Те, кто читал знаменитую серию Артура Конана-Дойля о Шерлоке Холмсе, помнят, что этот наиизвестнейший детектив в свободное от трудов время играл на скрипке.
А теперь сядем за фортепиано и попробуем с его помощью провести некое криминальное расследование.
Впрочем, возможно, не столь уж "криминальное", но всё же расследование.
Или, всё же криминальное, но не расследование.
Некоторые читатели помнят, наверно, мою серию "Наука на кухне".
Вдохновившись этими ошеломляющими успехами, я решил провести исследование -- расследование теперь уже за роялем.
Тема:
Опера Джоаккино Россини "Севильский цирульник".
Объект расследования:
Три знаменитых арии из этой оперы:
Розины - колоратурное сопрано.
Фигаро - баритон.
Дона Базилио, учителя музыки Розины - бас.
Те, кто владеют техникой игры на фортепиано в достаточной степени, чтобы проиграть эти три арии, могут сделать следующий опыт:
Сначала сыграть эти арии в полном соответствии с партитурой.
Затем начать "бетховенские" вариации.
Попробовать сыграть арию Розины в темпе арии Дона Базилио. Или наоборот, сыграть арию Дона Базилио в соответствии с ритмом арии Розины.
Проделать те же "вариации" с арией Фигаро, сравнив их с первыми двумя.
Когда я попробовал произвести такой эксперимент, обнаружилась удивительная вещь:
Все три арии звучали весьма СХОЖЕ!
Что мы сделали?
Приложили "временнУю, ритмическую шкалу" одной арии к двум другим и наоборот.
Таким образом было сделано ужасное открытие: Джоаккино Россини просто халтурщик, который, взяв практически одну и ту же мелодию, просто "разложил" её в разные ряды Фурье в зависимости от надобности!
(Интересно, неужто знал так хорошо математику???)
Но дальше - больше!
"Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень - Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый,
Он звуки льет - они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые,
Все в неге, в пламени любви,
Как зашипевшего аи
Струя и брызги золотые...
Но, господа, позволено ль
С вином равнять dо-rе-mi-sоl?"
Евгений Онегин, А.С.Пушкин.
Обратите внимание на строку: "Он вечно тот же, вечно новый..."
Значит и Пушкин, будучи, как и любой настоящий поэт, музыкально чутким и одарённым, тоже почувствовал НЕЧТО!!!
Так мы, спустя двести лет изобличили знаменитого итальянского композитора в откровенной, хотя и закамуфлированной с высоким профессионализмом, халтуре!
Правда, это нисколько не мешает нам восхищаться его композиторским талантом!
Справедливости ради, мы и Пушкина уже давно уличили в том же...
Если я ошибаюсь, пусть меня поправят старшие (музыкально) товарищи.
11 XI 2019