Все мы, читая и перечитывая два гениальных романа Ильфа и Петрова, смеялись, "вслушиваясь", в "бранчливые ямбы" Лоханикина:
"Волчица ты, - продолжал Лоханкин в том же тягучем тоне, -- тебя я презираю.
К любовнику уходишь от меня.
К Птибурдукову от меня уходишь..."
Прерываю с трудом цитирование, так как тема - не цитаты великих талантов, а попытка проникнуть в их сознание и понять, откуда они взяли этот странный эпизод, о котором сами же пишут:
"Упиваясь своим горем, Лоханкин даже не замечал, что говорит пятистопным ямбом, хотя никогда стихов не писал и не любил их читать."
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА!
А я спрошу: Откуда Ильф и Петров взяли именно то, что Лоханкин, по их замыслу, заговорил стихами!
Придумали?
Это не ответ.
Надо найти какую-то ассоциацию, которая подсказала им именно эту стихотворную манеру выражать свои чувства у человека, стихов не любившего!
И тут мне опять вспомнилась Гипнабельность и Закон Скрытой (Запаздывающей) Индукции.
Что такое Гепнабельность -- медицинский термин, определяющий степень ВНУШАЕМОСТИ человека, его поддатливости гипнозу.
Закон Скрытой (Запаздывающей) Индукции гласит вкратце так:
Когда мы воспринимаем некое талантливое произведение человеческой мысли, в любой её форме, мы получаем не только "открытую", "прямым текстом" изложенную информацию, но и неосознанно, некий ЗАРЯД творчества, кусочек Творческого Образа Мышления автора. Он нами как будто не ощущается, но может вдруг проявиться в нашем собственном внезапном творческом порыве на темы вовсе с ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ или любой другой формой произведения искусства или науки или всего прочего, НЕ СВЯЗАННЫМ.
То есть всё той же нашей способности поддаваться внушению!
ГИПНАБЕЛЬНОСТИ к таланту!
Кроме прямой и явной информации, заключённой в талантливом произведении, в нас неощутимо проникает и САМ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ ТАЛАНТА. Его восприятие и умом и сердцем.
Что это значит на уровне нейрофизиологическом?
При восприятии талантливого произведения, для того, чтобы его понять и УМОМ и ЭМОЦИЯМИ (это, может быть, даже важней, чем просто сознанием), необходимо, чтобы в нашем мозгу возникли СХОЖИЕ С МОЗГОМ ТАЛАНТА-АВТОРА НЕЙРОННЫЕ ЦЕПОЧКИ.
Но это ведь и есть смысл таланта!
Возникновение незаурядных мыслительных цепочек в НАШЕМ мозгу. САМОГЕНИАЛИЗАЦИЯ.
Итак, чувство внушаемости конечно же было у Ильфа и Петрова. Они сами не раз и не два ощущали на себе Силу Скрытой Индукции.
И выразили это СВОЁ, ЗНАКОМОЕ ИМ ОЩУЩЕНИЕ, с юмором сделав не любившего стихов Лоханкиа сочинителем пятистопных ямбов.
Насмешливо приписав ему СВОЮ ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ!
Это, конечно же, всего лишь моё допущение, но, предполагаю, НЕ необоснованное.
25 V 2025
The iambic pentameter of Vasisualiy Lokhankin.
Dedicated to my school friend Vladimir
All of us, reading and rereading two brilliant novels by Ilf and Petrov, laughed, "listening" to Lokhanikin's "scolding iambics":
"You're a she-wolf," Lokhankin continued in the same drawling tone, "I despise you.
You're leaving me for your lover.
You're leaving me for Ptiburdukov..."
I interrupt quoting with difficulty, since the topic is not quotes from great talents, but an attempt to get into their minds and understand where they got this strange episode, which they themselves write about:
"Reveling in his grief, Lokhankin did not even notice that he spoke in iambic pentameter, although he had never written poetry and did not like to read them."
KEYWORDS!
And I'll ask: Where did Ilf and Petrov get exactly what Lokhankin, according to their plan, spoke in verse!
Have they figured it out?
That's not the answer.
It is necessary to find some kind of association that prompted them to express their feelings in this particular poetic manner from a person who did not like poetry!
And then I was reminded again of Hypnability and the Law of Latent (Delayed) Induction.
What is Hypnability - a medical term that defines the degree of suggestibility of a person, his susceptibility to hypnosis.
The Law of Latent (Delayed) Induction reads briefly like this:
When we perceive a talented work of human thought, in any form, we receive not only "open", "direct text" information, but also unconsciously, a certain CHARGE of creativity, a piece of the Creative Way of Thinking of the author. It doesn't seem to be felt by us, but it can suddenly manifest itself in our own sudden creative impulse on topics that are completely UNRELATED to DIRECT TEXT or any other form of art or science.
That is, all the same, our ability to give in to suggestion!
HYPNABILITY to talent!
In addition to the direct and explicit information contained in a talented work, the VERY WAY OF THINKING of TALENT imperceptibly penetrates into us. His perception is both - by mind and heart.
What does this mean on a neurophysiological level?
When perceiving a talented work, in order to understand it with both the MIND and EMOTIONS (this may be even more important than just consciousness), it is necessary that NEURAL CIRCUITS SIMILAR TO THE BRAIN OF A TALENTED AUTHOR arise in our brain.
But this is the meaning of talent!
The emergence of extraordinary thought chains in OUR brain.
SELF-GENIALIZATION.
So, Ilf and Petrov certainly had a sense of suggestibility. They themselves have felt the Power of Hidden Induction more than once or twice.
And they expressed THEIR FAMILIAR FEELING by humorously making Lokhankin, who did not like poetry, a writer of iambic pentameters.
Mockingly attributing THEIR HYPNABILITY to him!
This is, of course, just my assumption, but I guess it's NOT unreasonable.