КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА НА ПУТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Сегодня иной иностранец, впервые посетивший Китай, возможно, испытает смешанное чувство ошеломления и разочарования: он-то хотел найти здесь древние городки, полные "восточной" экзотики, а увидел населённые мегаполисы - Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, супер-современные аэропорты, скоростные автобаны, идущие во всех направлениях, небоскрёбы, бесчисленные автомобили и обильную рекламу. Всё новое, яркое, быстрое, постоянно обновляющееся, сменяющееся ещё более ярким, ускоряющееся. Эта страна окажется совсем не той, что представлялась в мечтах нашего иностранца о "загадочном востоке", эта страна, не желая возврата к прошлому, преследует другие мечты: модернизация, глобализация, слава сильного и богатого государства, и народ этой страны готов сделать всё, чтобы его мечта стала явью.
И тут возникает вопрос - а как сами китайцы видят свою культуру? Самая древняя из не прервавших свою историю цивилизаций - как её народ представляет сегодня свои культурные традиции?
Ответ на этот вопрос формировался постепенно, с течением истории, а начало этого процесса надо искать в 1840 году. В том году Китай запретил ввоз опиума на свой рынок, что вызвало войну с Англией, закончившуюся позорным поражением страны, китайцы были вброшены в современный мир, в котором ведущая роль принадлежит Западу. Через лишения и трудности мы ощутили, как сотни и тысячи лет, во время которых мы чувствовали себя гордыми, великими и просвещёнными, под победные пушки английских кораблей, словно вода утекли из наших рук. С того момента в течение более сотни лет китайский народ продолжал упрямые поиски спасительного пути, и чем дальше, тем больше мы убеждаемся, если ясно увидеть, что твои страна, народ и культура в агонии, то возникает горячее желание возродить счастливые дни былой славы.
После поражения в опиумных войнах были и другие трудные и горькие для китайского культурного самосознания события, 4-го мая 1917 года* отмечено массовыми студенческими волнениями**, поколение молодых, ищущих знаний людей, приняло решение отказаться от древней конфуцианской традиции, они активно заимствовали западные представления о демократии и науке, благодаря этим людям, началось построение нового Китая.
Поэтому для того, чтобы понять сегодняшний Китай, несомненно, важно понимать представления древних философов Конфуция и Лао Цзы, но не менее важно понять представления предшественников Движения Четвёртого Мая, вот их имена: Чэнь Дусю, Ху Ши, Цай Юаньпэй, Ли Дачжао, Лу Синь - эти люди определили направление развития современного Китая. Чэнь Дусю и Ли Дачжао в последствии создали коммунистическую партию Китая. Будущие лидеры страны - Мао Цзэдун, Чжоу Энлай, Дэн Сяопин были следующим поколением, взрослевшим под влиянием идей Движения Четвёртого Мая.
Эпоха, связанная с событиями Четвёртого Мая, принесла стране решимость порвать с традицией великого, но одряхлевшего прошлого, это было тяжелым переломным моментом для китайского самосознания. На этом переломе начались поиски новой жизни, новой культуры, весь 20-й век прошёл в непрерывном и горячем желании изменений, этот процесс продолжается и по сей день, можно сказать, что мы до сих пор осенены духом Движения Четвёртого Мая.
Однако сейчас, в начале 21-го века, экономические успехи побуждают китайцев вновь обрести чувство собственного достоинства. Раны 1840 года залечиваются, современные китайцы именно сейчас обретают верный взгляд на историю и традиции: возрождается интерес к изучению китайских классических наук, взгляды Конфуция, Лао Цзы и других философов древности переосмысливаются и обретают своё место в современной культуре. Традиционная культура не восстанавливается в первозданном виде, напротив - древняя классика, народная культура и искусство воспринимаются сейчас как источник творческих сил для обновления.
Всё это показывает, что страна модернизировалась и восстановила уверенность в себе через осознание этого. Китайцы считают, что новое понимание и развитие древней традиции может помочь быстро движущемуся поезду экономики удержать равновесие.
Одновременно с вышеописанными изменениями, современная модная культура толкает молодёжь на путь расширяющегося потребления. Тридцатилетним не понятны чувства поколения их отцов - историческая боль и моральный прессинг, молодые люди выросли в эпоху насыщенного рынка, Интернета, массовых коммуникаций, когда число развлечений практически не ограничено. Молодёжь - это остриё эпохи, определяющее её лицо, именно в руках молодых находятся неограниченные возможности и права определять особенности культуры, её содержание, молодёжные субкультуры сегодня, с развитием информационных коммуникаций, быстро входят в общество, вливаются в магистральное направление культуры.
Принимая всё это во внимание, для китайской культуры настал очень важный период - время серьезных поисков и самоопределения в главном - чем же она является в настоящий момент и чем она не является. Наше время - время динамичных перемен в науке и технике, взгляды и представления людей на общество, в котором они живут, меняются так же быстро. Интернет, СМИ, интенсивные общемировые связи, дают китайцам ощущение расширившегося пространства, расширенного культурного выбора, однако, вместе с этим возрастает ощущение более жесткой общественной конкуренции, возрастает вовлечённость в динамичные изменения культурной сферы. Наша страна впервые в новой истории получила право самостоятельного выбора культурной парадигмы, китайцы наконец-то могут решить - кто мы есть и кем нам быть. Иными словами, в условиях богатого культурного выбора постепенно выработать новое отношение к своей стране, народу, культурным традициям - вновь обрести сильное и славное государство, с прочным положением на мировой арене.
Историческая миссия издательской отрасли - быть катализатором и носителем культурных ценностей, все столетия и тысячелетия истории китайской культуры отражены в книгах, книги пишутся и сегодня. Я уверен, всё больше и больше иностранных читателей смогут понять из наших книг, что же такое сегодняшний Китай.
(李敬泽,中国著名作家,《人民文学》杂志副主编)
(Ли Цзинцзэ, известный китайский писатель, заместитель главного редактора журнала "Народная литература" ("Жэньминь Вэньсюе")
_______________________________________________
* 4-е мая 1917 - на самом деле 1919, ошибка в оригинале
** Эти события вошли вошли в историю под названием Движение Четвёртого Мая.
|