Ерофеев Александр Вячеславович : другие произведения.

Из книги "Человек времён империи"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Трёхкнижие. Книга памяти

Александр Ерофеев

     Магнитогорск: Алкион, 2016.
     Оформление автора.
     ISBN 978-5-7114-0566-5
     104 с.


     Из книги 'ЧЕЛОВЕК ВРЕМЁН ИМПЕРИИ'

     стихи разных лет

     * * *

     раннее утро март на дворе туман
     глухо звякает цепь у собачьей будки

     дед разводит огонь в печи и такой дурман
     наполняет дом берёзовым духом что побудка -

     мне уже не страшна... в три с половиной года
     начинается утро удивительными чудесами -

     хлеб посыпанный сахаром гудок завода
     улица наполненная лаем и голосами

     в три с половиной года мир не велик
     зато и скроен из неоднородной материи...


     PRESENT PERFECT


     ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ПАРСУНЫ

     1. ОСТРОВ МЕЧТЫ

     в бедном платьице прореха в голове - шурум-бурум
     никогда ей не уехать жить на остров Итурун

     никуда уже не деться от родительских забот
     будет вечно длиться детство - Ирка дурочкой слывёт...

     в этом тихом городишке не водилось отродясь
     ни оставленных ни лишних - здесь другая ипостась

     для житейского успеха своенравный строй у струн -
     кто удачлив тот уехал жить на остров Итурун

     а у Ирки что ни слово то не в лад и невпопад
     дети дразнятся 'коровой' 'белой дурой' - все подряд

     дай-то бог ещё случится может быть когда-нибудь -
     посодействует жар-птица злую долю повернуть

     мамке старенькой со смехом дарит Ирка гриб-скрипун
     так ей хочется уехать жить на остров Итурун

     где её не будут люди 'белой дурою' бранить
     попрекать ничем не будут - то-то славно станет жить

     там повсюду вероятно лишь улыбки да любовь
     ей никак нельзя обратно - Ирка хитро хмурит бровь

     мамка старенькая плачет разве ж девке разъяснишь -
     в жизни всё совсем иначе от себя не убежишь

     как бы ни было обидно - всё останется как есть
     сколько ждёт их очевидно лет потерянных - не счесть

     сколько яростных отметин зимних солнц и летних лун...
     а и есть ли он на свете - этот остров Итурун

     2. ВОЗДУХ ВОСТОКА

     О. Х.

     как его ни разглядывай
     он и в профиль хорош и в анфас -
     записной весельчак балагур и лихач господин Ганджубас

     всё ему по плечу
     всё ему нипочём и в душе благодать -
     свят во славе своей да пребудет Господь и небесная рать

     он свернёт косячок
     пыхнет дымом в лицо чтобы был начеку
     нашинкует колбаски и сыра заварит крутого как дёготь чайку

     и откинувшись в кресло
     опять поведёт бесконечный рассказ
     про удушливый воздух Востока про веру и дивный Шираз

     а потом помолчит
     и добавит с усмешкой - была бы война
     а полковник найдётся... пускай за спиною - чужая страна

     пусть один против всех -
     не беда если знаешь за что умирать...
     всё ему нипочём всё ему по плечу и на всё - наплевать

     он не врал никогда
     не лукавил и душу не рвал напоказ
     и наверно ещё пригодится отчизне своей коли будет приказ

     он готов хоть сейчас
     на поверку готов - и на подвиг и в строй
     господин Ганджубас настоящий полковник храбрец и герой

     только вот ведь обидно -
     такая уж вышла не к месту беда
     что ни флага ни родины нет... а полковник - найдётся всегда

     3. ПОСЛЕ ПРЕМЬЕРЫ

     на лавке в сквере вечерком
     феллини местного разлива

     креплёное потягивает пиво
     и потешает голубей райком

     про то как скудоумные жлобы
     великую охаивали фильму

     порой и провидение бессильно
     как говорится - абы да кабы...

     а дома ждёт его унылая жена
     детишки мал-мала и меньше

     а в голове - хао́с полнейший
     ну в чём помилуй бог его вина?

     и не задался жизненный союз
     и денег - только что на пиво...

     меланхолически-тоскливо
     плывёт над сквером соул-блюз

     и стая корпулентных голубей
     кружится в ожидании подачки

     и сигарет оставшейся полпачки
     ему не хватит на ночь хоть убей...

     никто его ни словом не уважит
     никто не успокоит - а зачем?

     и солнце - опускается меж тем
     за тёмные горбы многоэтажек

     4. НЕОКОНЧЕННАЯ ПОЭМА

     Ю. А.

     . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
     он начал свой рассказ с заоблачных высот:

     'подвыпивший рыбак ступает гладью вод
     и вслед за ним плывут со стороны Кариб
     сверкая чешуёй двенадцать гордых рыб

     двенадцать кораблей спешат ему вослед
     и нет его смелей и безрассудней - нет
     и глаз не отводя семи ветрам открыт...'

     он громко хохотал он говорил навзрыд
     как будто лишь ему известен адресат:

     'без малого тому - две тыщи лет назад
     никто забыть не мог безумства твоего
     и если ты не сын то всё вокруг - мертво

     и зря блистали вслед железной чешуёй
     двенадцать белых рыб на день сороковой
     а тот кто предавал - слезы не проронил...'

     он замолчал на миг и вновь заговорил
     глотая фраз концы - как истинный поэт:

     'и нет его добрей и беспощадней - нет
     пустых и долгих дней невыносимый звон
     сквозь время отпусти его судьбе вдогон

     и поспеши скорей - смешон блажен юрод
     вослед за рыбаком бредущим гладью вод...'
     . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

     он опустил глаза прервавшись сел на стул
     накрыл лицо платком и тотчас же - уснул

     * * *

     прошлое не меняется вместе с нами
     но мягче делаются его черты...

     начало семидесятых Стас Намин
     'Цветы'

     занятия музыкой - соло на бас-гитаре
     пальцы на левой руке в кровь

     Ручьёв Кондратковская и Люгарин
     любовь

     славные годы студенческих странствий
     палатка гитара друзья костёр

     неугомонный спорщик и страстный
     бретёр

     есть что вспомнить на что подивиться
     но главное - понял наверняка

     как ни кажется что долго длится -
     жизнь коротка...

     прошлое не меняется с нами вместе
     оно - остаётся в душе навек

     и так это просто и страшно - если
     прерывается бег

     УХОДЯЩЕЕ

     памяти И. Холина

     1
     фронтовики уркаганы блокадники
     как по ранжиру - шинели да ватники

     строгий надзор да барак в Лианозово
     воздух звенящий стихами и прозою

     голь перекатная пьянь и развратники
     лучших себе выбирали в соратники

     каждый второй баламут и смутьян -
     Гробман Некрасов Сапгир Бахчанян...

     неугомонные вечные страдники
     первыми ставшие - шестидесятники

     2
     время бесстрастно и многим по совести
     не воздаёт ни во славе ни в горести

     всё чем гордились на что ни надеялись -
     ветром эпохи нещадно развеялось

     и ничего не останется вскорости
     кроме обыденных дней бестолковости

     кроме стихов да разрозненной памяти -
     не разобрать письмена на пергаменте...

     всё разбазарят лихие наследники -
     первыми бывшие станут последними

     3
     . . . . . . . . . . . . . . . .
     . . . . . . . . . . . . . . . .

     не торопясь как в кино чёрно-белом
     слово утихнет последним пределом

     неугомонные вечные страдники
     фронтовики уркаганы блокадники

     всё у них было - по-настоящему...
     лишь и осталось вослед уходящему

     выкликнуть имя да буквой заглавною
     жизнь помянуть - и шальную и славную

     СМЫСЛ ПАМЯТИ

     1.
     из клятвы юного пионера
     я запомнил всего лишь три слова -
     какучит коммунистическая партия

     всё что мне говорили я готов был принять на веру
     и потому повторял без устали снова и снова -
     какучит коммунистическая партия

     я думал тогда что какучит
     означает гремит всею своею мощью
     как оркестр - какучит коммунистическая партия

     и казалось что мне никогда не наскучит
     даже если твердить неустанно и днём и ночью
     как молитву - какучит коммунистическая партия

     в детстве всё представляется
     совсем иначе чем оно есть на самом-то деле...
     всё лучшее детям! - так говорили в Советском Союзе

     и учили никогда не отчаиваться
     дабы здоровый дух пребывал в здоровом теле
     ибо нет ничего на свете глупее бесплодных иллюзий...

     всё лучшее детям! - нам говорили
     и обещая бороться за счастье будущих поколений
     мы в большинстве своём просто не знали слова апатия

     пели смеялись играли любили
     и повторяли как завещал нам дедушка Ленин
     странную мантру - какучит коммунистическая партия

     . . . . . . . . . . . . .
     . . . . . . . . . . . . .

     и вот мы выросли повзрослели
     слова обрели свой истый смысл и как будто
     детство советское было совсем даже неплохой закалкой -

     многие в жизни добились чего хотели
     и терзаться вроде бы не о чем... но почему-то
     детских иллюзий - пускай и бесплодных - всё-таки жалко

     2.
     огромный остроугольный колпак
     с прорезью для лица и рук
     и оперением по бокам -

     так в первом классе меня нарядили родители
     в школу на новогодний костюмированный бал

     им казалось неважным что я ничуть не мечтал
     стать космонавтом или лётчиком как мой отец
     а хотел быть - ну что за дикость! - простым шофёром...

     старославянский язык и историческая грамматика
     неизъяснимые прелести морфологической
     и синтаксической систем -

     вот от чего меня неизменно клонило в сон
     все те годы что я учился в педагогическом

     но после школы мне сказали - практически
     ты можешь быть металлургом или учителем
     а я-то мнил себя - экая чушь! - историком-архивистом...

     когда у меня родился первенец - сын
     я был счастлив как бывает счастлив человек
     которому и самому-то недавно исполнился двадцать один

     друзья и родные наперебой поздравляли меня
     и говорили уверенно - теперь не прервётся род

     я искренне радовался хотя и думал наоборот
     что несмотря ни на какие традиции всё-таки
     первой в семье - такая вот блажь! - должна рождаться дочь

     . . . . . . . . . . . . . . . . .
     . . . . . . . . . . . . . . . . .

     меня всегда окружали красивые люди
     внимательные и заботливые
     и за это им - исполать...

     много случалось всякого и хорошего и не очень
     но я ничего не стал бы в прошлом своём менять

     человеку не на кого - кроме как на себя пенять
     хотя временами одно и то же мне приходит на ум:
     должна ведь начаться - а как же иначе! - и настоящая жизнь

     3.
     став частью речи - слово умирает
     и сделавшись как мумия сухим
     бесцветным

     распадается на звуки
     и даже иногда теряет смысл
     первоначальный...

     чувственная страсть
     найдя ответный отклик - затухает
     хиреет на глазах

     лишаясь красок
     и незаметно превращаясь в бред
     становится помехою в пути

     . . . . . . . . . . . . .
     . . . . . . . . . . . . .

     и так - во всём
     на что ни кинешь взгляд
     нет в мире совершенства

     и ни в чём
     не может быть уверен человек
     сегодняшним живущий днём...

     хотя порой
     так хочется насытить глубиною
     преобразить - и чувства и слова

     но силой новой уходящий миг
     наполнить могут только -
     память и любовь

     ПЕЙЗАЖ

     И. Лосееву

     1
     у входа два гипсовых в бронзу окрашенных пионера
     слева - с горном и с барабаном - справа

     футбольное поле и забор измазанный чем-то серым
     просвечивающий старой надписью 'Слава

     юным строителям коммунизма!' за забором
     пруд с дощатой кабинкой на берегу заросшем травою

     время своего не упустит - возьмёт измором
     так или иначе завершая начатое отметкою нулевою...

     2
     здесь никто теперь не бывает - эпоха остановилась
     как останавливается игрушка без батарейки

     а то немногое что местами ещё сохранилось
     больше походит на декорации для дрянного ремейка

     на тему детства - незапятнанного и незамутнённого
     без социальных сетей без сотовых и айподов

     со звонкими песнями про Щорса и Будённого
     про друга отца учителя и гения всех времён и народов

     3
     отсутствие человека не может обезобразить пейзажа
     скорее наоборот - он выглядит лучше гораздо

     без лишних и чуждых ему деталей - сиречь стаффажа
     всецело заслуживающего 'Похвалы' Эразма

     человек в пейзаже - хорош лишь в литературе
     которая от лукавого... и чего не напишешь ради успеха

     а пафос эпохи в гипсовой запечатлённый фигуре
     неизбежно ветшает и разрушается становясь потехой

     4
     до конца невозможно вспомнить как выглядела когда-то
     местность знакомая с детства - всё изменилось

     с трудом узнавая глядишь с улыбкою туповатой
     на то немногое что от прежней жизни ещё сохранилось

     и понимаешь что окунуться в минувшее как выпить водки
     со старым другом - упоительно до сердечной боли

     говорить взахлёб перебирая чёрно-белые фотки
     с пацанами на лодочной станции и на футбольном поле

     5
     время своего не упустит и бессмысленно с ним тягаться
     там где нельзя иначе - просто возьмёт измором

     а человек в пейзаже - весьма убедительная иллюстрация
     'мужественного отчаяния' Сёрена Кьеркегора

     неспособность осилить собственную конечность
     лишь усиливает трагическую самонадеянность человека

     в своих упованиях рассчитывающего на вечность
     но увы - не всегда доживающего даже до половины века...

     6
     лишь в провинции и мог ещё сохраниться такой пейзаж
     к которому трудно что-то добавить или убавить

     оглядываясь на прошлое словно впадаешь в раж
     где не работает беспристрастная логика - только память

     о шалопутной юности за которую право не грех бы выпить
     да жаль вот некуда за 'Солнцедаром' сгонзать...

     на ветру развевается рваный пожухлый вымпел
     и на крашеных пионерах фальшивая шелушится бронза

     ДИДАКТИЧЕСКИЕ СТРОФЫ

     ну кто теперь разгадает
     тёмные смыслы рассыпавшейся эпохи?..
     история как лукавый слуга выбирает того кто щедрей заплатит

     а свидетельства
     живых современников предубеждённо плохи
     сплошь субъективны и потому - топорщатся как чужое платье

     на нищенке
     взбирающейся на паперть ранним субботним утром
     которая что-то бормочет вслух - да трудно что-либо разобрать

     история
     как тот проныра слуга если и прислуживает кому-то -
     на то есть причины... и никакими свидетельствами не переиграть

     совершённого
     в неопределённом прошлом да это и невозможно
     ибо капризная Клио - не признаёт сослагательного наклонения

     но современники
     тем не менее почти поголовно врут безбожно
     прикрывая отсутствие аргументов - правом на личное мнение...

     как говорит
     почитатель истории Ирек Равильевич Атнагулов -
     никто никогда ни о чём не знает что впрочем ещё ничего не значит!

     и это гораздо честнее
     самых высокопарных слов и пустых похулов
     поскольку время всё по своим местам расставит - так или иначе...

     и нет никакого смысла
     разгадывать тайны рассыпавшейся эпохи
     если из прошлого - хорошего ли плохого - не извлекать уроков

     да только -
     воздуха не хватает и дыхание перехватывает на вдохе
     когда у Матфея читаешь о том что в своём отечестве нет пророка

     * * *

     Не славь высокую породу,
     Коль нет рассудка, ни наук;
     Какая польза в том народу,
     Что ты мужей великих внук?
     М. Херасков

     ...уж лучше право же Херасков - с его 'любезну строить лиру'
     чем Лепс Киркоров или Басков!
     сродни клистиру

     пиитов доморощенных потуги - у миннезингеров и менестрелей
     в башке одно бабло и буги-вуги
     до дрожи в теле

     не выскочить из замкнутого круга - как ни хрипи и ни криви лица
     в заветном поле ни жены ни друга
     одна попса

     как будто одинаковой огранки - перетасуй не сможешь разобрать
     глотну 'снотворного' полбанки
     и лягу спать

     глядишь поутру - прояснилось! - и на сердце легко и в голове
     и что бы дальше ни случилось
     на это мне

     с высокой самой колокольни теперь плевать - такой уж я мудак
     души кремень краеугольный
     стоит ништяк

     давно пора засесть за Дхаммападу и Батюшкова снова перечесть
     и выбирать - не то что 'надо'
     а то что есть

     и не скакать другим в угоду не есть с руки и чтить простой завет -
     не славь высокую породу
     коль ты поэт

     не льстись бездарной похвальбою - каким бы ни был славы звук
     а просто будь самим собою
     великих внук

     ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

     ...тако и аз,
     по многим книгам избирая
     сладость словесную и разум,
     и совокупих аки умех воды морския.
     Даниил Заточник

     1.
     старея тиран превращается - и сам не заметив того - в шута
     ему мешает вставная челюсть одолевает подагра
     и человеческая тщета

     его тяготит такая желанная прежде - безраздельная власть
     и хорошо если тирану удастся - до своего успения -
     в маразм не впасть

     старея тиран становится - не сознавая этого - сентиментален
     вдруг с умилением подмечает что сапоги изношены
     и мундир засален

     а горничная довольна мила́ будто раньше её и не видел вовсе
     как много чего ещё - властелину всегда приходится
     делить на восемь

     старея тиран перестаёт - не давая себе отчёта - быть тираном
     и как простой человек не любит поздно засиживаться
     и просыпаться рано

     и пенку на киселе и плохо растёртых комочков в манной каше
     и государственных разговоров которых нет ничего
     отвратительнее и гаже

     старея тиран стареет - не постепенно а как-то внезапно разом
     волочит правую ногу всё чаще сам говорит с собою
     и левым косится глазом

     только одно ему и осталось - в самом конце - научиться жить
     впрочем на это всегда не хватает времени да и кто
     может этому кого научить...

     старея тиран уходит - и ожидает что вслед ему пропоют осанна
     но как бы ни были человечны люди а всё равно никто
     не станет жалеть тирана

     2.
     за чертою оседлости расположена словно совсем другая страна
     её подданным не страшны - ни инфляция
     ни война

     им не приходится думать о том - как из рубля можно сделать два
     и как быть оптимистом несмотря на то что
     жив едва

     старый Борух бормочет себе под нос бесконечное - мазаль тов! -
     и не глядя на рваную обувь и прохудившееся
     пальто

     он выходит на рынок каждое утро - нужно же чем-то кормить детей
     этим здесь озабочен всякий достопочтенный
     еврей...

     за чертою оседлости расположена словно совсем другая страна
     где тому кто не чтит себя патриотом - всегда
     хана

     где на многие вёрсты одни леса озёра реки и не встретишь людей
     такие просторы не в силах осмыслить праведный
     иудей

     красавице Голде хотя бы одним глазочком на те чудеса взглянуть
     но дочери балагулы не выбраться за черту -
     этот путь

     одолеть можно только если готов принять проклятье своей семьи
     вкусив от истины православной и прелестей
     ектеньи...

     за чертою оседлости расположена словно совсем другая страна
     быть единственной и непохожей на прочие она
     обречена

     здесь совсем иначе воспринимаются каждая полночь или рассвет
     и несмотря на то что как будто видимой разницы
     вовсе нет

     юный Мотл вряд ли когда-нибудь станет генералом от инфантерии
     хотя как и все считается - гражданином великой
     империи...

     но Господь - милосерд и каждый получит то что снискал сполна
     неважно за или в черте оседлости - ведь это одна
     страна

     3.
     жизнь прекрасна -
     если смотреть вокруг не очень пристально
     не занимать на пузырь у соседа не бегать от судебного пристава

     не возвращаться поздней ночью оглядываясь по тёмным улочкам
     и ничего никому не обещать - чтоб не попасть
     как кур в ощип

     но это в целом
     тогда как в частностях - жизнь отвратительна
     поскольку обычно приходится от чего-то отказываться мучительно

     и соглашаться с чем-то о чём потом будешь жалеть неоднократно
     и бесконечно надеяться что всё завершится -
     благоприятно...

     так и живёшь -
     выбирая между необходимостью и желанием
     поселиться у озера Эри - неважно в Онтарио или же Пенсильвании

     между возможностью скататься в Германию и неподвижностью
     чтением и бездельем - себя самого удивляя порою
     своею наивностью

     так и живёшь -
     перемогаясь с трудом от воздержания до соблазна
     и принимая за данность что жизнь - и отвратительна и прекрасна

     ОДНАЖДЫ
     (идиллическое)

     Н.

     1
     и наверное всё у нас будет ещё -
     я надеюсь что будет!

     так устроено в мире что всё происходит когда-то
     рано поздно ли но - происходит...

     однажды
     ты проснёшься под утро в Венеции в день карнавала

     от негромкого пенья и скрипа весла гондольера
     ты услышишь как плещется сонная рыба в каналах

     и напротив Палаццо Дукале на Пьяцца-Сан-Марко
     выпьешь кофе любуясь фигурой крылатого льва

     2
     всё у нас ещё будет я знаю наверно -
     конечно же будет!

     невозможное прежде - когда-нибудь станет
     обычнейшим делом...

     однажды
     я пройдусь по Арденнским горам - до долины Мааса

     где с приятелем старым отведаю сент-эмильон
     и конечно ещё побываю в музее Винсента Ван Гога

     и потом буду долго бродить по кривым переулкам
     по старинным - глухим мостовым Амстердама

     3
     уж поверь мне что всё ещё будет у нас -
     обязательно будет!..

     но пока не приспела пора воплощения давних
     и самых заветных

     желаний
     будем жить как и прежде довольствуясь каждой минутой

     каждой каплей дождя каждым солнечным днём
     лунным светом в окне и дорожкой на глади речной

     нам всего-то и нужно от жизни - друг друга любить
     повторяя как мантру чудесное слово 'однажды'

     * * *

     я купался в трёх заливах - Кольском Финском и Персидском
     и всю жизнь мечтал - однажды в Гималаях побывать

     не надеялся на Бога забывал о самом близком
     как ребёнок верил в чудо даже после сорока

     и всегда платил по счёту - кем бы ни был он предъявлен
     мне казалось - очень важно по своим платить счетам

     да не всякому по вкусу жить среди цветущих яблонь
     и не каждый уцелеет среди глупости и лжи

     словно в трёх различных жизнях - я купался в трёх заливах
     но морей куда выводят Кольский Финский и Персидский

     не увидел - так случилось... иногда проходит мимо
     что-то важное - оставив на поверку пустяки

     словно в трёх мирах различных я сумел пожить - и в каждом
     мне хотелось плыть как птице над пустынной гладью моря

     не метаться не яриться а скользить чтобы однажды
     долететь до Гималаев - поглазеть на Чогори

     я совсем не прочь увидеть и быть может - был бы случай -
     прогуляться по Монмартру заглянуть в Кафе де Флор

     на губах своих почуять - соль Атлантики шипучей
     погрузиться с головою утром в Тихий океан...

     впрочем что напрасно грезить? пусть всё будет так как будет
     я купался в трёх заливах - что выводят к трём морям

     видит Бог как я старался но увы! - не вышел в люди
     потому-то мне неважно кто за кем и что почём

     * * *

     О. Чванову

     огурчик солёный
     картошка колбаска и старка
     и можно всю ночь размышлять о 'Беседах' Плутарха

     и звёздное небо -
     разглядывать над головою
     и спящей и тихо сопящей во сне - любоваться женою...

     да всё бесполезно
     когда закрома - опустели
     когда ни порыва в душе не осталось ни радости в теле

     ничто не насытит
     того кто сквозит пустотою
     того кто по самому краю скользит по-над тёмной водою...

     и всё-таки - всё
     повторяется вновь неизменно
     нежданная смерть и рождение жизни из праха и тлена

     неспешно клубится
     над лампою дым папиросы
     и можешь себе задавать бесконечно простые вопросы

     но правду искать -
     всё равно что скрести по сусеку...
     а собственно что ещё нужно от жизни своей человеку?

     бездонное небо -
     разглядывать над головою
     и спящей и тихо сопящей во сне - любоваться женою

     огурчик солёный
     картошка колбаска и старка -
     до утренней ранней звезды что сияет пронзительно ярко

     ПЕСЕНКА
     (17 октября)

     1
     фиолетово-синие полосы
     распушил на лугах шалфей

     с ранней осени ходит по лесу
     беспокойный мужик Ерофей

     ничего-то его не радует -
     заблудился день в чигирях

     вот и листья на землю падают
     вот и ветер свистит в полях

     2
     на зверей и прохожих пялится
     укрываясь среди ветвей

     фанфаронится дурью мается
     беспокойный мужик Ерофей

     редким дождичком осыпается -
     осень долгая по утру

     спелым колосом стынет ярица
     всё наладится всё - к добру

     3
     первым снегом земля укроется
     разыграется снеговей

     и до самой весны успокоится -
     беспокойный мужик Ерофей

     чтоб весною - с иною запевкою
     хоть минуточку улучить -

     в догонялки побегать за девками
     да берёзовый сок посочить

     * * *

     мир безнадёжно печален
     и даже когда распускается вишня...
     прав был поэт написавший об этом в ночи беспросветной

     следом за буйством весенним и лето пройдёт незаметно
     вспомнит ли кто о судьбе лепестков
     бесконечно-унылой зимою

     СОЗЕРЦАНИЕ

     А. Макарову

     1
     обозревая пространство со стороны
     скорее сумеешь заметить то -

     как тихо движется вдоль стены
     человек одетый в гороховое пальто

     и как поглядывают из-за плеча
     такие милые и дружелюбные лица

     а всё что однажды сказано сгоряча -
     идёт на заметку ан пригодится

     неважно кому да и неизвестно когда
     здесь ничего не пропадает зря

     здесь если и выбиваются в господа -
     то это не вопреки а благодаря

     2
     так уж оно повелось испокон -
     тут никто не признает ничьей вины

     это несложно прозреть глубоко
     когда видишь минувшее со стороны

     но до этого нужно ещё дожить -
     и дерево посадить и воспитать детей

     и построить дом и в себе убить
     раба который сильнее семи смертей

     но до этого - нужно ещё успеть
     осознать насколько ты слаб или силён

     и Галича 'Песню о счастье' спеть
     в не самое добродетельное из времён

     3
     на смену вчерашнему новый день
     приходит неспешно - как дважды два

     и лезет в голову всяческая дребедень
     и пухнет от разных забот голова

     и кто придёт первым и кто споткнётся -
     возьмётся ли кто-нибудь прорицать?

     а то что не пишется и давно не поётся
     так в тишине - отраднее созерцать

     вот и глядишь на империю со стороны
     а небо над ней - искрасна-желто...

     не все одинаково в смерти равны
     и в жизни - друг другу не равен никто

     ЧЕЛОВЕК НАШЕГО ВРЕМЕНИ

     Уж эта мне Азия!
     что люди, что речки -
     никак нельзя положиться!..
     М. Лермонтов

     Куда мы шли,
     что с нами приключилось?
     И. Заморский

     1
     глаз не способен вместить имперский пейзаж... его размах
     пышность и в то же время убогость не разделить на части

     долго его разглядывать - всё равно что блуждать впотьмах
     не узнавая того что находится рядом и прикасаясь пястью

     к пыльной поверхности навеки оставленных забытых вещей
     удивляться тому что можешь ещё чему-нибудь удивляться

     а вспоминая пору первых свиданий и юношеских прыщей
     вдруг осознать что со многим попросту не готов расстаться

     такая уж это забавная штука время - прошлого не вернёшь
     главное не упускать из виду что с ног отрясая былого прах
     рискуешь однажды в себе не узнать себя... так - и живёшь

     2
     глаз не способен вместить имперский пейзаж... в его ветрах
     и равнинах кроется странная сила которую никак не одолеть

     она разъедает плоть твою и разжижает в венах густую кровь
     не потому ли всё время хочется одного и того же - пить и петь

     а спозаранку как правило пробивает на жажду или любовь
     и в этом нет ничего необычного для имперского человека

     всякий раз открывая глаза - видишь мир как будто по-новому
     хотя окружающее тебя почти не меняется от века до века

     и рад бы выйти на следующий уровень - да игра-то сломана
     и её уже не исправишь... престольный град на семи холмах
     строго следит за тем чтобы провинция особо не выделялась

     3
     глаз не способен вместить имперский пейзаж... увы и ах! -
     любоваться его неизменностью это всё что тебе осталось

     впрочем возможен ещё и другой вариант например сбежать
     в девственных скрыться лесах Амазонки или в горах Перу

     это конечно если сумеешь осилить Великого океана гладь
     что нисколько не проще чем жить на пронизывающем ветру

     вот и выходит - что ничего другого тебе не дано кроме того
     что замечает глаз твой привычный к самым простым вещам

     беспроводная мышь клавиатура и монитор - вот божество
     от которого ты никуда не сбежишь что бы и кому ни обещал...
     к счастью или несчастью но мы не в силах что-нибудь изменить

     4
     глаз не способен вместить имперский пейзаж... нелепый страх
     перед пространством - не одолеть и остаётся как прежде жить

     не обращая внимания на сквозняки гуляющие в пустых домах
     ветер ветер ветер один только ветер вокруг... ну да и что с того

     время отпущенное с лихвою ещё остаётся - пускай и немного
     но достаточно чтобы дожить как и подавляющее большинство

     покорно-бесстрастно не снимая уютных тапочек и шлафрока...
     в глубинке куда спокойнее чем в метрополии у прохожих лица

     а люди - добросердечнее и сострадательнее и гораздо проще
     добиться всего того чего бы хотел от жизни своей добиться -
     даже если в графе об образовании ставишь короткий прочерк

     5
     глаз не способен вместить имперский пейзаж... в полутонах
     и мерцании - мир предстаёт не такой уж мёртвой природой

     что же до остального так из праха вышедшие и уйдём во прах
     лучшие как обычно первыми - с чистой совестью на свободу

     где нет ни долгов ни обязанностей одна ослепительная пустота
     которую не осмыслить - так же как и не разглядеть из столицы

     того что в каждом имперском пейзаже есть особенная черта -
     ни на людей ни на речки здесь совершенно нельзя положиться

     да и героев уже не осталось - вымерли при Евпаторе Митридате
     и чтобы найти хоть одного нужно по-настоящему исхитриться...
     антропологии почти не известен этот вид - homo nostrae aetatis*

     * homo nostrae aetatis (лат.)- человек нашего времени.

     Ф Р А Г М Е Н Т

     ...и получается что человек - всего лишьТворения промах досадный
     как выпавший в майские праздники снег
     и ветер прохладный

     такой бы безделкой гордиться не вправе - нелепая глупая малость
     погрешность которую взять да исправить
     всего и осталось...

     ARS MORIENDI*
     (строки по поводу)

     imperium - означает 'власть' и тому кто глядит на мир с её высот
     наплевать на всех кто погряз в домострое
     и косности

     тем паче в провинции где - как заметил поэт - никто никому не даёт
     поскольку здесь все далеки друг от друга
     как в космосе

     но рано ли поздно и от могущественных держав не остаётся следа
     всё когда-нибудь поглощает первоначальная
     пустота

     лишь человек научившийся умирать понимает что всё это лабуда -
     и стремление к превосходству и жизни самой
     тщета...

     высокомерие заносчивость и гордыня не единственные искушения
     которые душой человеческой безраздельно
     овладевают

     смерть следует по твоим стопам - и не радует горькое утешение
     что другие умирают первыми... однажды -
     все умирают

     но лишь человек научившийся умирать осознаёт насколько он мал
     и у него совсем не остаётся времени для
     бесполезных дел

     и чем бы он впредь ни занимался и на что бы отныне ни уповал -
     человек научившийся умирать отодвигает
     смерти предел...

     imperium - означает 'власть' которая в свою очередь - означает
     как глупо стремиться к тому в чём нет
     радости и тепла

     впрочем каждый делает выбор и каждый по делам его получает -
     и за благие намерения и за ошибки коим
     несть числа

     пока ещё полон сил - не помнишь о встрече которой не избежать
     уверенный в том что многое можешь вскоре
     переменить

     смерть упорно идёт по пятам и лишь человек научившийся умирать
     научается самому сложному и чарующему -
     искусству жить

     * ars moriendi (лат.)- искусство умирания.

     ПОСОШОК

     В. Хорхолюку

     1
     помолчим на дорожку... давай помолчим на дорожку
     мы такого за жизнь наплели что не грех - помолчать

     представлялось что это - пустяк ерунда понарошку
     всё ещё впереди... только время-то наше - прошло

     и осталось одно - помолчать на дорожку осталось
     да по сто пятьдесят замахнуть и опять - помолчать

     принимая минувшее за немудрёную милую шалость
     над собой посмеёмся - ведь правда же это смешно

     2
     а и то хорошо что не всё что случалось - напрасно
     из реки выходили - семь тучных семь тощих коров

     и невзгоды менялись везеньем - судьбе сообразно
     до седин доживали не все... нам с тобой - повезло

     и к тому же ещё мы смогли что-то важное сделать
     разглядеть в облаках удивительный блеск куполов

     насладиться любовью земной и цветеньем омелы
     и довольно недурно сумели освоить своё ремесло

     3
     помолчим на дорожку... пора помолчать на дорожку
     чем болтать не смолкая давай подставляй стакашок

     приближается время дождей не спеша - понемножку
     но едва наступает пора расставаться у росстани -

     то ли в горле першит то ли ветер промозглый горчит
     провожая весёлые дни - на дорожку нальём посошок

     и по сто пятьдесят замахнём... и опять - помолчим
     о понятном любому без слов: хорошо-то как Господи!


     PAST INDEFINITE


     ПОИСК ФОРМЫ
     (однословья)
     (1981-1982)

     * * *

     Пост
     прост -
     в рост
     звёзд.

     * * *

     Круг
     рук.
     Крюк
     ровн.

     Хряк
     хрипл -
     крик,
     кровь.

     * * *

     Гимн,
     гонг,
     лоск
     лиц.

     Ринг
     громк.

     Рук
     плеск,
     ламп
     блиц...

     * * *

     Блеск
     глаз,
     вин
     брызг.

     Всплек
     ласк...
     Сын.
     Иск.

     * * *

     В стык
     склок...
     Вскрик -
     с ног!

     * * *

     Поиск
     формы -
     спор,
     ссоры.

     Скрип
     хрома -
     страх
     реформы...

     Смерть
     вскоре
     всё
     скроет -
     слёз
     кроме.

     * * *

     Лог
     долог -
     снег
     лёг.

     Поверх
     слов -
     слог
     лёгок.

     * * *

     Страсть -
     всласть...

     Власть -
     страсть!

     REMINISCENtIA*
     (1987)

     1.
     'Как мальчик вечером песок
     вытряхивает из сандалий...'

     Перепроверив каждый слог,
     перепоймёшь - хотя едва ли

     постигнешь подлинную суть
     того, как производят слово -

     как будто вспарывают грудь
     у от рождения немого...

     И всё равно - ещё живёшь,
     наивно всматриваясь в дали,

     как мальчик, вытрясая ложь -
     песком вечерним из сандалий.

     2.
     'Когда сквозь иней на окне
     не видно света божья...'

     Иная жизнь взрастёт во мне,
     которая - дороже

     всего, что значило с тех пор -
     до скрипа ненавистных,

     когда я выглянул во двор
     и удивился мысли,

     что все мы убегаем вспять
     от мира коим - не

     умеем божий свет познать
     сквозь иней на окне.

     3.
     'Есть рифмы в мире сём:
     разъединишь - и дрогнет...'

     и полыхнёт огнём,
     и обернётся догмой,

     и будет жить в тебе
     единственной заботой -

     о невозможном дне,
     когда блеснёт киотой

     последний слог небес,
     немая благодать

     той рифмы, коей - без
     дрожи не разъять.

     4.
     'В темноте у окна,
     на краю темноты...'

     где ни верха ни дна -
     только небо и ты,

     только слово и Бог,
     только тьма и вода...

     Остужаешь висок,
     чтобы так - навсегда,

     на одной высоте
     оставаться - в строю.

     У окна в темноте -
     темноты на краю.

     * reminiscentia (лат.) - воспоминание; отражение чьего-либо влияния в худо-
     жественном произведении.

     ПОБАСЕНКА
     (1982)

     - Чего, дурак, рот раззявил? -
     громыхнул в небе Илья-пророк. -
     Страха не чуешь,
     анчутка беспятый?

     - Вот ещё! - усмехнулся я. -
     Выдумал тоже грома бояться.

     - А верёвку тебе на шею?
     А клюкой по башке да в трясину?
     То-то храбрости, поди, поубавится? -
     заурчала, вступилась Кика Белая.

     - Ладно, ладно, - отмахнулся я. -
     Помолчала бы, существо ты мифическое,
     пустотелая ты фантазия...

     - А-а-а!.. - заревели лешаки.
     - Фанта-а-зия?.. - взъярились оборотни.
     - Бойся нас! - затряслись кащуны с игошами.

     Разозлили меня -
     не на шутку.

     - Надоели! - ору. -
     Отвяжитесь, припадочные!
     Чать, не дитятко малое,
     чтоб пугаться детских побасенок!..

     И плюнул в сердцах,
     и ногами застучал...

     И так-то тихо вдруг сделалось.
     Оглянулся вокруг - пусто.

     Только молнии полыхают,
     ливень хлещет, деревья гудят,
     да старый пруд рябью пенится.

     И никого рядом нет.
     Никого...

     Как же мне теперь одному-то?
     Страшно.

     НАДПИСЬ К ОФОРТУ
     (1988)

     А. Польских

     - Вот это дерево своей ветвистой кроной
     подобно к солнцу развернувшейся ладони,
     в которой, верно, вить себе гнездовье
     птенцы сегодняшних птенцов ещё могли бы?

     - Но разве дом без дерева поставишь
     и зимними согреешься ночами? -
     задумчиво ответил дровосек...

     - А этот вол? Ещё в нём хватит силы,
     чтобы тянуть по девственному полю
     за бороздою борозду, не уставая,
     предугадаешь ли, на сколько долгих лет?

     - И долго ли протянешь ты, питаясь
     одною чечевичною похлёбкой? -
     ухмылкою отделался мясник...

     - Но человек! Не прожив трети века,
     что может знать он о своей природе,
     о том, каких высот могла достигнуть
     его душа - когда бы жить да жить?


     - Уйди, глупец, и вспомни на досуге,
     зачем и кто выдумывал законы? -
     меня с презреньем оттолкнул палач...

     И я подумал - в мире нет единства,
     и понял я, что всех противоречий
     исчислить и осмыслить невозможно,

     а потому - не стоит удивляться,
     что, внешне разные, мы так бываем схожи
     в иных делах и помыслах своих.

     * * *
     (1983)

     Процесс превращения мыслящих граждан
     в жующих животных издревле отлажен -

     немного елея и вкрадчивой лести,
     и вот уже в ногу шагают все вместе,

     и песню выводят старательно, хором
     о светлом и ясном грядущем, в котором

     не будет обиженных, жалких и сирых
     при добрых и мудрых отцах-командирах,

     а тем, кто шагает с другими не в ногу,
     пожалуй что можно и в морду - ей богу,

     от них не убудет - потерпят засранцы,
     чать, наши, родные, а не иностранцы -

     должны понимать, что для пользы и блага,
     для славы отчизны и мирного флага...

     В покорных и преданных родине граждан
     процесс превращения - истинно важен,

     без этого, как и в любви без коварства -
     не может прожить ни одно государство.

     РОДИНА
     (1984)

     Город угрюмый суровую нить
     тянет и тянет,

     жаждет изложницы душ напоить -
     тоннами стали.

     И, наполняя чугунной тоской
     годы и годы,

     пользуется темнотою людской
     чёрный мой город.

     И от него не дождаться вовек
     чуткого слова -

     накрепко связан простой человек
     нитью суровой...

     Как изрыгающий пламя дракон,
     денно и нощно -

     дышит тяжёлым, глухим шепотком
     в час неурочный.

     Город угрюмый суровую нить -
     тянет и тянет,

     здесь добровольно захочет пожить
     кто-то - едва ли...

     Мысли потоком чугунным текут -
     как мы похожи!

     И ничего не поделаешь тут -
     родина всё же...

     * * *
     (1991)

     Ни страны той давно уж в помине нет,
     ни великих идей, ни иных примет,
     ничего не осталось,

     кроме глупых, дурацких, пустых забот -
     обмануть бы кого и набить живот
     да скопить на старость,

     кроме разве что гордости - за балет,
     за великих поэтов, которых нет...
     Шаг держа триумфально,

     время медленно катится - под уклон,
     как глубокий и чуткий на выдох сон
     посткоитальный...

     * * *
     (1981)

     Чай китайский или индийский,
     расплескавшийся на столе.

     Рядом - перья и кисти,
     рисовавшие пистолет

     с боевым патроном
     в воронёном стволе...

     Я - последний ребёнок
     на Тарпейской скале.

     ВЕСНА
     (1985)

     1
     В тени оврагов серый холод
     ещё отлёживал бока,

     ещё утрами солнца сколок
     едва проглядывал сквозь полог,
     что в небе ткали облака,

     ещё будить не смели почек -
     грачи, ещё не забродил

     в берёзах сок - февраль окончен,
     а март ещё не наступил...

     И в это первое мгновенье
     необъяснимого смятенья,

     мгновенье силы и упадка,
     разлада слаженных колец -
     всё громче, громче стук сердец...

     И страшно,
     и легко,
     и сладко.

     2
     Распадом солнечных петард,
     огнём с немыслимых высот

     он возвещает свой приход -
     чернорабочий месяц март.

     И, восходящим днём дыша,
     ветрами шелестит - 'иду-у-у!..'

     Готовься к долгому труду,
     чернорабочая душа.

     3
     И гул, и звон, и кутерьма
     весёлым катятся кольцом,

     и осыпается зима -
     хрустящим грязным леденцом...

     А значит - время убирать
     в подвалы зимний инвентарь,

     со стёкол сняв мороза гарь,
     наряды ветхие латать,

     и новые наряды шить,
     и заново учиться жить -

     смеяться, петь,
     любить, летать!


     FORIS TEMPORIS


     * * *

     спроси у неба спроси у деревьев спроси у трав -
     для жизни благой и ясной не нужно многого

     каждой букве да будет дано утешение в месяц ав
     земному как говорится земное а Богу - богово

     просто живи свободно - люби жену и плоди детей
     не забывай возжигать свечу на закате дня

     ибо душа человека - светильник Господа и о ней
     нужно радеть неустанно... не задувай огня -

     перед скитальцем который на твой ступил порог
     не отводи глаза от врагов не бросай друзей

     да будет законом тебе и судьёй лишь единый Бог
     следуй его путём не убегай от судьбы своей

     живи легко и открыто - и не угаснет в твоих глазах
     любовь которою всякая божья душа полна

     в ночь на четырнадцатое нисана - Господь пасах
     чтобы хранить в скрижалях избранных имена

     ибо нет ничего на свете важней чем родимый дом
     и ничто не связует крепче чем кровь и плоть

     полнится день человеческий и радостью и стыдом
     всем что тебе завещал и чем оделил Господь

     вот и живи достойно - и смертию смерть поправ
     оборотись однажды окрест с холма отлогого

     спроси у неба спроси у деревьев спроси у трав -
     для жизни благой и ясной не нужно многого



 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"