Сразу заявляю, НЕ ЛЮБЛЮ я этот романс Александра Алябьева на слова лицейского приятеля Александра Пушкина барона Антона Дельвига!
В полном восторге от его исполнения Аллой Соленковой!
Слышал это произведение в исполнении разных певиц, но ничего, сравнимого с Аллой Солнековой.
Почему не люблю романса, сочинённого Алябьевым ко дню своего рождения и посвящённого его близкой приятельнице Екатерине Римской-Корсаковой?
Слабоват и и неровен! То, якобы, соловей, то эдакая лихая оркестровая разухабистая вставка, типа: 'Эх, Тройка. Птица-тройка! ... И какой русский не любит быстрой езды?' Никаких нежных рулад соловья не слышно, зато нахрапистое нахлёстывание итак буйно несущихся лошадей.
Но даже 'соловьиая' партия в романсе тоже никак на пение соловья не похожа!
Я слышал несколько раз НАСТОЯЩЕЕ пение соловья. Очень красивое, разнообразное и, можно сказать, композиторски изобретательное. Набор разных по тональности, ритму и богатству оттенков звуков! Не сравнить с заунывно примитивным и однообразным мелодическим рисунком Алябьева.
А ведь, чего проще: Взять реальные трели соловья, и оформить их музыкально с прекрасными вариациями, как, например, это делал Бетховен. Но для этого надо быть БЕТХОВЕНОМ, а не Алябьевым!
Писал как-то, что много лет тому назад утром услышал пение какой-то птички, ШЕСТЬ НОТ пения которой взяты целиком композитром А.Александровым в качестве основного мотива и ритма 'Гимна Советского Союза'. Пела птичка эти шесть нот в Америке, в Нью-Йорке, так что, навряд ли она повторяла мотив Гимна! А дело было, по-видимому, именно так: Александров где-то услышал точно такое же пение и дальше просто развил его.
Нечто схожее показано в американском музыкальном фильме 'Большой вальс', посвящённом жизни и творчеству Иоганна Штрауса-сына. Там герой едет с любимой женщиной по аллеям 'венского леса' и тоже слышит пение птички.
Заключая: Романс бездарный и ничего общего с пением соловья не имеет.
Но, насколько романс бездарен, настолько же прекрасно его исполнение Аллой Соленковой!
1 VII 2025
P.S. С большим интересом прочитал в Википедии статью об этом сочинении Алябьева.
Дело в том, что много лет тому назад где-то прочитал, что 'Соловей' был включён Россини в его знаменитую оперу 'Севильский цирюльник, в сцену урока музыки Розины, который давал ей Дон Базилио. И, поскольку опера была написана в 1816 году, а романс Алябьева был исполнен впервые Булаховым в 1827, то я подумал, не 'позаимствовал' ли Алябьев мелодию Россини?
К чести Алябьева надо признать, что дело обстояло иначе!
Некоторые певицы 'проявляли свою инициативу' и вставляли в оперу, нравящиеся им мелодии. Так, Полина Виардо самовольно вставляла в эту сцену урока романсы Глинки, а позже и 'Соловья' Алябьева! (Очевидно, узнала об этом от своего 'друга сердечного' Ивана Тургенева).
Дамочка с гибким интеллектом, что весьма похвально, надо признать, и твёрдым финансовым характером: Не начинала урока пения, пока ученица не клала на рояль золотой луидор!
Так 'Соловей' оказался в итальянской опере.
Очень рекомендую прочитать статью об этом произведении в Википедии!
Если система вычеркнет адрес, помещаю его к 'рецензии'.
I immediately declare that I DO NOT LIKE this romance by Alexander Alyabyev to the words of Alexander Pushkin's lyceum friend Baron Anton Delvig!
I am absolutely delighted with his performance by Alla Solenkova!
I've heard this piece performed by different singers, but nothing comparable to Alla Solnekova.
Why don't I love the romance composed by Alyabyev for his birthday and dedicated to his close friend Ekaterina Rimskaya-Korsakova?
Weak and uneven! Then, supposedly, a nightingale, then a kind of dashing orchestral rollicking insert, like: "Oh, a Troika. A three-piece Troika - bird! ... And which Russian doesn't like fast riding?" There are no gentle roulades of the nightingale, but the impudent lashing of the horses, which are already running amok.
But even the "nightingale" part in the romance doesn't sound like a nightingale either!
I've heard a REAL nightingale sing several times. It is very beautiful, diverse and, one might say, compositionally inventive. A set of different tones, rhythms and rich hue tones of sounds! It cannot be compared with the mournfully primitive and monotonous melodic pattern of Alyabyev.
But what's easier: Take real nightingale trills and arrange them musically with beautiful variations, like Beethoven did. But for this you have to be BEETHOVEN, not Alyabyev!
I once wrote that many years ago in the morning I heard the singing of a bird, the SIX NOTES of which were taken entirely by A. Alexandrov's composite as the main motif and rhythm of the "Anthem of the Soviet Union." The bird sang these six notes in America, in New York, so it is unlikely that she repeated the tune of the Anthem! But it was, apparently, just like that: Alexandrov heard exactly the same singing somewhere and just developed it further.
Something similar is shown in the American musical film 'The Big Waltz', dedicated to the life and work of Johann Strauss, the son. There, the hero rides with his beloved woman through the alleys of the "Vienna forest" and also hears the singing of a bird.
Concluding: The romance is mediocre and has nothing to do with the singing of the nightingale.
But as incompetent as the romance is, so beautiful and extraordinary is its performance by Alla Solenkova!
1 VII 2025
P.S. I read with great interest the Wikipedia article about this work by Alyabyev.
The fact is that many years ago I read somewhere that "The Nightingale" was included by Rossini in his famous opera "The Barber of Seville," in the course of Rosina's music lesson given to her by Don Basilio. And since the opera was written in 1816, and Alyabyev's romance was performed for the first time by Bulakhov in 1827, I wondered if Alyabyev had "borrowed" Rossini's melody.
To Alyabyev's credit, it must be admitted that the situation was different!
Some singers "took the initiative" and inserted the melodies they liked into the opera. So, Polina Viardot, arbitrarily inserted Glinka's romances into this lesson scene, and later Alyabyev's "Nightingale"! (Obviously, she learned about this from her "friend of the heart" Ivan Turgenev).
A lady with a flexible intellect, which is very commendable, and a firm financial character: She did not start a singing lesson until the student put a gold louis on the piano! That's how "The Nightingale" ended up in an Italian opera.
I highly recommend reading the Wikipedia article about this work!