И вот, повзрослев чуток, смог на этой детской основе сформулировать ещё один закон художественной диалектики:
Чем больше величия в замысле художественного произведения, тем больше убожества в его воплощении.
Перейдём сразу к конкретным примерам.
Библия - замысел грандиозный: Создание Господом Богом мироздания и всёго прочего, из этого вытекающего.
А ЧТО мы видим на деле?
Бог -- Творец Вселенной предстаёт перед читателем как мелочный, злобный, кровожадный и абсолютно безнравственный восточный тиран-самодур. И, как некое дополнительное подтверждение этому, он, де, создаёт ЧЕЛОВЕКА ПО СВОЕМУ ОБРАЗЦУ И ПОДОБИЮ,
Воистину, только такая инфернальная во всём тварь и могла появиться у этого "Творца всего сущего"!
Почему такой великий замысел вдруг превратился в убогое, лживое и пропитанное противоречиями собрание мифов?
Да, потому, что писали эту "Книгу Книг" разные, по-большинству, глупые и бездарные авторы, стадные рабы по образу мышления и по полному отсутствию малейших следов нравственности. Бог в Библии предстаёт, ко всем прочим, ранее упомянутым качествам, ещё и как полный маразматик, давно уже погрязший в полном старческом слабоумии. Он то и дело предъявляет людям абсолютно нелепые и противоречащие друг другу требования и приказы.
Зачем ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОРЦУ МИРОЗДАНИЯ нужны какие-то жалкие жертвы от двуногих протоплазменных комочков, ползающих по некой завшивевшей планетёнке???
Он-то СОЗДАЁТ МИРЫ, Время, Пространство, Бытие. Зачем ему какие-то зарезанные во славу божию животные, человеческие младенцы-первенцы и прочее??? Когда одним движением своей вселенской мысли он может создавать целые миры, населять их или их уничтожать ???
А вот земной его прототип как раз очень даже привычен и знаком стадным тварям - злобный и жадный восточный тиран, которому сколько ни давай, никогда не насытится!
"Фауст" J.W./Goethe
Опять нечто эпическое (по задумке): Явление "Князя Тьмы" народу!
А ЧТО на самом деле?
В части первой - тоска старого импотента по бабам, молодым да девственным. (Почитайте "Мариенбадская элегия" Стефана Цвайга). Там престарелый поэт и мыслитель вдруг ощутил давно забытый зуд в некой части своего мужского достоинства, узрев пред собой половозрелую девицу Ульрику фон Левецов, дочь его прежней любовницы!!! Получив отказ в своём сватовстве к девятнадцатилетней девушке, огорчённый возврашается домой и то ли начинает, то ли продолжает описывать "Фауста", где явно слышится ворчливая ностальгия старого немощного сластолюбца по временам его бурной и, не в пример теперешнему, весьма "стойкой" молодости.
Вторая часть. Кстати в первой тоже, КАКИМ предстаёт перед нами этот самый Мефисто, возвращающий половую (и не более!) молодость старперу Фаусту? Когда он с Фаустом, пробираются в темницу, где осуждённая на смерть Грейтхен доживает оставшееся ей время, Мефистофель ТОРОПИТ Фауста, ибо он уже не в силах удержать охрану от возвращения и парочке друзей приходится поспешно ретироваться, предоставив бедную мать-убийцу своего новорожденного от Фауста младенца на произвол судьбы.
ЭТО ВСЕСИЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ТЬМЫ? Который может повернуть ВРЕМЯ вспять и вдруг не может вместе с дружком вынести на белых ручках жертву похоти Фауста сквозь стены темницы? Или запросто, вновь, повернув время вспять, дабы Маргарита стала снова стала девственицей, живущей благочестиво и всё тут!
(Так, наверно, делает Аллах в своих садах, где каждому праведнику-мусульманину достаются по семьдесят две ДЕВСТВЕННЫХ ГУРИЙ, вечно юных и, несмотря на ... пережитые удовольствия, вечно девственных. Всемогущий Аллах уже ТОГДА, наверно, придумал установить ТАМ застёжку - молнию!!! А уж гораздо позже на Земле у мужчин на брюках появился такой же гульфик.)
Итак, в части второй, снова постаревший (а почему не вечно юный и потентный) Фауст чего-то воздвигает, а чего -- не видит, ибо ослеп. И Князь Тьмы занят тем, что дурачит старого безумца, внушая ему, что, де, тот основывает некие города и страны. Зрения, однако, не даёт!!! Дабы выжать из него желанные слова, (теперь их называют "ключевыми): Остановись мгновенье! Ты - прекрасно!
И Фауст, произнеся их на берегу моря, незамедлительно помирает, а Мефистофель, затративший столько глупых усилий, дабы заполучть его бессмертную душу, хватает добычу и устремляется ней в Ад. Но тут-то НЕБЕСНОЕ ВОИНСТВО встаёт у него на пути и создаёт такой термоядерный взрыв, что Мефистофель весь от жара плавится, руки его ослабевают и душа Фауста выпархивает в райские кущи!
Вот и весь "великий замысел" и во ЧТО он воплотился и ЧТО от него осталось?
ПШИК!.
"Что делает советский солдат, попав в эпицентр ядерного взрыва?
Держа автомат на вытянутых руках, медленным шагом идёт на кладбище!
Почему медленно?
Чтобы НЕ СОЗДАВАТЬ ПАНИКИ!
Почему на вытянутых руках?
Чтобы капли расплавленного металла не повредили казённой обуви!
Таков "Фауст".
Булгаков "Мастер и Маргарита" (обратите внимание на сходство и сюжета с "Фаустом" и даже имён героинь!!!)
Ну, тут уже полная бездарь и убожество. Волланд с подручными Коровьевым и Азазелло - группа странствующих скоморохов, показывающих дешёвые цирковые трюки жаждущим чаво-нибудь остро-сверхъестественного дуракам-читателям. Заодно, жалкая попытка бывшего белогвардейского врача популярно пересказать пару глав из Евангелия. Ну, разумеется, под МАСТЕРОМ создающим нечто эпическое (а Что - так и остаётся неведомым) и Христом в его "романе в романе", Михаил Афанасьевич подразумевает себя самого!
Иж ты, поди ж ты, экая антисоветская ересь!
И все русские и нерусские стадные балбесы и балбески тут же в дежурном упоении открыли рты для свободного истечения восторженной слюны.
Рихард Штраус "Так говорил Заратустра".
Прочитал я некогда эту могучую книгу Фридриха Ницше. Единственная польза от чтения -- это зевание над ней необычно частое, что, несомненно, способствовало насыщению крови кислородом. Хоть на этом, спасибо!
Симфоническая поэма Штрауса начинается мощно и величественно.
Ну, - думаешь, - а дальше-то будет КРРРАСОТА!!!
А дальше...
Опять ПШИК!
Какой-то мелодичный перезвон колокольцев на ветке дерева от дуновений ветра.
Набор звуков и не более. Скучный и заунывный.
"Солярис" - один из самых "значимых" по мнению его автора романов.
Сразу заявляю, что в отличие от всего предыдущего, считаю Станислава Лема одним из самых талантливых мыслителей, обладателем необыкновенно оригинальных, неожиданных и абсолютно адевкатных идей. Для меня он - и Учитель и Духовный Папочка!
Великий талант!!!
Но и Лем - только человек, а не робот, запрограммированный на создание непременно гениальных произведений, и, как каждый человек, могущий ошибаться и в своём творчестве и его оценке.
Снова, размах - величественный: Некий всеплантный мозг в виде мыслящего Океана.
По замыслу, всё те же Фауст, Библия с её Творцом Вездесущим и Всемогушим и Волланд или Заратустра, хотя бы.
И результат, опять же, схожий!
ПШИК!!!
Чем занят в романе этот ВСЕПЛАНЕТНЫЙ РАЗУМ???
Теми же дешёвыми трюками, коими нас потчевали все предыдущие авторы. Дешёвыми фокусами - подделками, синтезом фантомов, вполне физически осязаемых. Ежели дамы, то белые, то огромные негритянки, возможен даже и упоительный секс с ними и всё прочее!
Так, по замыслу Лема, этот самый Океан ЗОНДИРУЕТ психику нескольких двуногих на искусственном спутнике планеты Солярис. А иначе этот супермозг, миллиарды тонн МЫСЛЯЩЕГО вешества, никак полуторакилограммовых мозгов вертлявых хитролобых гуманоидов прозондировать не мог??? Слабоват-с??? И более того, один человечек, страсть какой хитроумный, ИЗОБЛИЧАЕТ с помощью обычного микроскопа все эти коварные трюки мыслящего Океана.
Вновь, полный провал грандиозного замысла.
Отсюда Биохимический Вывод. Объяснение причины приведённого вначале заметки "закона художественной диалектики". Там ведь была лишь констатация некого наблюдаемого явления и краткая её формулировка.
Если допустить верность моей давней гипотезы о существоании в нашем мозгу специфического нейромедиатора, ГЕНИАЛИНА, открывающего ТОЛЬКО ЗАКРЫТЫЕ, "спящие", НЕЗАУРЯДНЫЕ цепочки синаптических контактов, то приходится признать, что запас этого вещества в мозге крайне мал, и, истратив весь "стимулятор" на интересный и могучий замысел, человек надолго лишается его, становится "некредитоспособным" в гениалиновом исчислении и потому, кроме заурядности, уже создать ничего не может! А заурядность -- это обычные, стандартные, дежурные, постоянно срабатывающие цепочки, открываемые выделяющимся в изобилии ИДИОТИНОМ!
Весьма возможно, что Гениалин, является неким антидотом или ферментом, разрушающим Гамма-Аминомасляную Кислоту, которая как раз и является тормозящим агентом, ИНГИБИТОРОМ, блокирующим НЕДОМИНАНТНЫЕ НЕЗАУРЯДНЫЕ цепочки мышления!
НЕ ДУМАТЬ ИНАКОМЫСЛИТЕЛЬНО!
ДУМАТЬ КАК ВСЕ!
Вот её, этой кислоты, девиз и функция.
Хотя и она нужна для торможения многих патологических процессов. Возможно, что именно её недостаток и вызывает эпилепсию. Так что бороться с ней нужно ИЗБИРАТЕЛЬНО, с умом. А она ум-то и блокирует..
Вот и знай, когда с ней бороться, а когда, наоборот, поощрять её к действию.