Егорыч : другие произведения.

Солоухин о приставных строках

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В. Солоухин рассуждает о том, что подсознательно чувствуют все, занимающиеся стихотворчеством, но что не всегда могут выразить словами.

  Отрывок из сборника "Камешки на ладони"
  
  Стихи создаются двояко. Либо из сознания поэта, как из компьютера, в который заложена программа, выскакивают целые строфы, и тогда они, эти строфы, монолитны, нерасчленимы, либо они появляются в полуготовом, обрывочном виде, и тогда их приходится доделывать на бумаге, досочинять.
  
  Выхожу один я на дорогу
  Сквозь туман кремнистый путь блестит
  Ночь тиха, пустыня внемлет богу,
  И звезда с звездою говорит.
  
  Или:
  
  Скажи мне, ветка Палестины,
  Где ты росла, где ты цвела,
  Каких холмов, какой долины
  Ты украшением была.
  
  Это идеальный случай, когда строфы возникают и выливаются на бумагу в готовом практически виде и целиком. Но очень часто при написании стихотворения последующая мысль, последующий образ формируется не в виде целой строфы, а в виде двух последних строк, то есть третьей и четвертой строки. Они главные, они ударные, завершающие строфу, и поэт знает, что были бы они, а уж две "верхние" строчки он к ним подберет. Поэтому очень и очень часто две нижние строки в строфе филигранны, блестящи, являются безупречной поэтической формулой, а две верхние пустоваты, иногда нарочиты, искусственны, а то и корявы. Они ведь то что называется проходные, они приделаны к строфе ради ее двух нижних главных строк. Иногда это более очевидно, иногда менее, но то, что такой закон, закон слабых верхних строк, в строфе существует, это факт.
  Берем даже Пушкина.
  
  И умер бедный раб у ног
  Непобедимого владыки.
  
  Четкость, металл, бронза. А сверху?
  
  Принес и ослабел и лег
  Под сводом шалаша на лыки.
  
  Совсем другая, более слабая ткань. И эти нарочитые "лыки". Какие лыки? Рогожа, что ли? Или связки лык? Ну так и сказал бы поэт, что раб лег на рогожу... Закон верхних строк. У Есенина:
  
  Будь же ты вовек благословенно,
  Что пришло процвесть и умереть.
  
  А сверху:
  
  Все мы, все мы в этом мире тленны,
  Тихо льется с кленов листьев медь...
  
  Тяжеловато и нарочито, Закон верхних строк.
  Три четверти всех строф Маяковского особенно ярко подтверждают эту закономерность.
  
  На цепь нацарапаю имя Лилино
  И цепь исцелую во мраке каторги.
  
  Будто целую покаянными губами
  В холодных скалах высеченный монастырь.
  
  
  
  Предоставим читателям самим вспомнить начала этих строф, равно как, листая Маяковского, увидеть так и другие примеры, подтверждающие наше наблюдение.
  Если же у поэта сформировались и сформулировались сначала верхние строки (а бывает и так), то приходится подписывать и подделывать, подстраивать, подвязывать к ним нижние строки, а это ещё трудней, и тогда нижние строки получаются особенно слабыми. Возьмем того же Маяковского.
  Берет как бомбу, берет, как ежа
  Как бритву обоюдоострую...
  
  Это вырвалось само, сформулировалось. А дальше? Бог знает что:
  
  Берёт, как гремучую в двадцать жал
  Змею двухметроворостую.
  
  Но я-то интуитивно чувствую, что есть высший закон: если возникли две блестящие строки (верхние или нижние), значит, существуют к ним и вторые соответствующие такие же блестящие строки, надо только их искать. Они непременно существуют, и надо их лишь найти. Не всегда у поэта хватает терпения.
  
  Владимир Солоухин,
  из "Камешки на ладони"
  Москва, "Молодая гвардия"
  1982
  
  От Егорыча:
  
  Вот Пастернак "Мельницы". Очень заметен "шов", хотя приставные строки здесь мастерски отделаны, они значительно слабей великолепных основных. Основные в обеих срофах нижние.
  
  Село в серебряном плену
  Горит белками хат потухших,
  И брешет пес, и бьет в луну
  Цепной, кудлатой колотушкой,
  
  Мигают вишни, спят волы,
  Внизу спросонок пруд маячит,
  И кукурузные стволы
  За пазухой початки прячут.
  
  
  "Кудалатая колотушка", которой пес бьет в луну, и кукурузные стволы, прячущие за пазухой початки - это высший пилотаж. Ради этого и писались приведенные строфы. То, что сверху, можно менять, найти что-то другое. Это не заменить ничем.
  
  Я бы еще рекомендовал прочитать:
  В. Маяковский "Как делать стихи"
  Сочинения в двух томах (том второй)
  Москва,
  издательство "Правда"
  1988 Вещь стоящая, хотя, местами, и спорная. Я имею ввиду те места, где Владимир Владимирович берётся оценивать творчество Есенина.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"