Чуднова Ирина Викторовна: другие произведения.

Рассчитать, как не просчитаться: как и для чего гадают в Китае

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья была опубликована в журнале "Русская Азия" в октябре 2011 года. В иллюстрациях загружены странички из журнала, фото на первом и втором разворотах статьи в журнале взяты из других источников (не мои). Моего собственного иллюстративного материала с того времени накопилось достаточно, позднее выложу его отдельно.
    Авторский вариант.


   Если я скажу, что гадание в культуре Китая известно с глубокой древности, то это вряд ли будет очень точным, точнее будет сказать, что гадание появилось гораздо раньше, чем сама известная нам культура. Наиболее древние образцы китайской иероглифической письменности называются "цзягувэнь" - "письмена на гадательных костях и панцирях черепах, используемых для прорицаний". Примерно в той же глубокой древности складывались и гадательные приёмы, которые сперва выглядели, как толкование оракулом ответов высших сил, а затем оформились в системы вычислений на основе космогонических и философских представлений, базовых для классической китайской культуры.
   Человек в Китае мыслился, как часть рода, состоящего из умерших, живых и ещё не родившихся членов, род живёт на своей земле, с которой люди себя ассоциируют настолько, что, обосновавшись в силу обстоятельств на чужбине, выходцы из одной местности создают устойчивые землячества, объединяющие десятки поколений потомков переселенцев, зачастую никогда не бывавших на прародине. Задача живущих "подкармливать" умерших, чтобы они помогали роду из загробного мира духов, а также делать всё от них зависящее, чтобы род не пресекался в новых поколениях. Мёртвых надо правильно (в благоприятном месте и в благоприятное время!) хоронить, ландшафт нужно окультуривать так, чтобы на имеющемся пространстве разместить и дом, и кладбище, и поле, и кумирню, предотвратить возможные затопления и засуху - китайцы не мыслили уход рода на лучшие земли: та, изначальная земля, представлялась сакральной данностью, допустимо было расширять владения, но утрата корневого надела - одно из самых страшных бедствий, из тех, что и врагу не пожелаешь. Важные решения нельзя было принимать по наитию, ведь человек слаб, а навредить неверным действием может не только себе - всему роду, поэтому появилось специальное учение - геомантия. Мастера-геоманты владели знанием о благоприятной организации пространства, так, чтобы родовое кладбище не подтоплялось, кумирня не затенялась, а в доме не скапливалась затхлость, принося болезни и забирая жизни неокрепших младенцев. Пространство находится в ведении Фэншуй.
  
   Из трёх категорий времени важнейшим и для древних китайцев было будущее. Его стремились не столько распознать-угадать, сколько рассчитать, так распределить важнейшие события жизни и принять такие решения, чтобы их последовательность была роду на благо. Поэтому в большинстве китайских традиционных гадательных практик элемент случайного принятия решения сведён к минимуму и подкрепляется вычислениями на основе набора известных данных - таких, как дата рождения, местность происхождения, индивидуальное сочетание пяти стихий, причём они учитывались не только для того, кому гадают, но и для людей или объектов, которых касается исследуемый вопрос.
  
   Само слово "гадание" - суаньмин - в прямом переводе с китайского означает "вычисление судьбы". Практически все гадательные практики так или иначе обращаются к традиционному циклическому календарю, Книге Перемен, особенно её древнейшей части "Чжоу И", представлениям о пяти элементах и их взаимных отношениях, а также двух противоборствующих в динамическом равновесии начал - Иньского, тёмного и тяжелого, и Янского - светлого и лёгкого. Фактически гадания являются одним из практических применений натурфилософских представлений о мироздании. Между пятью стихиями существуют гармоничные, способствующие процветанию взаимодействия -- дерево питает огонь, огонь питает землю, земля питает металл, металл питает воду, вода питает дерево. И дисгармоничные, угнетающие взаимодействия: дерево вспарывает землю корнями, земля поглощает воду, вода гасит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево.
   Даосская натурфилософия напрямую вырастает из традиционных китайских представлений о мироустройстве, таким образом, именно даосы стали главными мастерами в практическом применении и разработке гадательных практик. Тем более, что те же, даосы, охраняли мир живых от мира разбушевавшихся мертвецов - подпавших под действие нечистой силы душ умерших, чьи тела были неправильно (не в то время или не в том месте) погребены. А где духоборчество и экзорцизм при помощи заклинаний, там и гадания и советы геоманта о самых важных сторонах жизни.
  
   Например, о выборе невесты - имеют значение даты рождения обоих, покровительствующие стихии, а также то, с какой стороны приходит невеста в дом мужа и благоприятно ли это для их будущего потомства. Неблагоприятные с точки зрения гороскопа союзы не рассматривались вовсе. Гадали также о дне погребения, случалось, тело умершего лежало в родовой кумирне в многослойном гробу годами, ожидая наилучшей даты. Разумеется, пеклись больше о том, какие блага это принесёт роду в целом, а не самому умершему. Закладывали новые постройки - и здесь спрашивали геомантов о наилучшем месте и времени, собирался ли кто-то в дальнюю дорогу - обязательно гадали на счастливый день выхода из дома с учётом направления, цели путешествия и гороскопа путника.
  
   20-й век значительно поменял жизненный уклад китайцев, основательно переплавил отношение ко многим старым традициям. Однако, даже он не убил стремление предусмотреть, что готовит будущее и подстелить по возможности соломки в узком месте.
  
   Итак, время рассказать, о чём и как гадают китайцы сейчас. Разумеется и поныне гадают в монастырях, чаще в даосских, реже в буддистских, куда именно стоит обратиться зависит от степени сложности вопроса и индивидуальности предсказания. Практически в любом храме или монастыре можно найти павильон со статуей Гуаньинь, не исключено, то слева от статуи обнаружится столик с деревянным кувшинчиком, из которого выглядывают бамбуковые палочки, похожие на деревянные закладки для книг. Это гадательные таблички с 64-мя гексаграммами Изцин. Для предсказания нужно взять кувшинчик в обе руки и мерно потряхивать им, до тех пор, пока не выпадет одна палочка. Если выпадут несколько, процедура повторяется. Затем палочку показывают монаху или монахине, если монастырь женский (у даосов нет разделений на женские или мужские обители), и, взяв с вас несколько юаней за предсказание (плата обычно фиксированная), вам предложат листочек с описанием гексаграммы и короткой общей интерпретацией. Интерпретации разнятся от монастыря к монастырю, поэтому многие пользующиеся этой услугой, обращаются в "свой" монастырь, где предсказание сбывается полно. Однако, надо иметь в виду, что этот способ не учитывает личности вопрошающего и обстоятельств дела, о котором гадают, поэтому в серьёзных случаях обращаются к гадателю, чтобы получить индивидуальный прогноз. Гадателя можно найти в том же монастыре или воспользоваться услугами уличных мастеров - от двух до десятка их можно увидеть у ворот вдоль монастырской стены иногда в традиционных монашеских одеяниях, хотя далеко не все из них монахи. Пара низеньких скамеечек - для себя и для клиента, торба с инструментами расчёта, затёртая "рекламная" картонка с основными способами, которыми владеет мастер. Надо сказать, что за почти пару десятков лет в Китае я ни разу не видела среди них женщин. Возраст обычно от 50-ти до 80-ти лет, если одеваются как даосы, в синюю тунику и штаны с мягкими обмотками на ногах, то с длинной редкой бородой и волосами, забранными в пучок на затылке; если как буддистские монахи, то в желтом, с крупными чётками на шее, в плетёных сандалиях, с бритой наголо головой. Можно встретить также одетых без привязки к конфессии в традиционную куртку и штаны и даже в обычную городскую одежду.
   Гадатели редко проявляют навязчивость к прохожим, однако так или иначе работа им находится, если предсказания сбываются с высокой вероятностью, то клиенты обращаются ещё и ещё раз к тому же мастеру. Бывает, что возникает долгая связь, когда предсказатель выступает фактически в роли семейного геоманта, почти так же, как это было в древности. Точность предсказательных методов в исполнении хорошего мастера, как правило, оценивается выше 70-80%, есть более точные и более общие методы. Хороший предсказатель владеет восьмью-десятью различными способами, самые распространённые - Ба Цзы, Лю Яо, Сань Ши (так называемые "три расчёта", сюда входят Тай И, Ци Мэнь и Лю Жэнь), нумерологический метод Мэйхуа Ишу, а также физиогномический Мянь Сян и хиромантический Шоу Сян методы.
  
   Ба Цзы (Восемь знаков) - это способ составления индивидуального гороскопа на основе даты рождения (два знака - год, два - месяц и два - день), практически с него начинается любой индивидуальный прогноз. Именно этим способом пользовались геоманты древности. Один из знаков относится к так называемым "десяти небесным стволам", а другой - к "двенадцати земным ветвям" - с этими циклами сопоставлены пять стихий-первоэлементов (вода, металл, земля, дерево и огонь), два основных начала - Инь и Ян, а также зооморфный круг 12-ти животных - крыса, вол, тигр, кролик, дракон, змея, лошадь, коза, обезьяна, петух, собака, свинья. У каждой стихии есть традиционно присвоенный ей цвет. Отголоски именно этого метода мы можем наблюдать, когда очередной год объявляется, к примеру, годом Белой металлической Козы. Однако, для точного расчёта необходимо знание даты рождения по лунному календарю, в древности за таковую дату принималась дата зачатия, которую обычно знали, так как в домах землевладельцев и чиновников учитывались даты посещения хозяином дома спален многочисленных жён и наложниц и их лунные циклы. Сейчас используют астрономические таблицы перевода солнечного календаря в лунный. Получив эту информацию, гадатель уже имеет довольно полное представление о своём клиенте. Если он получит сведения о рождении предполагаемой избранницы, а также месте её родительского дома, то можно составить прогноз на благоприятность брака.
  
   Лю Яо (Гексаграммы) - также называется методом Ба Гуа, то самое предсказание, для которого нужно бросать три монетки и чертить сплошные и прерывистые линии. При помощи этого метода прогнозируют развитие процессов. Явится ли данная сделка для бизнесмена тем случаем, когда стоит рискнуть или события уже прошли наивысший пик и риск не оправдан? Можно ли давать крупную сумму взаймы не долгий срок, не окажется ли, что сегодняшняя ситуация для друга, берущего взаймы, неблагоприятной настолько, что долг он вернуть не сможет? Пора ли в текущей ситуации предпринять те или иные действия или это несвоевременно? Этот способ, как и другие, восходящие к Книге Перемен, особенно близок даосам, тем более, что в древности (да что греха таить, и сейчас), неблагопрятные предвестия можно ослабить при помощи ритуала, в ходе которого мастер пишет амулет, снижающий неблагоприятные и особенно - травмогенные последствия. Восемь триграмм часто изображаются на даосских символах.
  
   Мэйхуа Ишу (Нумерология Перемен цветов сливы) - трактат написан в Сунское время знаменитым ицзинологом Шао Канцзе. Однажды, наблюдая за воробьями, играющими в ветвях цветущей сливы мэй, учёный заметил, что их прыжки и чириканье не вполне хаотично, словно в нём есть какая-то закономерность. Тогда он попросил свою дочь нагнуть ветви дерева и оборвать цветы и заметил, что хотя у девушки была полная свобода действия, порядок её движений не был совершенно произвольным, в них также усматривалась некоторая упорядоченность. Когда учёный закончил свой математический труд, в котором он рассматривал вопросы случайных действий и событий и их подчинённость некоторым более высоким закономерностям, которые он возводил к Книге Перемен, этот трактат довольно быстро приобрёл известность у гадателей и стал использоваться ими для расчётов и предсказание событий, подобные которым уже случались ранее. Вокруг Мэйхуа Ишу возникло множество способов интерпретации, как правило, событие рассматривается через некий нумерологический шифр, первоначальные данные вычисляются из наложенных друг на друга циклических последовательностей - 12-ти земных ветвей (обычно из этой последовательности выбирался знак, связанный с датой рождения того, кому гадали или датой начала дела, о котором спрашивали, на усмотрение гадателя и в зависимости от задачи можно было оттолкнуться от любой важной точки), вторая последовательность - 8 триграмм Ицзин, у каждой есть имя и значение. Знак из второй последовательности выбирается или путём бросания монеток или каким-то иным способом, который определяет сам гадатель из собственного опыта и понимания метода. Очень популярен в настоящее время для расчёта счастливых лотерейных номеров, для предсказаний колебаний рыночных курсов, для выбора авиарейсов и гостиниц, при поездке на важные бизнес переговоры.
  
   Сань Ши (Три расчёта) - как сказано выше, к этой группе относятся Тай И, Ци Мэнь и Лю Жэнь, причём способ Лю Жэнь используется в настоящее время в двух вариациях - Большой Лю Жэнь (Да Лю Жэнь) и Малый Лю Жэнь (Сяо Лю Жэнь). Малый Лю Жэнь - наиболее древний способ гадания по суточным циклам. Учитывает соотношение страж (временных отрезков по два часа, использовавшихся для деления суток в Старом Китае) и частей человеческого тела. Этим способом гадают о длительности, начале и окончании какого-то дела или события. При кажущейся простоте расчёта, способу надо долго учиться и долго оттачивать умение. Способ Большой Лю Жэнь напрямую восходит к самой старой части Книги Перемен, трактату "Чжоу И", у специалистов он считается одним из самых точных, точность предсказания выше 90%, однако способ требует большой аккуратности в расчётах, учитывает как циклические круги 12 земных ветвей и 10 небесных стволов, а также пять первоэлементов. Большой Лю Жэнь использовался геомантами для системных прогнозов о жизни человека и всей семьи. Методы Тай И и Ци Мэнь позволяют получить дополнительные данные для большого прогноза, однако, есть специалисты, которые добиваются очень точных прогнозов на основе только этих методов.
  
   Физиогномика Мянь Сян - в чём-то этот способ сходен с европейским. Однако, многие знаменитые философы и учёные Старого Китая писали о лице человека собстенные труды, Цэн Гофань в трактате "Бин Цянь" дал несколько интересных описаний лиц и сопутствующих им черт характера, его книгой и по сей день пользуются китайский физиогномисты. Гадатели смотрят лицо в основном для того, чтобы определить характер человека, черты лица внимательному и грамотному наблюдателю расскажут многое об их обладателе, особенное внимание обращают на асимметрию или неравновесность пропорций, которые свидетельствуют или о недоразвитии каких-то качеств или напротив - о тайных желаниях и пороках. Также методами физиогномики пользуются, когда гадают на благоприятность брака - некоторое сходство или комплиментарность черт лица жениха и невесты считается плюсом для возможного союза. При расчёте о делах бизнеса показывают портреты партнёров, что, разумеется, не является решающим, но, читая по лицу характер, гадатель может дать совет, как держать себя на переговорах с этим человеком, чтобы сделка прошла наиболее гладко. Показывают мастеру и фотографии своих будущих родственников, а поступая на серьёзную должность, советуются о благоприятности отношений с будущими руководителями и многое другое.
  
   Хиромантия Шоу Сян - принципы хиромантии очень напоминают известные западные, однако, сами китайцы говорят, что хиромантия пришла в Китай из Индии вместе с буддизмом. В наше время является вспомогательным способом, позволяющим прочитать основные склонности человека и некоторые черты его характера. Часто позволяют мастеру-предсказателю, глянув руку и лицо вопрошающего, определить наилучший метод для дальнейшего прогноза, особенно, если спрашивающий находится на перепутье судьбы и хотел бы не просто предпочесть выбор той или иной возможности, а вовсе не знает, на что ему обратить внимание. Особенно это касается молодых людей, к слову сказать, весьма частых клиентов гадателей.
  
  
   Есть ещё один очень интересный для гадателей аспект - выбор имени. Те для кого, фэншуй, геомантия и гадание не пустой звук, те, для кого приверженность китайской традиции и сегодня значит очень многое, понимают насколько важно правильно подобрать имя. Причём не обязательно новорожденному ребёнку, хотя здесь к имени отношение особенное - верно подобранные знаки могут предохранить от болезней и послужат усилению рода. При тяжёлой болезни иногда советуют переименоваться и взрослому. Правильный подбор псевдонима или "артистического имени" для людей искусства - может дать неожиданный эффект лёгкого старта. Переименовываются и при перемене профессии, студенты принимают на период обучения новое - "учёное" имя. Часто дают имя "от противного" (чтобы неприятное событие никогда не произошло) или в ожидании события благоприятного, закладывая в имя смысл ожидаемого. При крупных даосских монастырях существуют специальные заведения, где клиенту помогут выбрать имя по всем канонам гадательной науки, традиции рода и Ицзин. К этим специалистам часто прибегают бизнесмены, заводя новое предприятие или подбирая торговую марку для нового продукта.
  
   Постепенно гадатели осваивают пространство Интернет. И сейчас один из самых популярных запросов в китайском национальном поисковике Байду "на каком сайте самые точные предсказания?" Наличие веб-камеры и сетевого пейджера, а также лёгкость оплаты через интернет-банки позволяет общаться с гадателем напрямую, чем многие и пользуются.
  
   Однако, как бы глубоко ни была укоренена в Китае традиция обращаться к гадателю за советом по всякому случаю, подытоживая, вспоминаю фразу, которую часто повторяет мой знакомый гадатель-даос: "Неблагоприятна торопливость, но ещё менее благоприятно чрезмерное промедление в принятии решения. Если под рукой нет гадательных принадлежностей, доверься интуиции".
  
  
   Чего и вам желаю.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"