(Элемент Программы Гениализации, для умственных ленивцев не предназначенной)
Я иду в супермаркет и, поскольку список покупок сегодня довольно длинный, я решаю брать не корзинку, а тележку. Слишком много покупок, в корзину всё не поместится, да и тащить будет тяжело. Итак, беру тележку и с ней начинаю обход полок, стелажей и прилавков, выбирая нужные мне товары. Очень скоро я замечаю, что тележку я взял не совсем удачно, она слегка испорчена. Я её толкаю прямо, а она "стремится" повернуть куда-то влево. Мне нужно ехать направо, а она едет прямо. И, наконец, когда я хочу повернуть - таки налево, она почему-то разворачивается на все 180 градусов и хочет отправить меня обратно, туда, откуда я только что пришёл. Что за мистика?! Чуть поразмыслив, я догадываюсь, что причина странного упрямства тележки заключается в том, что левое заднее колесо у неё вращается с бОльшим усилием, чем все остальные колёсики. То ли ось заржавела, то ли она искривлена, то ли колёсико трётся о его обрамление, но факт налицо. Из-за этого притормаживания тележка "сама" всё время сворачивает налево.
Всё это длинное предисловие я написал не для того, чтобы обсуждать или осуждать плохое тех.обслуживание тележек работниками супермаркета. Речь идёт о совершенно ином.
О нашем мышлении.
Читая книгу, я как бы доверяю её автору тем, что послушно следую за ним. Он ведёт меня по страницам своей книги и я, как хорошо смазанная и полностью исправная тележка, еду туда, куда меня, моё мышление, направляет автор. Особенно это проявляется при чтении учебников и вообще, серьёзных книг, что-то мне объясняющих. То есть, происходит своеобразное "навязывание" определённого образа мыслей, того, к которому вольно или невольно (т.е. сам этого, возможно, не сознавая) стремится автор текста.
Способный читатель, студент или ученик - это вот та самая, только что упомянутая, исправная и хорошо смазанная тележка. Она легко и послушно следует за всеми лёгкими движениями авторской "руки". Когда автору нужно, едет прямо, сворачивает направо-налево тогда, когда автор желает этого, останавливается, катится назад... Всё это проделывается без больших усилий и мысль читателя (студента, ученика и т.д.) следует за мыслью автора и успешно доезжает до желаемой цели.
Желаемой автором!
Читатель тупой, ленивый, нелюбознательный мог бы быть уподоблен тележке, у которой все колёса вращаются с большим трудом. И для того, чтобы следовать по нужной траектории за мыслью автора, требуется немало усилий. Иногда, несмотря на все усилия, тележка не движется, не поворачивается достаточно расторопно и утыкается в какую-нибудь полку, вместо того, чтобы следовать по коридору между ними. Ситуация с этими двумя крайними случаями-аналогиями, ясна.
Но, вот, что делать, если не все колёса, а только одно крутится слегка притормаживая? Тут возможны разные варианты объяснения.
Один, и самый простой, читатель туповат в какой-то области и, когда речь заходит о предмете именно на эту тему, его мышление начинает притормаживать. Но может быть и другое толкование: у читателя развито критическое мышление, и оно не принимает безоговорочно ВСЕ ходы, движения и повороты мысли автора. Читатель чувствует некий умственный дискомфорт, что-то в его сознании начинает "поскрипывать", тормозить, проворачиваться с усилием. Смышлённый читатель, уже знакомый с таким чувством, останавливается и начинает искать причину этого умственного "поскрипывания". Неумудрённый же школяр или усвоит это чисто механически, или полностью неверно, или, чаще всего, пропустит это место без внимания,. Но, главное, он будет продолжать движение в надежде "выехать" на ровную гладкую поверхность, где все колёса будут опять вращаться слаженно и без помех. Так как поиск, какое колёсико его сознания "барахлит" и почему оно не крутится как все остальные - поиск этот требует иногда немалых усилий, перечитывания текста по нескольку раз, длительного обдумывания, а терпения и любознательности для этого хватает не у многих.
Если автор - личность умная и талантливая, то, вольно или невольно, он затрудняет поиск причины непрокручивания мысленного колёсика. Ведь он тоже, в своём сознании, ПЕРВЫЙ толкает некую тележку логического процесса и в его "путешествии" все колёса должны вращаться без труда и самовольного сворачивания в сторону!
И ещё. Вышеупомянутая простенькая аналогия даёт объяснение такому, для многих странному, но часто встречающемуся явлению: нередко способные студенты, блиставшие во время обучения понятливостью и "хорошим усвоением материала", впоследствии оказываются весьма посредственными исследователями, учёными или заурядными инженерами. Куда девался их талант, который они столь успешно демонстрировали в годы ученичества?! А он никуда не девался, он был и остался - послушная школярская, хорошо смазанная умственная тележка, у которой никогда ни одно колёсико "не заедало"! Ими легко было управлять, их сознание послушно катилось туда, куда направляло их слово АВТОРА. Но сами они никогда не старались "свернуть в сторону". Это те самые, "идолы мышления", описанные ещё Френсисом Бэконом. Послушное, легко управляемое мышление вечного школяра!
Таким образом, одно из правил Программы Гениализации звучит так:
Внимательно читай умный текст, но будь настороже! Не давай своему сознанию отдаться потоку мысли даже гения, который сам тебя вынесет "куда надо". "Поверяй алгеброй гармонию" мыслей автора. И если почувствовал, хоть немного, хоть чуть-чуть, что что-то в сознании "царапается", "поскрипывает", "притормаживает", не ленись, остановись, продумай, перечти "царапающееся" место несколько раз, пока не поймёшь, что именно вызывает в твоём сознании это странное ощущение. Затем - ищи своё решение или объяснение!
Учебный пример: Замечательная книга гениального мыслителя Станислава Лема "Сумма технологии", глава 7, "Сотворение миров", параграф "Выращивание информации". На мой взгляд, глава очень тяжёлая (особенно вот этот параграф) и требующая медленного и скрупулёзного прочитывания-перечитывания с обязательным обдумыванием. Как, впрочем, и вся эта книга, нелёгкая для понимания и восприятия. В упомянутом параграфе Лем рассуждает о путях познания и сравнивает его различные методы, используемые человеком. Затем он предлагает совершенно необычный метод "выращивания теорий". В этом параграфе Лем допускает, на мой взгляд, несколько неточностей, которые, возможно, сам не заметил, увлечённый своей экстраординарной, воистину фантастической, но логически обоснованной идеей.
Читатель, попробуй найти эти неточности и укажи, в чём они заключаются.
19 XI 2007
P.S. Это старая, давно опубликованная заметка, которую я повторяю для новых читателей. Уж не обессудьте!
A supermarket cart that's not working properly.
(An element of the Genius Program, not intended for mental sloths)
I go to the supermarket and since the shopping list is quite long today, I decide to take a cart instead of a basket. There are too many purchases, everything won't fit in the basket, and it will be hard to carry. So, I take a cart and with it I start going around the shelves, racks and counters, choosing the goods I need. Very soon I notice that I did not take the cart very well, it is slightly damaged. I push it straight, but it "tends" to turn somewhere to the left. I need to go right, but it's going straight. And finally, when I want to turn left, for some reason she turns 180 degrees and wants to send me back to where I just came from.
What kind of mysticism?!
After a moment's thought, I realize that the reason for the cart's strange stubbornness is that its left rear wheel rotates with more force than all the other wheels. Either the axle is rusty, or it is curved, or the wheel is rubbing against its frame, but the fact is obvious. Because of this deceleration, the cart "turns left" all the time.
I did not write this long preface to discuss or condemn the bad ones.maintenance of trolleys by supermarket employees. It's about something completely different.
About our thinking.
When I read a book, I kind of trust its author by obediently following him. He guides me through the pages of his book, and I, like a well-oiled and fully functional cart, go wherever the author directs me, my thinking. This is especially evident when reading textbooks and, in general, serious books that explain something to me. That is, there is a kind of "imposition" of a certain way of thinking, the one that the author of the text is striving for, willingly or unwittingly (i.e., perhaps without realizing it himself).
A capable reader, student, or student is the one just mentioned, a serviceable and well-oiled cart. She easily and obediently follows all the light movements of the author's "hand". When the author needs it, he drives straight, turns right or left, when the author wants it, stops, rolls back... All this is done without much effort, and the thought of the reader (student, student, etc.) follows the thought of the author and successfully reaches the desired goal.
Desired by the author!
A stupid, lazy, inquisitive reader could be likened to a cart with all the wheels turning with great difficulty. And it takes a lot of effort to follow the author's thought along the right path. Sometimes, despite all efforts, the cart does not move, does not turn quickly enough and bumps into some shelf, instead of following the corridor between them. The situation with these two extreme cases, analogies, is clear.
But, here's what to do if not all the wheels, but only one turns slightly slowing down? There are different possible explanations.
One, and the simplest, reader is dumb in some area, and when it comes to a subject on this particular topic, his thinking begins to slow down.
But there may be another interpretation: the reader has developed critical thinking, and it does not unconditionally accept ALL the moves, movements and turns of the author's thought. The reader feels some kind of mental discomfort, something in his mind begins to "creak", slow down, turn with effort. An intelligent reader, already familiar with this feeling, stops and begins to look for the cause of this mental "creaking." An inexperienced student will either learn this purely mechanically, or completely incorrectly, or, more often than not, will ignore this passage. But, most importantly, it will continue to move in the hope of "driving out" onto a flat, smooth surface, where all the wheels will turn smoothly and without interference again. Since the search for which wheel of his consciousness is "messing up" and why it doesn't turn like everyone else, this search sometimes requires a lot of effort, rereading the text several times, long thought, and not many people have enough patience and curiosity for this.
If the author is an intelligent and talented person, then, wittingly or unwittingly, he makes it difficult to find the reason for not turning the mental wheel. After all, he, too, in his mind, is the FIRST to push a certain cart of a logical process, and in his "journey" all wheels must rotate without difficulty and unauthorized turning to the side!
And more. The above-mentioned simple analogy provides an explanation for such a strange, but often occurring phenomenon: often capable students who shone during their studies with understanding and "good assimilation of material" later turn out to be very mediocre researchers, scientists or ordinary engineers. Where did their talent, which they so successfully demonstrated during their apprenticeship, go?! But he didn't go anywhere, he was and remained - an obedient schoolboy, a well-oiled mental cart that never had a single wheel "stuck"! They were easy to control, their consciousness obediently rolled where the AUTHOR's word directed them. But they themselves never tried to "turn aside." These are the very "idols of thought" described by Francis Bacon. The obedient, easily guided mindset of an eternal schoolboy!
Thus, one of the rules of the Genius Program sounds like this:
Read the smart text carefully, but be on your guard! Don't let your mind give in to the flow of thought, even of a genius who will take you "where you need to go." "Verify the harmony of algebra" by the author's thoughts. And if you feel, even a little, even a little bit, that something in your mind is "scratching", "creaking", "slowing down", don't be lazy, stop, think about it, reread the "scratching" place several times until you understand what exactly causes this strange feeling in your mind. Then - look for your solution or explanation!
Educational example: The wonderful book by the brilliant thinker Stanislav Lem "The Sum of Technology", chapter 7, "The Creation of worlds", paragraph "Growing information". In my opinion, the chapter is very difficult (especially this paragraph) and requires slow and meticulous reading-rereading with mandatory reflection. Just like this whole book, it is not easy to understand and perceive. In the mentioned paragraph, Lem discusses the ways of cognition and compares its various methods used by humans. Then he suggests a completely unusual method of "theory cultivation." In this paragraph, Lem admits, in my opinion, several inaccuracies that he may not have noticed himself, carried away by his extraordinary, truly fantastic, but logically sound idea.
Reader, try to find these inaccuracies and indicate what they are.
19 XI 2007
P.S. This is an old, long-published note, which I repeat for new readers. Don't blame me!