"Лават аль-шаки ва-дамат аль-баки" дословно с арабского "Любовная тоска покинутого и слезы безутешного". С тех пор как мамлюки взяли власть над Египтом и Сирией в середине 13 века, арабские произведения поэтов о любви к юношам и об их красоте уже давно были обыденностью и каноном. Начиная с поэм Абу Нуваса датируемых 815 г., эта поэзия разделялась на два стиля: муджун (непристойная), и газель (любовная). Еще с 9 века мужская страсть и любовь к юношам считалась естественной.
В этой статье я приведу лучшие выдержки из сборника "Песни бачей" - мальчиков и юношей танцоров и певцов Туркестана, записанные А. Илькином в октябре 1909 года и переведенные Петром Комаровым и Д. Диваевым. Во вступительной части упомяну о бачах и их деятельности, и замечу, что не стану затрагивать негативные стороны этого явления, как это принято, грубо говоря, совать только в эту тему. И выражусь таким образом: "Обсуждая искусство, я не вмешиваю туда войну" И об этом я также кое-что поясню...
Одно из самых знаменитых произведений восточной литературы, написанной андалусским автором, Ибн Хазмом. Однако мало кто знает один маленький, но важный нюанс правды об этом произведении...
До сих пор продолжаются споры о том, какого пола был объект любви в османской поэзии? Современные переводчики по общему согласованию трактуют обращение мужчин-поэтов как к женщинам, однако это далеко не правдиво, так как в большей степени в условиях того времени и традиций прошлого в Турции как и в Персии, возлюбленным почти всегда был красивый молодой мужчина, и это доказывают многие произведения. Одним из достойных примеров является сборник стихотворений знаменитого Исхака Челеби.
Книга "Кабуснаме" является старинным этико-дидактическим произведением, включающим важные вопросы воспитания и этики. Произведение было написано падишахом Унсур аль-Маали Кей-Кавусом жившего на севере Ирана, в Гиланском государстве, в 1021-1083 годах. Эта книга представляет собой обращение падишаха к своему сыну Гиланшаху. Написанная в жанре наставления книга являлась ценным педагогическим трудом, имеет сорок две главы о поведении в обществе, ведении хозяйства, служении господину, о правилах правления и воспитании наследника и даже о сексуальной жизни (о чем и будет говориться в 15-й главе). Этот труд охватывает много фундаментальных и полезных инструкций, которые применялись в любой области повседневной жизни; содержа рассказы и изречения мудрецов, хотя простые по стилю, но изложенные живо и занимательно. "Кабуснаме" в средние века была настольной книгой правителей, султанов, аристократов и религиозных деятелей, ученых и учителей. Сочинение, будучи источником нравственности, играло важную роль в воспитании молодого поколения на протяжении многих веков. Мой перевод с англ. Рубена (Рувима) Леви, 1951 г., в переводе с персидского.
Абдуллах ибн аль-Мутазз аль-Муртада (861 г., Самарра - 29 декабря 908 г., Багдад) - багдадский халиф из Аббасидской династии, также выдающийся арабский поэт и филолог 9-10 веков. Он был сыном халифа Аль-Мутазза, и приходился праправнуком известному Харун аль-Рашиду. Ибн аль-Мутазз рано начал сочинять стихи, и стал знатоком древнеарабской поэзии. Его излюбленным жанром была любовная лирика (газель). Нередко, а даже, как правило, он посвящает свои произведения прекрасным юношам.