НАТ. ЛЕНЕЕ УТРО. СВЕТИТ СОЛНЦЕ. КОНТЕЙНЕРА С МУСОРОМ.
Небольшой лист оргалита лежит возле контейнера, вокруг разбросан мусор: пустые пачки после соков, молока, смятая банка после пива... Подъезжает мусоровозка, проезжая колесами впритык оргалита, останавливается. Грохот контейнеров. На лист оргалита летят мятая бумага, очистки. Машина уезжает, к контейнерам подходит мужчина. Но на экране видны только его ноги в стоптанных кроссовках и старых джинсах. Мужчина сгибается ловко быстро собирает мусор и бросает его в контейнер. Руки у него в белых рабочих перчатках. Потом он бережно поднимает оргалит и ставит его под стену одного из контейнеров. Мужчина уходит, на экране только идущие ноги.
НАТ. ДЕНЬ. ТЕ ЖЕ КОНТЕНЕРА.
Мимо контейнера, возле которого стоит огралит пробегает собака, остановившись, подняв ногу, писает на него и убегает.
НАТ. ВЕЧЕР. ТЕ ЖЕ КОНТЕНЕРА.
Мимо идет мужчина, на экране только его ноги в светлых брюках, в светлых носках и в светлых туфлях. Мужчина останавливается, берет оргалит (на экране видны только руки, как они берут оргалит) и уходит.
ИНТ. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА.
На стенах висят картины, в углу стоит старый письменный стол, возле него офисное кресло на колесиках, у стенки диван, возле окна мольберт с незаконченной картиной. Художник, поставив на пол этюдник, бросает оргалит подобранный на мусорке в угол. Включает свет, снимает со стены несколько картин, складывает их в специально сшитую сумку.
ХУДОЖНИК (звонит по мобильному)
Я уже в мастерской, приезжайте.
Положив телефон в карман рубашки, художник начинает разводить грунтовку: идет на кухню, приносит стакан воды и баночку меда, ставит все на стол. Затем лезет в стол, достает клей и зубной порошок и начинает заводить грунтовку. Грунтует оргалит. Звонок в дверь. Художник спешно встает из-за стола, на ходу подхватывает сумку с картинами и уходит. Возвращается с пачкой денег, пересчитывает их, достает из-за стола барсетку прячет их в нее. Достает из кармана рубашки сотовый.
ХУДОЖНИК (по телефону)
Соня, продал картины, буду дома через полчаса.
Спрятав телефон в барсетку, художник уходит.
НАТ. СПУСТЯ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ. ДЕНЬ. УЛИЦА ПОДЪЕЗД ДОМА, В КОТОРОМ НАХОДИТСЯ МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА
Останавливается машина, (иномарка) из нее выходит шикарно одетая молодая женщина. Хлопнув дверью машины, она быстрым шагом направляется к подъезду, поднимается на второй этаж, звонит в дверь. Дверь не открывают, молодая женщина нервничает, собирается уходить. Наконец художник открывает дверь.
ХУДОЖНИК (удивленно)
Тата? Рад видеть, проходи.
ИНТ. МАСТЕРСКАЯ.
Молодая женщина садится на диван, принимая не принужденную позу.
ТАТА
Я к тебе по делу. Ты не забыл, что у твоего отца скоро день рождения?
Художник садится возле молодой женщины, берет ее руку и целует, начиная с кончиков пальцев и выше.
ХУДОЖНИК (не переставая целовать руку)
Помню. Я так же помню, что он отнял тебя у меня.
ТАТА
Перестань.
Она вырывает руку и встает с дивана. Подходит к мольберту с картиной, которая нарисована на найденном оргалите. На картине букет сирени.
ТАТА
Ты думаешь, что я вышла за твоего отца по расчету. Ты ошибаешься. По расчету я была с тобой. Знаешь, какой у меня был расчет? Через тебя познакомиться с твоим отцом. Я в него влюбилась еще в первом классе, когда посмотрела фильм с ним в главной роле.
ХУДОЖНИК
Ты мне об этом говорила в первый день нашего знакомства, но я думал, что это так... У отца много поклонниц. Ему будет семьдесят, тебя только двадцать пять.
ТАТА
Ты ему завидуешь.
Художник громко смеется.
ТАТА
Между нами все равно ничего не могло быть. Ты женат.
ХУДОЖНИК
Я тебе говорил, что разведусь.
ТАТА
Ты не понял, я люблю твоего отца. Я пришла, чтобы померить вас. Подари отцу эту картину.
Она показывает на мольберт с картиной.
ТАТА
Талантливо написана, сирень как живая.
НАТ. РАННЕЕ УТРО. ШОССЕ. ПРИГОРОД
Художник едет в машине, рядом сидит жена Соня, маленькая щупленькая невзрачная женщина с живым эмоциональным лицом. На нем написано, что ей неприятна поездка. На заднем сиденье, упакована в бумагу, лежит картина. Бумага немного разорвалась и через дыру видна написанная кисть сирени. За окнами машины мелькаю дачные домики и коттеджи.
ХУДОЖНИК
Я тебе уже говорил, что между мной и женой отца ничего нет.
ЖЕНА.
Правда?
ХУДОЖНИК
Правда.
Жена с облегчением вздыхает, улыбается.
НАТ. ВЫСОКИЙ ЗАБОР, ВОРОТА.
Ворота раскрываются, машина художника въезжает во двор. В окне особняка мелькает силуэт и через минуту другую из двери выходит высокий стройный седой мужчина в пижаме, на голове у него сетка для волос. Бодрой походкой он спешит к гостям. Из машины выходят художник и его жена. Седой мужчина обнимает художника.
СЕДОЙ МУЖЧИНА (радостно)
Мальчик мой, порадовал старика приездом.
ХУДОЖНИК
Извини, что рано, но потом к тебе будет не протолкнуться, понаедут журналисты, артисты.
СЕДОЙ МУЖЧИНА
Да сегодня у меня тяжелый день. Не люблю дни рождения. Все в дом (громко)
Седой мужчина, обнимая невестку за плечи, ведет ее в дом. Художник задерживается, берет из машины картину и догоняет отца и жену. На пороге их встречает Тата, она тоже еще в халате, радушно улыбается и приглашает гостей пройти в дом.
ИНТ КАБИНЕТ.
Художник вешает на стенку картину, седой мужчина наблюдает за ним сидя на дорогом кресле. Его лицо задумчиво и напряжено.
СЕДОЙ МУЖЧИНА (чуть слышно)
Мне надо с тобой поговорить.
ХУДОЖНИК
Что, отец? Одну минуту.
Повесив картину, художник подходит к отцу.
ХУДОЖНИК
Ну, как?
Художник видит, что отец чем-то взволнован.
ХУДОЖНИК
Что случилось?
СЕДОЙ МУЖЧИНА
Сядь.
Художник берет стул, садится возле отца.
СЕДОЙ МУЖЧИНА
У нас с Татой скоро будет ребенок.
ХУДОЖНИК (возбужденно)
Вот как! Поздравляю!
Художник нервно вскакивает со стула, идет к окну, повернувшись к отцу лицом, складывает руки на груди.
ХУДОЖНИК
На старости лет решил потомством завестись. Вскружил голову маленькой девочке.
СЕДОЙ МУЖЧИНА
Тата взрослая женщина. Я хочу чтобы ты дал мне обещание: после моей смерти заботиться о малыше. Тате будет тяжело растить одной сына.
Художник снова садится на стул, растерянно и с тревогой смотрит на отца.
ХУДОЖНИК
Ты был у врача?
СЕДОЙ МУЖЧИНА
Да
ХУДОЖНИК
Что он сказал?
СЕДОЙ МУЖЧИНА
Прогноз неутешительный: полгода, максимум год.
ХУДОЖНИК
Может еще не все потеряно. Врачи часто ошибаются. Я тебе найду самых лучших врачей.
СЕДОЙ МУЖЧИНА
Мне нравится твоя картина. Твоя мать очень любила сирень. Я часто вспоминаю, когда ты родился, я принес в роддом охапку сирени, а мне сказали, моя Катюшка умерла.
Художник берет руку отца.
ХУДОЖНИК
Прости меня.
НАТ 25 ЛЕТ СПУСТЯ. ЛЕТО. ВСЕ ТОТ ЖЕ ОСОБНЯК.
ИНТ ГОСТИНАЯ
Идет приготовление к свадьбе, специально нанятые люди украшают гостиную. В гостиную входит Тата, годы ее не очень изменили, она следит за собой и одета по последней моде.
ТАТА
Серж.
К ней подходит высокий статный парень в костюме жениха.
ТАТА
Пойдем, я должна тебе что-то сказать.
ИНТ КАБИНЕТ.
Тата снимает со стены картину с сиренью, подходит к сыну.
ТАТА
Я хочу, чтобы эта картина была в твоей семье.
СЕРЖ (в глазах гнев, подарок выводит его из себя)
Ты решила избавиться от нее? Выбрось. Мне она не нужна.
ТАТА
Ее написал твой отец.
СЕРЖ
Отец? (с недоумением) Мама, ты что-то путаешь, эту картину писал мой брат. Пьяница и неудачник. Картина ничего не стоит, за нее рубля никто не даст ( с ненавистью)
ТАТА ( чуть не плача)
У тебя никогда не было брата. Он твой отец.
Серж растеряно смотрит на мать, молчит. Тата тоже не решается что-то еще сказать.
СЕРЖ
Мне все равно брат он мне или отец. Я был ему не нужен.
ТАТА (говорить медленно подбирая нужные слова)
Он не виноват. Я запретила ему приходить к нам, не хотела его видеть, точнее не могла. Я тебя очень люблю, и очень любила твоего деда. Мне хотелось быть ему верной женой. Твой отец...
СЕРЖ (не дав договорить матери)
Ошибка. Правильно я тебя понял?
ТАТА (на глазах слезы)
Ты вправе меня ненавидеть.
СЕРЖ (кричит)
Ты понимаешь, что из-за тебя я его ненавидел. Ты с детства мне внушала к нему это чувство. Теперь я понимаю почему - он твоя ошибка. Я тоже твоя ошибка...
ТАТА (вытирает слезы)
Ты самый дорогой для меня человек.
СЕРЖ (уже спокойно)
Почему ты решила сейчас рассказать, а не год назад, когда он был еще жив?
ТАТА
Я во всем виновата. Я во всем виновата.
СЕРЖ
Мам, не надо. (Обнимает ее за плечи) Знаешь, он мне звонил перед смертью, хотел встретиться. А я...
ТАТА (продолжая повторять)
Я виновата.
СЕРЖ
Мамочка, перестань. Мне надо было давно повзрослеть, а я повел с ним как малое обиженное дитя. Он знал, что я его сын?