Липатова Галина : другие произведения.

Прекрасное

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    маленький очерк о приморском городке и о фотографе-художнике




Понимание прекрасного у каждого свое. Это такая 
же аксиома, как дважды два - четыре. Но...
Далеко не все видят одно и тоже одинаково. У 
красоты разные критерии, разные каноны, однако от 
этого она  не перестает быть красотой. Красоту можно 
обнаружить всюду, даже в самом обыденном и 
повседневном. Надо только не просто смотреть, но - 
видеть. И в обыкновеннейшем кустике жимолости 
прячется нечто непостижимое, прекрасное. 
Капля росы на капустном листе, отражающая в себе 
весь окружающий мир; неповторимый и изменчивый 
рисунок облаков; непрерывно меняющее цвет море; 
одинокий валун в лесу, покрытый извивами трещин; 
рассвет или закат...
Надо только увидеть.
...На Крымском побережье, недалеко от 
Севастополя, расположен маленький городок, едва ли не 
самый древний на крымской земле - Балаклава. В 2004 
году этот городок отметит свое 4500-летие. Эта земля 
воспета еще Гомером, ведь только неповторимая 
Балаклавская бухта подходит под описание 
таинственной гавани листригонов... Именно она носила в 
древности имя Гавани Символов, Симболон Лимне. 
Здесь, в Балаклаве, берут свое начало Крымские 
горы, здесь, за мысом Айя, начинается Южный Берег 
Крыма. Здесь каждый камень дышит историей. Здесь 
расположены на склонах небольших горушек знаменитые 
виноградники агрофирмы "Золотая Балка", одни из 
самых лучших в Европе, не уступающие даже 
французским. 
Здесь живут необыкновенные люди. Они 
возделывают виноградники, добывают флюсы на 
местном руднике, ловят в море знаменитую 
черноморскую скумбрию и кефаль, работают в 
Севастополе, служат во флоте, летом сдают квартиры 
курортникам... Но еще они очень любят свой маленький 
городок с длинной историей, и горы, и море... И эта 
любовь живет в их сердцах, оттого, наверное, эти люди 
радушны и гостеприимны, искренни и общительны. Мне 
случилось отдыхать там четыре года подряд, в июле-
августе, и каждый раз я не переставала удивляться этой 
необыкновенной простоте и... да, открытости, 
доброжелательности по отношению к совершенно чужим 
людям. Для того, кто живет в мегаполисе и привык 
постоянно видеть мрачные лица, похожие на каменные 
равнодушные маски, это действительно необычно и 
непривычно. В мегаполисе все куда-то спешат, 
торопятся, делают деньги, какие-то дела, и никого не 
интересуют окружающие люди просто как люди. 
Наш город тоже не беден историей, но очень 
немногие из днепропетровцев знают хоть что-то о 
Днепропетровске. А любой житель Балаклавы с 
удовольствием расскажет вам какой-нибудь эпизод из 
прошлого своего города. Однажды десятилетний 
мальчишка, в обтрепанных шортах и с расцарапанными 
коленями, рассказывал мне о том, почему на пристани в 
качестве кнехтов стоят вмурованные в цемент 
старинные пушки и откуда они вообще тут взялись. И  в 
его рассказе почти не было выдумки. "Это английские 
пушки, еще с первой войны, ну, которая при царе была. 
Во, Крымская война, да. Тут у нас англичане базу 
устроили, я, правда, не в курсе, че им воще надо было 
здесь, но во-он там, на горе, лагерь их был, и дорога 
старая, по которой теперь на пляж ходят, - тоже они 
проложили... Где-то и кладбище их должно быть, только я 
не знаю... Ну, когда они уходили, пушки эти остались... 
наверное, облом было переть металлолом... Откуда я 
знаю? Папка рассказывал, и в школе...". А в другой раз, 
гуляя по городку, я наткнулась на небольшой скромный 
памятник - стена с барельефом Куприна. Да, известный 
русский писатель бывал здесь и подолгу жил, и его цикл 
рассказов "Листригоны" - о жителях Балаклавы. 
Рассматривая памятник, я и не заметила, как подошел 
веселый мужчина средних лет: "А вы знаете, девушка, 
Куприн жил здесь, на этой самой улице... И даже дом тот 
до сих пор стоит! Теперь я там живу... Все добиваемся, 
чтобы памятную табличку повесили, мы ее и сами 
сделаем, да только что-то пока не дают разрешения..." - 
и показал мне тот самый дом. Действительно, адрес 
соответствовал, даже описание кое в чем сходилось. 
Хозяин дома посетовал: "Говорят, мол, дом 
перестраивали, ну и что, что тот же адрес? Я говорю, 
какая разница, что осталось от того дома - фундамент и 
первый этаж, или вообще весь дом?"
А уж историю возвышающихся над городом и 
морем башен, развалин старинной генуэзской крепости, 
рассказывали все. Да и сами развалины могут рассказать 
многое тем, кто умеет видеть и слушать голос памяти, 
кроющейся в их простых, неотесанных камнях. Башни 
крепости - они словно памятник прошлому умению 
людей жить и творить в гармонии  с окружающим 
миром. И так органично сочетаются с пейзажем, что он и 
не мыслится без них. Эти мощные стены пережили и 
бунт XV века, и турецких янычар, и Крымскую войну, и 
бурные революционные годы... Самое страшное и самое 
жестокое испытание выпало им в !941 году, когда 
небольшой отряд советских пограничников держался в 
этих стенах до последнего, пока оставались боеприпасы. 
Но башни пережили и кровавые, разрушительные 40-е...
На гербе города - очертания башен, кисть 
винограда и дельфины... 
Балаклава - красивый город. Зажатый меж гор, 
отделенный от моря скалами Крепостной Горы, Василей 
и горой Спилия, он вытянулся вдоль узкой бухты, 
похожей на маленький фиорд, расплескался по склонам 
долины... откуда ни глянешь - везде прекрасный 
пейзаж. По-настоящему прекрасный. Красота Южного 
Берега неоспорима, но она - другая, пышная и яркая, 
субтропическая. Красота Балаклавы - суровая, строгая, 
лаконичная и вместе с тем - безмерная и вглубь, и 
ввысь, и вширь, во всех направлениях, бесконечная и 
величественная в своей кажущейся простоте. 
Неудивительно, что многие ее жители умеют не только 
увидеть прекрасное, но и передать это ощущение 
красоты другим. В картинах, сувенирах, фотографиях...
Скажу здесь лишь об одном из таких людей. О  
фотографе Бурляеве. 
...Набережная. На невысокой стене, ограждающей 
бывший военный порт, а теперь яхт-клуб, от собственно 
набережной, на куске простой рыбачьей сети (их в 
Балаклаве можно увидеть повсюду) развешаны 
фотографии... нет, Картины. 
Вечер. Зажглись фонари, и маленький фонарь в 
"наморднике" над картинами отбрасывает причудливые 
блики, играет светом и тенью, то прячет, то открывает 
Необыкновенное. Чтобы рассмотреть, нужно подойти 
ближе...
И открывается истинная Балаклава, ее подлинная 
красота, неповторимая в каждый миг.   На фотографиях 
Бурляева мы почти не видим людей, портретов он не 
создает, за редким исключением. Этот человек навсегда 
влюблен в свой город и стремится передать ее другим. 
Это настоящий фотофанат, человек, который десять лет 
подряд(!) каждую весну приходил в одно и то же место в 
сезон туманов, чтобы снять необыкновенный момент, 
возможно, неповторимый - как в густом тумане, 
похожем на облака, тонут горы, тонет город, и только 
полуразрушенные средневековые башни возвышаются 
над этим белым безмолвием. Только черный и белый цвет 
- на цветном фото. И невероятно сильная 
эмоциональная насыщенность картины. Да, это - 
реальный миг, единственный и неповторимый, 
запечатленный на хрупкой пленке. Мне кажется, теперь, 
когда я смотрю на картину, что миг этот длится 
вечность. 
Закат. Поздний закат, солнце уже коснулось моря, и 
скала справа почти не видна, лишь черные очертания, и 
темно-синее море, небо цвета индиго, и - пурпурный 
шар солнца... Я немного знакома с фотоделом, и, 
признаться, решила, что это было снято при помощи 
специальных фильтров для получения такой цветовой 
гаммы. Автор уверил меня, что очень редко пользуется  
фильтрами и вообще, специальными приемами вроде 
коллажа или комбинированной съемки. Его главный 
принцип - наибольшая  естественность. Стремление 
передать мир таким, какой он есть. Осветить и навсегда 
запечатлеть моменты красоты, как бы остановить 
мгновение прекрасного и продлить его в бесконечность. 
Бурляев очень много снимает один и тот же пейзаж, 
часто даже с почти той же точки, но одинаковых 
снимков у него нет. Он - фотограф-хронист необычного, 
но краткого мгновения. Порой это мгновение ему 
приходится подстерегать годами, но ожидание 
вознаграждается сторицей. 
...Весна на крымском побережье часто приносит с 
собой влажный ветер с моря, который застывает ледяной 
коркой повсюду... И представьте себе невероятный, 
фантастический пейзаж: стеклянная гора, стеклянная 
крепость и стеклянная трава под алыми лучами 
восходящего солнца или  в призрачном лунном свете...
Фотография - это запечатленный миг безвозвратно 
ушедшего прошлого. Она хранит его, делает более 
реальным, чем остальные моменты прошлой жизни и, 
возможно, все прошлое и состоит из таких вот 
осколков... Не правы те, кто отказывает фотографии в 
привилегии называться искусством только потому, что 
она отображает реальность: дескать, фотограф, в 
отличие от живописца, лишь нажимает кнопку. 
Художник-живописец создает картину, пусть и 
отражающую действительность, но всегда вносит в нее 
что-то свое, по сути дела, он создает вариант этой 
действительности. А художник-фотограф ищет в 
действительности момент наиболее яркий, наиболее 
прекрасный, и сохраняет его таким, какой он есть. Этот 
момент больше никогда не повторится. И фотограф, 
выбирая этот миг, как бы вкладывает в свою картину 
определенный эмоциональный настрой, определенный 
подтекст. А это - признак искусства.
"Я фотографирую то, что есть, но чего не замечают 
другие. Как я знаю, когда нажать кнопку? Это нельзя 
объяснить, это приходит само, и каждый раз всегда 
неожиданно. Я просто знаю: вот оно!" 
Бурляев никогда не прибегал ко всяческим 
ухищрениям, и его картины всегда привлекают 
внимание, притягивают к себе. В простоте - истинная 
красота.


  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"