Выговский Александр Эдвинович : другие произведения.

Служба Эр некоммерческое партнерство

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    С Александром Эдвиновичем мы знакомы заочно уже несколько лет. Его Служба ЭР ("СЭР") возникла 13 лет назад и имеет богатый опыт удач и неудач о чем и пишет честно сам руководитель проекта.

  Из переписки с Александром Эдвиновичем:
  
  ecoland@kaluga.ru
  
  Александр, здравствуйте! За 13 лет работы Службы ЭР в сфере
  действительного (не спекулятивного) создания оазисов на пустошах выкристаллизовались следующие принципы взаимодействия с внешними силами:
  
  1. Нам чужды реклама и многочисленность, поэтому мы минимизируем
  участие в массовых мероприятиях.
  
  2.Перед сторонними людьми мы не отчитываемся, не сообщаем о своих
  планах и не стремимся к демонстрации результатов.
  
  3.Представителей СМИ не допускаем вовсе, в исключительных случаях -
  жёстко регламентируем тематику.
  
  4. Подготовку стажёров проводим в рамках образовательной программы,
  являющейся ноу-хау.
  
  5. Услуги по концептуальному и ландшафтному обустройству территорий
  оказываем избранным клиентам.
  
  6. Вопросы, возникшие у заинтересованных людей, предварительно
  обсуждаем по почте; если проблема не решается интерактивно -
  организуем встречу в рамках заведомо согласованного регламента.
  
  7.Материалы доступные для общего обозрения излагаем на сайте, в
  публикациях и переписке.
  
  При вхождении в контакт прошу учитывать обозначенные параметры.
  
  А. Выговский.
  
  Вот такая позиция.
  
  Ноосферное моделирование.
  
  Базовая методологическая программа
  
  Руководитель программы Александр Эдвинович Выговский
  
  Программа сформировалась в течение 15 лет на базе полевых материалов, накопленных в ходе создания шести Природовозрождающих Социальных Систем (ПВСС).
  В процессе полевых исследований эмпирически были определены организационные принципы, без соблюдения которых всякое аграрное хозяйство либо альтернативное поселение развиваться не может.
  Игнорирование этих принципов привело к краху фермерское движение 90-х годов на всей территории СНГ. По той же причине множественные попытки создания экологических поселений и родовых поместий терпят фиаско.
  Под ноосферным моделированием cледует понимать разработку проектов-концепций и строительство действующих моделей экологически сбалансированных поселений и нооценозов на конкретных территориях.
  Под ноосферной деятельностью мы понимаем внедрение высокотехнологичного, природовозрождающего производства и на его базе строительство экологически сбалансированных форм бытия.
  
  Ноосферное моделирование является совершенно новой сферой деятельности, и мы, что называется, "набиваем руку".
  Для того, чтобы потенциальные заказчики могли сориентироваться в особенностях нашей работы, давайте рассмотрим, что получилось с заявками, поступившими за 2002 год.
  Первая заявка поступила в неформальной обстановке от клуба читателей популярного многотомника В.Мегре "АНАСТАСИЯ" и касалась проблемы создания так называемого "родового поселения" на "гектарах". Инициативная группа прошла в Службе ЭР стажировку, мы помогли выстроить организационно-правовые позиции, провели консультации и способствовали недорогому оформлению 100 га земли в Малоярославецком районе Калужской области. Сейчас в некоммерческом партнёрстве КОВЧЕГ около 40 человек (большей частью, на редкость симпатичная публика), выстроили за лето общий дом, приобрели экскаватор, трактор, деревообрабатывающее оборудование, дизель-генератор и т.п. Около 10 чел. остались на зимовку. Развиваются стремительно. Поддерживают с нами регулярные контакты. Денег не брали - разошлись на уровне взаимозачёта по услугам.
  Вторая заявка на предмет возрождения посёлка беженцев из Таджикистана официально поступила от Швейцарского Фонда ККО в феврале 2002 г. Подробности на сайте в разделе ОБЪЕКТЫ (Швейцарский Дом). В целом мероприятие признано убыточным, хотя Фонд по минимуму компенсировал некоторую долю ущерба.
  Третья заявка поступила в ноябре 2002 г. от серьёзного, весьма просвещённого главы крупного фермерского хозяйства близ г.Мышкин, Ярославской обл. У него основательные активы: реставрированная усадьба 19 века, хорошее жильё, техника, конюшня в 16 лошадей и ... нет людей, способных развивать хозяйство в ноосферном русле на правах партнёров и единомышленников. Заявка легла "под сукно". Решаем вопрос подготовки малого экспедиционного отряда с учётом горького опыта реализации предыдущего проекта.
  Четвёртая заявка поступила от Ярославского межрегионального объединения НООХОРА в октябре 2002г., с целью разработки модели ООПТ на территории трёх областей (соответственно, семи районов) на побережье Рыбинского водохранилища.
  Организационным центром проекта является научный посёлок БОРОК. Хотя с регионом и с НООХОРОЙ мы работаем с мая 2000г., нас не устраивает масштабность проекта, что делает его практически невыполнимым. Идут переговоры об уменьшении масштаба проекта.
  Пятая заявка поступила от администрации Тарусского района, Калужской области с целью разработки модели рационального использования ресурсной базы и экологического оздоровления района. Подписан договор, ведутся изыскательские работы. Помимо этого мы разрабатываем свои проекты, из которых наиболее значимым являются Курсы Ноосферного Моделирования. Приведенный материал позволяет примерно обозначить наши возможности.
  В 2003 году идёт обсуждение двух заявок
  
  ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА:
  
  Курсы ноосферного моделирования
  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
  СЛУЖБЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕСТАВРАЦИИ
  
   Седьмая редакция, январь 1999 г.
  
  СОДЕРЖАНИЕ
  
  Общая часть
  Цель
  История
  Методология
  
  Специальная часть
  Особенности учебного процесса
  Календарный план
  Методика
  Содержание теоретического курса
  Условия приёма
  Регламент
  _______________
  Определения
  
  ОБЩАЯ ЧАСТЬ
  
  Цель
  1. Получение профессиональных знаний в области природовозрождения: создания нооценозов и ноосферных экологических поселений на постантропогенных пустошах.
  2. Разработка стажерами личных мини-программ природовозрождающей ориентации. Например: Плодовый питомник, Эко-Тур, Флора-уникум, Вешенка, Супер-улей... Каждая программа являет собой самостоятельное дело, способное стать полноценным источником средств и смысла существования.
  
  История
  В сентябре 1991 года на базе Отделения повышения квалификации МСХА им. Тимирязева была организована шестимесячная подготовка 15 слушателей, направленных на стажировку Службой ЭР. В их задачу входила разработка дипломных работ агроэкологической ориентации при консультативной помощи профессорско-преподавательского состава Академии. Предполагалось, что работы станут теоретической платформой для создания природовозрождающих мини-программ. Планировалась их общая мировоззренческая основа, деловая совместимость и самоокупаемость.
  После защиты работ и получения дипломов в апреле 1992 года восемь добровольцев вошли в состав группы, целью которой стало создание модели природовозрождающей формы организации бытия и применение полученных специальных знаний на практике. В Тарусском районе Калужской области на агроэкологическом полигоне Службы ЭР был создан палаточный учебно-практический центр. Денег в ту пору достать не удалось, и программы развивались с нуля. В результате выжили четыре полноценные мини-программы. В ходе исследований был накоплен полевой материал, на основании которого естественно сформировались основные положения настоящей ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, созданной с учётом изначальных ошибок.
  
  Методология
  Существуют фундаментальные законы естественного развития. Первый из них освещает процессы физиологии и гласит, что эмбриогенез стремительно повторяет филогенез. Это закон Эрнста Геккеля. Второй - касается сферы психологического развития и утверждает, что психогенез ребенка в сокращенной форме моделирует историогенез этноса. Это закон Жана Пиаже. Нам на практике пришлось столкнуться с феноменом проекции этих законов в сферу эволюции организационно-правовых форм малого коллектива, ориентированного на выход в режим устойчивого развития в критических условиях. В данном случае, учебный процесс, в сжатом виде моделирует эволюцию качества организационно-правовых форм от уровня разрозненной учебной группы до сложно организованного консорциума. По ходу усложнения ситуации происходит прохождение группой стадий, близких к состоянию лагеря <диких> туристов, садоводческого товарищества, коллективного хозяйства, научно-исследовательского экспедиционного отряда. Высшим организационно-правовым этапом эволюции группы является создание ассоциации руководителей экономически эффективных и экологически корректных взаимодополняющих мини-программ, территориально объединённых в ноосферное микропоселение.
  СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
  Особенности учебного процесса
  В ходе интенсивного обучения реализуются ноу-хау методики специальной подготовки будущих руководителей мини-программ. Срок обучения - 1 год. Из них 6 месяцев специальной подготовки на агроэкологическом полигоне Службы ЭР и 6 месяцев теоретической подготовки на базе МСХА им. Тимирязева, либо иного подходящего учреждения.
  Учебно-практическая задача группы сводится к налаживанию качественного быта в полевых условиях, обеспечению самих себя натуральными продуктами и эстетическому преобразованию территории по своему усмотрению.
  
  Календарный план
  1. Заезд 22 апреля. Иметь при себе полную экспедиционную (туристическую) выкладку. Перечень предметов уточняется при собеседовании.
  2. С 22 апреля по 13 мая - период отдыха, адаптации и свободного самоопределения. Период включает: организацию быта и приемлемого личного ритма жизнедеятельности, образование неформальных групп, стихийное распределение функций, проявление иждивенцев. Необязательным рабочим объектом в этот период является индивидуальный аграрный сектор до 0,07 га, выделяемый каждому претенденту.
  3. 13-14 мая. Первый этап фильтрации: недовольные покидают территорию. Ритуал перехода в пан-тайм режим. Пан-тайм - временной интервал, в котором стажер руководит действиями испытательной группы, направляя ее силы на дело, кажущееся ему предельно значимым. В пан-тайм работе на равных правах принимают участие и организаторы учебного процесса.
  4. 21 июня - формулирование и защита перед Экспертной комиссией деятельностной позиции. Второй этап фильтрации: не защитившие д.п. покидают территорию.
  5. 21 сентября пан-тайм режим прекращается. Стажеры формулируют перед Э. к. свои предпрограммные предложения. Лица, не определившие предпрограммных предложений или ушедшие в негативную позицию, собирают выращенный урожай и покидают территорию полигона. Это третий раунд селективного отбора.
  6. Стажерам, защитившим предпрограммные предложения, предоставляется возможность разработки программ путем стационарного обучения на кафедре экологии ТСХА, либо иного подходящего учебного учреждения. Содержание программы в своей теоретической части совпадает с содержанием дипломной (выпускной) работы, защищаемой в конце марта следующего года перед экзаменационной комиссией. Вариант заочной разработки программ находится в стадии разработки.
  7. 20 - 24 декабря в ходе установочной сессии происходит:
  - утверждение наименования программы, определение научного руководителя по дипломной работе, содержащей теоретический аспект программы;
  - защита (перед Экспертной комиссией) мировоззренческой позиции, включающей изложение представлений о цели и смысле собственного существования, предельных бытийных намерениях, увязки этих понятий с философией Службы ЭР;
  - стажеры, не защитившие м.п., получают допуск к защите дипломной работы, но не получают допуска к защите программы.
  Это четвёртый раунд селективного разделения.
  8. В период с 22 декабря по 20 марта производится разработка программ, подготовка дипломных работ к защите, консультации, изыскание источников финансирования. Соискателям предоставляется свобода поиска, организуются встречи с возможными инвесторами.
  9 . С 20 марта по 20 апреля производится:
  - повторная защита м. п. должниками (допуск 1 - мировоззренческий); - защита дипломных работ перед Экзаменационной комиссией учебного учреждения и получение дипломов (допуск 2 - теоретический);
  - защита программ перед инвесторами и акционерами (допуск 3 - практический).
  В результате: полноценные программы, получившие три допуска, вступают в договорные отношения с Аппаратом Службы ЭР на предмет права использования реквизитов, средств связи, транспорта, земли и хозяйственных активов. Разработчики с двумя допусками договариваются насчёт работы и жилья с руководителями действующих программ. Один допуск не имеет смысла. Это пятый, последний этап селекции.
  
  Методика
  1. Актуализация. На первом, практическом этапе образовательного процесса создается рекреационно-дачная обстановка, а по ходу действия наращивается проблемное поле. Ему придается векторное русло, в котором постепенно, а вскоре и стремительно возрастает актуальность проблем, без решения которых невозможна разработка реальных программ, способных дать стажерам финансовую самостоятельность и обеспечить их мировоззренческие потребности. В ходе решения насущных проблем возникает острая необходимость в получении конкретных сведений. В дальнейшем, теоретическое обучение основывается на базе этой потребности. По ходу действия выкристаллизовываются принципы организации бытия, без соблюдения которых коллектив обрекает себя на распад. Число и содержание этих принципов являет собой ноу-хау образовательной программы. Процесс актуализации прогнозируем и к освещению каждого принципа, по мере открытия их стажерами, готовится специальный материал.
  
  2. Пан-тайм.
  Почти все клетки организма содержат хромосомный набор, дающий каждой из них достаточно полное представление об организме в целом. При этом клетки могут иметь самое различное устройство и нести разную функциональную нагрузку. Такого рода голографический принцип придаёт системе чрезвычайную устойчивость по множеству параметров. Основываясь на этой закономерности, каждому из стажеров предоставляется возможность применить свои знания, навыки и проявить способности путём взаимообучения. Поэтому, в содержание образовательного процесса включен пан-тайм прием, посредством которого происходит интеграция знаний и навыков, и вырабатывается система устойчивых общих представлений. Для обозначения лиц ведущих пан-тайм, авторами программы введены неологизмы пан-дей и пан-пара.
  
  3. Социотроника.
  Существует множество значимых социальных явлений, которые не могут актуализироваться группой в силу недооценки их сложности, неосведомлённости, либо переоценки собственных возможностей. Для моделирования реальных проблем и игрового преодоления возникших препятствий разрабатываются и разыгрываются сценарии вероятных ситуаций, например, получение банковского кредита, договор с оптовым покупателем, поведение в церкви, столкновение с преступной группой... Игротехник работает с группой до тех пор, пока процесс не закрепится в виде ритуала.
  Содержание теоретического курса.
  Для полноценной работы мини-программы будущий руководитель должен овладеть определенным объемом современных классических знаний и умений в период теоретического обучения. Этот перечень представляет собой содержание теоретической части учебной программы в осенне-зимне-весенний период:
  1. Специальность: основы общей экологии, почвоведения, растениеводства, агрохимии, радиологии, сельскохозяйственной энтомологии, лесоводства и парковедения.
  2. Английский язык.
  3. Компьютер: основные редакторы, информационные сети.
  4. Основы делопроизводства, маркетинг, законы рынка, системы управления, бизнес-планы.
  5. Правоведение. Основы системной правозащиты и правотворчества.
  6. Техника и средства производства (права водителя, тракториста).
  7. Философия: история мировоззрений.
  8. Социология: история общественных устройств и организационно-правовых форм. 9. Ландшафтный дизайн и ландшафтная архитектура.
  10. Экскурсионный экологический практикум с последующим анализом на семинарах.
  11. Организация экспедиций.
  12.Консультации специалистов по конкретным вопросам.
  Примерный объем полного курса - 1200 учебных часов, включая практическую и теоретическую части.
  P.S. Содержание теоретического курса может изменяться и дополняться самими стажерами по мере возникновения необходимости в получении определённых сведений.
  
  Условия приема
  Предпочтение отдается горожанам, тяготеющим к природе, не связанным брачными узами, имеющим профессиональные навыки в какой-либо области деятельности, склонным к самостоятельности и выполнению взятых обязательств. Возраст, пол, образование, страна проживания и национальность не имеют значения. Стоимость первого этапа обучения определяется из расчёта затрат на минимальные накладные расходы и питание. Для стажеров не имеющих денежных средств, но обладающих искренним стремлением участвовать в деле, вопрос оплаты обучения решается на собеседовании. Вопрос временного пребывания на полигоне на особых условиях не рассматривается.
  Процедура.
  1. Подача Заявления на имя координатора Образовательной программы Службы ЭР с просьбой рассмотреть вопрос об участии в конкурсе на прохождение курса спецподготовки в ноосферной учебной группе. Приложите краткую биографию и фотографию для удостоверения.
  2. В ответ вы получите Зелёную Карту с инструкцией, либо мотивированное отклонение заявления.
  3. Возможно приглашение на собеседование.
  Регламент
  Общие требования.
  От всех стажеров, проходящих образовательный спецкурс, требуется:
  - не допускать на территорию полигона посторонних лиц;
  - не входить без приглашения на жилые и аграрные секторы коллег;
  - соблюдать гармонию пространства, акустическую и санитарную гигиену;
  - минимизировать контакты с местными жителями, отклонять приглашения в гости, безвозмездные подношения и услуги, самим с просьбами не обращаться;
  - по всем деловым и конфликтным вопросам обращаться к руководителю О. п. ;
  - при работе в пан-тайм режиме беспрекословно выполнять требования пан-дея либо пан-пары, вошедших в фазу ответственности за коллектив;
  - в случае нарушения Регламента, зафиксированного руководителем О. п., немедленно покинуть территорию по его требованию;
  - неправомерные действия руководителя О.п. обжаловать через обращение к президенту ассоциации.
  Ответственность сторон
  После подписания претендентом Гарантийного обязательства о выполнении требований настоящего Регламента Служба ЭР вступает с ним в правоотношения, регулируемые Гражданским законодательством РФ, выраженные в следующих позициях:
  - стажёры проходят курс специальной подготовки по собственной инициативе на личные средства, с целью разработки индивидуальных природовозрождающих программ;
  - все, в обязательном порядке, проходят инструктаж по технике безопасности;
  - Служба ЭР не несет ответственности по обязательствам стажёров;
  - стажеры (соискатели) не несут ответственности по обязательствам Службы ЭР;
  - в случае травмы, болезни или гибели стажера (соискателя) Служба ЭР гарантирует первую помощь, но не несет ответственности за выплату пособий и компенсаций.
  Услуги
  - Служба ЭР выдаёт во временное пользование, под залог, недостающий инвентарь (инструменты, палатки, спецодежду) с условием аккуратного обращения и возврата по окончанию полевого сезона;
  - выполняет коллективные заказы на поставку продуктов питания;
  - при отсутствии средств, приемлет расчёт векселями под гарантию штатных сотрудников;
  - в критических ситуациях предоставляет возможность заработка.
  
  
  Координатор программы: Маргарита Втюрина. Тел/факс - 08435-31601,
  249810, РФ, Калужская обл., г. Таруса, а/я 64. E-mail: ers@tarusa.ru
  
  Разработчики: Александр Выговский, Лариса Журавлёва, Маргарита Втюрина.
  ГЛОССАРИЙ
  Мини-программа, Служба ЭР, ПВСС, Полигон
  МИНИ-ПРОГРАММА - целостная сфера индивидуальной предпринимательской деятельности, обладающая всеми атрибутами самостоятельной организации. Для защиты мини-программы перед Экспертной комиссией нужно представить:
  - концептуальную основу, подтверждающую согласованность Программы с базовой тематикой и философией Службы ЭР;
  - научное обоснование (отзыв специалиста);
  - хозяйственно-экономическое обоснование;
  - праворегулирующий документ (устав, регламент или иной подобный);
  - перспективный план развития;
  - источник средств и примерную смету.
  
  Различаются следующие типы мини-программ:
  1. СВОБОДНАЯ - исходящая из внутренних тяготений, представлений и умений автора, например, Фитосервис, Норд-Сид, Плодовый питомник.
  2. ФАКУЛЬТАТИВНАЯ, - проистекающая из неизбежных потребностей развивающейся организации (напр. Методологическая, Правозащитная, Экономическая:).
  3. ТЕМА - программа на начальных этапах развития, либо целостный элемент большой коллективной программы.
  4. РАЗРАБОТКА - программа или тема в незавершенном виде.
  5. ЗАМЫСЕЛ - умозрительно продуманная и текстуально оформленная идея.
  6. ДЕКЛАРАЦИЯ - первичный, поверхностный уровень изложения намерений.
  
  
  СЛУЖБА ЭР
  А с с о ц и а ц и я Служба экологической реставрации деградированных ландшафтов Учредители:
  1.Московская сельскохозяйственная Академия им.К.А.Тимирязева
  2.Западный региональный центр Российской Академии Естественных Наук (РАЕН) Факультативные программы: Методологическая, Правозащитная, Образовательная (?), Экономическая (-), Международных связей (-). Свободные программы: Фитосервис, Флора-сервис, Норд-Сид, Флора-уникум, Вешенка, Плодовый питомник (-), Пища богов (-).
  ПВСС
  В качестве относительно полного определения перечислим основные признаки нового социального образования - Природовозрождающей социальной системы (ПВСС):
  1. Территориально ПВСС представляет собой участок деградированной земли, на которой проводятся работы по созданию рукотворного природного комплекса - неоценоза.
  2. По административным критериям ПВСС представляет собой экспериментальный экологический полигон, либо зону экологической реконструкции, на которой работает экспедиционный отряд экологов-реставраторов.
  3. Жилищный и производственный комплекс ПВСС целесообразно именовать ноосферным или экологическим поселением. Земля под застройку служебными жилыми, лабораторными, производственными и подсобными помещениями на первом этапе оформляется на природовозрождающую организацию.
  4. ПВСС обязательно оснащается транспортом, временным экспедиционным жильём, средствами связи, автономным источником электроэнергии, источником водоснабжения, блоком самообеспечения натуральными продуктами питания. В ходе развертывания работ применяются разнообразные способы энергосбережения, использования местных материалов, переработки отходов, внедрения экологически корректного производства и земледелтя.
  5. В организационно-правовом аспекте ПВСС представляет собой Ассоциацию руководителей действующих программ аграрной и экологической ориентации, например, Флора-уникум, Фитосервис, Экотур. Хозяйственные и производственные активы программ размещаются на территории ПВСС. Уставные документы Ассоциации специально адаптируются к особенностям статистической кодификации и нормам налогового законодательства региона.
  6. Основной источник финансирования - деньги, поступающие от осуществления собственных программ; дополнительный - деньги, поступающие от добровольных пожертвований и специализированных фондов.
  7. При запуске Образовательной программы ПВСС превращается в открытую проточную систему. Основной функцией О.п. является разработка каждым стажером собственной программы (темы). Наличие действующей Программы обеспечивает финансовую независимость автора и даёт ему право на участие в процессе коллегиального управления системой.
  8. В ПВСС предусмотрен единый механизм решения проблем психологической несовместимости, принципиальных разногласий, перенаселения и системной репродукции путем формирования экспедиционных отрядов, разрабатывающих планы освоения новых территорий. При благоприятном правовом режиме процесс может развиваться в геометрической прогрессии.
  9. Характерной особенностью ПВСС является механизм внутрисистемного правотворчества, интегрированный с функцией управления и координации действий различных программ.
  10. Расчётная численность укомплектованной ПВСС площадью 10-100 га - 7-12 человек - полноправных сотрудников. Оптимальная численность учебной группы - 16 человек. В эти числа не включены наёмные рабочие, консультанты, добровольцы и гости.
  11. ПВСС по завершению восстановительных работ в соответствии с заведомо разработанной процедурой преобразуется в специализированное, экологически сбалансированное хозяйство аграрной, научной, учебной либо рекреационной ориентации.
  
  
  ПОЛИГОН
  14 февраля 1992 года Тарусская районная администрация целевым назначением выделила Службе ЭР, для размещения Агроэкологического полигона, территорию бывшей помещичьей усадьбы площадью 26 гектар в бессрочное пользование. Участок находится в удаленном месте Тарусского района Калужской области в 160 км от Москвы. Усадьба 90 лет назад представляла собой типичную для России периферийную резиденцию с большим домом, парком, садом, конюшней, кузницей, пасекой, водяной мельницей, прудом, подъездными путями, ирригационной системой. За 90 лет территория деградировала до уровня труднодоступной, окруженной лесом залежи, малопригодной к сельскохозяйственной эксплуатации. На Полигоне нет капитальных сооружений и коммуникаций. Есть река, питьевая вода, неограниченный запас сорной древесины. Ближайший рейсовый автобус, магазин, медпункт и почта находятся в 5 км. По границе территории проходит линия электропередач и телефонный кабель. Близлежащие деревни вырождены, коренные жители склонны к пьянству, воровству и браконьерству. В летнее время численность населения увеличивается на порядок за счёт притока дачников. Окружающие земли принадлежали фермерам, но сейчас заброшены и не обрабатываются. Леса лиственные, сильно заросшие сорной древесиной, богаты грибами, река - рыбой.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"