Глупый напыщенный стишок Н.Некрасова, был уже мной упомянут в заметке 'Бывали хуже времена...'
'Я песнь услышал, встав от сна'... С самого утра в голове стала крутиться идиотская песенка 'Степь да степь кругом...'. На слова Ивана Сурикова. (Не Василия-- художника) и мелодию композитора Сергей Садовского.
И внезапно проклюнулся такой странный вопрос:
Могут ли быть КОМПОЗИТОРЫ музыкально глухими, то есть, не ВООБЩЕ глухими (Бетховен, например, от неуёмного питья стал глохнуть, а умер, по-видимости, от цирроза печени), а именно потерять 'чувство музыки'?
Наверно, да.
Тот же Бетховен, в своих симфониях, произведениях программных, начав нечто маршево величественное, вдруг переходил в пляс вприсядку, совершенно неуместную и бездарную. Что ж, бывает, когда Вдохновение, только что мирно сидевшее на плечике и нашёптывавшее прекрасные звукосочетания, вдруг взмахнуло крылышками и упорхнуло, оставив композитора с чем-то заманчиво красивым, да у разбитого корыта.
А СОЧИНЯТЬ ДАЛЬШЕ ведь нужно!
А в голове -- ни звука, вот и приходится подменять Вдохновение привычным и заурядным РЕМЕСЛОМ!
О четвёртой части Девятой и говорить уж нечего - полная бездарь, закамуфлированная мощью сотен глоток хора и крещендо оркестра.
Булат Окуджава, в песенке сострадающий всей душой к дамочке, обладательнице древнейшей профессии, 'Всю ночь кричали петухи...', придал ей (песенке, а не дамочке) вдруг ритм марша!
И в упомянутой в начале заметки 'Степь да степь кругом...' композитор тоже оглох музыкально и заставил умирающего ямщика, дающего наказ товарищу по профессии, встать со смертного одра и закружиться в ритме ВАЛЬСА!
У меня сразу всплыл в памяти анекдот брежневских времён:
'Брежнев: Товарищи, надо срочно что-то предпринимать с растущим маразмом членов ЦК!
Вот, вчера, например, на похоронах товарища Суслова, (Кстати, почему он отсутствует на данном совещании; никакой дисциплины!), так вот, вчера на похоронах товарища Суслова, когда заиграла музыка, Я - единственный, кто догадался пригласить даму на танец!'
'Чуя смертный час...' ямщик с товарищем поплыл, кружась в ритме вальса Штрауса, простите, Садовского.
P.S. Неожиданно в сознании зазвучал 'Вальс Лары' француского композитора Мориса Жарре для посредственного фильма 'Доктор Живаго', с прекрасными актёрами, как Джули Кристи, Род Стайгер, Алекс Гиннес, Рита Ташингхэм и абсолютно тупым и бездарным Омаром Шарифом, изображающим грека Живаго. в паре со столь же бездарной Джеральдиной Чаплин.
Вальс этот талантлив и очень хорош, СЛИШКОМ ХОРОШ, для слабого фильма по ещё более слабому роману Б.Пастернака, которому Нобелевский комитет, та ещё шарашкина контора, присудил Нобелевскую премию по литературе. Как затем, задолизательно дал её и вору Шолохову, в качестве 'компенсации' за 'Живаго', мол, простите, дорогие советские товарищи, ошибочка вышла!
НО МУЗЫКАЛЬНОЕ СХОДСТВО со 'Степью...' 'бросилось в уши'. Хотя вальсирующий умирающий ямщик гораздо слабей музыкально, чем 'Вальс Лары' Мориса Жарре.
Musical deafness of composers.
"I took the book, having risen from a sleep,
And I read in it..."
A silly pompous verse by N. Nekrasov was already mentioned by me in the article "There have been worse times..."
"I heard the song when I got up from sleep."..
From the very morning, the idiotic song "Steppe and steppe all around ..." began to spin in my head. To the words of Ivan Surikov. (Not Vasily the painter) and the melody of the composer Sergei Sadovsky.
And suddenly such a strange question popped up:
Can COMPOSERS be 'musically deaf', that is, not deaf at ALL (Beethoven, for example, became deaf from excessive drinking, and died, apparently, from cirrhosis of the liver), namely, to lose the "sense of music"?
Probably, yes.
The same Beethoven, in his symphonies, programmatic works, having begun something majestic in march, suddenly turned into a squat dance, completely inappropriate and incompetent. Well, it happens when Inspiration, which had just been peacefully sitting on a hanger and whispering beautiful sound combinations, suddenly flapped its wings and flew away, leaving the composer with something enticingly beautiful, but at a broken trough.
But he needs to KEEP COMPOSING!
But there's no sound in my head, so he has to replace Inspiration with a familiar and ordinary CRAFT!
There is nothing to say about the fourth part of the Ninth Symphony - complete incompetence, camouflaged by the power of hundreds of throats of the choir and the crescendo of the orchestra.
Bulat Okudzhava, who in the song sympathizes with the lady, the owner of the most ancient profession, "The roosters crowed all night ...", suddenly gave her (the song, not the lady) the rhythm of the march!
And in the note "Steppe and Steppe all around..." mentioned at the beginning, the composer also became musically deaf and forced the dying coachman, who was giving instructions to a comrade in his profession, to get up from his deathbed and spin to the rhythm of the WALTZ!
An anecdote from the Brezhnev era immediately popped into my mind:
"Brezhnev: Comrades, we urgently need to do something about the growing senility of the Central Committee members!
Yesterday, for example, at Comrade Suslov's funeral (By the way, why is he absent from this meeting; no discipline!), so, yesterday, at Comrade Suslov's funeral, when the music started playing, I was the only one who thought to ask a lady to dance!"
"Sensing the hour of death..." the coachman and his friend sailed away, spinning to the rhythm of the Strauss waltz, sorry, Sadovsky.
Esprit's next "discovery" -- musical and otolaryngological.
You can see right away that he's A SPECIALIST!
Faciant meliora potentes.
23 V 2025
P.S. Suddenly, "Lara's Waltz" by French composer Maurice Jarre sounded in my mind for the mediocre film "Doctor Zhivago", with excellent actors like Julie Christie, Rod Steiger, Alex Guinness, Rita Tashingham and the absolutely stupid and incompetent Omar Sharif, portraying the Greek Zhivago. paired with the equally incompetent Geraldine Chaplin.
This waltz is talented and very good, TOO GOOD for a weak film based on an even weaker novel by Boris Pasternak, to whom the Nobel Committee, known chade concern, awarded the Nobel Prize in Literature. How then, appeasingly, gave to the thief Sholokhov, as "compensation" for Zhivago, they say, we are sorry, dear Soviet comrades, the mistake came out!
BUT THE MUSICAL RESEMBLANCE to "Steppe..." "caught my ears."
Although the waltzing dying coachman is much weaker musically than the "Waltz of Lara" by Maurice Jarre.