Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Снова о Моцарте и Сальери

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Долгие годы мне казалось, что лучшее произведение Пушкина - это поэма "Медный всадник".
  Написана точно, необыкновенно музыкально, компактно, не размазано, как "Евгений Онегин", о чём сам поэт отзывался: "Пишу новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя".
  Мне повезло как-то услышать "Медный всадник" в исполнении Журавлёва. Нечто потрясающее! Звучит, как лучшие произведения Моцарта.
  И вот в последние годы начинаю склоняться к тому, чтобы признать именно его драму "Моцарт и Сальери" лучшим из всего, что он сотворил.
  Перечитывал её раз десять в последнее время и каждый раз поражался точности и тонкости талантливого описания Пушкиным чувств и мыслей двух героев. Гениально! Вневременное, универсальное произведение, доколе жив будет хоть один двуногий.
  
  Но испытываю постоянное раздражение из-за клеветы Пушкина на Сальери.
  Кем был реальный Антонио Сальери?
  Итальянский композитор, большую часть жизни проживший в Вене. Туда его пригласил придворный капельмейстер Гассман, когда Сальери было всего шестнадцать лет. И тут же он был представлен императору Иосифу Второму, на которого молодой талант произвёл очень хорошее впечатление. В двадцать лет написал свою первую оперу. В двадцать четыре года император дал ему титул "Придворного композитора". А в тридцать восемь он стал "Придворным капельмейстером" и в этой должности пробыл 36 лет, практически до конца своей жизни.
  Был дружен с Гайдном. Обучал композиции Бетховена, который в благодарность посвятил ему три инструментальных сюиты.
  Его опера "Тарар" по либретто Бомарше, с которым Сальери тоже дружил, была куда популярней у венской публики, чем "Дон Жуан" Моцарта.
  А вот Моцарт с ним НЕ ЛАДИЛ!!! И даже рапространял про него клеветническую сплетню, что, якобы, Сальери пытался его отравить! (Думаю, у Моцарта были обострения параноидального бреда). После смерти Моцарта история его болезни была изучена целым консилиумом независимых врачей, была даже, кажется, произведена эксгумация его тела и проверка на наличие яда. Никакого яда не было. Моцарт умер от ревмокардита, которым страдал долгие годы до смерти. (Как сказал один физиолог: "Ревматизм лижет суставы и кусает сердце".) И, в добавок, от избыточного, принятого тогда метода "кровопускания". Слишком много крови было потеряно зря от этой "процедуры", что вызвало критическое падение кровяного давления и, как следствие, асистолию, остановку сердца.
  Характер у Моцарта был тоже - прескверный. Ухаживал за сестрой Констанции, но получил отказ. Тогда, наверно с досады и дабы как-то "отомстить" ей, женился на её сестре. Тратил деньги безрассудно и потому, умерев, оставил семье огромный долг и сам был похоронен в Вене в могиле для бедных.
  
  Знаменитая история с "Реквиемом" тоже исследована. Оказалось, что его у Моцарта заказал музыкант-любитель Граф Франц фон Валсегг, который часто заказывал музыкальные произведения у профессиональных композиторов и затем исполнял их, присвоив себе авторство. Плагиатор! "Реквием" не был окончен Моцартом. Но его ученик Франц Ксавьер Зюссмайер восстановил некоторые записи Моцарта, вспомнил, что Моцарт ему напевал, рассказывая о "Реквиеме" и таким образом дописал финал. Того же Зюссмайера Моцарт как-то заподозрил в том, что тот является любовником его жены и даже по крыше залез к нему в спальню, дабы "разоблачить обоих". Конечно, это был просто параноидальный бред.
  Так кто кому должен был завидовать по Пушкину?
  Сальери, преуспевающий талантливый композитор и придворный капельмейстер, или "неудачник" Моцарт???
  Я не говорю о РЕАЛЬНОМ великом таланте Моцарта, в котором нет ни малейших сомнений, а о психологической атмосфере, в которой жили он и Сальери.
  Фактически, эта драма Пушкина НЕ о Моцарте и Сальери, а некая УНИВЕРСАЛЬНАЯ коллизия трудолюбивого, но не слишком наделённого талантом человека и блистательного, даже слегка легкомысленного, таланта. И таких столкновений в реальной жизни много. Поэтому и подходит ко многим случаям и вариантам, о чём писал раньше в заметочке "Василий Иванович Сальери и Вольфганг Амадеус Петька" 15 XI 2016
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"