(Дополнение к главе "Искусство - как вечно живое кладбище", "Беседы с Весельчаком")
Сходство в методе: Творческий подход, то есть на основании уже достигнутого, создание нового.
Различие (важнейшее!) - в предмете деятельности.
Наука всё время старается разгадать, ЧТО кроется за явлениями в мёртвой или живой природе.
Искусство этим вообще не занимается.
Оно занято поиском и отливкой форм, их украшением и шлифованием, в которые, эти формы. засыпается один и тот же песочек из убогого набора человеческих переживаний и страстей.
Поэтому в науке каждая новая удачная гипотеза, подтверждаемая общественной практикой (критерий ОЧЕНЬ сомнительный, но другого пока не придумано), сменяет старую теорию или включает её как частный случай. Последнее -- ничто иное как указание границ применимости старой теории.
В искусстве та или иная уже отлитая форма по определению ни в каких новых формах не нуждается. Цель достигнута. Конкретная ad hoc, для данного случая, форма найдена. Самое большее, что можно сделать, это подправить чуть-чуть дефекты первоначального образца, подшлифовать неровности и всё.
Симфония или опера - остаются неизменными.
Картина - написана навечно.
Скульптуру зодчий изваял и всё! Неприкасаемо!
Роман или поэма написаны - так навсегда. Как они написаны.
То есть на долю искусства в качестве "продолжения достигнутого" остаётся, в лучшем случае, лишь "Улучшистика", а не радикальные изменения, как в науке.
В искусстве можно изменять формы и способы их создания, но, вновь, раз отлитая форма наполняется тем же вышеукaзанным песочком и так застывает навеки.
Потому наука по сути своей не есть "Кладбище", а искусство таковым является и останется вечно!
Кладбищем навсегда застывших и неприкасаемых мумий и памятников.