, в кабачок Печорского решили мы зайти ..." За это и выпили. Потом Ирис рассказывала о преимуществах японской мототехники над китайской, об особенности вождения мопедов в условиях украинской столицы, об аппетитах и возможностях двигателя. Беседа была очень поучительной, но разговор пришлось свернуть. Ирис спешила на репетицию, а для меня приближался час Ч., который назначен был на 10.50. местного времени второго дня моего пребывания в златокупольной.
Кшыштоф напутствует Ирис: "Правильной дорогой едешь, Ирис! А до этого чуть было не поехала неправильной".
КАТЯ (она же Мэри-Энн)
Но тут появилась Мэри-Энн. Тот, кто не общался с Катей вне виртуала, пусть кусает на себе дефицитные локти! Он много потерял, поскольку в жизни она еще более привлекательна, чем на экране! В реальности она легка и изящна, как фея! Только увидев ее, можно понять смысл любимой ею - странной и, как кажется вначале, лишенной смысла фразы: "Есть такая волшебная страна - Реал"! "Тот реал, где обитают такие сказочные существа" - так хочется завершить ее фразу. Я был в этой стране! Когда-то целых два дня, на прошлой неделе - 5 часов! (6 восклицательных знаков, к чему бы это?)
Катенька нас просто очаровала. Мы покорно пошли за ней и тайными тропами вышли к некому чудесному месту, где стены узких улочек были покрыты удивительными гобеленами и не менее художественными живописными творениями ручной работы, а полки вдоль дороги были густо, как Майдан осенней порой 2004 года, уставлены украинцами и украинками, только керамическими, но еще более гротесковыми, чем в жизни. Рядом с ними, как и в жизни, терлись бесы, их постоянно толкающие и дергающие, и тут же развешаны были сниски с колокольцами (знала бы Фолли, какие там колокольчики!) и многими другими удивительными и бесполезными в хозяйстве вещами, в которых остро нуждается каждый заглянувший в Киев из России или какой другой державы иностранец.
Мы с Катей.
Но до того как Катя привела нас к лоткам с произведениями киевских художников, мы пришли туда, куда я просто не мог не придти. Сюда она уже приводила меня два года назад. И вновь, как тогда, словно очарованный стоял я возле камня с надписью: "Отсюда есть пошла земля Русская". Снова притронулся рукой к камням из кладки палат Владимира Первого, сквозь щелку в заборе, прикрывающем словно завеса веков наше общее прошлое, попытался рассмотреть фундамент порушенной Десятинной церкви.
Но пора, пора. Ибо шатры развернуты, яства ждут нас, будет пиршество!
НАДЮША(она же Она) и ДИМА, единственный из нас, который сам по себе
Так получилось, что не со всеми, с кем хотел бы увидеться, свела меня в тот день судьба. Эллана была с доченькой на море, Лена Л. приболела, из-за того, что потерял номер телефона, не смог вовремя созвониться с Варенькой Некрасовой. Писем же моих она не видела, поскольку сейчас совсем безынтернетная. Не сложилось встретиться с Аксененко. Не смогли приехать в Киев гомельчанка Алена и москвичка Оля Фост. Очень жаль. Но состоялась встреча с остроумной и милой Надюшей Она и обаятельнейшим Димой Папетой. И знаете, что подарили они мне? Пучок декоративных розг. Я воспринимаю это как полное одобрение моих усилий в борьбе с хамством и сквернословием на СИ. Поддержка народных масс многое значит. Значит та сечь, которую я им устраиваю, поддерживается наследниками традиций настоящей Сечи - Запорожской.
Надя и Дима для меня люди новые. И в Интернете мы общались с ними не так чтобы много. Реал много прибавил к тому представлению о них, которые у меня сложились. Это славные молодые киевляне, прекрасные собеседники, отличные товарищи.
Дима, Надя, Блик.
Мы отлично посидели! Компания, как я уже сказал, была на редкость приятная, разговор касался различных тем: творческих, религиозных, политических. Мне нравятся небольшие компании, когда все вместе и не разбиваются на самостоятельные группки. В них, как правило, не бывает случайных людей. Спасибо вам, дорогие украинцы, за эту замечательную встречу. За ваши добрые слова, искренние улыбки.
Возможно, от избытка дружеских чувств и под воздействием не только впечатлений, Егорыч был даже энергичней, чем в виртуале, но мои добрые друзья простят меня за это, я надеюсь. Увы, даже при той моей напористости я многого не успел сказать, и многого сфотографировать. Единственное утешение, что другие участники встречи оказались более оперативны, чем я, и успевали не только говорить в свои телефоны, но и фотографировать ими.
Вместо эпилога.
Единственным неудобством, связанным с посещением Киева, было пересечение так называемой границы. Два раза за ночь нас неизвестно для чего будили то украинские, то российские служивые. Зачем по вагону ходили таможенники, я вообще не понял. Если пограничники нашли нам занятие, велев заполнить какую-то бумажку, то блюстителям экономических госинтересов вообще не было до нас дела. Я переживал за свой груз - восемь бутылок качественного брянского спиртного. Опасался, что начинать пить придется еще в поезде - не дарить же горючее государевым людям! Кстати, об упомянутой уже мной бумажке. Называется она Миграционной карточкой. Надписи в ней на двух языках. Украинском и английском. Предполагается, видимо, что и заполнять ее следует на одном из них. Китайцам, видимо, тоже. Затруднение возникло уже при переводе слово "Прозвище". В детстве у меня были прозвища. Сейчас нет. Ну если не считать "Егорыч". Его и записать? Помещенное ниже "Surname" прояснило ситуацию - фамилия. Дале еще круче - "стать". И опять помог английский. Спасибо комедийному артисту Петросяну, который объяснил лет пять назад, что, когда пограничники спрашивают вас про sex, их интересует не сам акт, а ваша в нем роль. И, наконец, "мета прибуття". Я повел себя слишком самонадеянно и не заглянул для контроля в английский текст, из-за чего попал впросак, потому что написал "Киев". И только прочитав английское "purpose of journey" понял, что надо было написать не куда, а зачем. Что-то типа "поспiлкуватися з друзями". Однако решил не править, потому что стало вдруг интересно, заметят ли пограничники некорректно заполненный документ строгой отчетности и формы. Неа! Шлепнули сверху печать и пропустили куда и просился - в Киев. А если бы я был шпион? Но сдается мне, тот хлопчик на восточной границе и сам "погано розумiє". Или, наоборот, отлично понимает, что не шибко это и надо. Какие к черту границы могут быть между русскими и украинцами?!
сентябрь 2007г
ПП Иных уж нет. Кшыштоф ушел от нас навсегда. Некоторые ушли только с сайта, а иные из друзей превратились во врагов. Такова жизнь...