Егорыч : другие произведения.

Отцы и дети. А был ли мальчик?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
   Начнём с того, что не усмотрел я в романе И. Тургенева "Отцы и дети" широко рекламируемого конфликта отцов и детей. Да и "детей" в каком-то особом, социально-психологическом смысле в произведении, на мой взгляд, нет. Возрастно-психологическое различие поколений, конечно, есть. Но не более того. Как и во все времена. Из молодого поколения только Евгений Базаров, вроде бы как конфликтен. Однако что он такое? Можно ли его отнести к молодому поколению? Давайте разбираться...
  
  Странный это персонаж - Базаров. Когда читаешь роман, постоянно задаёшься вопросом, откуда автор брал материал для "конструирования" образа главного героя? Вот "отцы" - да, вполне убедительны. Немного однообразно сентиментальны, подчёркнуто специализированы в функции "отцовство", а потому условны и идеализированы, однако, узнаваемы в основных своих чертах, присущих родителям всех времён и народов. Кроме того, у них натуральные, естественные характеры и переживания. Они - из жизни. А вот Базаров-младший, он-то откуда взялся? Ну ведь надуманный же образ! И надуманность эта не ограничивается сыновьей "ипостасью" - речь о социальной достоверности образа вообще. Однако начинать надо, я думаю, всё-таки с семейных связей.
  
  Больше всего меня в Базарове возмущает его отношение к родителям. Отчего вдруг так? Ну понятно с отцом и сыном Верховенскими в Бесах Достоевского. Вот где конфликт! Правда, не социальный, а вполне семейный, не "отцы и дети", а всего лишь "отец и сын". Но у Достоевского чётко обозначены характеры, образы убедительно прописаны, потому и герои взаимодействуют естественно, не вызывая недоумения. Что же с Базаровыми? Откуда вдруг чёрствость и даже жестокость в отношении к родителям? Они-то совсем другие, и к нему всей душой. Здесь яблоко от яблони далековато откатилось.
  
  Так воспитали? Не похоже... Воспитание сводилось, по всей видимости, к душеспасительным наставлениям и личному примеру. Ладно, допустим, что именно этим они ему и наскучили, стали для него людьми трудно переносимыми в общении. И пусть он сыновьих чувств к старикам не испытывает, однако видимость их мог создать. Как человек порядочный должен был перетерпеть короткое и нечастое тяготящее его общение, чтобы сделать им приятное... Однако - нет.
  Перед нами, выражаясь современным языком, кибер-гуманоид. Существо беспринципное, лишённое чувств и общественной позиции, действующее согласно заданной разработчиком (Тургеневым) программе.
  
  Встаёт вопрос, зачем Тургенев "обездушил" своего героя? Мне кажется, он создал его таким потому, что по мнению писателя, так и должен выглядеть нигилист. Должен выглядеть? А разве это не зарисовка с натуры? Если судить по условности образа, то, скорей всего, нет. Конечно, через сто шестьдесят лет, разделяющих наши эпохи, трудно обратиться к человеческому материалу напрямую, чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение. Поэтому обратимся к документам.
  Самым убедительным свидетельством может быть литература, отражающая все общественные явления своего времени. Но в литературе середины 19 века нигилистов что-то не видно. Более того, даже в романе "Отцы и дети", созданном специально для того, чтобы обозначить данное социальное явление, нигилистов не наблюдается. Кроме весьма неубедительно представленного Базарова.
  
  Правда, Евгений Васильевич частенько говорит "мы", словно бы выставляя себя полноправным представителем какой-то особой общественной категории. Вот его слова, обращённые к Аркадию: "...Тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно - нам других подавай! Нам других ломать надо!"
  
  Да помилуйте, кому же это нам?! Кроме Аркадия, из тех, кого весьма условно можно отнести к данной категории, в романе фигурируют только Ситников и Кукшина. Но о них и речи не идёт. Базаров их не только за своих не считает, но и презирает. Может быть, его единомышленники остались в Петербурге? Увы... Даже намёка в тексте нет на каких-то товарищей-ниспровергателей. Нигде Тургенев даже не намекнул на то, что Базаров состоит в каком-то обществе критически мыслящих людей. Странное противоречие.
  
   Я осмелюсь предположить, что нигилист Базаров не имеет под собой реального общественного прототипа, что он полностью выдуман Тургеневым исключительно для того, чтобы выразить свои личные переживания и опасения по поводу грядущих перемен. Но в тот период материала для создания образа нового человека, ему не хватило. Этот новый человек пока ещё не проявил себя в общественном бытие.
  
   Его нигилист что-то вроде дозревающего, и потому пока не практикующего революционера. Но и понятия революционер тоже пока нет. Есть некие неоформившиеся либеральные веяния и свободомыслие. Народническое движение начнётся лишь в шестидесятых. Психологическая подготовка уже идёт, но энергия преображения пока ещё не находит выхода. Базаров не дожил несколько лет до того, чтобы, наконец, определиться, где он и с кем. С Рахметовым или с Верховенским. С революционерами или авантюристами.
  
  А пока мы видим только стремление занять себя чем-то, что поможет скрасить ожидание. Но то, что Базаров пребывает именно в состоянии ожидания, в своеобразном тупике не подозревал, возможно, и сам Тургенев. Но как точно он показал это состояние через деятельность, вернее активную бездеятельность Базарова.
  
   Ну да, режет лягушек. Как положено студентам-естественникам. Но почему-то считается, что занят он научной работой. Однако человеку, который через год собирается сдавать "экзамен на доктора", впору более серьёзными делами заниматься.
  
  А ведь Тургенев мог бы сказать невзначай, что не так просто его герой лягушек режет, а что в университете заказали ему учебные пособия, поскольку лучше него их никто сделать не сможет. Мог бы оговориться устами кого-то из персонажей, что сам профессор N. восхищён успехами Базарова в естествознании и пригласил его к себе в ассистенты.
  
  Но этого нет. И что, на первый взгляд, кажется недоработкой автора, на самом деле, как бы подчёркивает, что не в этом заключается миссия Базарова. А вот каково его назначение на пороге грядущих перемен, не знает и сам Тургенев. Он знает лишь то, что поколение детей изначально отрицает всё наследие николаевской эпохи, хотя ещё не выработало своих собственных идеалов, не определило целей. Смерть Базарова - композиционно удачная авторская находка. Задержись выпуск романа на два-три года, может быть, Тургенев оставил бы своего героя жить, потому что у Евгения появилось бы поле для общественной деятельности.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"