Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Франция. Путевые заметки. Часть 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ФРАНЦИЯ. Часть 1.
  
  Есть страны, из которых можно изъять столицу, и эта воображаемая операция ничего не изменит в облике страны.
  Скажем, если изъять Вашингтон из Америки, то образ США практически не изменится в памяти туриста. Не Вашингтон, так любой другой город будет рисоваться в воспоминаниях.
  Без Йелоустоунского Парка, Большого Каньона, Секвой и без Нью-Йорка - Соединённые Штаты как-то не смотрятся.
  Италия - не Италия без Рима, Флоренции, Венеции, Сиены, и десятков других "её непохожих" городов.
  Также и Франция. Нет Парижа - нет Франции. Такое впечатление сложилось, по крайней мере, у меня. Хотя был и в других городах Франции...
  Очень нравился мне Санкт-Петербург, пока не увидел Рима и Парижа. После них образ града Петрова как-то слинял. Ибо увидел я оригиналы, с которых город на Неве был копией. Талантливой, красивой, но всё же копией.
  
  Прилетел в модерный аэропорт им. Шарля де Голля. Ощущение: "оригинально, но паскудно" -- как говаривал мой дядя. Вся площадь взлётов и посадок лайнеров изрыта туннелями. Дорожки, по которым катят взлетающие и приземляющиеся самолёты, проходят над скоростными трассами, забитыми машинами. То есть "шаг вправо - шаг влево считается побегом. Конвой стреляет без предупреждения!"! Вбок от взлётно-посадочной дорожки на глубину десятка метров провал, в котором скоростное шоссе. А если у самолёта что-то сломалось в шасси? Отклонился слегка от бега по дорожке.. На обычном аэродроме - съедет на поле. А здесь - рухнет на машины внизу. Взрыв, пожар, всё и все горят ярким пламенем. Оригинальная идея архитекторов этого модерна. Но крайне опасная для миллионов авиапассажиров.
  
  Именем Шарля де Голля, "героя Сопротивления", назван не только аэропорт. Переименовали в холуйском усердии и "Пляс де Этуаль", Площадь Звезды, тоже в этого Шарля. "Звезды", так как на ней -- Триумфальная Арка и восемь улиц "вытекают" из неё лучами. Герой этот всю войну отсиживался в удобном и безопасном убежище в Лондоне и по радио призывал "патриотов Франции" пуще жертвовать собой ради отечества. Пакостил Черчиллю, хозяину, давшему ему это прибежище! Черчилль даже написал раздражённое письмо Рузвельту с предложением убрать этого надутого самомнением наглеца и заменить его кем -нибудь другим, достойным сыном Франции. Но ничтожество Рузвельт не согласился и де Голль так и пролез в Историю, как "Герой Сопротивления." Затем на штыках английских и американских солдат вьехал на белом джипе в ими освобождённый Париж! Не успел стать президентом, как наплевал в лицо освободителям и занял откровенно антиамериканскую и антибританскую позицию! Замечательный "Герой Сопротивления"! Недаром, даже в самой Франции о его мегалломании ходил такой анекдот.
  Собирались раз де Голль с супругой на приём. Супруга готова, а де Голль всё не выходит из своей спальни. Зашла супруга поторопить. И видит: Стоит Президент совершенно голый перед зеркалом и изучает своё "хозяйство".
  "Боже мой!", -- Воскликнула она в полной растерянности.
  Де Голль обернулся к ней и снисходительно сказал: "ТЫ можешь обращаться ко мне -- "Мой Генерал"!"
  
  Но Париж, к счастью, не только де Голль!
  Широченный и прямой как стрела бульвар "Шампс Элизе", Елисейские Поля.
  Когда впервые приехал в Париж, шёл в одиночестве по Садом Тюильри от Лувра к площади Согласия, Пляс де ля Конкорд.
  Вдруг почувствовал сильнейшую резь в щеках. Выбрал маленькой походное зеркальце, посмотрел, в чём дело. Судорога свела лицевые мышцы. Оказвается шёл и на лице, непроизвольно, сияла идиотски-блаженная улыбка: Неужто я, "простой советский человек", бывший им ещё несколько лет тому назад, гуляю ОДИН по Парижу?! Один! Без группы и сексотов! И никто меня ни к чему не призывает и не предупреждает об опасностях капиталистического ада?! Иду один КАК СВОБОДНЫЙ человек!!! Это неуходящее сладкое сознание, смешанное с почти неверием: -- Неужто? Да не может быть? -- И вызвало появление этой радостной улыбки! Сбылась мечта идиота! Я свободно гуляю ПО ПАРИЖУ!!!
  Причём всё происходило на уровне почти рефлекторном, мною неосознанном, шёл километр за километром со счастливой улыбкой дурака ...
  
  Гулять и гулять ПЕШКОМ по Парижу! Только пешком! Впитывать его архитектуру, атмосферу, звуки французского. Шум уличного движения, шелест листвы на бульварах... Брать с собой в пластиковом мешке питьё и булку - кормить птичек. На Марсовых полях, (наподалеку от Эйфелевой башни) например, воробушки такие ручные, что садятся на ладонь с крошками булки и склёвывают их. Умиротворяет и смягчает душу. Сама башня необыкновенно красива и легка. Какая-то воздушная, хотя весит тысячи тонн. Как ракета, которая вот-вот взлетит в небо. Конечно, подняться на неё - вид Парижа оттуда очень хорош. Мне, правда, портил впечатление чёрный небоскрёб на Монпарнасе.
  Эйфелева башня вписывается в пейзаж Парижа, а эта чёрная спичечная коробка - никак! Впрочем, помню, что многие известные деятели кльтуры в своё время протестовали против её, "башни Эйфеля" возведения. Называя её "железным чудовищем", искажающим вид Парижа. Для меня - она гармонично вписывается в силуэт города.
  
  Лувр - многоплановый музей. И скульптра, и живопись, и древности.
  Венера Милосская -- никакого впечатления! Стоит мраморная баба со злым капризным лицом. Статуя спящего "Гермафродита" и то выглядит лучше...
  Венера - это в греческой мифологии Афродита, богиня Любви, "пенорождённая", то есть. По легенде родилась из морской пены. И, вот, с пеной, несколько конфузно получается. Оказывается Кронос вступил единоборство с титаном Ураном, своим папашей. И в пылу драки... оскопил его, оторвал его "мужское достоинство" и бросил в Океан. От этого события, Дорожно-Транспортного Происшествия, можно сказать, (ведь столкнулись гиганты по дороге к власти над миром) появилась на поверхности воды некая пена, из которой затем родилась богиня Любви. Всё понятно, кроме "любви". Какая уж тут "любовь"?
  
  "Мона Лиза Джиоконда" -- вообще тоска. Старая, уродливая женщина с идиотской полуулыбкой на одутловатом лице.
  Зато одно ЧУДО: Прямо в вестибюле, налево от входа, на первом пролёте лестницы - Нике Самофракийская. Громадная крылатая богиня. Красота! Кажется, что собирается взлететь. Удивительно точно подобрано месторасположение её - с площадки лестницы стоит в застывшем стремлении подняться вверх. Каждый раз, когда был в Лувре, любовался ею.
  Одна не очень приятная деталь её касающаяся. По-гречески остров, где была найдена эта статуя, по названию которого она и "окрещена", не "СамоФракий", а "СамоСракий" Там написано "Samothrace". "TH" -читаются не как "Ф", а как скорее "С". Но по-русски так назвать не то что Богиню, а даже остров неудобно.
  Но Богиня эта в Лувре - прекрасна!
  
  Если уж пошли кормить воробушков на Марсовых полях, то за военной школой имени маршала Фоша, недолог путь к Монпарнасу и музею Огюста Родена. Натурально, "Группа граждан Кале", "Поцелуй" и, конечно, "Мыслитель". Забавно, что после просмотра картины Чаплина "Великий Диктатор", эта скульптура у меня всегда вызывает улыбку, так как Чаплин гениальной секундной экспозицией в фильме показал все классические статуи во дворце диктатора, с поднятыми в нацистском приветствии рукам. И Аполлон, и Венера и Мыслитель, сидя, приветствует диктатора поднятием руки. Врезался мне этот кадр из фильма в память и не могу поэтому без улыбки, вспоминая гениальную выдумку Чаплина, смотреть и на роденовского "Мыслителя". И вот, что интересно. Жратве, питью, охоте и, а как же иначе, "любви", посвящено абсолютное большинство книг, поэм, картин, скульптур и прочих образцов искусства. А вот, глянь-ка, МЫШЛЕНИЮ, ДУМАНИЮ - кроме Родена никто даже и не удосужился посвятить хоть что-нибудь. Даже описанию процессов "выделения продуктов жизнедеятельности", посвящены и страницы прозы и поэм (Золя, Ремарк, "Маннекен Пис" в Брюсселе), а вот такой мелочи, как процессу думания - практически ноль! А ведь как мы кичимся именно этим нашим качеством! Хотя, по сути, у большинства оно-то как раз ОТСУТСТВУЕТ...
  
  В садах Тюильри у стенок - писсуары для мужчин. О женщинах как-то не подумалось ревнителям гигиены. Опять ассоциация. "Семья Оппенгейм" Лиона Фойхтвангера. Там один эпизодический персонаж, еврей, дабы "звучать" по-французски благопристойней, сменил фамилию Дессауэр на Дессуар. И некто, встретив его на улице, спрашивает: Месье Дессауэр, о, простите, Дессуар, где здесь ближайший Писсауэр?
  
  На холме Монмартр - белый и заурядно выглядящий собор "Сакре-Кёр". За ним - площадка художников, пытающихся всучить туристам свои картины. Собор назван так ("Жертвенное сердце" или "Сердце мученика") в память о Святом Дени, Святом Диониссии, христианском мученике, о котором рассказывает легенда, что после того, как на этом холме ему отрубили голову, он всё же встал, поднял свою отрубленную голову и прошёл с ней в руках довольно большое расстояние "плача и любезно её лобызаше" ( Объяснение этому чудесному явлению см. в статье кардинала Винченцо Монтефалько "О виртуальных частицах и явлениях в христианстве") Увековечен сей духовный подвиг и у входа в "Собор Парижской Богоматери" (Нотр-Дам де Пари). Среди скульптур одна -- без головы. Но держит её в руке.
  
  А на бульваре Елисейские Поля расположен в Петит Пале (Малом дворце) Музей Натуральной Истории. Лекции для посетителей на разных языках. Присоединился к английской группе. Молодой гид рассказывает "хотящим всё знать" про чудеса электричества.... В зале -- забавные электрические игрушки
  Мощный магнит. На массивном столбике в метре-полуторах от него - тяжёлая железная цепь. Включается магнит. Цепь принимает горизонтальное положение и до того сильно "натянута" магнитным полем, что желающим предлагается сесть на неё, как на скамеечку. Садятся, с осторожностью, "вдруг порвётся связь времён" с магнитом и хлопнусь на пол... Нет! Почти не прогибается! Держит!
  Другое "чудо". На некой поставке, представляющей тоже мощный магнит переменного тока, покоится металлическое блюдо диаметром в метр, на нём люстра с люминесцентными лампочками. Включается ток высокой частоты, 1-3 килогерца. (Судя по свистящему звуку). Блюдо взлетает вверх, левитирует над подставкой в метре от неё, а люстра на нём светится разноцветными огнями. У любознательных детей и отроков это должно запечатлеться в памяти и позднее способствовать их увлечению наукой... Должно...
  Затем гид подвёл нас к некой колонне с шаром наверху и повернул рубильник. Из шара начали с тресков выскакивать сиреневые молнии довольно приличной длины в несколько метров. Публика в восторге. Я - тоже. Запахло озоном...
  (Ассоциация: "В дворницкой стоял запах гниющего навоза, распространяемый новыми валенками Тихона. Старые валенки стояли в углу и воздуха тоже НЕ ОЗОНИРОВАЛИ...")
  Колонна отделена от зала неким металлическим ограждением, так что к ней подойти нельзя, да никто и не стремится. Ограждение заземлено. Тут я, повинуясь какому-то озорному импульсу, взялся одной рукой за ограждение, а другую протянул к шару. Молнии сразу "почуяли" нечто лакомое и между моим пальцем и шаром заструились светящиеся брызги высокочастотного электрического разряда. Стою торжественно, как Зевс-Громовержец, и из моего пальца с шипением рвутся сиреневые молнии. А мне - хоть бы что! Публика - в аплодисменты, гид -
  заскучал, я, наверно, нежданно перехватил у него это "зрелище богов". Но на меня смотрят с тревогой - не испарюсь ли от этих молний. Гид прервал спектакль, выключив этот прекрасный Генератор Тесла. И я из Громовржца снова стал заурядным посетителем.
  Музей мне понравился. Все эффекты объяснимы в рамках школьной физики, но впечатляют и пробуждают здоровое любопытство.
  
  Если опять пересечь Сену по мосту Александра Третьего, то впереди поле, а далее длинное здание. "Дом Инвалидов" -- идея и реализация Наполеона. Приют израненных в битвах солдат, отдавших здоровье на благо Франции. Такого нигде нет. В России тоже -- НЕТ! И в Советском Союзе не было!
  Дело помощи инвалидам войны - дело рук самих инвалидов...
  Для безногих -- маленькая тележка на четырёх подшипниках и наручные туфли, отталкиваться от асфальта...
  Под зданием арочный пассаж. На стенке маленькая табличка: "L"Emperor", даже, по моему , без стрелки. И так понятно: Император! Какой? Тоже ясно! НАПОЛЕОН БОНАПАРТ.
  Иду в небольшую капеллу при Доме Инвалидов. Там -- в углублении, на постаменте - гроб великого императора. Вокруг - статуи, символизирующие его знаменитые победы и могилы его маршалов.
  "Перед гробницею святой
  Смиренно преклоним колени..."
  Не о Наполеоне написано. Но достоин того, чтобы перед ним преклонили колени - таких императоров в истории человечества было немного, мало, почти не было, то есть вообще ТАКИХ КАК ОН не было!
  Выхожу, смешанных чувств полн, на площадку перед капеллой. В метрах десяти - молодая пара, в капелле их не было. Не удостоили. Говорят по-русски:
  Понимешь, Марина, какой это жулик на вокзале! Дал нам в обмен на доллары на пять франков меньше, чем в других местах! Вместо пятисот, четыреста девяносто пять!!! Ты подумай, сволочь какая! Она - молча кивает головой, но прервать его возмущённую риторику не решается.
  Нет, я пожалуюсь на него нашему гиду! - Продолжает глубоко обиженный в своих лучших чувствах молодой муж. Удаляюсь от них с максимальной скоростью. Противно. Но голос не смолкает! Клокочет за мной, полный негодования. Оборачиваюсь. Быстро идут за мной, не умолкая. Сворачиваю в первую поперечную улочку.... Ну, слава богу, прошли мимо, затихло... В капеллу так и не заглянули. Уж очень за душу зацепила эта нечестность в пять франков (меньше одного доллара по курсу обмена)
  
  Вновь в Лувре. Залы древностей. Витринка с "артефактами" (образцами) шеститысячелетней давности. "Английская булавка" , оказывается была изобретена задолго до Англии. Рядом женская брошка. Наверно в женских генах уже тогда было какое-то инстинктивное желание приукрасить себя! Вот эта брошка красовалась на какой-нибудь юной шумерской красотке...
  Надгробная плита с могилы Эврипида. С удивлением обнаруживаю, что могу читать названия его драм по старо-гречески, высеченные на ней: "Медея", "Орест", "Геракл", "Электра". Сколь иногда бывает полезным изучение математики и физики, широко использующих греческую буквенную символику. Фактически, весь греческий алфавит задействован, вот и пригодился...
  
  В картинной галерее полно полотен Жака Луи Давида. Очень оппортунистический художник, всегда держал нос по ветру. То "Клятва Горациев", то "Смерть Марата".
  Робеспьер подослал к своему соратнику Шарлотту Корде, которую Марат принял по простому, без чванства, без всяких там формальностей, прямо в ванне. Может хотел предложить и ей помыться-окунуться... А она не оценила демократичности его манер и кинжальчиком Марата... За что справедливо, тем же Робеспьером, немедленно была гильотинирована... (Через три дня после убийства Марата)
  Но одно, по-крайней мере, доброе дело Жан-Поль Марат успел сделать. Когда его младший брат (впоследствие учитель французского в Царскосельском Лицее) Давид Марат (де Будри) начал проявлять интерес к девицам лёгкого поведения, Жан-Поль взял братца на осмотр в больницу, где находились мученики, подцепившие разные хворобы от жриц любви. Это, по словам де Будри, отбило у него охоту к такого рода "любвям"... Вечная Марату память за это!
  
  Добавление: Именно Давид де Будри считал Шарлотту Корде любовницей Робеспьера, которую он и настроил на убийство Марата-старшего. В разных источниках приводятся данные о Шарлотте Корде, как об идеалистке и никак не слепому орудию в руках интригана Робеспьера. Более того, после её казни на гильотине, её тело было отдано медицинской комиссии на проверку девственности!
  В отличие от ранее написанного, я склонен принять версию о чисто политических мотивах Шарлотты Корде. Девушка эта была неглупа и, надевая красное рубище (в которых казнили наёмных убийц и отравителей), она сказала: "Одежда смерти, в которой идут в бессмертие". Посему моё, несколько фривольное, замечание ранее, возможно, было неуместно.
  
  Вообще, уже не раз упоминал: Без необходимейшего знания греко-римской мифологии, Библии и истории Европы, соваться в музеи просто нет смысла. Ходить, скучая, по бесконечным залам, равнодушно окидывая взглядом стены с каритнами, обходя скульптуры, ничего не говорящие ни уму, ни сердцу, не стоит. Уж лучше, вот так, как я только что описал сцену у Капеллы с гробницей Наполеона, стоять вне музея и думать о курсе обмена валют...
  Лувр - огромный и очень богатый музей, где представлены картины практически всех лучших художников Европы, скульптуры, древности. Нельзя бежать по нему из зала в зал. А уделить спокойному и впечатляющему осмотру по-крайней мере несколько дней. Конечно, если действительно хочется увидеть красоту, Пробудить что-то в душе и сердце, а не поставиь галочку, де "были в Лувре".
  Обратил внимание на картину Давида "Мадам Рекамье". Возлежит на кушетке, которая затем так и была названа "рекамье".
  Понравилась "Мадонна в скалах" Леонардо да Винчи (то есть Леонардо ИЗ Винчи). Толстоморденький младенец Иисус держит ручку со сложенными тремя пальцами, символизирующими Святую Троицу: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух.
  Вспомнил, что видел другой вариант этой же картины в Лондонской Национальной Галерее.
  Пышнотелые красотки Рубенса и Тициана неумолимо влекли к Базарову:
  "Экое роскошное тело, хоть сейчас в анатомический театр"
  Их "арбузные груди" (Ильф и Петров) тоже сразу напомнили мне другую историю, с арбузами не связанную.
  Александр Дюма-сын был известным драматургом своего времени. И, вот, как-то, молодая актриса, игравшая в одной его пьесе и желавшая "заслужить внимание мэтра", сказала, выйдя со сцены за кулисы:
  "Ах, месье Дюма, я так волновалась! Потрогайте моё сердце, -- слышите, как оно бьётся? Как Вы его находите?"
  Через несколько секунд Дюма ответил: "Я нахожу его круглым"...
  Между прочим, она не была первой.
  Мария-Антуанетта любила танцевать и танцевала кадрили с красавцем Диллоном, а вальсы - со шведом, красавцем Ферзеном. Однажды, после лишнего тура вальса, она, засмеявшись, взяла руку Ферзена и сказала: Voyez, comme mon coeur bat!
  "Посмотрите, как бьётся моё сердце!"
  Находившийся рядом, её муж, Людовик Шестнадцатый, заметил флегматично:
  "Мадам, Вам бы поверили в этом на слово..."
  
  Когда я прочитал эти строки в первый раз, подумалось: Да, это не "Красный Треугольник" А.Галича... "Ты людям всё расскажи, на собрании..."
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"