Это - своеобразное продолжение моей заметки "Реконструкция мышления ?2", написанной 25 декабря 2018г.
Там были приведены два рисунка Нильса Бора.
Как с лёгкой и доброй иронией описывает Авраам Пайс: "Слово "ГАРМОНИЯ" выглядело в исполнении Бора следующим образом. Рис А.
Но по мере развития обсуждения Бору не понравилось слово "ГАРМОНИЯ". Он беспокойно ходил кругами, потом остановился, лицо осветилось проблеском мысли. "Вот оно. Нужно поменять "ГАРМОНИЮ" на "ЕДИНОООБРАЗИЕ". Он снова схватил мел, остановился на мгновение, глядя на то, что написал ранее, и затем сделал единственное изменение: с триумфальным видом стукнув по доске мелом! Рис.В."
Конец цитаты.
Мы все, прочитав эти строки книги Пайса, и посмотрев на рисунки, добродушно улыбнулись вслед за автором причудам великого физика.
И я тоже... ТОГДА.
А сейчас уколола странная мысль в голову: Ведь этот рисунок Бора, являвшийся в его представлении "ГАРМОНИЕЙ", он же ДОЛЖЕН БЫЛ как-то ОТРАЗИТЬ образ мышления самого Бора.
Это никак не причуда таланта!
Это - отражение хода мысли Бора! Бор нарисовал на доске СВОЮ МЫСЛИТЕЛЬНУЮ ЦЕПОЧКУ!!!
И вот сейчас, если эта догадка хоть отчасти близка к истине, я сам взвалил на себя тяжелейшую миссию:
В каких координатах надо нарисовать эту мыслительную цепочку???
Или, о ЧЁМ думал Бор, когда "рисовал эти понятия"?
Не топографически же, конечно, по разрезу мозга и времени! Мысль Бора сначала спустилась из верхнего слоя коры вниз, описала там полукруг, поднялась опять выше, но НЕ достигнув наивысшего слоя, поколебалась там, а затем сделала крутое пике вниз, слегка назад во времени до самого нижнего слоя.коры его мозга!
А окончательное решение, изменившее понятие "Гармония", на "Единообразие" - это добавленная жирная точка над колебательной кривой!
Это представление в коородинатах "время - уровень мысли в коре", то есть так соединялись нейроны его мозга, я сам принять не могу. Слишком уж грубо, глупо и примитивно.
Но в каких тогда???
Вернёмся к началу эпизода.
В 1943 году исполнялось 300 лет со дня рождения Исаака Ньютона и Бор летом в присутствии Пайса готовил своё выступление, посвящённое творчеству Ньютона.
Сначала он, характеризуя некие работы или работу Ньютона хотел использовать слово "Гармония". И изобразил своё визуальное вИдение этого слова некой извилистой линией.
Так, в каких координатах видел Бор ньютоновскую гармонию мысли?
Какое фазовое пространство может изобразить гармонию такой вот загогулиной?
Изменим чуть описание Пайса, заменим оборот "слово Гармония", "понятием Гармония", "Представлением Бора о Гармонии".
Теперь задачу можно пытаться решать по-разному.
Математически:
Задание: Найти некое конформное отображение понятия "гармонии", которое добавлением лишь одной жирной точки над ним, превращается в понятие "единообразие".
Поскольку к математике я туп, как ... носорога, то даже браться за такое не стану!
Может быть, нарисовать нотный стан и пересечения кривой Бора с линиями стана будут давать нам нотные знаки, некую гармоничную мелодию?
Не музыкант, а посему оставлю и эту идею.
Что такое "Гармония" в широком смыcле слова?
Это -- некая стройность, соразмерность, слаженность, совпадательность неких частей целого.
Например, лицо Грейс Келли, красивейшей женщины мира, (по моему мнению) необыкновенно гармонично, шедевр, из которого ничего нельзя отнять и ничего нельзя прибавить.
Что такое "Единообразие"?
Это некое единство, подчинённость одной главной задаче или мысли. (В словаре это то же, что и "однообразие, одинаковый, сходный с другим". Применительно к работам Ньютона и мыслям Бора это -- явное "не то"!)
ЧТО крутилось в тот момент в голове у Бора?
Вначале гармония всех трудов Ньютона, их стройность, совпадательность его теорий друг с другом, образующих некую слаженную систему законов.
Но это ему не понравилось, хотя, как мы видим, он НЕ СТЁР рисунка "гармонии". Но, если вся гармония работ великого физика прошлого ПОДЧИНЯЛАСЬ некой единой цели, выросла из неё, то необходима была некая главная "ТОЧКА ОТСЧЁТА", в исходящих лучах которой возникла и воссияла красота гармонии!
И Бор ПОСТАВИЛ ЭТУ ТОЧКУ!!!
Всё вышесказанное - лишь мои домыслы, попытки как-то связать ход мысли Бора с нарисованной им картинкой и возникшими в его мозгу мыслительными цепочками.
Удалось ли, хоть кусочком?
НЕ ЗНАЮ...!
22 II 2021
P.S. Продолжая думать над заданным самому себе вопросом, решил, что Бор размышлял о Ньютоне, его стиле работы и тоже пытался как бы встать на его место и понять, чем руководствовался великий физик и математик. Значит и нарисованную им кривую 'гармонии' не следует рассматривать как некий каприз фантазии учёного, некую, ни к чему конкретно не привязанную абстракцию, а как попытку 'графически' изобразить гармонию работ или/и мыслей Ньютона.
Допустим, кривая гармонии заключена в двухмерном фазовом пространстве, где вдоль оси Х - отсчитывается время, наипростейший вариант. А вдоль оси У - 'глубина ныряния' мысли Ньютона.
Тогда один 'нырок' - это может быть создание системы трёх законов механики.
Колебания наверху -- более мелкие, не столь фунадментальные работы, оптика, скажем, может быть, дифференциальное исчисление и прочее. А последний оборванный нырок с попыткой вернуться к СИСТЕМЕ (невыполненный) - это Закон Всемирного Тяготения, закон чисто эмпирический, объясняющий три закона движения планет Кеплера, но без попытки ответить на главный вопрос:
А ЧТО такое тяготение? Hypotheses non fingo! Гипотез не измышляю! - Как написал Ньютон в 'Математических началах натуральной философии'. Хотя на самом деле только этим и занимался!
Нет, время вдоль оси Х не подходит, так как Ньютон не мог вернуться во времени.
Хотя, если допустить, что когда-то, РАНЬШЕ он думал над проблемами объединения трёх законов в некую систему и в какой-то момент МЫСЛЬЮ вернулся к старой идее. В мыслях можно путешествовать во времени куда угодно. Усложняем чуть-чуть предыдущую формулировку оси Х. Она становится уже не такой простенькой, как вначале. Ось Х - НЕ ось реального времени жизни Ньютона, а ось временнОго движения его мыслей!!!