Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Профессия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  "Профессия".
  
  Повесть Исаака Азимова.
  
  Несколько аспектов:
  
  Первый - главный герой, талантливый юноша, Джордж Плейтен, изображён Азимовым явным психопатом, истеричным, неуравновешенным и склонным к агрессии.
  То есть в полном соответствии с общепринятым филистерским убеждением, что талант и гениальность сродни безумию. Мол, и те и те - чокнутые на всю голову. В устах филистера -- тупого и завистливого стадного раба, это было бы понятно и естественно, иначе он и не мыслит. (Если, вообще, так можно называть примитивные процессы соединения нервных клеток в его мозгах по протоптанным ещё в эру мезозойских рептилий дорожкам). Но слышать такую же злобную глупость от незаурядного по таланту автора и учёного-биохимика, по меньшей мере, странно!
  
  Второй аспект - это метод выявления истинных талантов в седьмом тысячелетии на Земле (вона, куда залетела фантазия Азимова, убогая, по моему мнению, такое может быть несравненно раньше),который уж очень примитивен и безжалостен, попросту жесток. Так таланта не выявишь, зато погубить любой - запросто.
  Доводы, использумые (придуманные Азимовым) для оправдания такого безжалостного метода отбора, уже сейчас, (не стоит ждать ещё четыре с половиной тысячи лет) представляются мне лживыми и неубедительными.
  Один из них: Коль скоро таких "гениев" выявляется в среднем не больше одного на сто тысяч, будет неэтичным травмировать эгоизм всех оставшихся 99 999 сообщением о том, что их мозги, де, недостаточно талантливы. Да это знает сегодня каждый школьник! Уже в первых классах видно, кто из учеников класса соображает лучше в чём-то одном, а кто - в другом. Так же, как по росту, физической силе, цвету глаз и волос люди разные, так же и по интеллекту всегда будет широкий разброс. И ничего, травмирующего психику нормальных людей нет!!
  Но такой "довод" находится в полном соответствии с описание будущего как того же иерархического стада злобных рабов, где нет никакой дрцжбы, а есть всеобщая злобная конкуренция за лучший кусок пирога в чисто материальном смысле этого слова. И сам герой и его "школьный друг" непрестанно выпендриваются друг перед другом и по мере убогой изобретательности своей стараются унизить противника. А в конце повести, чуть ли не затевают мордобой в общественном месте.
  Даже девушек будущего Азимов рисует как заурядных шлюх, готовых тут же переспать с "перспективным кандидатом", дабы с ним попасть в наиболее благоустроенные (МАТЕРИАЛЬНО) планеты или с непрошедшими конкурс юношами, дабы их "утешить" (за деньги, понятно!)
  Получается не тысячелетней дальности умное будущее, а совершенно идиотическое сегодня.
  
  Второй довод ещё глупей.
  Де, в этом замечательном 6510 году люди всё ещё не умеют распознать, чей мозг способен к творчеству, а чей -- не очень. Это и сейчас легко обнаружить: Человек, способный создавать что-то новое сразу виден тем, кто зиантересован в поиске и отборе талантов. И для выявления больших способностей не требуется иезуитское заключение таланта в приют для слабоумных жителей счастливого будущего, дабы он, вырвавшись оттуда "на волю в пампасы", доказал ЭТИМ (и только этим), что он НЕ слабоумный. Так, как раз, и можно сделать из таланта "умственно отсталого".
  Талант нужно не истязать всякими издевательскими стадными унижениями, оскорблениями и жестокими проверками, а бережно растить и лелеять, ибо это растеньице очень чуткое и неокрепшее поначалу, и потому нуждающееся в самом доброжелательном пощрении и помощи.
  
  Третий аспект - до зевоты обычный. Главный герой выдаётся автором за некого необыкновенно способного и незаурядно мыслящего человека. По повести, если верить Азимову, таких в седьмом тысячелетии, страсть каком прогрессировавшем умственно, будет один на то ли десять, то ли сто тысяч мозгов обычных. Но в ЧЁМ КОНКРЕТНО заключается эта незаурядность, оригинальность, нешаблонность мышления героя для нас, читателей, так и остаётся не выясненным. Мысли героя -- это непрерывное самообожание, смешанное с заурядной паранойей и со злобным неприятием всех остальных людей как равных ему. Они - роботы, я - гений. Ну, допустим, так ПОКАЖИ нам свою незаурядность. Виноват, конечно, не герой, а автор - Азимов, который кроме назойливых повторений о своеобразии мышления героя ничем это не подтверждает. Зато его психопатических приступов паранойи и злобного желания отомстить всем этим врагам-недоумкам, - хоть отбавляй!
  Трудно понять и принять такое тупое и примитивное седьмое тысячелетие.
  
  Когда-то мне эта повесть очень нравилась. А, вот, на днях перечитал, и всё её убожество, и идейное и фабульное и художественное проступило явственно сквозь пелену моих юных воспоминаний столь явственно, что только подивился, чем мог так восхищаться...
  В общем, УБОГАЯ ПОВЕСТЮШКА, рождённая Азимовым никак не в момент вдохновения гениального, а выдохновения идиотического.
  Бывает, все мы только смертные и слабые человеки...
  Вообще-то очень люблю и ценю Азимова как оригинально мыслящего писателя.
  
  А КАК стать способнее я описывал уже не раз во множестве своих заметок. 14 II 2020 P.S. Василий Иванович де Лэскалье. Петька, читаю я книгу и ни черта не понимаю! Василий Иванович, это же роман, художественное произведение. Там же подтекст... Чтобы завтра же весь 'ПОДТЕКСТ' был у меня на столе! Вот и Эспри уподобился Чапаеву. Раскритиковал повесть Азимова 'Профессия', а через сутки вдруг мелькнула у него жуткая мыслишка: А, что, если это вовсе не повесть 'О БУДУЩЕМ', а пародия на настоящую систему обучения на Земле. Ведь написал же Джонатан Свифт пародию на Англию и всё человечество прикрывшись фантазиями 'Путешествий Гулливера'. Так, может быть и у Азимова - аллегория сегодняшнего дня в системе образования, когда учеников и студентов наполняют, как память компьютера, некими 'данными' без того, чтобы научить ДУМАТЬ, а не тупо, по-роботически выполнять некие функции согласно внедрённым 'знаниям' и догмам-алгоритмам по их использованию. Ведь и мышление героев и их поведение уж слишком 'приземлённое - теперешнее'! Ведь и в повести ученикам в мозги с неких информационных лент внедряются в мозги сведения о каком-то предмете, по какой-то специальности и всё. Думать особенно не приходится, всё, что НУЖНО, в памяти робота-человека уже записано с лент! Вот, то-то же, Эспри. ЧИТАТЬ тоже надо уметь и НЕ С ЛЕНТ!!! 15 II 2020
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"