Ермолин Лев Павлович : другие произведения.

Поездка в Индию без заголовка для Самиздата

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Лев Павлович Ермолин. Поездка в Индию - страну чудес. 10 февраля - 10 марта 1998 года.
   В ноябре 1997 года мне с женой Ирой сообщили, что в Питере организуется самодеятельная группа для поездки в Индию, и пригласили нас. Её организовывал артист, побывавший уже два раза в Индии. Желательно было набрать группу до 8 человек, так как при этом можно было рассчитывать на более дешёвые авиабилеты. Мы сразу же откликнулись на приглашение. Собрали всю доступную литературу по Индии - по географии, истории, философии, религии, искусству и стали внимательно их изучать, определять наиболее интересные места для посещения, оптимизировать маршрут и график. Состоялось несколько организационных встреч, где обсуждали маршрут, чем питаться, какие вещи потребуются в поездке. На встречи приглашали людей, побывавших в Индии. Отъезд наметили на 27 января. Помимо руководителя и нас с Ирой в компании было три Наташи, одна с дочкой-старшеклассницей. Возраст Наташ 40-55 лет. Из них одна - Наталия Сергеевна - художница, заработавшая деньги не только на поездку, но и на видеокамеру. Она сняла интересный видеофильм, который мы позднее скопировали.
   Всё складывалось хорошо, но за неделю до нового года я попал в госпиталь - открылась язва двенадцатиперстной кишки. Если бы не новый год, пролежал бы там ещё дней десять. Меня выписали под присмотр поликлиники с обязательной проверкой в конце января. Наша компания уехала без нас. 20 января мне заглянули в кишку и установили, что язва зарубцевалась. Мы уже настроились ехать, и Ира предприняла большую работу, чтобы найти самый дешёвый вариант добраться от Питера до Дели. Нашли фирму Евразия, которая обеспечила полёт туда и обратно на самолётах Узбекистон Аэролайнс за 420$. В консульстве Индии купили за 40$ визы (сегодня сдали анкеты и паспорта, на следующий день получили паспорта с визами), а потом приобрели авиабилеты.
   Десятого февраля вылетели из Пулково на узбекском Боинге. Он отличается от наших самолётов тем, что в салоне висит большой экран, как в кино. На нём показывают рекламу, периодически карту и положение на ней самолёта, также периодически - высоту, скорость, время в пункте прибытия, а также фильмы. Туда и обратно крутили один фильм - Титаник, который в то время ещё не вышел на экраны России. Раздали наушники, которые включаются в рукоятку своего кресла, там же находится регулятор громкости. Желающим поспать выдали одеяла. Короче говоря, узбекское обслуживание не уступает западноевропейскому сервису.
   До Ташкента летели 4 часа. А там вышли из здания аэропорта и опять отметки, проверки и посадка на ТУ-154. Как водилось в СССР, сначала посадили иностранцев (индийцев), потом на свободные места - ближе к хвосту - нас, бывших соотечественников. Но Ира не растерялась. Увидела в первом ряду свободные места, там сидела немолодая солидная с виду индуска. Ира спросила, свободны ли рядом с ней места и после положительного ответа мы перешли на первый ряд. В разговоре узнали, что она летит из Лондона, где читала лекции. Когда рассказали, что высоко ценим индийскую культуру, даже может быть выше европейской, едем смотреть храмы и святые места Индии, показали план и график поездки. Она дала много полезных советов и 500 рупий (1$=40 рупий). Было неудобно принимать такой подарок, хотя в Питере обзавестись рупиями не представилось возможным. Она настаивала; говорила, что в аэропорту могут быть трудности с обменом денег. И мы с благодарностью взяли. Температура воздуха в Ташкенте была -6оС, а в Дели +27оС. Летели от Ташкента 2,5 часа через высокие горы Каракорум.
   С нами летела группа паломников - человек 10 совершенно нормальных интеллигентных людей. Они направлялись на юг, в Путтапарти в районе города Бангалор, где живёт живой бог Сайбаба. По индийским представлениям душа вечна. После смерти тела она через некоторое время, в общем случайное, переселяется в рождающееся тело. Это относится и к богам, только тело у них имеет другую природу. Они считают, что Сайбаба - очередное воплощение бога. Родился он 26 ноября 1926 года. Родители его назвали Сатьянараяна, что означает "божественная истина"; считают, что во время его рождения появилась кобра - символ божественности, а домашние музыкальные инструменты стали без участия людей исполнять какую-то неземную прекрасную музыку. До четырнадцати лет он ничем не отличался от своих сверстников, но в 1940 году его укусил скорпион и он умер, что было зафиксировано врачом, однако на следующий день ожил. Опытные специалисты установили, что в момент укуса мальчик сознательно вышел из тела, в котором за сутки яд потерял своё действие. При воскрешении мальчик назвал себя Сайбабой, воплощением мусульманского святого Сайбабы. Сразу же после воскрешения проявились его необычные способности: он из пустого мешка одаривал детей игрушками и сладостями, а в настоящее время из воздуха жестом извлекает дорогие подарки и дарит их своим поклонникам. Кроме того, демонстрирует исчезновение в одном месте и появление в другом. Сейчас он проповедует единого бога, которого в различных религиях называют разными именами, считает, что все великие Учителя принадлежат всему человечеству. "Христос, Рама, Кришна, Магомет нужны всем, потому что разные государства, народы и сообщества составляют вместе один человеческий мир". Умрёт он в 2016 году. Новое воплощение бога состоится в 2040 году. Они нам говорили, что, конечно, посмотреть индуистские храмы очень интересно и полезно для души, в храмах сохраняется дух богов, но важнее увидеть самого бога, получить от него колоссальный заряд энергии на дальнейшую жизнь. Один из паломников ехал туда третий раз, остальные впервые. В Питер они возвращались с нами на одном самолёте. Сказали, что жили в ашраме, что-то вроде лагеря - монастыря. Вставали в 3.30 и шли на общение с Сайбабой. Сайбабу переводят синхронно на несколько языков, в том числе и на русский. Весь день они "балдели"... Но очень довольны поездкой, дали нам брошюру питерского сайбабиста. О ней ничего плохого сказать нельзя, как, впрочем, также и хорошего. Сказали, как их можно найти в Питере. Но я отвлёкся.
   В аэропорту сайбабистов встретил с автобусом представитель фирмы Шакти, которая курирует этих паломников. На следующий день у них запланирована экскурсия по городу и они вместе с гидом пригласили нас составить им компанию. До города мы могли бы добраться на такси за 200 рупий, но в этот день таксисты бастовали. Пришлось искать щтрейкбрехера, который доставил нас за 500 рупий, подаренных в самолёте индийской женщиной, к железнодорожному вокзалу Нью Дели, к началу улицы Мейн Базар - район самых дешёвых гостиниц. Эта улица шириной примерно 5 метров. Дома на ней одно-двухэтажные, изредка большей этажности. На первом этаже размещаются всевозможные лавки, мастерские. На ней много гостиниц, приютов для паломников, "гостевых домов"(Guest House). Когда мы, нагруженные вещами, пошли по этой улице, к нам тотчас же подъехал моторикша и предложил бесплатно подвезти до нужной нам гостиницы. Единственное требование, которое мы высказали - самая дешёвая, но с душем и туалетом в номере. Он повозил нас по нескольким, мы осматривали номера, уточняли стоимость. Наконец, остановились на гостинице "Yes, please". Оказывается, моторикша получает деньги от портье за доставку клиента. Одна из работниц гостиницы отвела нас в сторонку и сказала, что, если мы откажемся от номера , а потом вернёмся без рикши, то номер в гостинице обойдется нам дешевле. Нам этот вариант не очень понравился, да и портье побоялся рискнуть и упустить клиента, и мы остановились в этой гостинице.
   Теперь несколько слов о рикшах. В Дели общественный транспорт (автобусы) для такого большого города явно недостаточен и, как нам показалось, плохо ходит, автобусы почти всегда переполнены. Поэтому там много велорикш и ещё больше моторикш. У велорикши трехколёсный велосипед. Спереди это обычный велосипед: руль, седло, педали. А сзади - два колеса и кресло для двух нетолстых пассажиров; мы, правда, видели, как рикша вёз чуть ли не десять детей. У моторикши красиво выполненная на заводе мотоколяска на базе мотороллера. Спереди сиденье водителя, руль - две рукоятки, жестко связанные с передним колесом, сигналы подаются клаксоном в виде спринцовки. Сзади - два колеса. Всего три колеса, поэтому описываемый экипаж называют ещё threeweels(трехколёсник). Над задними колёсами кожаное кресло на двух человек нормальной комплекции, за ним можно положить багаж. Вся конструкция закрыта каркасом из металлических прутьев, который обтянут кожухом из какого-то пластика. Такой экипаж удобен при движении по узким улицам, забитым людьми, лотками, разными животными (коровами, козами, собаками). Такие именно улицы расположены в районе Мейн Базара. Там почти всё время гудят мотоциклы, мотороллеры, моторикши (клаксоном) и кричат велорикши, а то и без сигнала тебя объезжают. При всём при этом мы ни разу не видели, чтобы кого-нибудь задавили или сильно толкнули.
   Оставив вещи, мы пошли пешком посмотреть город и найти контору Узбекских аэролиний. Конечно, купили карту города и по ней определили маршрут. Пройдя километра два, оказались в районе широких улиц высоких домов, часто больше десяти этажей. Нашли фешенебельную гостиницу Канишка и нужную контору, но она была уже закрыта. На обратном пути купили овощей и фруктов, они там раз в пять дешевле, чем у нас. Например, 1 кг бананов стоит 0,15$ или, по тому курсу, 1 рубль; 1 кг апельсинов - рубль-полтора. Там всё плодоносит круглый год: нет сезонных овощей и фруктов. Картошка всегда молодая, круглый год арбузы. Для приготовления еды и чая мы взяли кружку на два литра и два электрокипятильника - большой на мощность 1 квт и маленький на 0,5 квт. В Ленинграде купили сухие супы и вьетнамскую вермишель быстрого приготовления - опускаешь в кипяток и через 5 минут уже можно есть. Взяли сливочное масло, оно растаяло, стало жидким, но вкуса не потеряло.
   Следует сказать о дешёвых номерах, в которых мы останавливались. В номере две комнаты. Первая комната - спальная с двумя кроватями, часто только с одной простыней и подушкой. По требованию приносят ещё одну простынь и одеяло. Правда, удивляются - зачем это нам нужно одеяло. В другой комнате душ, туалет и раковина с зеркалом. Туалет в гостиницах и даже в поездах простой и удобный, не позволяет долго занимать это важное устройство. Его конструкция упрощена до минимума - в полу широкая дыра и две площадки для ступней, ведро для смывания, кран на высоте 20 см от пола. Кран удобен при подмывании. Туалетной бумагой там не пользуются, а подмываются и затем моют руки. Не смотря на простоту, а может быть благодаря ей, туалеты идеально чистые, воды для смыва не жалеют. В спальной комнате под потолком лопастной вентилятор в виде пропеллера. От жары спасались тем, что сначала охлаждались под душем, а потом под вентилятором. Мылись и стирали почти каждый день. Конечно, как только входили в номер, раздевались догола. Часто через закрытую дверь предлагали принести обед или ужин, но мы вежливо отказывались.
   Утром пошли на вокзал покупать билеты. Там на полу, укрывшись тряпками, лежали индусы; в кассах довольно большие очереди. Ире такая обстановка не понравилась. И тут к нам подошёл один индус и сказал, что для туристов есть отдельная контора для продажи билетов - Tourist booking office и предложил провести туда. Пошли с ним на другую сторону вокзальной площади в трехэтажное деревянное здание. Поднялись по крутой узкой лестнице на второй этаж и зашли в комнатку площадью около двух квадратных метров. В ней стоит стол и стул и напротив стола лавка. За столом молодой красивый индиец. Мы сказали, что хотели бы через Бомбей проехать в Аурангабад, билеты нужны дешёвые во втором спальном классе Second Sleeper. Он сказал, что нам неприлично ехать в таком вагоне и что купит билеты в вагон первого класса. Попросил 100$ и пригласил придти за билетами после трех часов. Мы объяснили, что будем на экскурсии до пяти-шести часов. Он успокоил нас и сказал, что они работают до позднего вечера. Решив важный вопрос с билетами, пошли пешком в кассу Узбекских аэролиний решать другой важный вопрос. Отметились и встретили сайбабистов. Они сказали, что ждали нас с утра и уже прокатались половину экскурсии, а сейчас, как и мы, приехали отметить билеты на Питер. Вторую часть экскурсии они провели с нами.
   Посмотрели очень красивый индуистский храм Лакшми - жены Вишну. Храм построен в 1938 году английским лордом. Познакомились с новым центром, построенным англичанами в 1930 году. Он представляет собой большую площадь, шириной примерно 500 м и длиной примерно 5 км с газонами, деревьями, фонтанами. В продольном направлении площадь прорезана тремя магистралями - двумя боковыми и широкой центральной. С одной узкой стороны площади находятся Ворота Индии в виде триумфальной арки с вечным огнём в память погибших в первую мировую войну. С другой стороны королевский дворец, сейчас правительственное здание, рядом круглое здание парламента. Центр производит сильное впечатление своим размахом и красотой. Осмотрели ещё храм всех религий, так называемый храм Бахаи. Он выполнен в виде трехвенечного священного цветка лотоса с девятью лепестками. Около каждого лепестка расположен водоём. Архитектура современная и одновременно своеобразная. Побывали в Красном Форту. По своему назначению он напоминает наш кремль и служил резиденцией султанов; внутри - дворец, мечеть, гарем, дом приёмов, сад отдыха с бассейнами и павильонами. Очень красиво, но не трогает, так как это постройки завоевателей - Великих Моголов, по-нашему, татар. По окончании экскурсии высадили нас на интересной круглой площади Коннот Плейс. Площадь окружена домами, образующими кольцо. С внешней стороны этих домов проходит кольцевая магистраль. От последней по радиусам расходятся девять улиц, в том числе и ведущая к нашей гостинице - Челмсироуд.
   Больше всего в пеших прогулках поразило несколько вещей. По улицам свободно ходят бродячие коровы. Их обходят люди и объезжают все виды транспорта. Бык Нанди - главный спутник одного из троицы самых великих богов - Шивы; кроме него в троице ещё Вишну и Брахман. Поэтому корова у них священное животное.
   Очень красивые женщины, с правильными чертами лица (они относятся к индоевропейской расе, к арийской её ветви), в ярких красивых одеждах, с множеством украшений. Украшения в носу, в ушах - вверху и внизу, на шее, на запястьях, на пальцах рук и ног, на щиколотках. Одевают душистые гирлянды цветов, их же одевают и на быков, украшают ими мотороллеры, мотоциклы. Разрисовывают яркими красками рога быков, телеги, грузовики.
   Мужчины справляют малую нужду, не обращая внимания на многочисленные толпы прохожих, но делают это, подходя к стене здания.
   Когда подошли к вокзалу, долго не могли найти контору, в которой оставили без всяких квитанций 100$ на билеты. Наконец, нашли. Нам преложили придти завтра за полчаса до отхода поезда, нас проведут и посадят в вагон. Поели в своей гостинице и пошли в район, где остановились сайбабисты. Они расхвалили Ире магазин, расположенный рядом с их гостиницей. Долго гуляли, сверяясь с картой.
  
   На следующий день приготовились к отъезду и пошли в Турист букинг оффис. Нас убедили, что лучше сейчас же приобрести билеты от Бомбея до Аурангобада, чтобы не тратить время в Бомбее, в котором к тому же планировали остановиться только на сутки. Дали им ещё 100$ и нас повели на платформу вокзала. На нашем вагоне висел список пассажиров, против мест 55 и 56 было напечатано: 55 Miss Makhlaevskay, 56 Mr Ermolin. Заняли свои места, волнуемся, что не приносят билет до Аурангабада. Наконец, за 5 минут до отхода поезда принесли. До Бомбея 1380 км, ехать долго - с 16.00 до 8.35. Познакомились с соседями. Молодая пара Прабхат и Пурви Чатвреди с двумя детьми - Шашват 5 лет и Шаврайя 3 года. Профессор из Бомбея Кишов Маньяв. Кормили нас чуть ли не через полчаса. Сначала мы отказывались, но соседи объяснили, что еда входит в стоимость билета. Основная еда приносится на подносе, в котором имеются углубления, как тарелки. В центре самое большое углубление для большой порции риса, по периферии - углубления для разных приправ очень острых или сладких. Сверху кладётся лепёшка в виде блина. Едят руками. Кладут приправы в рис, перемешивают и едят. Я наелся острых приправ и на следующий день уже в Бомбее, куда прибыли утром, почувствовал, что острая индийская еда не для меня.
   Из разговоров выяснилось, что в Букинг оффисе нас надули. Билет на двух человек Дели-Бомбей стоит 64$, а Бомбей-Аурангабад - 3,5$. Профессор подарил нам объёмистую книгу, в которой содержится вся необходимая информация для пассажиров. Все железнодорожные маршруты Индии, номера и имена поездов, время прибытия и отправления на всех станциях, стоимость проезда в любых видах вагонов и на любое расстояние и много другой полезной информацию. Теперь мы могли планировать поездки по всей Индии, не обращаясь в справочное бюро, только сверяясь с расписанием на станциях. Решили также не пользоваться услугами посредников: самим покупать билеты, снимать гостиницы.
  
   В Бомбее при выходе из вокзала взяли трехколёсник и попросили отвезти в дешёвую гостиницу поближе к вокзалу. Правда мы прибыли на один вокзал - Центральный, а отправляться в Аурангабад рано утром следующего дня надо будет с другого вокзала - Викторианского. Как только расположились в номере гостиницы, узнали у портье, как можно на рейсовом автобусе добраться до Ворот Индии - одной из достопримечательностей Бомбея. Они построены в 1927 году по случаю посещения Индии в 1911 году английским королём Георгом Пятым и королевой Марией. Около них находится пристань, откуда отправляются катера на остров Элефант. Сразу же поехали на этот остров - основную цель посещения Бомбея. На острове находится буддистский храм восьмого века, вырубленный в скалистом холме. В нём громадное скульптурное изображение четырехликого Шивы. Есть и другие интересные скульптуры. Катер идёт на остров около часа. Рассматривали Бомбей с удаляющегося катера, видели на узкой косе мечеть, к которой можно проехать только во время отлива, ультрасовременную гостиницу Тадж Махал, рядом с Воротами, военный порт с кораблями советской постройки, авианосец на рейде. На катере познакомились со шведом и его женой. Он живёт около Мальме, имеет 120 га земли. Сказал, что мы ленинградцы - его соседи через Балтийское море. Обменялись адресами. В январе 1999 года получили от него красивую фотографию с поздравлением по случаю нового года. На острове много обезьян. Ведут они себя нахально. Воруют у посетителей разные вещи. У меня обезьяна порвала полиэтиленовый мешок, в котором носил шкурки от бананов - искал куда выбросить. Хотела утащить мешок, но я его не отдавал.
   После возвращения с острова зашли в гостиницу Тадж Махал, Ире нужен был туалет. Там взяли разные буклеты , брошюры, карты, относящиеся к Бомбею. Хотели посетить церковь св.Томаса. Дело в том, что апостол Фома (Томас) проповедывал христову веру по дороге в Индию. В Индии он был казнён и похоронен в Мадрасе. Из христианских святых в Индии считается одним из самых почитаемых. В гостинице объяснили, где находится церковь. Мы пошли на центральную площадь. Она очень красивая с беломраморной скульптурой Флоры и другими памятниками, окружена высокими зданиями в стиле английской неоготики. По дороге осмотрели дворец принца Уэльского, в нём художественный музей. Долго ходили в окрестностях этой площади. Красивы здания суда, секретариата, башня с часами - сейчас все эти здания принадлежат университету. Зашли в университет и стали расспрашивать студентов, где находится церковь св.Томаса. Наконец, нашёлся один, который знал. Тут подошёл преподаватель и предложил подвезти на своей машине. Осмотрели церковь, где похоронены видные англичане в 18-19 веках. Обратно в гостиницу долго добирались на перекладных.
  
   Рано утром следующего дня, в 5.00. вышли из гостиницы. Нашли моторикшу и поехали на вокзал. До Аурангабада всего 370 км, поэтому ехали в простом спальном классе. Прибыли в Аурангабад в 13.25. Как только вышли из вокзала, на нас накинулись двое. Мы сказали, что нам нужна дешёвая гостиница недалеко от вокзала. Второй из подошедших в красной чалме с пышными усами громким голосом хаял гостиницу первого и негодовал, что тот перебивает его клиентов. Но мы всё же согласились на предложение первого. Действительно десять минут ходьбы и мы в гостинице. Планировали посмотреть пещерные храмы Аджанты и Эллоры. Читали о них и видели на картинках в книгах. Кстати, почти все храмы, которые мы видели в Индии, раньше видели в книгах и читали то, что о них написано. Мы приехали в субботу, в воскресенье храмы закрыты. Ехать в Аджанту (100 км) поздно, да и в Эллору (27 км) туристские автобусы уже уехали утром. Нам предложили поехать в Эллору на автомашине. Пришлось согласиться.
   Храмы в Аджанте и Эллоре создавались со второго века до нашей эры по восьмой век нашей эры. Они высекались молотком и зубилом в скальных породах. Были заброшены и забыты и случайно открыты английскими военными в начале девятнадцатого века. В храмах буддистских, джайнистских (параллельный аналог буддизма) и индуистских прекрасная скульптура и удивительные фрески, выполненные по особой технологии. Хотя этим фрескам 1500 лет, выглядят они так, как будто бы их только что нарисовали. Правда, местами фрагменты утеряны. В Эллоре мы ходили по храмам до темноты. Из всех храмов выделяется храм Кайласа. Кайлас - это мифическая гора в Гималаях, на которой живут боги. Это уже не пещерный храм, хотя и высечен из скалы, а наземный и посвящён Шиве. На нём много барельефов, изображающих эпизоды из жизни Шивы и его перевоплощений. Интересно, что в 1998 году в Тибете побывала третья гималайская экспедиция под руководством профессора Эрнста Рифгатовича Мулдашева и в нескольких номерах газеты Аргументы и факты в начале 1999года Эрнст Мулдашев опубликовал интересное сообщение о результатах работы экспедиции. В частности, он привёл фотографию священной горы Кайлас, подаренную ему одним монахом. Гора имеет вид правильной ступенчатой пирамиды возвышающейся почти на семь километров. У её подножия находится так называемая "долина смерти", куда приходят умирать паломники. Рядом с горой располагаются два озера. Вода одного из них вызывает смерть, а другого - способствует продлению жизни. Утверждается, что эту гору покорили четыре альпиниста; все они умерли в течение полутора лет (Аргументы и факты N7 за 1999 год). В воскресенье, прежде всего, пошли на станцию купить билеты на поезда Аурангабад-Манмад и Манмад-Бангалор. Почти на всех станциях существует компьютерная система предварительной продажи билетов. Билеты продают не только на поезда, проходящие через данную станцию, но и на поезда, отправляющиеся из любой станции страны.. Прямых поездов из Аурангабада в Бангалор нет, поэтому пришлось ехать до Манмада , а затем, подождав с 13.30 до 16.05, ехать дальше поездом Дели-Бангалор до 14.00 следующего дня, расстояние 1200 км. К сожалению, компьютер в кассе был неисправен и нас просили придти часа через два. Тогда мы пошли в туристский лагерь, где нам с радостью бесплатно дали много туристских материалов по всей Индии. Через некоторое время вернулись на вокзал и, постояв несколько минут в очереди, без особых трудностей приобрели нужные билеты. На вокзальной площади договорились с моторикшей и объехали основные достопримечательности Аурангабада. Этот город был основан одним из последних султанов Могольской империи - Аурангзебом, как столица Деккана - государства южной Индии. Мы посетили миниТаджмахал(Биби Ка Макбара) - гробница жены Аурангзеба, построенная его сыном, водяную мельницу с гробницей мусульманского святого. После обзорной экскурсии сходили в туристскую фирму и заплатили за экскурсию в Аджанту. Ночью нас ели комары, пожаловались портье, разбудив его, он дал спираль, которая дымила полночи и спасла нас от верной гибели. Утром пошли к зданию турфирмы и поехали на весь день в Аджанту. В Аджанте около автобуса к нам приставали продавцы открыток и сувениров, один подарил кристаллы каких-то камней и просил зайти к нему в магазин, но в ответ мы подарили ему самую дешёвую авторучку и этим отделались.
   Во вторник утром в 10.20 поехали дальше. Поезд опаздывал и мы по ошибке сели в другой поезд, но нам вовремя подсказали и мы успели из него выйти. Долго сидели на перроне и наблюдали происходящее вокруг. По рельсам ходят козы и что-то там подбирают. В вагонах на дверях туалетов висит надпись с просьбой не пользоваться на стоянках, но просьба не всегда выполняется. Поэтому на рельсах много окаменевшего дерьма. При нас его смывали брандспойтом и стоял густой аромат. В Манмад прибыли с опозданием, но имелся большой запас времени. Мы взяли дорогие билеты в вагон с кондиционированием и двухъярусными койками - во многих более дешёвых вагонах койки трехъярусные, но более дешёвых мест во время приобретения билетов не было. Окна задраены и не очень чистые. Соседями оказались водитель грузовика из ЮАР с женой, ехали прямо из Дели к Сайбабе. Город Ленинград - Санкт Петербург, а также и Москва им не знакомы. Как, впрочем, и их маленький городок в ЮАР нам тоже неизвестен. В Бангалоре - столице штата Корнатака сразу пошли на автовокзал, купили билеты на автобус до Майсора и вскоре поехали. Расстояние 140 км. Как и в прежних поездках, из окна изучали Индию. Везде сплошные поля и сады. На полях больше всего рисовых чеков - на одних рис созревает, рядом его сажают, ещё дальше убирают урожай. Везде ручной труд. В садах, похожих на леса, больше всего кокосовых пальм, много банановых зарослей. Дома почти все из плетёных пальмовых листьев, иногда с дырой место двери, куда вползают на четвереньках. В Майсоре один индус рекомендовал нам гостиницу недалеко от автовокзала и объяснил, как к ней пройти. Воспользовавшись советом, мы прошли метров 500 и оказались в этой гостинице. Гостиница хорошая и дешёвая. Основная цель приезда в Майсор - это осмотреть его достопримечательности, а главное увидеть храмы в Шаваннабелагола (в 80 км), Белуре и Халебиде (160 км) - одни из самых красивых в Индии. Попросили в гостинице заказать нам автобусную экскурсию в эти три храма. Нам сказали, что на завтра это невозможно, только на послезавтра. Ира обиделась на них и сказала, что мы пойдём в другую гостиницу, там это сделают. Собрали вещи, вышли из гостиницы, перешли на другую сторону улицы и зашли в другую гостиницу. Эта гостиница необычная. Внутри неё находится двор со стеклянной крышей. Вокруг двора на всех трех этажах идут галереи и вдоль стен - двери в номера. На первом этаже на стороне, противоположной входу в гостиницу, стоит ярко раскрашенное божество с головой слона (Ганеша - сын Шивы и Парвати). Оно украшено гирляндами цветов. Портье сказал, что заказать экскурсию в храмы назавтра невозможно: оказывается, уже все места в автобусах забронированы. Нам осталось только заказать экскурсию по городу, и мы не пожалели. Майсор оказался одним из красивейших городов с большим количеством достопримечательностей. Устроившись в гостинице, пошли гулять по городу и зайти на рынок, чтобы купить овощей и фруктов и по дороге купить ещё хлеба. Город с прямыми улицами, пересекающимися под прямым углом, добротными красивыми домами, хорошо освещён. Видели религиозную процессию - несли на носилках божество и пели песни. На следующее утро подождали во дворе гостиницы, пока за нами не приехал автобус. Автобус долго колесил по городу, останавливаясь у гостиниц, пока не собрал всех экскурсантов, и мы поехали до позднего вечера.
   Экскурсия очень интересная. Посмотрели художественную галерею во дворце раджи Джаханмохан, большой и интересный зоосад. В нём в огромных вольерах в естественных условиях живут многие экзотические животные в больших количествах: десятки павлинов обычных и белоснежных, сотни крокодилов ползают и лежат друг на друге за барьерами не выше 1 метра. Внезапно поднимаются на невысоких ножках и быстро заползают в воду, целые десятки огромных бегемотов плещутся в прозрачной воде, семьи огромных носорогов и слонов бродят по лужайкам. Огромные гориллы общаются друг с другом. Жирафы, антилопы, олени, тигры, львы прекрасно чувствуют себя в этом парке. Посетили дворец махараджи (раджа - это князь, а махараджа - великий князь), громадный, с необычной архитектурой в индо-арабском стиле и очень красивым интерьером. Это дворец великих властителей Индии. Многие столетия в средние века Майсор был столицей большого района южной Индии. Поднимались на холм Чамунди, где стоит большая фигура демона и очень красивый индуистский храм, а отдельно - громадная скульптура быка Нанди, которой поклоняются многочисленные паломники. Под вечер привезли к громадной плотине на реке Ковери (Cauvery). Ниже плотины расположены сады Бриндавана, напоминающие Петергоф. Точно по середине идёт ступенями снижающийся каскад фонтанов. Каждая ступень шириной метров 400 и вдоль каскада метров 30. На ступенях клумбы с красивыми цветами, боковые аллеи с гротами по краям, водоёмы, фонтаны. По центру каскада в мраморных берегах течёт ручей, окаймленный фонтанами. В самом низу расположено озеро, окруженное красивыми павильонами. Когда стемнело, включили освещение и подсветку фонтанов. Подсветка цветная, периодически меняющая красную и синюю окраску. Самая верхняя часть сада находится ниже уровня воды верхнего бьефа плотины на 10-20 м. Как во дворце махараджи, так и в садах Бриндвана, чувствуешь себя в сказочной стране. Посмотрели ещё большой форт с индуистским храмом внутри, удивила большая телега с прекрасной резьбой по дереву, предназначенная для выезда божества по праздникам. Колёса её метра два в диаметре, а высота всей телеги метров восемь. Поездка по городу и его окрестностям оставили неизгладимое впечатление. На следующий день часов в шесть утра отправились в дальнюю поездку - смотреть храмы Шаванабелагола, Белура и Халебида. По дороге знакомились с сельской глубинкой. Многие мосты ремонтировались и автобус переезжал реки по высохшим руслам рек. В Индии круглый год лето, но четыре месяца - с июля по октябрь идут дожди, в остальное время - ясная сухая погода и малые реки пересыхают.
   На остановках ели и пили кокосовые орехи. Продавец рассекает их большим кривым ножом, отсекает верхушку, затем берут пластмассовую трубку одноразового использования и пьют молоко, а из крышки делает нечто вроде скребка, которым выскребают мякоть, по вкусу похожую на грецкий орех, но хуже. Молочко тоже не восхищает. Сначала приехали к джайнскому храму Шаванабелагола. Он находится на высокой каменистой горе. Главная достопримечательность храма - статуя Гоматешвары высотой 25 м. К храму поднимаются по ступеням, вырубленным в скале, держась за железный поручень. За 200 рупий здоровые мужики могут поднять на вершину горы и спустить вниз с помощью кресла с четырьмя ручками, что мы видели и здесь и в Аджанте. На плоскую крышу не пускают посторонних, но нас, как симпатичных белых людей, а может быть в надежде заработать, провёл туда монах. Оттуда открывается чудесный вид на город у подножия горы и на далёкие окрестности. Затем поехали в Халебид и недалеко от него расположенный Белур. В них находятся редкие по красоте храмы. Все стены покрыты каменной резьбой, почти ювелирной. Помимо орнаментов из растений и животных - лошадей, слонов, изображены сцены из жизни богов, отдельно крупным планом - сами боги. Как и в большинстве индуистских храмов, на стенах - и внутри храма и снаружи - нет свободного места: всё занято скульптурой всех видов. Сами храмы расположены на высокой платформе, возвышающейся над землёй примерно на 2 м, покрытой большими гладко отполированными плитами. Во всех храмах обязательно надо снимать обувь. Её либо оставляют у входа, либо сдают под присмотр за 2 рупии. Каменные плиты на солнце раскаляются как сковородка. Сначала мы ходили босиком, а потом оставляли на ногах носки. Тем более, что своё бельё стирали почти каждый день. Ездили на автобусах и европейского производства, но чаще на автобусах индийского производства - они попроще. Спутники подбирались случайные, большей частью белые, из самых разных стран и континентов: из Швейцарии, Перу, Австралии и т.д. В эту поездку рядом со мной сидела женщина из Австралии, путешествует одна и очень безалаберная: покупает всякую дрянь, которую ей без конца предлагают, скорее навязывают, бойкие индийцы. Она всё это теряет, её вещи катаются и скользят по полу автобуса. На всех туристских автобусах присутствует гид, который, как правило, говорит по-английски. Один только раз , когда мы ездили из Дели в Агру, кроме нас с Ирой белых не было, а только индийцы, гид говорил на хинди. В остальных случаях основное было понятно, за исключением вот этой поездки. Я слушаю и почти ничего не понимаю. Обращаюсь к австралийке: понятно ли ей что говорит гид. Она отвечает :nothing - ничего не понимаю.
   Экскурсия закончилась довольно поздно, а нам хотелось вечером уехать на автобусе в Мадурай. Билеты можно было купить только в день отъезда. Поэтому мы попросили портье купить нам билеты. Он это сделал. После возвращения с экскурсии сразу же пошли в автовокзал и вскоре поехали. Ехали всю ночь и часов в 10 утра прибыли в Мадурай. Автовокзал расположен на большой прямоугольной площади, окруженной ларьками и мелкими конторами. Нас обступили рикши, наперебой предлагая подвести до гостиницы. Мы выбрали одного наиболее достойного и сказали ему, что нам нужна дешёвая гостиница рядом с вокзалом. Он проехал метров двести и предложил посмотреть недорогую и относительно приличную гостиницу. Разложив вещи и позавтракав, пошли по городу купить фруктов, заказать экскурсию по городу и узнать дорогу до железнодорожного вокзала. Центральное туристское бюро оказалось закрытым, но нам рекомендовали заказать экскурсию в одной из мелких контор возле автовокзала. Там удалось это сделать, начало экскурсии в 15.00. Дошли до вокзала... Улицы, по которым шли, расположены недалеко от центра. По ним проезжает много машин, мотоциклов, рикшей и повозок, запряженных быками, но тротуаров нет, а края улиц, по которым ходят пешеходы, грязные, засыпаны мусором и встречаются лепёшки, оставленные животными. Купили железнодорожные билеты до Рамешварама. Отправление следующим утром в 6.00. На обратном пути в гостиницу купили фруктов. Затем автобусная экскурсия по городу и окрестностям. Посмотрели большой храм Минакши с высокими богато украшенными надвратными храмами (гопурамами), в окрестностях города в горном ущелье осмотрели два небольших храма, около одного из них много обезьян. Утром пешком прошли на вокзал и поехали в Рамешварам. До него всего 160 км, но ехали пять часов, до 11.00. Ехали в самом дешёвом вагоне. Окна и двери постоянно открыты, кажется, даже они отсутствуют. Наблюдали интересную сценку, как крестьяне при посадке загружали большое количество тюков. Когда поезд тронулся, продолжали загружать на ходу - остающиеся шли за вагоном и подавали тюки находившимся в вагоне. Смотрели из окна на живописную природу и бедные хижины.
   Рамешварам - священный город. Находится на острове, к которому переброшены два двухкилометровых моста - железнодорожный и автомобильный. Остров связан с мифическими событиями далёкой древности. Царь демонов Равана украл на севере Индии у Рамы (седьмое воплощение Вишну) его жену Ситу и унёс её через Рамешварам на Цейлон. Цейлон соединён с Рамешварамом цепью островов (Адамов мост) общая длина их всего 20 км, точнее расстояние от Рамешварама до Цейлона 20 км, а от конца косы, направленной в сторону Цейлона и того меньше. Рама преследовал Равану, остановился отдохнуть на этом острове, на самой высокой его точке (45 м над уровнем моря). Там сейчас стоит храм с отпечатком ступни Рамы. На острове он взял в плен брата Раваны и тот согласился стать на его сторону. И на этом месте воздвигнут храм. В борьбе против Раваны Раме помогли обезьяны во главе с их царём Хануманом. Когда Рама на Цейлоне победил Равану, посадил царствовать брата Раваны и вернулся на остров с Ситой, она, чтобы доказать свою невинность (что не изменила с Раваной), вошла в огонь. Из огня её вывел бог огня Агни и подтвердил её невинность. На этом месте паломники заходят в море в своих парадных одеждах для омовения. Считается, что при этом смываются все, даже самые тяжкие грехи. В ста метрах от берега находится большой храм. Длина его коридора, замкнутого в прямоугольник, имеет протяженность 1200 м. От него отходят 22 алтаря, в каждом из которых свой источник воды и каждый посвящён своему богу. После омовения паломники приходят в храм и молятся разным богам. Ганеше молятся о семейном счастье, Калбянасундарешвару - о хорошем замужестве и т.д. Здесь и Вишну лежит на спине священной змеи. В храме живёт слон-священнослужитель, которого поклонники одаривают чем-то съедобным. В ответ на это, после того, как пища хоботом отправлена в его громадный рот, он благословляет паломника, кладя хобот на его голову. Этот же слон участвует в религиозных процессиях вокруг храма. Считается, что каждый индиец должен хотя бы раз посетить священный остров, омыться в водах океана и помолиться в его храмах. Когда мы сошли с поезда, пошли пешком в поисках гостиницы. Жара под 400 С. У меня на спине рюкзак, в одной руке большая сумка. А в другой ещё один рюкзак. За нами идёт рикша и говорит, что до лучшей гостиницы города - Тамил-Наду (так называется провинция с центром в Мадрасе) - 1,.5 км. Лучше он нас подвезёт туда. Но мы ему отвечаем, что нам нужна не Тамил-Наду, а дешёвая гостиница. Он согласен подвезти и к дешёвой. Но мы ему отвечаем, что найдём сами. Действительно, осмотрев по дороге три гостиницы, останавливаемся в последней. Одно время от Рамешварама на Цейлон ходил паром. Не смотря на предупреждение в индийском консульстве Петербурга, мы надеялись, что удастся отсюда попасть на Цейлон. Но на севере Цейлона идёт война с "тамильскими тиграми" и на этом кратчайшем пути от Индии к Цейлону стреляют по любой движущейся лодке. Коренное население Цейлона - сингалезы пришли на Остров в незапамятные времена с севера Индии, а за три сотни лет до нашей эры на север Цейлона переселилось одно из племён южной Индии - тамилы. С тех пор между ними идёт война.
   Устроившись в гостинице, пошли знакомиться с городом. Дошли до главного храма, прошлись по нему, понаблюдали на берегу за омовением паломников, сходили в гостиницу Тамил-Наду, там взяли информацию по городу. Пошли дальше по берегу. Дошли до рыбацкой деревушки. Их маленькие рыболовные суда стоят на якорях и к ним добираются на плотах. Там искупались. На обратном пути видели религиозную процессию: вокруг храма несли на носилках с толстыми бамбуковыми палками, диаметром 10-15 см, ярко раскрашенную фигуру божества. Зашли в туристское бюро и там ещё получили информацию. В храме заходили к руководству храма и там нам дали информацию о храме. Вся информация в виде буклетов, брошюр выдается бесплатно. Сходили на вокзал и взяли билеты на Мадрас на утро послезавтра. На следующий день с утра пошли к гостинице Тамил-Наду и договорились с моторикшей, что за 150 рупий он нас повозит по всем храмам, о которых я писал выше, свозит на косу, протянувшуюся в сторону Цейлона. Весь день мы разъезжали по храмам. Потом поехали на косу. Она шириной метров пятьсот-семьсот, по середине проходит хорошо укатанная грунтовая дорога, по сторонам лес из деревьев в виде сосны, и дюны, а по самым краям чудесные пляжи. Рикша остановил свой экипаж и проводил до пляжа. Поскольку на километры никого не было видно, мы попросили водителя удалиться, а сами разделись догола и устремились в волны Индийского океана. Вода тёплая, как в ванной - не меньше 350С. После купания Ира решила идти по песку босиком, но через пять метров с криком бросилась назад к мокрому песку: сухой песок нагрет как сковородка. Вернулись в гостиницу, стирали, готовили еду и ели.
   Утром пошли на вокзал. Времени до отправления поезда было много, и мы решили приготовить обед и поесть. Обратились к дежурному по станции с просьбой воспользоваться розеткой в помещении дежурного. Он разрешил, и Ира вскипятила воду и положила в неё вьетнамскую вермишель быстрого приготовления. Через 10 минут обед был готов и мы пошли в зал ожидания поесть. Зал большой, около 50 м2, но в нём всего один деревянный диван, который мы и заняли. Зал был почти пустой, только недалеко от нас на полу расположилась индийская семья. Из зала есть вход в туалеты. Мужской туалет заняли индуски, которые стирали там бельё, не смущаясь тем, что в соседней кабинке кто-то из мужчин справляет свои дела. Хотя расстояние до Мадраса всего 425 км, поезд должен был прибыть в 7.00, то есть мы должны были провести в пути более 18 часов. Тем не менее поезд имел гордое звание экспресса (N6102 Rameshwaram-Chennai Express).
   Chennai - это Мадрас. Ехали с удобствами, в вагоне с кондиционированием. С нами в купе ехал профессор из делийского университета, Мы с восторгом рассказали ему о посещении пещерных храмов. Он спросил, почему мы интересуемся этими храмами. Я высказал свой взгляд на индийскую культуру. Что из единого когда-то народа (индоевропейская раса) выделилась западная ветвь, впоследствии народы Европы, и восточная - ирано-индийская (арийцы). Культура у них развивалась параллельно и практически без взаимных связей, во всяком случае, на первоначальных этапах, когда закладывались её основы; естественно они принципиально отличаются друг от друга. Нам ближе индийская культура: она человечнее. 1). Если в средние века в Европе любовь мужчины и женщины было постыдным делом, то в Индии она священна, она творит новые существа. Любовники и супруги - самые уважаемые люди. На стенах храмов изображено много эротических сцен. Скульптурные изображения женщин, как сейчас говорят, сексапильны - большие груди, тонкие талии. В Европе же на готических соборах изображались измождённые и унылые лица святых, с которых сдирали кожу, которых жарили на решётках и т.п. 2). Согласно христианской религии, после смерти душа чаще всего попадает в ад, где претерпевает "адские муки". В частности, некоторых грешников жарят на сковородке, жгут в геене огненной. В соответствии с индийской религией душа живёт вечно. Она только переселяется после смерти из одного существа в нарождающееся другое и, что важно, возможности в новой жизни зависят от поведения в предыдущих воплощениях. Последнее заставляет человека соблюдать правила морали.
   Этот профессор Свамиватхан подарил свои книги - руководство по пещерам Аджанты. Дал свой адрес и телефон в Дели. Просил зайти к нему и обещал показать другую литературу и слайды. По возвращении в Дели мы ему звонили, но он был занят - читал лекции, и зайти к нему не удалось.
   В Мадрас прибыли в 7.00. Обратились к помощи моторикши. Он отвёз нас на улицу Анна роуд к кассам аэролиний Шри Ланка. На этой улице стоят большие дома - гостиницы, банки и солидные конторы. Много времени не потребовалось, чтобы приобрести билеты до Коломбо на послезавтра и обратные билеты.. Мы планировали на следующий день съездить в Мамаллапурам , посмотреть знаменитые храмы. После того, как оформили авиабилеты, вышли на улицу и стали выяснять, где находятся дешёвые гостиницы. Нам сказали, что надо пройти по этой улице до пересечения с первой большой улицей - Катедрал роуд и свернуть налево и там недалеко. Не доходя до Катедрал роуд, увидели сад и у входа в него надпись, что здесь имеются номера. Зашли в сад, увидели ресторан, стали спрашивать про номера. Подходящего для нас ничего не оказалось. Рядом уже было пересечение Анны и Катедрал. Кроме этих двух роуд от площади отходят ещё две. Одна из них проходит по эстакаде над площадью, обеспечивая развязку транспорта. Недалеко от площади оказалась искомая гостиница. Как только устроились и поели, пошли пешком обратно по Анна роуд до туристской конторы, получили информацию, включая карты Мадраса. Там сели на рейсовый автобус и поехали за железнодорожными билетами и после в туристскую компанию заказать экскурсию в Мамаллапурам. Вокзал, хоть и конца девятнадцатого века, выглядит очень солидно. Вошедши в вокзал, увидели указатель "заказ билетов для иностранцев находится на втором этаже в комнате такой-то". Нас вежливо приняла женщина, очереди никакой не было, и она быстро оформила билеты Мадрас-Бхубанешвар на шесть дней вперёд. Мы рассчитывали четыре дня пробыть на Цейлоне и ещё две ночи переночевать в Мадрасе до поездки в Цейлон. Туристская фирма ТТДС, организующая экскурсии, расположена на вокзальной площади, напротив вокзала. Сходили туда и заказали экскурсию на следующий день. Сделав все дела, спокойно пошли пешком, часть пути опять по Анна роуд. К сожалению, не хватило времени посмотреть две достопримечательности: форт святого Георгия - ядро города, построенное Ост-Индской компании в 1640 году, холм, на котором был казнён апостол Фома, недалеко от него церковь св.Томаса и маленькая пещера, где он жил. В первую ночь в гостинице нас очень сильно покусали комары - всё тело было в точках. Вечером следующего дня вынуждены были купить в соседнем магазине спирали против комаров.
   Рано утром к 6.00, с помощью моторикши, прибыли в туристскую фирму, отметились, а там уже ждало много европейцев. В 6.20 поехали. Сначала в Канчипурам - один из семи священных городов Индии. Был столицей одного из самых мощных государств. Начиная с шестого века нашей эры его правители строили храмы в течение нескольких столетий. Поэтому этот город зовут "городом тысячи храмов". Мы посетили самый большой, видели большой бассейн для омовения с храмом на острове посередине бассейна. Затем поехали в Мамаллапурам, находящийся в 58 км от Мадраса. Он был важным морским портом государства. В нём из скал высечены храмы-ратхи, создан мировой шедевр - наскальный рельеф Нисхождение Ганга на землю (начало седьмого века нашей эры) шириной 21 метр и высотой 9 метров. В нём очень большое число фигур: людей, слонов, ланей, обезьян, изображён храм Шивы с аскетами. Посередине проходит вертикальная расщелина, в древности по ней падала вода. Согласно мифу, священная река Ганга упала с неба. Ёе принял на себя Шива. Поэтому Шиву изображают с рогом на голове, символизирующим эту реку. На берегу большой береговой храм, который использовался и в качестве маяка. С восьмого века государство слабеет, строительство храмов прекращается, и это место становится заброшенным. Осмотрев эти необыкновенные храмы, поехали вдоль берега моря. По дороге показали крокодиловую ферму. А потом золотой пляж, вроде нашего парка культуры и отдыха, с большим числом всяких аттракционов и необычных построек, вроде крепостей, замков, с удивительно красивой и пышной природой, прекрасным пляжем. В нашей компании были, в основном, европейцы, очень приятные люди. Вернулись в Мадрас вечером, когда уже стемнело. Поторговавшись с моторикшей, добрались до гостиницы. Договорились с ним, что утром доставит нас за 200 рупий в аэропорт.
   Утром часов в пять вышли из гостиницы, а моторикша уже ждал, Но и без него можно было бы разбудить одного из спящих прямо в экипаже моторикш и договориться о поездке в аэропорт, После обычных паспортного и таможенного контроля сели в самолёт. Я так и не понял, в какой стране сделан этот самолёт, тип у него А-126, но он вполне современный. До Коломбо лететь всего 1 час, но нас хорошо покормили и вот мы уже в международном аэропорту Бандеранаике. Планировали в тот же день ехать в Канди, последнюю столицу независимого Цейлона. Зашли в информационный центр, а там представитель туристской фирмы дал нам февральский номер ежемесячного журнала Travel Lanka - путеводитель для путешественников по Шри Ланка, в нём было и расписание поездов по острову. Он показал, что все поезда на Канди уже отправились и мы потеряем день в Коломбо. Предложил дать в распоряжение легковую автомашину с водителем, который будет возить в те места, куда хотим попасть, а кроме того заказывать и оплачивать гостиницы для ночлега. Четыре дня поездки и гостиницы нам будут стоить 350$. Поколебавшись, мы согласились. Тут же вызвали водителя по имени Сунил, который подвёл к ослепительно чистой автомашине Тойота Карина с кондиционированием. И мы сразу же поехали в самую отдалённую точку нашего маршрута - в Анурадхапуру, 216 км от аэропорта. Петляли по лесистым холмам и прибыли только к вечеру и сразу же в гостиницу. Несколько слов о Шри Ланке и её истории.
   Этот остров протянулся с севера на юг на 440 км и с востока на запад - на 230 км. Страна холмистая, на юге горы достигают 2000 м. Богатая пышная природа. Расположен близко к экватору (800 км). Согласно легенде заселён в пятом веке до нашей эры выходцами с севера Индии - царевич Виджайя был сослан сюда и пришёл с семьюстами сопровождающими. В 380 году до нашей эры ими была построена столица в Анурадхапуре, но несколько позже на острове появились ближайшие соседи острова в южной Индии - тамилы. В 247 году до нашей эры сын Ашоки - царя мощного государства северной Индии прибыл в Шри Ланку и привёл её обитателей в буддисткую веру, а его сестра привезла отросток святого дерева, под которым Гаутама просветлел и стал Буддой (т.е. просветленным) После того, как в Индии в десятом веке буддизм был изгнан её звоевателями, Цейлон стал главной страной, народ которой исповедует буддизм в его южном варианте, и сейчас он сохраняет это положение. Из-за частых набегов тамилов в десятом веке нашей эры пришлось перенести столицу в Полоннаруву, а затем, по тем же причинам, в шестнадцатом веке дальше на юг, в Канди. После завоевания англичанами и пленения последнего короля в 1815 году столица была перенесена в Коломбо.
   В Анурадхапуре и Полоннаруве сохраняются развалины прекрасных памятников сингалезов. Канди - цветущий город, расположен среди холмов на высоте 465 м над уровнем моря. Во всех трех столицах строили храмы для хранения главной реликвии - зуба Будды. Сейчас главный действующий храм священного зуба находится в Канди. Главный и неотъемлемый элемент буддистских храмов - ступы, на Цейлоне их называют дагобами, Это сооружение в виде колокола с маленькой ручкой на верху. Первоначально они использовались для хранения в верхней части останков Будды, а в последствии и других святынь. Высота дагоб в Шри Ланке достигает 100 м и их сравнивают с египетскими пирамидами. В Шри Ланке люди живут богаче, чем в Индии; почти нет нищих, одеты преимущественно в европейскую одежду. Но всё дороже.
   Если в Индии из окна поезда или автобуса, как правило, видны поля или сады, то в Шри Ланке - леса. Вставали мы пораньше и просили подавать машину к 8.00. В гостиницу приезжали только вечером, когда уже стемнеет и засверкают яркие звёзды. Я внимательно рассматривал небо. Полярная звезда расположена непривычно - на горизонте. Видны созвездия, которые в это время не видны у нас. Хорошо видны созвездия южного полушария, многие из которых у нас вообще никогда не видны. При приготовлении пищи мы столкнулись с одной проблемой. Штепселя у них для трехштырьковых вилок, дополнительный штырь используется для заземления, но если пытаешься включить нашу вилку, то штыри не входят в розетку. Она сделана так, что штырь заземления открывает доступ другим штырям. С этой проблемой мы уже сталкивались во Франции. Тогда перед включением вилки я вставлял в штырь заземления карандаш. В этот раз отпирал розетку палочкой, изготовленной из полиэтиленового аэрофлотовского ножа. Помимо руин посещали и действующие храмы и монастыри. В скульптуре преобладает изображение Будды в позе медитации - сидит на согнутых ногах подошвами вверх (поза "лотоса") или реже лёжа на боку в нирване, состоянии блаженства. В некоторых храмах встречаются росписи со сценами из жизни Будды и его предшествующих жизней - аватар. Всего у Будды было 24 воплощения. В последней жизни, в шестом веке до нашей эры он - Гаутама - сын царя сначала предавался удовольствиям, но в 29 лет бросил отца, мать, жену с только что родившимся ребёнком и пошёл искать смысл жизни. После многих похождений он под священным деревом на берегу реки, притока Ганга, после долгого размышления и избавления от предлагаемых демонами соблазнов, просветлел и стал Буддой, то есть просветленным. Умер в возрасте восьмидесяти лет. Его останки после долгих споров поделили между собой восемь царей. Буддийские храмы более строгие и простые, чем индуистские, но тоже по-своему красивы. Например, у одного храма ограда украшена скульптурными изображениями голов слона. Из всех храмов больше всего впечатляют остатки пещерного храма в Полоннаруве. Перед входом в храм слева фигура Будды, сидящего в позе "лотоса", а справа - лежащий Будда размером 15 метров и рядом с ним стоит охраняющая его фигура высотой 7 метров - сподвижника Будды. Также в Полоннаруве очень необычный храм, круглый с четырьмя выходами - на север, юг, восток и запад. Против каждого входа сидит Будда.Очень запомнился действующий монастырь в Дамбулле, первого века до нашей эры - самый красивый в Шри Ланка. Он расположен на горе. Туда приходится долго подниматься по грунтовой дороге. В пещерах, освещенных красным светом, прекрасные росписи, скульптуры Будды. А снаружи - красиво отделанные обрамления пещер, ровные площадки с ограждениями, два пруда с белыми и красными лотосами. Недалеко от Дамбуллы очень интересное место - Сигерия. В ней стоит отвесная скала высотой более 300 метров. На ней вверху была крепость, построенная в первом веке до нашей эры. Как говорят, крепость в облаках. От неё сохранились только фундаменты, а там, кроме дворца, был сад, бассейн с водой (частично сохранился) и дворцовые постройки. Позднее там был монастырь. По дороге на вершину имеется пещера с фресками небесных дев. Фрески изумительной красоты. ЮНЕСКО их относит к мировому наследию человечества. Подъём на вершину осуществляется по железной лестнице, закрепленной в скале, запоминается надолго. К нам привязался местный гид. Мы ему объяснили, что у нас мало денег и мы не сможем ему заплатить, но он упрямо шёл вместе с нами и показывая и рассказывая. Уже после спуска вниз он стал говорить, что он бедный и сейчас безработный. Мы ему дали маленький сувенир. Очень интересен также действующий буддийский храм в Анурадхапуре - храм священного дерева Маха Бодхи. Считается, что это самое старое дерево в мире, о котором известно время его посадки. Ему 2300 лет. Оно выросло из того отростка, который привезла дочь индийского царя Ашока в 247 году до нашей эры. Это баньяновое дерево с очень большим числом ветвей и чрезвычайно развесистое. Сучья его поддерживают кирпичные стены храма. Рядом с ним привязано много лоскутов, вешая которые, обращаются с просьбой к Будде, высказывая своё желание. Канди - очень красивый, весь в зелени и цветах город, расположившийся между холмами. На одном их холмов большая позолоченная скульптура Будды. Она видна отовсюду. Внизу большой прямоугольный водоём (1000х500м) с облицованной камнем набережной. На его берегу и находится знаменитый храм священного зуба. Главный зал храма прямоугольной формы. В одной стороне зала находится скульптурное изображение Будды. На боковых стенах вверху красочные росписи с изображением сцен из его жизни. Рядом с храмом живёт много нахальных обезьян. Еженедельно поклоняются реликвиям под звуки флейты и барабана. Раз в год, в июле-августе во время полнолуния, реликвия участвует в торжественной процессии с украшенными слонами (до 200 слонов), людьми, одетыми в старинные национальные одежды. Люди несут флаги и нечто роде хоругвей. Мы остановились в гостинице высоко на склоне холма. Все дома настолько утопают в зелени и цветах, что не видно соседних домов. Канди и сейчас остается духовным и культурным центром Шри Ланки. Помимо храмов в Шри Ланке мы посетили самый большой в юго-восточной Азии ботанический сад. Он расположен в пригороде Канди, очень большой и содержит много различных, в основном, неизвестных нам растений. Произвело большое впечатление дерево с пушечными ядрами (canon tree). Его плоды идеально сферической формы с крепкой оболочкой, как настоящие пушечные ядра, а цветы не очень большие, белого цвета. Видели деревья, корни которого возвышаются над землёй на полтора метра. В оранжерее содержится большое количество различных орхидей. По дороге наш Сунил остановился у ворот с надписью "Зелёная страна" (Green land) и провёл нас внутрь сада. Это оказался сад специй и других полезных растений. Сунил привёл хозяина сада, который устроил экскурсию по саду, показал деревья, на которых растёт корица, какао, кофе и т.п. Во время экскурсии нам на подносе принесли сначала по чашке какао, а затем чая. В конце экскурсии хозяин сада привёл в свой магазин и преложил что-нибудь купить. Ира купила снадобья против комаров и от радикулита. Кстати, оказалось, что отечественные комары с юмором относятся к заморским средствам: они долго смеялись и проигнорировали его. Для объективности следует сказать, что несколько комаров всё же умерло от смеха. Сунил завёз ещё на чаеразвесочную фабрику, где размельчают листья чая и упаковывают их в пачки. Там на не очень чистом полу лежат груды чая. По нему безо всякого почтения ходят босыми ногами. Несмотря на отрицательные эмоции, купили пачку чая в красивой деревянной коробке. По дороге из Канди в Негомбо (рядом с аэродромом) заехали в слоновый питомник, где выкармливают малышей слонят, присутствовали при их кормлении. Кормят их из большой бутылки. Вместо соски на горлышко бутылки одет шланг длиной примерно 25 см. Они смешно трубят, прося добавки. В слоновом питомнике сотни огромных слонов. Посетители ходят среди них свободно. Служители предлагают сфотографироваться рядом, погладить слонов. Там мы видели и слонов за работой - они перетаскивали брёвна. Однажды, проезжая по мостику через узкую речку, шириной не более восьми метров, мы увидели много слонов - один лежал на боку, только половиной своего тела в воде мелкой речушки. Другого мыл и тёр щёткой молодой парень, третий окачивал себя из хобота водой... И всё это прямо у мостика без перил. Ира от неожиданности закричала: stop. Сунил сразу понял в чём дело и подогнал машину назад к мосту. Мы вышли с фотоаппаратом, Ира сфотографировала меня рядом с позировавшим слоном и его хозяином.Во время поездки по Шри Ланке нас много раз обыскивали, практически перед каждым храмом, в специальных кабинах. Иру - женщины, меня - мужчины. Во многих местах на дорогах сделаны специальные заграждения, заставляющие водителей проезжать на самой малой скорости, стоят часовые, которые проверяют машины. Всё это даёт почувствовать, что в стране не совсем мирное время. Из Канди приехали в Негомбо, в десяти километрах от аэропорта и в тридцати пяти километрах от Коломбо. Там нас Сунил оставил, мы с ним тепло попрощались. Он сказал, что завтра за нами заедет другой водитель в 5.00 и отвезёт в аэропорт. Из гостиницы мы пошли погулять по городу, зашли на пляж, Расположились на территории богатой гостиницы, откуда слышалась, в основном, немецкая речь. Искупались, нас приглашали прокатиться на паруснике древней конструкции, но мы вежливо отказались (no many). В гостинице над кроватями был устроен марлевый полог от комаров. В номер заявилась ручная мангуста. Как кошка, всё обнюхала, исследовала и удалилась. Чтобы она нас не беспокоила, пришлось закрыть окно. Во дворе гостиницы видели дикобраза. В 5.00 прибыл водитель с машиной и отвёз нас в аэропорт. Самолёт должен был вылететь в 8.30. Началась обычная проверка багажа и документов. При регистрации нам сказали, что у нас нет визы. Я показал визу в паспорте, но она оказалась одноразовой. Раз мы выехали из Индии, для повторного въезда необходима ещё одна. Что же нам делать? Говорят, поезжайте в Коломбо в посольство Индии и получите новые визы. Но наш самолёт улетит. Об этом не беспокойтесь, вечером есть ещё один рейс в Мадрас. Мы вас посадим на самолёт этого рейса. Но у нас билеты на поезд, который отправляется сегодня вечером. Вот в этом мы вам помочь не сможем. Поехали на такси в Коломбо в посольство Индии. Приём документов на оформление виз начнётся только в 10.00. Заняли очередь и ждали открытия конторы. Заполнили анкеты, сдали анкеты и паспорта. Сказали, чтобы приходили за ними после 16.00. Наша маневренность была ограничена вещами. Поэтому далеко уйти и посмотреть город не могли. Пошли с вещами по улице, зашли в Бюро Информации, получили там брошюры по Шри Ланке. Потом отправились на пляж, чтобы там скоротать время до 16.00. Увидели в пятистах метрах хорошо оборудованный пляж, который охраняется часовым в форме и с оружием. Я постеснялся идти туда, но Ира смело подошла к часовому и попросила разрешения посидеть в беседке. Тот улыбнулся и ответил положительно. Под беседкой плещутся волны океана и сверкает пляж. Пока там три часа сидели только две немки, болтая, спустились вниз, искупались и убежали в гостиницу. К нам два раза подходил служитель гостиницы предупреждал, что здесь нам находиться не положено. Но Ира сказала ему, что наши документы находятся на оформлении в посольстве, после чего мы придём сюда на законных основаниях. Наконец, получили визы. Вместе с нами получал визу молодой, лет сорока, американец в одежде буддистского монаха. Быстро нашли моторикшу и в аэропорт. На этот раз всё прошло нормально. В Мадрасе мы бегом к такси, который быстро привёз нас на вокзал за 15 минут до отхода поезда. В 22.30 поехали в Бхубанешвар, главный город штата Орисса.
   Расстояние Мадрас-Бхубанешвар 1226 км. Время в пути почти сутки, прибытие в 22.15. Легли спать. Пассажиры пристегнули свои чемоданы к специальным тросам под лавками, Мы свои вещи не пристёгивали. Обувь положили свободно под лавкой. Утром я ещё спал, а Ира уже проснулась, пришёл к нам парень с мокрой тряпкой и стал вытирать пол. Потом протянул руку за подаянием. Ира отвернулась. Повторив ещё раз эту операцию, когда Ира опять отвернулась, он взял мои кроссовки и удалился. Когда проснулся, обнаружили, что кроссовки - моя единственная обувь - исчезли. Сосед - парень лет 35-40 из Южной Кореи предложил свою запасную. Он нас очень выручил, так как идти вечером по незнакомому городу босиком как-то неудобно. Хотя некоторые индусы ходят босиком, но это исключение из правил. У вокзала ждали велорикши. Мы согласились, что один из них довезёт нас до гостиницы. Ира очень беспокоилась, что велосипед опрокинется. К тому же тщедушный рикша часто сходил на землю и тащил велосипед руками. Я предложил помочь ему, но Ира была категорически против. Наконец, мы в гостинице. Сразу же пошли опять на вокзал, чтобы оформить автобусную экскурсию в Пури и Конрак на следующее утро. Утром сначала поехали в Конрак. Там находится знаменитый храм тринадцатого века, посвященный богу солнца-Сурья. Внизу храма располагается 24 колеса, по числу часов в сутках, высотой более трех метров и изумительной каменной резьбой, покрывающей сплошь все стены. В ней воплощены тысячи образов богов, небесных дев и сцены из жизни королевского двора, эротические сцены, в нишах помещены скульптурные изображения бога Сурья. К одной из скульптур я поднялся на высоту 10 метров, а около бога оказалась обезьяна. Она схватила меня за штанину и потребовала выкупа, но через некоторое время, сжалившись, отпустила. После осмотра храма поели в ресторане, обед входил в стоимость экскурсионного обслуживания. Затем поехали вдоль берега моря по лесной дороге в Пури. В Пури имеются большие гостиницы с пляжами, в одну из них мы зашли и искупались в море. Много храмов видели на центральной площади, заполненной толпами людей, мелкими лавками, нищими, небольшими храмами. Но над всей площадью возвышается шестидесяти пятиметровый храм, посвящённый богу Джаганнатху, - центр религиозной жизни Ориссы. В этот храм пускают только индусов. Нам же предложили подняться на крышу рядом стоящей гостиницы и за десять рупий осмотреть храм сверху. Пока мы с Ирой шли по площади обратно к автобусу, к нам привязался нищий-калека без ног на низкой коляске-платформе. Он проводил нас до автобуса и не отходил от него, пока мы не уехали. Как оказалось позже, две Натальи из нашей питерской компании облюбовали Пури, ходили на пляж, загорали и провели там чуть ли ни неделю.
  
   После возвращения в Бхубанешвар, помылись, поели и приготовились к отъезду в Дели. Билеты у нас были на поезд Пури-Дели, отправляющийся в 21.52. Соседом по вагону был геолог с дочкой-студенткой. Мы немного с ними поговорили и легли спать. Расстояние Бхубанешвар-Нью Дели 1360 км. Поезд идёт больше суток: ночь, день и ещё ночь и в 4.35 прибывает в Дели. Днём смотрели на пробегающие поля, горы, сады, деревеньки. Ехали на северо-запад и пейзаж заметно менялся. Наконец, рано утром прибыли на вокзал Нью Дели, с которого началось наше путешествие. Все говорят, что в Дели очень холодно, и одевают тёплые вещи. После 350С на юге нам тоже показалось, что 200С - это очень холодно. Рядом с вокзалом находится хорошо знакомый и исхоженный нами Мейн Базар. И мы пошли по этой улице до облюбованной ранее гостиницы Вивек. Гостиница дешёвая и вместе с тем хорошая. На первом этаже у неё находится киоск, который принимает заказы на автобусные экскурсии. В нашем распоряжении было два дня, На первый день заказали экскурсию в Агру, на второй - обзорную по городу. Но прежде всего зашли в фирму, где нас надули с билетами. Показали нашему знакомому "симпатичному индусу" билеты, проданные нам фирмой, и доказали, что с нас взяли значительно больше того, что они стоят. Обещали обратиться в полицию или в российское посольство и лишить их лицензии на право продажи билетов. После долгого разговора, во время которого с лица нашего знакомого не сходила улыбка, он вернул 60$ и в знак примирения протянул руку, но пожать её я отказался, вероятно, напрасно.
   В экскурсии по городу мы ещё раз посмотрели то, что уже видели вместе с сайбабистами. Помимо этого нам показали впечатляющие руины старой мечети Дели - Куват уль Ислам (светоч ислама) с одной из главных достопримечательностей Дели - минаретом Кутаб Минар высотой 72 метра. Там же находится железная колонна четвёртого века нашей эры, посвящённая богу Вишну и воздвигнутая в память одного из знаменитых индусских королей - Чандрагупта II (375-413). Удивительно, что до сих пор на ней отсутствуют следы коррозии. Мечеть была построена первым домогольским мусульманским правителем Индии из Афганистана в 1197 году, а минарет строился с 1200 по 1368 год. Минарет и мечеть носят черты индийской культуры. И это не удивительно, так как при постройке мечети использовались детали двадцати семи разрушенных индийских храмов. Посмотрели также два святых места современной Индии: место сожжения Махатмы Ганди и дом-музей Индиры Ганди. Место ритуального сожжения Махатмы Ганди находится на берегу священной реки Ямуны, притока Ганга. На простой открытой платформе выбиты его последние слова: "О господи". Вокруг расположен сад с фонтанами и различными экзотическими деревьями. Как принято для святых мест, ходили по этому мемориалу без обуви. Дом-музей Индиры Ганди, в котором жила Индира и после неё её сын Раджив, одноэтажный, но имеет много комнат - не менее десяти. В комнатах на стенах висят фотографии и документы, связанные с жизнью Индиры и Раджива. В том числе и фотографии газеты "Правда", в которой описываются визиты наших руководителей в Индию (Хрущёв, Булганин) и индийских руководителей в Москву. Хранятся некоторые их личные вещи. Дом окружён садом. В саду на дорожке, мощённой каменными плитами, выделено место, где была убита Индира. Это место охраняется почётным караулом из двух солдат.Наши спутники по экскурсии были, в основном, люди европейского типа. После возвращения в гостиницу оказалось, что несколько человек из группы остановились в той же гостинице, что и мы. Немного поговорили с ними. Выяснилось, что одна пара приехала из Перу. Кроме названия этой страны и названия её столицы мы ничего больше о ней не знаем. Для нас это какая-то экзотическая страна. К нашему удивлению, Россия и русские для них тоже экзотика. Они дали свой адрес в Лиме (столица Перу), попросили наш адрес и выразили большое желание получить от нас из России письмо. Послали им открытку с видом Ленинграда. Поднапрягся и сочинил небольшое письмо по-испански. Мусульманские правители Индии переносили столицу из одного места в другое новое, заново её отстраивая. Агра была одной из таких столиц, находится в двухстах километрах от Дели. В ней также есть красный форт - дворцовый комплекс, ещё более величественный, чем в Дели, и всемирно известный Тадж Махал. Архитектурно-парковый ансамбль Тадж Махал выстроен могольским императором Шах Джеханом в 1650 году в память своей любимой жены Мумтаз Махал, умершей при рождении четырнадцатого ребёнка. Он занимает площадь примерно 600х300 метров. Из них непосредственно мавзолей занимает 100х100 метров. По обе стороны его симметрично расположены мечеть и павильон для собраний. Мавзолей поднят на цоколе. В мавзолее точно под куполом находится гробница Мумтаз и рядом - надгробие самого султана Шах Джехана. Всё здание выполнено из красивого белого мрамора с ювелирной резьбой. Красный форт и Тадж Махал живописно расположены на берегу всё той же реки Ямуны, которая протекает в Дели. После этого поехали в мертвый, точнее, в заброшенный город Фатехпур Сикри, недалеко от Агры. Этот город представляет собой крепость из красного песчаника, как и красные форты в Дели и Агре, но более скромного размера. Главная достопримечательность в нём это мавзолей мусульманского святого шейха Селима. Он своими молитвами помог султану стать отцом долгожданного наследника. Теперь мусульманские паломники, у которых та же проблема, что и у султана, просят святого помочь также и им. После Фатехпур Сикри поехали в сторону Дели. Разъезжая по такой важной магистрали, как Дели-Агра, на современном шоссе встречали идущие по асфальту караваны верблюдов, видели и мерно шагавшего слона. Как говорится, на десерт посетили более для нас интересное место - город Матхуру, родину бога Кришны - восьмое воплощение Вишну. Надо сказать, что на этот раз в туристском автобусе из европейцев были только мы вдвоём, остальные - индусы. По пути от Фатехпур Сикри до Дели нас сопровождал гид-индус, очень темпераментный, глубоко верующий индуист. Он с жаром, энергично жестикулируя с горящими глазами, что-то убеждённо говорил на хинди. Его речи были понятны всем, крое нас двоих. Когда автобус остановился в Матхуре, я спросил его: " можем ли мы - европейцы пойти вместе со всей группой". Он улыбнулся и сказал, что, конечно, можно. Матхура один из священных городов Индии и в нём находятся важные для индуистов храмы. Пошли сначала в самый большой храм. При входе в него всех проверяют и ощупывают, отдельно мужчин, отдельно женщин. У меня на поясе был надет кошелёк с фотоаппаратом внутри. Охрана храма потребовала сдать его на хранение. Мы побоялись потерять фотоаппарат и вернулись к автобусу. Потом гид повёл группу в другой храм. Все объяснения продолжал на хинди, но в конце я его попросил рассказать о храме на английском языке. Оказывается, на этом месте стоял древний храм, посвящённый Кришне, но он был разрушен завоевателями. В девятнадцатом веке храм был возрождён. После этого пошли в любопытное место - вдовий дом. В Индии вдовы - самые несчастные существа. Женщины у них рано выходят замуж. После потери мужа-кормильца вторично выйти замуж не могут и остаются без средств для существования. Вдовий дом содержится на пожертвования обеспеченных людей, но живут вдовы не богато. Говорят, что в день им три раза дают по горсти риса, и это вся их еда. В доме два больших помещения. Первое напоминает двор, закрытый сверху стеклянной крышей. Во двор выходят окна трёх этажей, посередине фонтан с круглым бассейном, около которого мы сняли обувь. Затем пошли во второе помещение - храм. Удивило то, что в его стены сверху донизу установлены беломраморные плиты, на каждой из которых выгравирована фамилия, имя и какие-то числа. Несколько таких плит стоит внизу, прислонённых к стене. Сначала я подумал, что это надгробные плиты, но потом выяснилось, что на плитах записаны имена тех, кто передал дому крупную сумму денег на содержание вдов. Мы сели на мраморный пол, скрестив ноги. Лицом к нам сел индуистский жрец, а за спиной его видна была штора. После краткой речи жрец открыл штору, и перед нашими глазами появились красочные божества с громадными с блюдечко глазами, один из них, вероятно, Кришна. Минут двадцать молились ему под руководством жреца. Потом жрец достал большую тетрадь, размером с амбарную книгу, и пригласил давать свои пожертвования. Несколько паломников пошли к нему, дали деньги и их имена были записаны в тетрадь. После этого мы встали, обулись и пошли к автобусу. Приехали в гостиницу очень поздно, часа в два ночи.
   Рано утром следующего дня отправились в аэропорт. Там встретили, как старых друзей, сайбабистов, обменялись впечатлениями. Кроме того, увидели большую группу, более семидесяти человек, в ослепительно белых одеждах, большей частью светловолосых и голубоглазых. Подумали, что это паломники из Скандинавии. Оказалось, что наши ленинградцы. Были на севере Индии, в предгорьях Гималаев. Жили в ашраме, вроде монастыря, но по условиям жизни он напоминает турбазу. Там молились индуистским богам. Оказывается в Питере есть так называемая Гуманитарная Академия, где эти "чокнутые" чуть ли не каждый день по вечерам изучают индуисткую философию, религию. Некоторые смогли достать денег и приезжали в Индию духовно зарядиться. Мы с ними немного поговорили, и у нас сложилось впечатление, что их интеллектуальный уровень заметно ниже, чем у сайбабистов, не смотря на высокое звание их организации. Десятого марта вернулись из жаркой солнечной сказочной Индии в заснеженный Питер.Сейчас вспоминаем об Индии, как об удивительной сказочной стране с её необыкновенной культурой, бедной, но высоко духовной и красивой. Она притягивает к себе, хочется съездить ещё раз и посмотреть много мест, которых не видели, даже ещё раз побывать в знакомых местах. Между прочим, Наталия Сергеевна в феврале 1999 года вернулась из новой сорокадневной поездки в Индию. На этот раз ездила с мужем и сняла шестичасовой фильм. Она брала видеокамеру и в первую поездку. Мы у неё переписали оба фильма. Во вторую поездку они были в священном городе Варанаси, где наблюдали со взятой вместе с гребцом на прокат лодки впечатляющий обряд сожжения трупов и отправки останков в последний путь по реке Ганге. Смотришь эти видеофильмы и как будто бы попадаешь опять в эту сказочную страну.
  
  
   На следующей странице показаны карты Индии и Цейлона с маршрутами нашей поездки.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   0x01 graphic
0x01 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"