На Стихире только что (15.09.09) прошла полемика по поводу двух конкуров, это:
- Большой Литературный Конкурс при площадке "Ноев Ковчег", (далее БЛК);
- Всестихирный Мегаконкурс при площадке "Творческая Мастерская Ежи" (далее ТМЕ).
Как у нас водится, всё кончилось пустой руганью. А чего ругаться-то? Давайте из нашего века поэзии - алмазного! - посмотрим в век прошлый... всего лишь серебряный :) и смоделируем тамошний "САМЫЙ БОЛЬШОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС" 1913 года. Сначала запустим номинаторов. Номинатор А. Белый принесёт в клювике "В ресторане", Блока, номинатор Д. Бурлюк "А вы могли бы?" - Маяковского, номинатор В. Жирмунский - "Смятение" Ахматовой, а номинатор М.Волошин - назло им всем стихи некрасивой, никому неизвестной Елизаветы Дмитриевой "О, если бы аккорды урагана...", посоветовав той в пику Ахматовой взять ник "Черубина де Габриак" Потом запускаем процесс с экспертами: каждому надо выбрать два стихотворения и ждём.... И...
Эксперт и замечательный поэт В. Брюсов выбрал, сразу выбрал "В ресторане", хмыкнул и сразу отринул стихи разбивающего графины о головы слушателей придурка-футуриста, долго колебался между Горенко-Ахматовой и Лизонькой де Габриак.
"...было душно от жгучего света
А взгляд его как лучи..."
""Взгляд как лучи"... Нет, эти акмеисты ничего не могут найти нового, ничего! Такая банальщина... А рифма "света - этот" - за такое надо в Сибирь ссылать. Уж лучше пусть будет "Черубина"".
Эксперт и замечательный поэт В.Хлебников выбрал, сразу выбрал "А вы могли бы", сразу откинул проклятого конкурента Блока, которого с парохода современности они в свое время не выкинули лишь потому, что они его туда и не сажали, и долго колебался между какой-то Ахматовой и какой-то Черубиной...
"Уйти в страну к шатрам чужого стана, Где не было тумана, Где от луны ни тени нет, ни блика..."
"Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица"
"Ох уж эти мне "поэтессы"! - подумал он, - и у той и другой - туман, но взявшая татарскую кличку - пишет об угаре ресторана, а дама, косящая под аристократку - про дикую древнюю Азию". Но Азия бродяге и Председателю Земного шара была ближе, и он выбрал аристократку.
Эксперт и замечательный поэт О.Мандельштам выбрал, сразу выбрал "Смятение", сразу откинул проклятого конкурента и грубияна Маяковского, и долго колебался между Блоком и Черубиной де Габриак. Но, в конце концов, он решил, что Блок пройдёт по всякому, а с Черубиной мож, где доведётся встретиться и тогда... если намекнуть за кого он голосовал... "значит, Черубина де Габриак... а номинатор-то - Волошин, значит, точно, увидимся в Коктебеле!" И он вписал это изысканное имя в свой short-list.
Эксперт и замечательный поэт И.Бунин понял, сразу понял, что он влетел. Среди четырех номинированных стихотворений не оказалось ни одного его! Ни Ивана, ни Бунина! "Декаденты матерные! - культурно выругался будущий лауреат Нобелевской премии, - никакого вкуса! Из чего тут выбирать-то?!" Ну, если невозможно выбрать исходя из достоинств - "за неимением оных!"- можно выбрать методом исключения. А когда исключать начинает настоящий поэт и настоящий мужчина, то в в джазе остаются только деушки. Анна Ахматова и Черубина - "вот ведь хрень!" - подумал он - де Габриак.
Итого: Черубина де Габриак - 4 балла Анна Ахматова - 2 балла Александр Блок - 1 балл Владимир Маяковский - 1 балл
Вот так, лучшими поэтами серебряного века было выбрано лучшее стихотворение 13 года:
*** О, если бы аккорды урагана, Как старого органа, Звучали бы не так безумно-дико; О, если бы закрылась в сердце рана От ужаса обмана, -- Моя душа бы не рвалась от крика. Уйти в страну к шатрам чужого стана, Где не было тумана, Где от луны ни тени нет, ни блика; В страну, где все-создание титана, Как он -- светло и пьяно, Как он один -- громадно и безлико. У нас в стране тревожные отливы Кладет в саду последний свет вечерний, Как золото на черни, И купы лип печально-боязливы... Здесь все венки сплетают лишь из терний, Здесь дни, как сон, тяжелый сон, тоскливы, Но будем мы счастливы, -- Чем больше мук, тем я люблю безмерней
Аплодисменты! Цветы!! Премии!!! Главная страница!!!!
А теперь вернёмся в наш век - алмазный! И к двум конкурсам - ТМЕ и БЛК. В чём между ними разница? В составе экспертов.
В ТМЕ - это сплоченная бригада. В БЛК - независимое жюри.
"Сплоченная" - значит, обладающая хотя бы в первом приближении ОДИНАКОВЫМИ критериями качества. Достоинство такого судейства - резонансность: наверх безусловно выйдет ЛУЧШЕЕ стихотворение, соответствующее данным критериям. Недостаток - узость: хорошие стихи, не укладывающиеся в их стандарт, будут просто незамечены.
"Независимое" - означает различный подход к тому, что такое хорошо и что такое плохо. Достоинство такого судейства - широкость. Вероятность, что будет пропущено хорошее стихо - минимально. Недостаток - демпфирование: наверх вылезет то, что удовлетворит всех - то есть или уж совсем безусловный шедеврик или... или нечто совсем серенькое:
"Чем больше мук, тем я люблю безмерней"
И еще одно следствие: средний уровень стихов, скорее всего, будет выше - у "независимого" судейства: у него база для выбора больше, а топовый - у бригады.
И совершенно справедливо и Чёрный Георг, и Павел Самсонов не видят друг в друге конкурентов: снайперская винтовка не конкурент системе "Град".
P.S.
На СИ "независимое судейство" - это так любимый всеми конкурсёрами "самосуд".