Проскура Елена : другие произведения.

Философия детства Януша Корчака

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Защита ребенка и детства - проблема вечная
  
  
   ( К конференции "Философия детства Януша Корчака. Фундаментальные потребности ребенка в современном обществе". Киев, 6-7 апреля 2017).
  
  Время. Одно из чудес мира... Время вечное и уходящее. Время объективное и относительное. Время историческое и социальное. Время, отпущенное человеку, на протяжении которого он должен состояться как личность и осуществить те задачи, для которых и дана жизнь, и время, определенное детству, а в нем каждому ребенку, наделенное особым смыслом в развитии семьи, общества, человечества.
  Время, подаренное человеку или человек, подарен времени?
   - Вопрос к искусству, или к философии. В поисках ответа можно обратиться к понятию - проблема, которое есть основания связать с категорией времени и миром, времени и человеком. Существуют проблемы, которые решаются незамедлительно и проблемы вечные. Соответственно, в человеческом обществе, на протяжении разных эпох и разных достижений в развитии цивилизаций находятся люди, личности, которым удается выделять, распознавать, определять проблемы вечные, предлагать ключи для их решения и даже предупреждать возникновение (появление) определенных проблем, которые могут в значительной степени влиять, сказываться на судьбе человека, судьбе семьи, судьбе общества.
  К проблемам вечным, как свидетельствуют исторические исследования, можно отнести проблемы, связанные с продолжительностью жизни человека, формирования семьи, ответственности за детей, их подготовки к жизни. Как свидетельствует история, именно к этой категории относятся и проблемы сиротства, и проблемы усыновления, связанные с семьей, обществом и судьбой человека. Эти проблемы требуют решения. Появляется Личность, которая указывает обществу сущность проблемы, причины и пути решения. На протяжении столетий, тысячелетий такие личности выступают репрезентантами определенной эпохи.
  Отсюда человека, избравшего долгом своей жизни помощь семье, ребенку, обществу в выяснении, предупреждении, а также условий и способов решения таких проблем, правомерно считать Личностью, помогающей человечеству в решении проблем вечных и именно этим прокладывать мосты, соединяющие между собой поколения, эпохи.
  Именно такой Личностью, которая прокладывает, достраивает мост от прежних эпох через ХХ век к будущему на шкале вечности и есть Личность великого Педагога, Врача, талантливого писателя и преданного защитника ребенка, детства и сиротства, мудрого помощника семьям и обществу - Януша Корчака.
  Известно ли что-либо о решении подобных проблем в предшествующие эпохи? За кем мог достраивать мост до нашей эпохи Януш Корчак?
  Не прибегая к кропотливому анализу, все же есть смысл остановиться на Личности Марка Аврелия (26.04.121, Рим - 17.03.180, Вена). Кроме исторических сведений, признанных наукой, в которых анализируется мудрость Марка Аврелия как императора самого цивилизованного в его эпоху государства, определяя тот период "золотой эпохой", имеется редчайшая возможность читать собрание его суждений, сохраненное человечеством. И для нас в Украине, к счастью, тоже сохранено это редчайшее издание (Киев - Черкассы 1993, Наедине с собой, 148с.). Из биографии вкратце: у самого Марка в подростковом возрасте умер отец, мальчик был усыновлен. Вскоре он потерял и второго отца. Было и второе усыновление. Уже именно из этой семьи, после усыновления Антонином Пием, и получил он со временем и возрастом наследие семьи и власти. Он стал Цезарем Марком Аврелием Антонином Августом.
  В двенадцати разделах, названных автором книгами, составляющими труд "Наедине с собой", первая книга полностью посвящена кропотливому и благодарному описанию того, что именно унаследовал будущий Цезарь в условиях семьи, в условиях обучения, в подготовке к жизни. В первой книге названо 17 источников, которым автор дал содержательную оценку. Приведу несколько примеров, начиная с первого:
  -От Вера, моего деда, я унаследовал сердечность и незлобивость.
  - От славы моего родного отца и оставленной им по себе памяти - скромность и мужественность.
  -От матери - благочестие, щедрость, воздержание не только от дурных дел, но и от дурных помыслов. А также - простоту образа жизни, далекую от всякой роскоши.
  - От прадеда - то, что не пришлось посещать публичных школ; я пользовался услугами прекрасных учителей на дому и понял, что на это стоит потратиться.
  - От воспитателя - равнодушие к борьбе между зелеными и синими, победам гладиаторов с фракийским или галльским вооружением. Неприхотливость, выносливость в трудах, несуетливость и стремление к самостоятельности в выполнении дел, невосприимчивость к клевете .
  От Рустика - необходимость исправлять и образовывать свой характер... Я стараюсь вникать во все, что читаю, не довольствоваться поверхностным взглядом.
  -От Секста - благожелательность; образец дома, руководимого отцом семейства...
  - От брата моего Севера - любовь к близким, любовь к истине и справедливости...
  - От отца (усыновителя, Антонина Пия) - кротость и непоколебимая твердость в тщательно обдуманных решениях, отсутствие интереса к мнимым почестям, любовь к труду и старательность, внимание ко всем, кто может внести какое-либо общеполезное предложение, неизменное воздаяние каждому по его достоинству, понимание того, где нужна строгость, а где большая мягкость.
  
  Соответствующие исследования дают основания и для вывода о том, что Марк Аврелий считал себя как бы опекуном для всех нуждающихся в помощи - для ребенка, нищего, больного. Для помощи сиротам при нем была создана претура, которая выполняла соответствующие задачи, связанные с опекой. Значительное внимание оказывалось благотворительности по отношению к рабам.
  Приведено лишь несколько личностей, сокращенно, но эти примеры свидетельствуют, с каким вниманием, уважением, глубоким пониманием и благодарностью могущественный император Марк Аврелий Цезарь осознавал и ценил влияние на формирование личности членов его семьи и всего и окружения ребенка, начиная с деда, родителей, воспитателей, книг, образа жизни.
  Стоит также привести и подумать сегодня хотя бы над несколькими суждениями-советами, адресованными человечеству почти два тысячелетия назад выдающейся личностью, философом Марком Аврелием:
  Ни один человек не будет счастливым, пока сам не считает себя счастливым.
  Гнаться за невозможным - безумие.
  Не все же рассуждать о том, каким должен быть человек, пора и становиться им.
  Действительный способ отомстить врагу - не быть похожим на него.
  Попробуй, возможно, тебе удастся прожить как человеку, довольному своей судьбой, которая обогатила его внутренний мир любовью и добрыми делами.
  Измени свое отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.
   Человек живет лишь в настоящее мгновение. Все иное или уже миновало, или неизвестно, будет ли.
  Трудись постоянно, не считай для себя работу бедой или обузой и не желай себе за это похвалы или сочувствия.
  Тот, кто не контролирует, не анализирует движения своих мыслей, не может быть счастливым.
  Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы вспоминать о них на склоне лет.
  Если ты можешь избрать правильный путь и надлежащим образом планировать и действовать, то можешь быть счастливым.
  Лучший способ оборониться от обиды - это не уподобляться обидчику.
  Приспосабливайся к обстоятельствам, выпавшим на твою судьбу. И от всего сердца люби людей, с которыми тебе суждено жить.
  Честолюбец видит свое благо в чужом действии. Разумный же человек - в своей деятельности.
  Как быстро вечность все поглощает, и сколько она уже поглотила!
  Кто бы что ни делал или ни говорил, я должен оставаться хорошим человеком. Так золото, изумруд или пурпур могли бы сказать: "Кто бы что ни говорил или ни делал, а я должен остаться изумрудом или сохранить свою окраску".
  Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцев. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному.
  Природа не так уж тесно связала тебя с телом, чтобы ты не мог заставить его руководствоваться разумом.
  Люди рождены друг для друга. Поэтому или вразумляй, или же терпи.
  Сложно поверить, что эти мудрые, жизненно важные, гуманистические, подтвержденные столетиями истории цивилизационного процесса шедевры человеческой мудрости переданы во второе тысячелетие выдающейся личностью еще с первых столетий новой эры. Марк Аврелий Цезарь как представитель философской школы стоиков оставил целый ряд суждений, логических выводов, советов, которые сохраняют и составят его славу на все времена. Есть основания рассматривать эти ценности философской мысли как вечные относительно нравственных и этических проблем и советов о путях их решения. Отсюда естественно и предложение проследить их жизненность в нашу эпоху, глубоко измененную современными достижениями науки и технического прогресса, а также нынешних цивилизаций.
  В истории цивилизации важное значение имеют труды философов-стоиков периода новой эры. Эти труды рассматриваются как значимые основания развития истории, культуры, образования на протяжении веков и тысячелетий. И, как показывает опыт, имеют они не только культурно-историческое значение, но и сохраняют ценное значение по своему содержанию, которое остается актуальным. В истории человечества постоянно сохраняются проблемы, требующие анализа, выяснения и соответствующего решения в каждую эпоху, то есть являются постоянно актуальными, вечными.
  
   Памятная доска, связанная с пребыванием Януша Корчака
  в Киеве в годы Первой мировой войны. Автор И.Григорьев
  
  
  
  
   Вот уже 75 лет ( 2017 г.) мы с чувством глубокой благодарности вспоминаем выдающуюся личность ХХ века - Педагога, Доктора, Писателя Януша Корчака, жизненный и профессиональный опыт которого как раз и подтверждает наличие проблем вечных и важность при их решении опоры на опыт, проверенный историей и необходимость современной разработки стратегии их решения, учитывая невозможность их полного преодоления навеки и даже их предупреждения. Речь о проблемах семьи, ребенка в семье, проблемах взаимоотношений родителей и детей; родителей, детства и общества, и непреодолимой, вечной проблемы сиротства.
  Януш Корчак (Генрик Гольдшмидт, 22 июля 1878, Варшава - 6 августа 1942, Треблинка) - всемирноизвестный польский педагог, общественный деятель, талантливый писатель. Свою судьбу он избрал и определил осознанно. Вероятно еще в юношеском возрасте. Как пишут исследователи, немного было на земле таких подвижников, имя которых стало бы символом, а жизнь - легендой. Это - о Януше Корчаке.
  Рос и воспитывался мальчик, Генрик Гольдшмидт, в небольшой семье: мать, отец, двое детей (сын и дочь) и бабушка по линии матери. Отец - известный юрист, адвокат высокого уровня, популярный, имел приличные заработки. Семья жила в престижном районе Варшавы. К сожалению, Януш Корчак оставил очень мало сведений о семье и своем детстве. Дневник он в основном писал уже в гетто. В нем он и оставил некоторые впечатления о своем детстве.
  Прошло 75 лет со дня трагической гибели Педагога вместе с воспитанниками и преданными соратниками-педагогами. Вероятно, во всех странах мира и в наше время издаются труды Януша Корчака, тысячи педагогов-последователей в школах, в интернатах, в домах для сирот с благодарностью и глубоким пониманием используют в своей работе идеи великого гуманиста и защитника детей, его удивительные практические советы с пониманием и в результате - с доверием используют и в учреждениях для детей с особыми трудностями, в детских домах, на его труды ориентируются представители наук о воспитании, образовании. Памяти светлой личности и жизненному подвигу выдающегося Человека и Педагога посвящены произведения мировой культуры (кино, поэзия, музыка, памятные знаки и музеи, названия улиц). Все это способствует осознанию и сохранению современного звучания и значения наследия выдающегося Педагога и Личности.
  Вместе с тем представить условия, в которых формировалась личность самого Педагога, реконструировать биографические условия, как свидетельствуют исследователи, довольно сложно. Все же редкая духовная высота Личности сохраняет интерес и к детству ребенка, мальчика, подростка Генрика. Так, известная польская писательница и деятель культуры Иоанна Ольчак-Роникер открыла для себя именно ей данную редкую возможность отыскать и воспроизвести наиболее вероятные биографические сведения о семье Гольдшмидт, о детстве мальчика. Книга Йоанны Ольчак-Роникер переведена на многие языки. На украинском языке ее подарило читателям издательство "Дух и Литера" в 2012году. Книга вышла под названием "Януш Корчак. Сторінками біографії".
  Януш Корчак довольно рано определился с выбором своего профессионального будущего. Видимо, этому способствовали не только его личностные качества, но и семейные условия, связанные с длительным сложным заболеванием отца, с ранней утратой отца и последовавшим материальным затруднительным положентем семьи. Уже во время учебы в гимназии, в 5-ом классе, Генрик начал систематически работать репетитором, помогая учиться детям в семьях друзей . Для матери, для семьи его заработки были существенной материальной помощью.
   Как же мог повлиять на формирование характера и жизненной позиции опыт, на определение жизненной стратегии, планов на будущее? В решении этих проблем роль семьи чаще всего бывает определяющей. Именно такую позицию в будущем в своих трудах определял Януш Корчак. На какой же опыт собственного семейного влияния мог он сам опереться?
  Воспоминания о собственном детстве Януш Корчак оставил лишь в Дневнике, который он вел в трагических условиях последнего периода жизни - в Варшавском гетто. Обращусь к цитированию из книги Йоанны Ольчак-Роникер: " Корчак, решив в гетто писать о своем детстве, мог бы утешить сердце воспоминаниями о тепле утраченного рая, вспоминая вкусы, запахи, разноцветье домашнего очага, - считает автор,- а тем временем он вспоминает только ностальгию по малине (сад тети Магдзи), гречневой каше (отец), и еще, возможно, по бисквитам, которые ел, когда заболевал" (с.57). О матери нет воспоминаний, которые позволили бы представить ее личность. Понятно лишь, что она постоянно находится в волнениях о сыне: " У этого мальчика нету амбиций, ему все равно, что он ест, как оденется, играется с детьми своего круга или с детьми дворника. Не стыдится играть с малышами. Об отношениях к сестре, с которой у них небольшая разница в возрасте, также нет никаких впечатлений то ли об общих интересах, то ли об играх, о взаимной поддержке или наоборот. Наиболее выразительно представлен отец:
  "Папа называл меня в детстве раззиней и цымбалом, а в бурные моменты даже идиотом и ослом. Одна только бабуся верила в мою зарю. А так - то лентяй, плаксун, ревун, идиот, никчемный... Бабуся давала мне изюм и приговаривала: - Философ.- Похоже, что уже тогда я доверил бабушке в интимной беседе свой смелый план перестройки мира. Ни больше, ни меньше, как только уничтожить, выбросить все деньги"...
  От домашних конфликтов Генрик убегал в свои мечты: "Я был ребенком, который мог играться сам часами, ребенком, о котором неизвестно, дома ли он".
  Приведено для того, чтобы можно было сравнить: что из собственного опыта сохранилось в сердце Марка Аврелия и что осталось в грустных воспоминаниях о детстве у Януша Корчака. Свои воспоминания Корчак писал в жестокие моменты предчувствия неминуемого, неотвратимого трагизма и собственной беспомощности. Он ведь несомненно осознавал собственное жестокое бессилие в отношении возможности сохранения жизни детей и преданных коллег.
  О принципах высокой ответственности и долга в жизненной позиции, о выборе места профессионального труда - детский дом для еврейских детей-сирот в Варшаве и в интернате "Наш Дом", а еще ранее - об определенном опыте работы в интернатах для детей-сирот в Киеве, о многолетнем опыте и результатах этого труда, благодаря Богу и судьбе, свидетельства остались. Они поразительны по своей гуманности, высокой духовности по отношению к каждому ребенку, удачным поиском и нахождением наиболее соответствующих по содержанию и методам организации жизни детей, выстраивания взаимных отношений, подготовки этих мальчиков и девочек к будущему... Детский дом работал как настоящая научно-исследовательская лаборатория. В ней поиски и выбор целесообразных по содержанию и методам форм работы, кропотливые наблюдения и их тщательные записи, организация обсуждения, анализа - с коллективом, индивидуально, лично с воспитанником, искренность и объективность записи, высокое профессиональное мастерство (педагогическое, психологическое, родительское) во всем вызывают истинную заинтересованость, глубокое доверие и благодарность.
  Януш Корчак обладал особой способностью работать: сосредоточиваться на проблеме, ,анализировать профессионально и ответственно, с уважением и любовью отца и одновременно с сердечностью и заботой матери о каждом воспитаннике. В этом убеждают его талантливые труды, проблемы , жанры, адресаты оставленных трудов. Все же возникает вопрос, что было главным в тех талантливых направлениях его деятельности - практически педагогических с весомым компонентом научного анализа и убедительной подсказки читателю о необходимости и пути своевременной коррекции в отношении организации жизни детей-сирот, ясного представления обо всем комплексе ответственности за их детство и будущее. Какое направление было главным в жизни и деятельности Януша Корчака: деятельность журналиста с возможностью влияния на общество (газеты, радио, лекции), требующую условий для сосредоточивания за письменным столом... Деятельность писателя, преподавателя, исследователя, руководителя педагогического коллектива, воспитателя? Ведь в каждом из этих направлений Януш Корчак оставил значимые, яркие, убедительные результаты, поразительные по своей правдивости, искренности, глубине, ответственности и объективности. Чем определяется итог - будут ли суждения и выводы Януша Корчака необходимы человечеству всегда, вечно.
  Решусь ответить,что основной, самой важной, самой сложной проблемой, которую определил и в решение которой вкладывал все усилия и которая объединяет напраления и результаты его целенаправленного, вдохновенного, творчесского наследия была проблема ребенка и семьи, заботы о ребенке в семье, ребенка и родителей, ребенка и взрослого, детства в обществе, детства и человечества. Опыт, который человечеству удалось сохранить, свидетельствует, что эта проблема является универсальной, в основном универсальной является даже ее структура, содержание, включая необходимость учитывать соответствующие вызовы эпохи.
  Утверждение Корчака о том, что детей нет, есть люди...с другим запасом опыта, знаний, способом мышления,выражения чувств, очевидно, было вызвано довольно грустными наблюдениями за состоянием детей в домах для сирот в его (и нашу) эпоху, содержания и последствий того общения, которое преобладало в семьях, а также между родителями и детьми во время его врачебной практики. Печальную зависимость судьбы ребенка как в детстве, так и в будущем от готовности родителей к его пониманию уже с момента рождения... Эта готовность, как убедительно показал Я.Корчак, спонтанно чаще всего возникнуть не может. Именно эти факты, так часто встречающиеся в жизни, что даже воспринимаются как обычные, нормальные, именно они побудили Корчака изучать, исследовать и с помощью адекватных средств знакомить (просвещать) людей с этой чрезвычайно важной проблемой, привлекать внимание к ее осознанию и к важности, необходимости целенаправленного образования в обществе к подготовке молодежи к роли отцовства-материнства, к созданию семьи и взаимной ответственности в семье. На это была направлена его многогранная, талантливая и часто изнуряющая деятельность - практическая работа в клинике, в домах сирот (даже круглосуточная), журналистская практика на радио (знаменитые беседы старого доктора), в периодических изданиях, уникальные результаты - книги талантливого писателя.
  В нашу эпоху - эпоху новейших технологий, компютеров, познания космоса, замены текстовых учебников на систему онлайн, современных достижений в производстве детских игрушек, открытости и призывов к общественному признанию непривычных прав при создании семьи, страха перед возможностью атомных войн и целого ряда других достижений науки и законов демократии, которые, кроме прогресса, создают основания для серьезных опасений и необходимости адекватного реагирования. Не всегда убедительного...
  Труды психологов, в которых представлена картина возрастного развития ребенка: развития познавательной деятельности и адекватных условий и задач обучения в дошкольном возрасте, в начальной школе, в гимназии, эмоционального развития и возможности волевого управления и контроля в своем поведении - это достижения и основания для составления програм для дошкольного и школьного образования. При поступлении ребенка в школу в большинстве стран определяют (тестируют) уровень его готовности к обучению, его направленность. Встает вопрос, в условиях каждой ли семье ребенок как индивидуальность достигает возрастных показателей развития, возрастных норм? Конкретно вопрос состоит в том, одинаково ли в своих ожиданиях, в своем настроении приходит в школу ребенок, который чувствовал себя в семье счатливым, готов понимать и радость, и трудности, готов искать способы их преодоления, убежденный в справедливости и защите, в возможности помощи, которую будет ожидать от учителя и от своих родителей и ребенок, которому пришлось расти в семье без отца, а это значит, что своим сердечком он уже пережил годы, когда так неоходимо чувство защищенности, уверенности в себе, будет ли его школьная судьба складываться подобно первому ребенку, ( да и не только школьная)... Этот вопрос правомерен даже по отношению к странам, в которых таким детям и семьям государство оказывает помощь и поддержку.
  Подобные вопросы были поставлены и решались в трудах Януша Корчака. В эпоху ХХ-ХХI ст. Труды выдающегося Педагога, защитника ребенка и детства не уменьшили своего значения, подсказывая и подчеркивая необходимость особой заботы и ответственности семьи и общества за судьбу ребенка в разных уголках мира, при условиях разных цивилизаций...
  Благодаря подвижническом труду педагогов, которые напротяжении десятилетий опираются на сокровища опыта Януша Корчака и на издательства, с чувством ответственности дарящие воспитателям, учителям, родителям, историкам, ученым, обществу возможность обращаться непосредственно к трудам выдающегося педагога, в Украине издано много его трудов. И думать... Вот книга, которая приобрела особое признание в мире, ее титул: "Как любить ребенка". Именно ребенка! Но ведь любовь нужна всем детям... Понятие "все" тоже существует, и по праву, но с точки зрения истинного гуманизма, ответственности оно "срабатывает" поверхностно и не дает морального результата, при котором требуется ответственность за каждого ребенка, за его судьбу. Отсюда уважение, внимание и любовь должны быть даровны, отданы именно ребенку. Право каждого ребенка на любовь и уважение должно быть дано именно ему, индивидуально, лично. Ответственный психолог Януш Корчак именно таким образом конкретизировал свои установки. Программные установки, принципы отражены и в названиях его книг:"Когда я снова стану маленьким" - я - каждый я , именно я, а не мы, не ты; "Кайтусь - чародей", " Моськи, Йоськи и Срули", "Юзьки, Яськи, Франки", "Король Матиуш первый". Эти убедительно подобранные титулы помогают с самого начала проникновения в сущность основной направленности философской концепции Януша Корчака, обращенной к матери, к отцу, воспитателю, учителю, врачу, практику, исследователю, - с самого начала осознать идею автора:да, разумеется, это понятно, есть дети, но уважение, любовь, забота о судьбе каждого из них будет действенной, даст желаемый результат только при условии, когда она будет направлена лично конкретной девочке, конкретному мальчику, учитывая и опираясь именно на его сегодняшние потребности, настроения, возможности, вдумчиво учитывая их причин, источники. Ведь дети имеют персональные имена, живут они в различных семьях, приобрели разный опыт, разный уровень доверия, счастья, ожиданий... А в гениальных книгах о короле Матиуше убедительно показано, как разнятся мир детей и мир взрослых..., кому более сложно? Можно ли что-либо изменить? Необходимо ли? А взрослые достойны большего доверия именно потому, что они взрослые? Судьба ребенка не может сложиться счастливо и даже просто удачно, если в условиях семейного опыта ему пришлось усвоить, что кем-то значимым, с кем считаются, кого уважают можно стать лишь тогда, когда вырастешь.
  Именно с этой целью персонифицированными являются и молитвы в произведении "Наедине с Богом": Молитва матери, Молитва мальчика, Молитва старика, Молитва девочки, Молитва воспитателя, Молитва ученого.
  Труды Януша Корчака нужны сегодня и будут необходимы в будущем. Они должны быть, их надо научиться читать и понимать. Тот отец, та мать, тот воспитатель, учитель, тот человек, который читал и читает книги, произведения Януша Корчака, несет больше понимания, тепла, мудрости, радости, ответственности, необходимой заботы о ребенке и детстве в семье и в соответствии с профессией и занимаемой в обществе должностью.
  Важно верить, что человечество с глубоким пониманием и в наступившие новые времена оценивает важность исполненных гуманистическими принципами бесценных трудов выдающегося философа и педагога ХХ века Януша Корчака.
  Светлый, убедительный замысел книжек о Короле Матиуше продолжает жить в таких творческих находках и шедеврах литературы для детей и взрослых, как "Ночевала тучка золотая" Анатолия Пристакина, "Пеппи Длинныйчулок" Астрид Линдгрен, многотомник Джоан Роулинг "Гарри Поттер", раскрывая глубинные взаимосвязи (и противоречия) мира детей и мира взрослых, которые существуют во все эпохи. Однако, оказывается, что это не просто удается понять и осознавать - в семье, в обществе, в школе. Проблемы не утрачивают с движением времени своей сложности, потребности осознавать, убеждать в разных системах культуры, образования (обучения и воспитания), а также в научном подтверждении.
  В отношении проблем воспитания и образования гуманистические идеи уважения и любви к детям и к ребенку в семье, в дошкольных учреждениях, в школах тоже находят признание. Однако это происходит в основном в тех случаях, где энтузиазм проявляют родители в семье, учителя и воспитатели в школах и в интернатах. Именно в таких условиях эти
   сокровища педагогической философии с глубоким пониманием,творчески, ответственно применяются, при этом создаются авторские системы, в которых проверенные и подтвержденные опытом результаты обязательно согласуются с официальными документами. Как правило, возникают авторские воспитательно-образовательные учреждения, которые часто получают признание в обществе и пользуются популярностью у родителей. В учреждениях профессионального педагогического образования эти исторические ценности и авторские системы занимают соответствующее, важное место в учебных программах. Так, уже на протяжении десятилетий органично входят идеи Януша Корчака в методы организации и содержание учебно-вопитательного процесса Кловского лицея ?77 г. Киева. В нем же работает музей Януша Корчака. В Киеве, и не только в Киеве, работают школы им. Василия Сухомлинского. Часто именно такие учреждения выступают инициаторами и заказчиками изданий трудов тех авторов, организаторами разных форм соответствующего профессионального общения - конференций, семинаров,педагогических чтений, актуальных научных исследований, тематических праздников.
  Если речь о нынешнем состоянии развития и внедрения в практику идей и средств гуманистического, центрированного на ребенке образования в ХХ-ХХ1 веке, то прежде всего с благодарностью и уважением обращаемся к научному и практическому щедрому опыту выдающегося украинского педагога Василия Александровича Сухомлинского (28.09.1918 - 2. 09. 1970).
  В.А.Сухомлинский, возвратившись с фронта с тяжкими ранениями и трагическим опытом после Второй мировой войны, начал свою педагогическую деятельность в сельской школе как учитель, как директор и как исследователь. Школа, проблемы детей,послевоенных семей, поиск наиболее соответствующих в тех условиях возможностей организации жизни сельской школы и школы вообще становятся смыслом его жизни. Именно в опыте и талантливых трудах В.А.Сухомлинского продолжают жить и идеи Януша Корчака. За поддержкой и доказательствами обратимся к документу, который сохраняется в личном фонде Педагога. Это письмо-обращение (1968г.) преподавателей и студентов Волынского государственного университета, в котором они обращались к Педагогу с просьбой ответить на такие вопросы:
  1. Сколько лет Вы работаете в школе и были ли у Вас сомнения в целесообразности избранной профессии? 2.С какими самыми большими трудностями Вы встретились в учительской работе? 3. Какие пожелания Вы можете дать нам, будущим учителям?
  Отрывок из письма-ответа:
  "Отвечаю на три вопроса Вашей анкеты:
  1.Работаю в школе 33 года. Да, у меня иногда возникали сомнения в целесообразности избранной профессии. Это было в первые 2-3 года работы. Поводом для возникновения этих сомнений были отдельные неудачи и трудности. Главная неудача, которая иногда вызывала сомнения в целесообразности избранной профессии, - это неумение во время первых шагов педагогической деятельности понять мотивы детского непослушания, своеволия. Каждый раз, когда эти мотивы становились понятными, сомнение в целесообразности избранной профессии исчезало.
  2.Самая большая трудность, с которой я встречался в своей работе, - это утвердить в ребенке, в подростке чувство собственного достоинства.
  3.Ответ на этот вопрос связан с ответом на второй вопрос. Воспитание - это утверждение в человеке чувства собственного достоинства. Тот, кто овладеет этим мастерством, - прекрасный педагог. Помните, дорогие друзья, что самое большое зло, которое можно нанести человеку, - это допустить , чтобы у него утвердилось убеждение в своей никчемности по сравнению с другими людьми. С первых шагов своей педагогической деятельности заботьтесь о том,чтобы воспитанник ваш верил в свои силы.
  Труды В.А.Сухомлинского, выдающегося педагога-гуманиста ХХ века продолжают жить в ХХ!веке. За эти годыиздано 65 его произведений тиражом 15 млн. Главная книга В.А.Сухомлинского "Сердце отдаю детям" выдержала 65 изданий на 59 языках народов мира. Первое издание появилось в 1968 году, в Германии, не на Родине...В этой книге В.А.Сухомлинский неоднократно ссылался на труды Януша Корчак. Приведу одну из ссылок: "Жизнь Януша Корчака, его подвиг поразительной нравственной силы и чистоты явились для меня вдохновением. Я осознал, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце". На памятной конференции сегодня присутствуют педагоги различных типов образовательных учреждений, родители, представители науки и властей, которые убеждены в том, что труды Януша Корчака имеют чрезвычайно важное значение для защиты ребенка и детства, в решении современных проблем воспитния и образования.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"