Ellis L : другие произведения.

Гибель богов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К творчеству товарища Симоненко меня привлекла фраза:"Мои работы написаны хорошим русским языком и начинены смыслом." Стало интересно, и прочла рассказ "Воскресение". Сначала хотела просто покритиковать, но как-то увлеклась, и получилась пародия.


  К творчеству товарища Симоненко меня привлекла фраза:"Мои работы написаны хорошим русским языком и начинены смыслом." Стало интересно, и прочла рассказ "Воскресение" /s/simonenko/voskreseniye.
   Сначала хотела просто покритиковать, но как-то увлеклась, и получилась пародия.
  
  
***
  
   Начну без преамбул.
  

Главная идея:

   Характеризуется одним словом - бессмысленная. На мой взгляд, пожелать такого будущего своим потомкам может только недальновидный мизантроп.
   Судите сами...
   Через двенадцать веков общество достигло всеобщего благоденствия.
   Всё у людей есть, не жизнь - мечта. Но это же люди, они никогда не бывают абсолютно счастливы, им непременно чего-то не хватает. Вот и потомков одолела скука. "В мире, где все доступно всем, где все тайны раскрыты, а подвиги - безопасны, жить скучно."
   И от скуки они решили замутить одно дельце. А именно: наклепали пять миллиардов темпоральных зондов и запульнули их в прошлое. "Пять миллиардов машин непрерывно движутся через континуум в прошлое, по пути сканируя сознание каждого умирающего и заодно производя обратную запись истории Человечества."
   Если изучение истории ещё можно понять: полезно для общего развития и вообще... то людей-то зачем сканировать? Умер человек и всё, нафик ворошить его жизнь. Это же неэтично - копаться в привате! Да их счастье, что в будущем суды отменили - разорились бы американцам компенсации за моральный ущерб выплачивать. Согласитесь, так поступить с беспомощными мёртвыми предками могли только законченные негодяи без чести и совести.
   Так мало того, потомки не только отсканировали мертвецов, они потом, совершенно не интересуясь мнением кадавров, по сканам ещё и программы написали, и вселили их в искусственные тела. Квазивоскресение - аллилуйя! Зачем?! Да просто так. Без всякой цели, им же скучно, вот и заняли шаловливые ручонки делом.
   А что делать несчастным гомункулусам? Потыкались-помыкались без цели и смысла по Земле и её окрестностям, и им тоже стало скучно. И ведь даже не помрёшь обратно - опять воскресят и вселят. Остался один выход: загрузить сознание в некое механическое тело - овоид (ассоциативная цепочка: овоид - овулятор - осеменитель ) и отправиться осеменять "Человеческой историей" иные цивилизации, опять же, совершенно не интересуясь мнением последних.
   "Я один, но не одинок. Ведь со мной история Человечества: все достижения, все открытия, все книги, что когда-либо были написаны (включая и те, что века считались безвозвратно утерянными), философия, мифы, культуры - все это со мной. Мне есть над чем подумать, и есть, что сказать тем другим, которые - я в этом не сомневаюсь - есть."
   Думаю, особенно, те другие будут рады литературному наследию товарища Симоненко.
   Ну и какой здесь смысл? Никакого. Да история ещё и оборвана на полпути. Придётся, господа, нам самим дофантазировать закономерный конец идеи товарища Симоненко.
   Я предполагаю, скорей всего, мерзких потомков ждёт заслуженная кара, вот парочка гипотетических вариантов дальнейшего развития событий...
   - Через несколько сотен лет в открытом космосе наедине с историей Человечества: войны, геноцид, каннибализм, голод, пытки, казни, жертвоприношения, религиозный фанатизм... у овоида "Симоненко" окончательно заклинит механические мозги. И не в силах больше терпеть гвалт 100500-миллиардного населения в башке, он направит свой стальной гробик в недра ближайшего солнца. Аминь! По крайней мере, никому не навредил;
   - Через несколько сотен лет... ...и 100500-миллиардное население его башки устроит революцию. В результате, власть над механическим мозгом захватит наиболее беспринципная и целеустремлённая особь. Какой-нибудь Чвяк-по-кумполу, вождь каннибальского племени Ням-Ням из верхнего палеолита. А что: одна извилина, решительный настрой...
   И далее, свет коммунистических идей (Цивилизации Вселенной - объединяйтесь! L'Egalite des sexes! пардон, это что-то феминистское, у революционеров - Liberte! Egalite! Fraternite!) - тёмным массам встречных цивилизаций уже несёт овоид "Чвяк-по-кумполу"
   И вот свершилось! Справа по курсу цивилизация! Опять вилка:
   - Если это каннибалы Ням-Ням овладевшие высокими технологиями, то ясное дело, такие осеменить себя не дадут. Выпотрошат овоид, и с криком: какая жирная нямка у нас под боком созрела, а мы и не знали! - отправятся на Землю перекусить туземцами;
   - А если едоки лотоса? Тишайшая цивилизация, где в своё время Змий не сумел соблазнить Еву, и до сих пор цветёт Эдемский сад? Здесь схема сложней.
   Аборигены, какие-нибудь картошки: размножаются почкованием, питаются солнечной энергией, не знают войн, убийств и прочих страстей. Целыми днями лежат на боку и дискутируют о высоких материях. И тут овоид "Чвяк" с Человеческой историей - раз, шашки наголо, и с наскока всю картошку осеменили. А для контроля над усвоением пройденного материала, Чвяк клонировал себя любимого и вселил в самую толстую картофелину, на самой солнечной поляне.
   В первую очередь, Чвяк-сын захотел отобедать. Солнечной энергией? Как бы ни так - отрастил зубы, желудок, прямую кишку и сожрал всех соседей по солнечной полянке.
   После сытного обеда, ему захотелось чего-нибудь эдакого, возвышенного - размножиться, к примеру. Мысли о почковании брутальный сабж отмёл, как слабость недостойную космического первопроходца, известно же, они лёгкими путями не ходят. Вот и Чвяк-сын отрастил себе атрибуты шести полов, согнал всех молодых картошек с окрестных полянок в гарем, и занялся хоть и нелёгким, но весьма приятным делом - их сексуальным просвещением. Ну а чтобы остальной не охваченный любовью электорат не вздумал роптать, принял превентивные меры: взял большую дубинку и показал свой коронный приём - чвяк по кумполу.
   А Чвяк-папа, довольный успехами сынка, уверившись: прогрессорство движется в сторону светлого коммунистического будущего - отправился далее. И через какое-то время повстречал следующую цивилизацию
   - Та же картошка, но более развитая, достигшая дзэна, так сказать. Окрылённые предыдущим успехом, Чвяк с Человеческой историей тут же расчехлили осеменитель. Но, увы, в этот раз удача оказалась не на их стороне. Просветлённые картошки, это не наивные предшественники - вмиг сообразили, что им несут Человеческие достижения. Поэтому, отловив осеменительные вирусы ещё на подлёте, засунули их обратно овоиду в осеменительное отверстие, накрепко закупорили и забросили несчастную железяку в недра ближайшего солнца. Аминь!
   Как мы видим, к сожалению, куда не кинь - всюду несчастного овоида ждёт жуткая кончина...
   Но вернёмся к основной сюжетной линии... Ликвидация овоида "Симоненко", это только полдела, ведь очевидно: если прилетел Симоненко, то следом заявится коммунист "Назгул", а там и ужас Вселенной, беспартийный "омикрон" приковыляет на одном крыле. Замучаешься графоманских блох вылавливать, и картошки решили уничтожить зло в колыбели. Слово с делом у таких высокоразвитых сабжей не расходится. Тут же построили здоровенную космическую ракету на нейтринных триггерах, загрузили в неё агроменную бочку самого забористого инсектицида - одна капля убивает миллиард идиотов - и полетели на Землю, понятно зачем.
   По дороге залетели к Чвяку-сыну, он к тому времени, сожрав всю картошку, даже гарем, опять перешёл на солнечную энергию. И жутко злой от такой диеты, лёжа на боку, мечтал - как бы соорудить из подручных средств овоид и полететь осеменять космические цивилизации. Увы, его мечтам не суждено было сбыться - на нём испытали инсектицид.
   Думаю, на этом можно покончить с анализом идеи... я достаточно доходчиво изобразила к чему ведут мечты товарища Симоненко - к гибели цивилизации.
  
  
***
  
   В следующей части прокомментирую качество исполнения.
  

Логика действий:

   - Смерть графа
   Ну что сказать - благостно отходит. Если бы так описывалась гибель в недрах чужого светила железного овоида Симоненко, до последнего мига героически фиксирующего температуру и освещённость за бортом - я бы поверила. А в смерть графа - нет. Человек слаб, подвержен страстям и страхам. Он боится смерти, истово верующий, спешит раскаяться, читает про себя какие-то молитвы обращаясь к богу напрямую, не надеясь на попа-посредника; ему больно, он же от чего-то умирает, в сознании, колотится сердце, задыхается... Ему жаль оставлять семью, и семье его жаль. И что же, они как оловянные солдатики стоят руки по швам? Старший сын не держит его за руку? Жена не рыдает на груди у младшего?
   - Воскрешение
   Программа воскресила 100500 миллиардов кадавров. И что же? За это время нельзя было её отладить? Вписать какой-нибудь примитивный автоматический тестер параметров зрения, слуха, мочеполовой системы и т.д.? Нет, ни в коем случае, как и сейчас, через тысячу двести лет тестируют вручную.
   Типа оператор кричит:
   - Алё, гараж! Ты меня слышишь?
   - Прости меня, Вестник Господень
   А сколько пальцев я тебе показываю? Два или три? Так ты не видишь ничего?
   - Нет, господин...
   - Щас... Тут надо код сменить... - Голос произнес еще несколько слов, смысла которых я не смог уразуметь
   Как вы понимаете, кривой патч с ручным кодом, для програмиздов - святое, 'Отче наш'. И за тысячу двести лет точно не исчезнет.
   - Реакция графа на воскрешение
   Исидор - граф из восемнадцатого века. Убил на дуэли; стукнул на конкурента, а того раз, и повесили на лобном месте; опять же, пасторальные радости: крепостные пастушки, крепостные овечки... грешен, короче. Но Исидор верующий "...всю свою первую жизнь я искренне верил... ...в рай, ...ад, ...в подобное описанному у Данте Алигьери католическое чистилище... "
   И вот он воскрес. Ясно, не в раю - ибо грешен, не в аду - ибо грешен недостаточно, значит в чистилище. Зачем? Для испытания веры, конечно.
   И тут некий член с бугра, Илья-не-Пророк, ему заявляет:
   - Чушь твоя вера, бро Исидор. Бога нет - химия всё.
  Человек чести, твёрдый в вере, настоящий граф, помня о коварстве врага рода человеческого, резонно бы ответил:
   - Изыди в ад, Сатана! Верую! Верую! Верую!
   И вряд ли за двести симчасов он бы сдался. Кстати, афигенная манера: изобразить какую-то непонятную меру времени и не соотнести её с общепринятой. Ломайте мозг, господа...
   Но у товарища Симоненко, граф доверчив и наивен как дитя. Он тут же соглашается: 'что всю свою первую жизнь я искренне верил в ложь: прилежно молился несуществующему богу ... и все впустую! На самом деле, ничего не было!'
   По-видимому, по мнению автора рассказа, в прошлом жили сплошь доверчивые идиоты.
   - Несколько слабых мест
   Воскрешение - масштабная программа, давно работает, почему не разработали унифицированную методологию воскрешения? Почему программа не составляет профиль поведения воскрешаемого, учитывая эпоху проживания и психотип? Не выдаёт оператору оптимальную схему обучения? Почему Илья-не-Пророк тычется, как слепой котёнок... бедняге графу ничего не понятно... может потому, что автору захотелось убить читателя интеллектом, и он не знал, как влепить вот этот кусок?
   'начиная от арифмометров Леонардо да Винчи и Вильгельма Шиккарда, знаменитой "Паскалины" и Жаккардова станка, программируемого при помощи перфокарт, и до русского "Феликса", немецкой "Энигмы" и первых американских и британских компьютеров. Он рассказал об изобретениях Вэнивара Буша, Конрада Цузе, Джона Атанасова и Клиффорда Берри, Говарда Эйкена, Сергея Лебедева и других ученых; рассказал об Алане Тьюринге и Джоне фон Неймане, о корпорациях "Intel", "Microsoft", "Apple"...'
   Немного отвлекусь.
   Господа, если вы пишете худ/лит, никогда-никогда так не делайте. Вы пишете для читателя, если ему понадобится подобная информация, он сам сходит в ГУГЛ и почитает. Вывод о величине вашего iq, или об отсутствии оного, сделает опосредствованно, после прочтения всего текста. А вышеприведённая вставка смотрится нелепо, и вызывает, в лучшем случае, недоумение.
  Вернёмся к рассказу. Кроме неуместности, этот абзац сразил меня и содержанием. Перечень 'великих достижений' приводит сабж живущий в 32-м веке! Небольшая аналогия, просто сместим время до наших дней. Представьте, оператор воскрешения Симоненко талдычит непонятливому графу о современных реалиях, ссылаясь исключительно на технические достижения из истории восьмого века, всяких там Пепинов-Карлов. Разве не чушь? У автора не хватает фантазии предположить, что случится в следующие двенадцать веков? Он не уважает читателей (и так сойдёт)? Или то и другое вместе?
   Или вот ещё один пассаж.
   Например, мы не возвращаем маньяков, сумасшедших, отклонения которых невозможно исправить, не получив при этом уже другую личность... детей, чей разум на момент смерти был неотличим от разума животного... особо отличившихся в истории, вроде Пиночета, Гитлера, Николая Кровавого или его гуру Распутина... ну, ты до них не дожил... в пример приведу царя Ивана, называемого Грозным или явного психопата Владимира... - личности этих упырей отсканированы и лежат в общей базе, но общество не желает их видеть частью себя. - А почему нельзя их... - ...оставить в симуляции? Подвергнуть суду? Наказать? - Да. - Иззи... в Солнечной Системе нет судов и нет тюрем. Вернуть к жизни какого-нибудь Сталина или Линдона Джонсона или Иди Амина, чтобы заточить в тюрьму в симуляции?
   Обратите внимание на указанных сабжей, они все, (кроме Ивана Грозного и "явного психопата Владимира...", это что, о святом Крестителе Руси, Владимире Красно Солнышко? Или?.. О ужас!..) жили приблизительно в "наше" время, после смерти графа(он их не знает), и какой же резон Илье-не-Пророку перечислять именно их? Почему такое гонение именно на наших современников?
  Если разматывать историю, то уж до митохондриальной Евы. А в первобытные времена каннибализм и насилие считались нормой жизни. Жизнь в то время суровая была. Поймал врага - сожри. Поймал самку - поимей. Может первобытный самец и не был против цветов, конфет, шампанского и предварительных игр, но ведь за это время его дамой сердца саблезубый тигр мог десять раз закусить, вот и приходилось действовать решительно и безыскусно. Зато человеческий род не сгинул во тьме, и мы с вами родились. И вот, рядом с первобытными каннибалами, они же ни в чём не виноваты - дети природы, общество захочет жить, а рядом с Иди Амином, который всего-то и съел с десяток политических противников - нет. Где логика?
   С логикой всё ясно, панночка помэрла.
  

Достоверность персонажей:

   - Илья-не-Пророк
   Вернёмся к аналогии с восьмым веком. Если сравнить сисадмина отвечающего за компьютерное обеспечение при дворе Пепина Короткого с нашим современником, несомненно, психотип останется тем же, но внешне: манеры, речь - изменятся, всё-таки двенадцать веков прошло. Вот и оператор воскрешения(машинного доения) 32-го века, по натуре совершенно не отличается от типичного офисного компьютерщика нашего времени. (Бейсболка козырьком назад, за ухом электроотвёрточка, высокомерная снисходительность ко всему миру: что с вас, лузеров, возьмёшь.) Но должно же в нём быть что-то и из будущего?
   - Речь?
   "- Иззи, ты мыслишь, значит существуешь. Все просто: вспомни Уилла Оккама. - А... Ты же православный... Восемнадцатый век... В общем, монах такой католический жил в древности, еще до тебя... Впрочем, сейчас это не важно. Потом, когда подключишься к Солнечной Сети, узнаешь подробнее про него, если захочешь... В общем, не накручивай и не усложняй, когда все просто и очевидно. Понятно?
   - Ну, вот смотри, Иззи. Вот ты - граф, прожил почти семьдесят лет, образован, начитан, знаешь несколько языков - интеллектуал... С тобой не надо притворяться Иисусом или Аллахом или Зевсом каким-нибудь...
   - Иисус из Назарета? Да, он уже воскрешен. Хороший он парень, Иззи!
   Николая Кровавого или его гуру Распутина... ну, ты до них не дожил... в пример приведу царя Ивана, называемого Грозным или явного психопата Владимира... - личности этих упырей"
   Нет. Это ограниченный современный лексикон(автор другим не владеет), слегка прижаргоненный - словом, суржик, от разделяющих нас двенадцати веков в нём ничего и под микроскопом не найдёшь.
   - Манеры? Граф, прожил почти семьдесят лет, образован, начитан, знает несколько языков - интеллектуал... А Ильюха ему: Иззи, и 'ты'. И Оккам у него - 'Уилл'. И Иисус Христос - 'хороший парень', почти поцан. Видимо, по мнению товарища Симоненко, в 32-м веке будет процветать мерзейшее амикошонство.
   И пофигизм к обязанностям: "- А... Ты же православный; ну, ты до них не дожил.." - будто перед ним не один подопечный граф, за чью адаптацию он отвечает и о ком должен всё знать, а целое стадо аристократов, в которых он всё время путается.
   Короче, "поднимите мне веки!", чтобы я смогла увидеть в этом сабже хоть что-то из 32-го века!
   Исидор Обломский, граф
   Мне не понятно, почему автор не взял главным героем рассказа какого-нибудь близкого себе по духу революционного матроса Шкандыбу? Зачем ему понадобился идейно чуждый граф, любитель хрустящих французских булок? Очевидно же, товарищ Симоненко в графах и хрустящих булках - ни ухом ни рылом, потому что, Исидор Обломский похож на графа из восемнадцатого века ещё меньше, чем Илья-не-Пророк на оператора машинного доения из 32-го века.
   Посмотрите на его поведение.
  "Женщина. Молодая, красивая и... черная как сама ночь, как самый черный уголь. Глаза ее были кари, а волосы - прямы и русы и заплетены в толстую косу, лежавшую у нее на плече. На ней было белоснежное платье без рукавов и простого кроя, чуть ниже колен, Тогда я откинул простыню и встал с кровати. Изучив быстрым взглядом свой костюм - я был одет в свободные кремовые брюки и такую же рубаху - я представился: - Исидор... граф... бывший... - Очень приятно, Исидор, - Марина деловито подала руку для пожатия. - Идем, - сказала она, указав взглядом на дверь напротив окна, - тут есть гардероб. Оденем тебя во что-нибудь более подходящее, а потом я покажу тебе мир." Неужели за двести симчасов граф стал не только атеистом, но и растерял куртуазные навыки, которыми пользовался всю предыдущую жизнь? Перед ним какая-то черная, как гуталин чикса с голыми руками и ногами, жутчайший моветон по меркам графского времени, и он вместо того, чтобы указать ей на неподобающий вид - слюни пускает от умиления? Обратите внимание, как граф из восемнадцатого века описывает её платье: "белоснежное платье без рукавов и простого кроя, чуть ниже колен" - модельер Юдашкин... А потом граф, (пудренный парик, камзол в позументах-бриллиантах, красные каблуки) как был в пижамке, вскакивает с кровати и бежит жать пролетарским жестом чиксе руку, и опять на ты...
   А смена имени и фамилии? Ну пусть титул упразднили, но имя и фамилия: родословная, героические предки - граф ими гордился прежние семьдесят лет, а тут плюнул на лысину и из благородного Исидора Обломского превратился в еврейца Изю Блума?
   - Речь графа. О! Это нечто. Симоненко всё-таки решил, что в графе хоть что-то от восемнадцатого века должно остаться... Получилось прикольно. Представьте, если бы графское седалище использовали вместо мишени при игре в дартс... Основное полотно - всё тот же, обильно унавоженный лютым канцеляритом суржик, а из него, как из графской задницы дротики, изредка торчат архаизмы и даже что-то из церковнославянского.
  В общем, никакой это не граф - это пролетарий Симоненко, собственной персоной. С персонажами тоже всё ясно, выдают себя не за тех.
  

Язык:

   Зажатый. Бедный лексикон. Простейший газетно-фельетонный стиль местами переходящий в канцелярит. О существовании метафор, аллюзий, парадоксов, и прочей игры слов - автор не имеет представления. Однозначно - не изящная словесность.
  

Резюме:

   Товарищ Симоненко вводит в заблуждение почтенную публику: смыслы рассказа "Воскресение" - сплошная глупость; язык плохой.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"