Был такой интересный роман Исаака Азимова "Конец Вечности".
Конечно, не конец Настоящей Вечности, а лишь некой организации, практикующей перемещение желающих во времени.
В статейке ниже - о другом конце.
Во многих романах и философских трудах масса авторов импотентно задаются вопросом:
Что есть Абсолютное Добро?
Что есть Абсолютное Зло?
Обычные, и столь же жалкие в своей интеллектуальной немощи, ответы на эти "вечные вопросы" сводятся к следующим:
Абсолютное Добро есть Бог!
Абсолютное Зло есть Диавол, Сатана, Чёрт, Мефистофель, Азазело и прочие вселенские злодеи "из-за бугра", то бишь, из "потустороннего мира".
Ещё один ответ гласит: Де, всё относительно! То, что есть добро для одного, может быть злом для другого. Причём Один или Другой могут значить множество живых существ: целые популяции и виды людей, животных, растений, микробов, вирусов и прочее.
Думаю, не открою "великой истины", "не открою Америки" и "не изобрету велосипед", если скажу, что ответ на этот вопрос уже имеется и он известен практически всем думающим людям.
Абсолютное Добро и Абсолютное Зло СУЩЕСТВУЮТ, они вовсе не относительны, как поёт в своей дурашливой песенке Владимир Высоцкий:
"Ведь даже Эйнштейн, физический гений,
Весьма относительно всё понимал:
Вот, уж, действительно,
Всё относительно..."
Так вот, Абсолютное Зло есть тотальный ПАРАЗИТИЧЕСКИЙ характер Жизни на планете Земля. (И сомневаюсь, что где-либо во Вселенной другая "жизнь" носит не такой же характер паразита.)
Абсолютное Добро есть тотальный СИМБИОТИЧЕСКИЙ с породившей жизнь средой характер.
Ибо паразитизм, любой, в конечном счёте, раньше или позже, обрекает себя на самоуничтожение. Чем сильней развиты наука и технология в паразитическом виде жизни, тем скорей она себя и уничтожит. Ибо эти мощные инструменты-рычаги, подобно рычагу Архимедову, МОГУТ перевернуть Земной шар, то есть могут уничтожить, и делают это с тщанием превеликим, саму систему жизни на Земле.
Тотальная гибель всей жизни на планете или в Солнечной системе и есть то самое Абсолютное Зло, ибо уничтожает породившую его же систему природных условий.
Тотальное Абсолютное Добро, Симбиоз со средой, в отличие от паразитизма, наоборот, сохраняет и бережёт систему природных условий, его породившую, и не обрекает себя и вообще, всю жизнь на самоуничтожение.
Всё, сказанное выше - не новость и не всемирное открытие, затмевающее мудрость всех времён и народов! Для того, чтобы дойти до этой простенькой истины не надо быть гением! Надо быть просто здравомыслящим существом. Являются ли люди-человеки таковыми?
Весьма сомнительно, судя по последним двум миллионам лет существования этой разновидности животных.
В детской книжке Редъярда Киплинга "Книга джунглей" ("Маугли" - в русском переводе) есть некий коллективный герой - злой, взбалмошный, суетливый. трусливый и НЕДУМАЮЩИЙ, в отличие от Пантеры Багиры, медведя Балу и волков, включая и самого мальчика -- Маугли. Этот герой - стая обезьян. Подчёркиваю, не настоящих обезьян, которых уважаю и которым сочувствую, а карикатурных обезьян, ОБЕЗЬЯН КИПЛИНГА! Они беснуются, дерутся, жрут, плодятся и послушно прыгают в пасть гигантского удава Каа! Чтобы через пару минут ПОСЛЕ пережитого ужаса поедания Каа их родных, друзей и близких, снова вернуться к обычному времяпровождению. И им, "Обезьянам Киплинга", даже в голову не приходит, вооружившись камнями и ветками, наброситься всей стаей на Каа и убить эту тварь. Пусть даже некоторые погибнут в этой схватке. Но этот ужас их жизни УЙДЁТ из неё с исчезновением Каа!
Киплинг изобразил НЕ обезьян! Киплинг нарисовал правдивый образ человеческого стада!
Так что в этом, вроде "лирическом отступлении", содержится ответ на заданный ранее вопрос о пресловутых абсолютах.
О видимых ясно, но нежелаемых быть увиденными, простеньких истинах.
5 I 2013