Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Сравнительная сложность Гамлета и флейты

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  (Продолжение заметки "Вот флейта. Сыграйте что-нибудь...")
  
  Может ли существо простое, даже примитивное, создать нечто, более сложное, чем оно само?
  Первый и сугубо рефлекторный ответ будет: "Конечно нет!"
  
  Гамлет в предыдущей заметке с возмущением спрашивает Гильденстерна: "Что я - проще флейты?"
  Вопрос чисто риторический, ведь Гамлету ясно, что он - СЛОЖНЕЙШАЯ "машина", не то, что какая-то дудка с несколькими отверстиями. И, ежели Гильденстерн не умеет играть на таком простеньком инструменте, специально предназначенном для "ИГРЫ НА НЁМ", то уж где ему играть на Принце Датском?! "Играть на мне НЕЛЬЗЯ!"
  В заметке я ответил, что "МОЖНО" и указал, что на всех на нас играют ловкие жулики - манипуляторы. Ибо для игры на флейте надо, действительно, учить и тренировать в себе АЛГОРИТМЫ, то есть правила управления ею.
  А алгоритмы человеческого поведения нам всем хорошо известны из уже записанных в наших животных генах программ и, соответственно, в нашем сознании -- в подкорковых центрах!
  Хитрость - ум спинного мозга!
  Более не требуется!
  
  Начну с того, что подчеркну одно из множества заблуждений, присущих человеческому мышлению, тотально склонному к сознательному или неосознанному самообману. (А как же иначе? Ведь мы - САМЫЕ-САМЫЕ!!! Мы - МЕРА ВСЕМУ! В общем, раздутый тупым самообожанием мочевой пузырь антропоцентризма-нарициссизма.)
  Именно - СЛОЖНОСТЬ!
  Для людей это обычно безусловный синоним "Лучшести", эдакого Совершенства и, одновременно, чуть ли не Божественной Затуманенности и "Эмоционально-Художественной" Неопределённости. Ведь МЫ - СЛОЖНЫЕ до невероятности. Сама Вселенная - ничто по сложности в сравнении с НАМИ!!!
  
  Начну с того, что сложность НЕ ЕСТЬ признак или качество совершенства, а как раз наоборот - уязвимости, лёгкой разрушимости или низкой "выживаемости". Насекомые без малейшего ущерба переносят такие перепады температур, которые для человека безусловно смертельны. Дозы радиации - тоже. Воздействие химикалий - тоже!
  Вирус, уж трудно найти что-нибудь проще - ДНК в плотной оболочке. А сколь превосходит он по способности выживания в самых неблагоприятных условиях этот венец творения - человека! Мне, разумеется, тут же возразят гордые собой антропоцентристы: "Зато мы делаем ракеты, перекрываем Енисей", надеваем одежду от холода, строим жилища, кондиционируем их от жары, защищаемся свинцовыми кирпичиками от радиации - вот каков наш замечательный разум!"
  Верно - это костыль, появившийся для помощи существу убогом, хилому и разрываемому на части внутренними биологическими противоречиями, ибо страсть как СЛОЖЕН!
  И, вообще, откуда она взялась, эта хвалённая "сложность", которую мы все превозносим, ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНО ПРИПИСЫВАЯ ЕЁ ЛИШЬ СЕБЕ!
  Эволюция миллиарды лет лепила заплату на заплате, ошибку на ошибке, "решая лишь одну задачу" - обеспечить сиюминутное выживание некоторых видов в меняющихся условиях среды. Так, громоздя глупость на тупости, тупость на глупости, и росла эта пресловутая "сложность". Эволюция никогда не "решала" радикальных задач: Есть где-то ошибка, надо исправить её в зародыше! Нет, эволюция - это слепой случай, который абсолютно равнодушно посылает на мучительную смерть дециллионы своих созданий, дабы единицы из этих гибнущих мириад живых существ, благодаря случайной, выгодной в конкретных условиях, мутации, выжили и дали потомство.
  Нагромождая множество нейронов в нашем человеческом мозгу с бесчисленным количеством возможных связей между ними, эволюция шла всё тем же тупым методом: давить количеством, а не качеством. Писал уже неоднократно об этом и также подчёркивал, что не количество нейронов в мозге делает человека более разумным и лучше соображающим, а развитие особых, неординарных, нестандартных связей между нервными клетками. Мозг Эйнштейна ничем по количеству клеток не отличался от мозга любого кретина. Разница -- в замечательных, НЕШАБЛОННЫХ цепочках, в которые соединялись клетки его мозга. Пастер в 44 года перенёс ужасный геморрагический инсульт, кровоизлияние в мозг, полностью "умертвившее ОДНО ЕГО ПОЛУШАРИЕ, то есть количество нервных клеток, способных к активной деятельности, уменьшилось наполовину! И что же? Свои самые выдающиеся открытия Пастер сделал именно ОДНОЙ работающей половиной мозга! РАБОТАЮЩЕЙ, ЗАТО КАК!!!
  Позвольте, - скажет мне критически настроенный читатель, - вы, Эспри, противоречите сами себе: Если роль играют связи, то чем больше клеток, тем больше и возможностей для самых разнообразных связей! Не так ли?
  НЕТ! НЕ ТАК!
  Я говорил не раз о Законе Целлюлярной Оптимальности. Для успешной работы органа или целого организма необходимо некое ОПТИМАЛЬНОЕ количество клеток, не больше и не меньше. Слишком мало - орган или организм работают плохо и не справляются с теми функциональными задачами, которые на них возложены.
  Слишком много - аналогично, множество клеток становятся бездельниками - нахлебниками и снова сбои в работе.
  Приводил примеры насекомых -- пчёл, муравьёв, божьих коровок. Их поведение вполне адекватно отвечает на любые изменения в окружающей среде. И оно, их поведение, достаточно многообразно и изощрено! А что управляет с таким совершенством их жизнью? Несколько нервных узлов, ганглиев, не более. Никакого "мозга" у них нет! А справляются с разнообразнейшими проблемами, которые подсовывает им жизнь. Сотни миллионов лет!!! Значит ИХ нейроны работают "честно и добросовестно", не в пример нашим четырнадцати миллиардам дармоедов, большинство из которых бездельничает и понапрасну лишь жрёт и потребляет нужный работающим клетками кислород! Никто из нейрофизиологов ещё не дал ответа на такой отлично известный им вопрос: Почему в мозгу отмирает ежедневно тысяча нейронов, нервных клеток? Констатируется факт, но без ответа! Ведь, вроде бы, они входили в цепочки нейронов, обеспечивавших нам некую мысль или памятную цепочку... И вдруг ВЫПАЛИ ЗВЕНЬЯ из этих важных соединений! Почему же мы не ощущаем этого? Допустим, что умирают именно бездельники-нахлебники, тогда НИКАКОЙ разницы в нашем мышлении мы не ощущаем от потери этих нейронов.
  А, вот под старость, когда ухудшается ОБЩЕЕ КРОВОСНАБЖЕНИЕ мозга, вот тогда-то сразу становятся заметными потеря памяти, маразм и прочие свидетельства нарушений нервной деятельности.
  Опять же - пример НЕНУЖНОЙ СЛОЖНОСТИ, ничего нам, "венцам творения", не дающей!
  А нужен лишь ОПТИМУМ!!!
  До сих пор я говорил о сложности материальной, вещественной, конструктивной.
  
  А наше хвалённое мышление? Да, тут восторженное слюнопускание от самоупоения становится водопадом, слюнопадом. А "сложность" его так же, как и телесная, состоит из набора глупостей, стадных догм, предрассудков. суеверий, эмоций и тысяч всяких других иррациональных нелепостей, непрерывно воюющих друг с другом.
  На самом же деле НИКАКОЙ сложности здесь нет!
  Простенькие, примитивнейшие, немногие по числу инстинкты и рефлексы жёстко и неуклонно управляют всем этим утильсырьём "сложностей". Потому и играть на нас легко и просто, и никакие воображаемые сложности наши и изощрённости, этому манипулированию не мешают!
  Цитировал уже как-то великолепный стих Евгения Александровича Евтушенко:
  "Сосед учёный Галилея
  Был Галилея не глупее:
  Он знал, что вертится Земля!
  Но У НЕГО БЫЛА СЕМЬЯ!"
  Кратко! Мудро! Афористично!
  Блестящий пример этой самой псевдосложности: СЕМЬЯ через древнейший и важнейший инстинкт "продолжения рода" быстренько вставила кляп в рот учёному соседу! А ведь тоже учёный, мыслитель, вперёдсмотрящий, сложнодуматель! Но, вот, скомандовал примитивнейший инстинктик размножения "ЗАТКНИСЬ!" и прикусил свой учёный язычок наш мыслитель!
  "Человек два года учится говорить, а потом всю остальную жизнь -- держать язык за зубами"
  Лион Фойхтвангер.
  
  Наши "сверхсложные клапаны души" (по Гамлету) - это несколько простеньких животных инстинктов, игра на которых не требует великого знания и учения! Потому и играет на них любой проходимец - манипулятор! ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ!
  
  Три Закона Антропотехники.
  (Подражание Законам Роботехники Исаака Азимова)
  
  Закон Первый: Антробот обязан ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ обеспечить передачу СВОИХ генов по наследству. (Плодитесь - размножайтесь по Библии)
  (Пояснения: Антробот - это Антропоробот - ЧеловекоРобот. "Любой ценой" - значит, действительно, любой ценой: Подлостью, подкупом, шантажом, предательством, убийством, обманом, ложью, клеветой, чем угодно - но ОБЯЗАН передать СВОИ гены по эстафете).
  
  Закон Второй: Антробот обязан ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ обеспечить будущее своих детей (Своих реализовавшихся генов) постольку, поскольку это не противоречит Первому Закону.
  
  Закон Третий: Антробот обязан ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ обеспечивать своё самосохранение постольку, поскольку это не противоречит Первому и Второму Законам.
  
  Ведь у Гамлета месть за отца, убиенного дядей -- это предлог, а не причина!
  Гамлет влюблён в Офелию, которую её папочка, Полоний, использует как подсадную утку, чтобы угодить своему Барину - королю Клавдию. (Закон первый)
  Гамлет возмущён тем, что вместо убиенного папочки НЕ ОН - НАСЛЕДНИК сел на трон, а его дядя, которого он и раньше недолюбливал! Гамлет говорит Розенкранцу: " Да, сэр, но пока травка подрастёт, лошадка с голоду умрёт - старовата пословица". Смысл: Чего ради я опять должен ждать, когда же трон освободится...(Закон третий)
  Гамлета снедает ревность к матери, королеве Гертруде, из-за того, что она спит с его дядей. Комплекс Эдипа в сочетании с его собственной импотенцией в романе с Офелией. (Закон первый).
  
  Вот и все "клапаны" сложного инструмента Гамлета. Вдвое-втрое меньше, чем на самой простенькой флейте!
  
  Вообще, чем больше я перечитываю "Гамлета", тем всё более разочаровываюсь в нём. Это ясно мне показывает, какой силой обладают привитые с юности ПРЕДУСТАНОВКИ. Гамлет - борец! Трагический образ героя, борющегося с "целым морем зла". А ЧТО написано не в советских и прочих дешёвых, насквозь фальшивых комментариях, а в самой драме, лучшей, на мой взгляд, Шекспира?
  The Time is out of Joint - o cursed spite
  That I was born to set it right.
  "Оборвалась времён связующая нить.
  Кто я такой, чтоб их соединить?"
  "Век расшатался - и скверней всего
  Что я рождён восстановить его"
  "Погублен век! Будь проклят он! К чему
  Родился я на свет помочь ему?"
  "Порвалась связь времён."
  Есть тридцать разнообразных переводов "Гамлета" на русский.
  В оригинале написано: "Время вышло из сустава, Проклятая забота (досада), что я рождён это исправить."
  Знаменитая, часто цитируемая фраза, завершающая сцену появления призрака, его рассказ Гамлету и клятвы, которую дают на мече Гамлета его спутники и друзья.
   Не стану говорить о глупости, вложенной Шекспиром в уста убиенного короля - отца Гамлета:
  "Да, убийство из убийств,
  Как ни бесчеловечны все убийства".
  Чушь очевидная! С самого момента своего появления в виде ещё каннибала, человек только этим и занимается, что УБИВАЕТ! Самое привычное, самое человечное и излюбленное занятие двуногих тварей за последние два миллиона лет.
  Но послушаем, как Гамлет "Мой мальчик благородный!" (так его называет Призрак) ведёт себя по отношению к обожаемому папочке.
  "А, это ты, сказал? Ты здесь, приятель?
  Вот, слышите его из подземелья?
  Клянитесь же!"
  
  "Так, старый крот! Как ты проворно роешь!
  Отличный землекоп! Что ж, отойдём."
  Перевод М.Лозинского
  
  "Ага, старик, и ты того же мнения?
  Вы слышите, что вам он говорит?
  Извольте ж клясться!
  
  А, старый крот! Как скор ты под землёй!
  Уж подкопался? Переменим место.
  Перевод Б.Пастернака
  
  "Ты славно роешь, старый крот"
  Не помню, чей перевод.
  А теперь, уважаемые читательницы и читатели, поставьте СЕБЯ на место принца Датского.
  Неужто вы также цинично и грубо высказывались бы в адрес Призрака, открывшего вам тайну убийства, убийства ВАШЕГО ОТЦА, которого Гамлет, якобы, боготворил!
  (В России Гамлета величали бы "Гамлет Гамлетович", его отца тоже так звали. И "Фортинбрас Фортинбрасович".)
  И в ответ на его слова из под земли "КЛЯНИТЕСЬ", всё время советовал Марцеллу и Горацио ОТОЙТИ подальше!
  Глубоко любимого и чтимого отца называет старым кротом???!!!
  Снова - всё это притворство и действия Гамлета (Между прочим, вполне упитанного толстячка, которому все эти сильнейшие душевные потрясения, любовные и морально-этические, ничуть не мешали вводить в себя регулярно белки, жиры и углеводы.) - лишь показуха, выдаваемая за мщенье, разочарование и прочее.
  Речь идёт о ДЕЛЕ, о БИЗНЕСЕ: БОРЬБЕ ЗА ПРЕСТОЛ!
  
  
  (Замечу лишь, вне связи с темой, что сама-то Офелия, которую нам всё время преподносят, как образец "целомудрия и чистоты", раскрывает свою истинную "чистоту" в сценах сумасшествия:
  "(Поёт)
  С рассвета в Валентинов день
  Я проберусь к дверям
  И у окна согласье дам
  Быть Валентиной вам.
  Он встал, оделся, отпер дверь,
  И та, что в дверь вошла,
  Уже не девушкой ушла
  Из этого угла..."
  
  Песенка, как видите, несколько скабрезная для уст невинной и целомудренной...
  "Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке".)
  
  Музыкальные инструменты по их сложности:
  Самый сложный, по моему абсолютно непрофессиональному мнению, - это орган.
  Три клавиатуры, две для рук и одна для ног, переключатели регистров, жуть одна!
  Фортепиано проще - одна клавиатура для рук и две педали для ног.
  Самое простое - это, наверно, литавры, бубен, звучащий металлический треугольничек.
  
  И ответ на заданный вначале вопрос.
  Человек создал массу сложных систем и устройств, сам будучи существом примитивнейшим, ибо управляем несколькими древнейшими и простейшими инстинктами и неча корчить из себя эдаких сложных "личностей".
  И никогда не станем сложней и разумней, пока не отрешимся от этого тотального контроля над нами амёбных привычек ползать переливаясь и жрать меньших наших братьев, обволакивая их своим полужидким телом.
  25 III 2018
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"