Мягкий Знак: другие произведения.

"Третья сторона бермудского треугольника" - литобзор некоторых работ конкурса 48 часов

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Две другие стороны треугольника - Доронин Вячеслав и Роман Ясюкевич . Рекомендуется ознакомиться с их точкой зрения в соответствующих разделах. Идея тройного литобзора продиктована желанием посмотреть с разных сторон на одни и те же работы участников конкурса "48 часов" сайта "Русская фантастика", подробности условий и хода конкурса можно прочитать в разделе Инфо файл Конкурс сайта "Русская Фантастика" . В настоящем литобзоре рассмотрены шесть работ победителей конкурса и шесть "случайных" работ, авторы которых постоянно публикуются на нашем сайте.

Вместо предисловия: Две другие стороны "треугольника" - Доронин Вячеслав и Роман Ясюкевич .  Рекомендуется ознакомиться с их точкой зрения в соответствующих разделах.  Идея тройного литобзора продиктована желанием посмотреть с разных сторон на одни и те же работы участников конкурса "48 часов" сайта "Русская фантастика", подробности условий и хода конкурса можно прочитать в разделе Инфо  файл  Конкурс сайта "Русская Фантастика"  . В настоящем литобзоре рассмотрены шесть работ победителей конкурса и шесть "случайных" работ, авторы которых постоянно публикуются на нашем сайте.

 

Часть первая, Экскурсионная.

                                                                                            Время собирать камни.

                                                                                                                          Экклезиаст.

                                                                                                           "Оставалось почти            семьдесят лет, но что можно сделать за такое ничтожное время?"

                                                                                                     Из условий конкурса 48 часов.

 

 

   Победитель конкурса, рассказ "Космический Викинг" (Леонид Каганов) - 29 упоминаний: 10 первых мест, 7 вторых, 4 третьих, 2 четвертых, 3 пятых и 3 шестых. Общая сумма - 173 балла.

  Сам по себе сюжет рассказа не слишком интересный и даже тривиальный. Не самый успешный писатель начинает работу над очередным своим не то рассказом, не то романом - что получится. В это время в топографически строго определённом месте его скромной квартиры начинается цепь материализаций гостей из будущего и даже посланцев других планет, попеременно вступающих с автором в сделки, цель которых историческая реклама. Порядком устав от их странных визитов, герой приступает к написанию ни много ни мало - самого знаменитого фантастического рассказа планеты, в котором гномы летают на тульских стрекозах "1018А", едят Край-йогурт и курят сигареты "Ява Золотая, Та Самая". Рассказ печатают в журнале, герой оставляет своё жилище, узнав напоследок, что ничего кроме этого рассказа, гениальность которого заключается в том, что, благодаря ему, люди будущего узнали важные подробности о разделении марсиан "по роду", наш герой так и не написал. 

  Лёгкий слог, динамичность повествования, обилие юмора и сатиры в тексте делают его вполне приятным для чтения. Среди других конкурсных работ он выделяется оригинальностью и универсальностью решения темы. Однако вне соревновательного контекста рассказ не произвёл на меня особенно глубокого впечатления. Вероятно, это связанно с некоторой театральной условностью повествования, когда персонажи удаляются и появляются по желанию автора и в необходимый момент. Им не хватает жизненной достоверности, которая только и делает фантастику по-настоящему занимательным жанром. Вещь скорее на любителя.

 

 

"Когда кольчуги предков велики" (Максим Дубровин aka Avtolic aka автор "Из писательского анамнеза") - 15 упоминаний: 2 первых, 2 вторых, 5 третьих, 3 четвертых, 3 шестых. Общая сумма - 64 балла.

   Группа учёных-социологов на одной из обитаемых планет Большого Космоса, аборигены которой ведут бесконечные войны, ведущие к глобальному самоуничтожению разумной жизни. А если верить автору, то и жизни вообще. Экспедиция покидает объект, оставив лишь одного Стажёра, рискнувшего в одиночку спасти планету.  Идея неумолимо напоминает классику жанра - "Трудно быть богом". Налицо желание автора написать об одном из глобальных вопросов цивилизации, предостеречь человечество от страшных ошибок, но, на мой взгляд, задача решена слишком "в лоб". Аборигены далёкой цивилизации подозрительно похожи на средневековых европейцев. Характеры прописаны слабо, так, что читатель не успевает войти в мир их проблем и посочувствовать их горю. Не успевает даже пожалеть этих несчастных детей, которые стремительно истребляют друг друга. Даже ключевая фигура Стажёра настолько схематична, что читатель может лишь догадываться, по какой причине он добровольно отдал себя в заложники планеты-смертницы. 

 

 

"Критическая точка" (Макс Олин) - 12 упоминаний: 4 первых, 1 второе, 1 третье, 1 четвертое, 5 пятых. Общая сумма - 63 балла.

  Фантастический боевик с элементами мистики. Некий человек переживает последовательный ряд воплощений, каждый раз вспоминая о своих прошлых жизнях примерно в 20 лет. Наконец он понимает, что смысл его существования заключается в поисках женщины, которая пыталась спасти его от смерти в самый первый раз. Наконец, он находит её в образе доктора-психолога на одной из удалённых планет Бета Орла. Исключительно для того чтобы рассказать свою историю и выразить благодарность. Героя постоянно преследует некий андроид-убийца, который создан им же самим. В результате поединка Охотник уничтожен, но и сам герой умирает. Судя по всему оттого, что главная цель его жизни, заключающаяся в том, чтобы разыскать и поблагодарить спасительницу, достигнута и дальнейшее существование теряет смысл. При некоторой оригинальности сюжета абсолютно не ясно, для чего понадобилось вводить в повествование монстра, созданного самим же героем, да ещё такого, который несёт разрушения и убийства в мир людей. Психолог Керолайн Кац описана с большей подробностью, нежели главный персонаж. И, в общем, все эти описания можно смело опустить, так как они никак не отражаются ни на сюжете, ни на поведении героини.  Да и ход событий перед появлением главного героя никак не работает на основную сюжетную линию. Хороши лирические отступления в начале и конце, но этот приём мог бы быть значительно усилен путём увязки с внутренним миром героя и особенностями восприятия действительности человеком, который прожил сотни жизней. В целом главный недостаток рассказа - схематичность главного героя, его чисто формальное проживание всех этих жизней. Рассказу не хватает психологизма.

 

"Работа над ошибками" (Владимир и Татьяна Кнари) - 9 упоминаний: 3 первых, 2 вторых, третье, четвертое и 2 шестых. Общая сумма 51 балл.

  Фэнтези на тему Ада, Рая и Человеческих душ. Некий чёрт, из самых неуспешных, совершает ошибку, для устранения которой вселяется в младенца. Цель его поисков - обнаружить того самого человека, чья душа по его недосмотру оказалась между адом и раем, появиться рядом с ним в момент смерти и, тем самым, исправить свою ошибку. Прожив долгую жизнь в человеческом обличии, он, наконец, находит свою цель, как оказалось, они были знакомы и раньше, с самого детства, но ход событий разворачивается по совсем другому сценарию. 

   Отличное построение сюжета - ничего лишнего, и в тоже время очень много дополнительных деталей, которые делают повествование сочным и объёмным. Несмотря на изначальную закольцованность изложения, конец неожиданный и весьма занимательный. Единственное, на что можно посетовать - недостаточная мотивация причин, побудивших тихого и одинокого пенсионера расстаться с жизнью.

 

 

 "Слотеры" (Optimus) - 9 упоминаний: 2 первых, 4 вторых, третье и 2 шестых. Общая сумма 50 очков.

  Отличное фэнтези со всеми признаками цельного, логичного и полно прорисованного мира. Все персонажи - члены одного клана аристократов. Они могущественны, наделены неожиданными способностями, но единство и сила их связанны с замком, который в результате непродуманных действий некоторых из них постепенно превращается в живое существо. Этот процесс губителен для каждого из клана и род прервётся, если главный герой не предотвратит этого. Интрига хороша и красиво оформлена, характеры персонажей отличаются неповторимой индивидуальностью, описания свежи, кратки, остроумны. Главный недостаток - несколько, на мой взгляд, банально прописана сцена схватки главного героя с неким чародеем - причиной всего переполоха в странном семействе. Если бы не эта последняя сцена - повествование держало бы внимание читателя до самого конца.

 

 

"Несса" (Стегозавр) - 11 упоминаний: 2 первых, 2 вторых, третье, 2 пятых, 4 шестых. Общая сумма 44 очка.

   Фантастика? Попытка прогнозировать будущее собственной планеты через несколько поколений? В любом случае рассказ необычен. Герой попадает в общество узаконенного употребления наркотиков, где люди очень отличаются от его современников, хотя и обладают иными привлекательными чертами. И оставшись в этом странном мире, герой становится воспитателем. Который надеется дожить до появления того, кто не сможет жить в мире постоянного наркотического опьянения, чтобы научить его, как можно жить по-другому. Отличная и очень современная вещь.  С глубоким подтекстом.

 

 

Major Майор  Как он не вернулся  

 

Фэнтези. Написанное с большой долей юмора и хорошим знанием предмета. Хотя о полной уникальности сюжета говорить не приходится, даже на СИ есть как минимум два произведения с похожей постановкой. Наш современник попадает в страну драконов, заклинаний, волшебных путешествий и удивительных приключений. Странно ли, что привычному, скучному миру он предпочёл тот - живой и героический: К недоработкам отнесу некоторую схематичность повествования, которая словно бы растаскивает рассказ на две части - неспешное и яркое начало, за которым следует конспективно сжатый конец.  Вероятно, из этой вещи могла бы получиться занимательная и добрая повесть. Маленькое злопыхательное ЗЫ в стиле Ада Скодры - Ялхор пьёт из ручья и вдруг начинает тонуть в бездонном: озере.

 

Шимун Врочек "Ледяное пламя"

 Мистика с фантастической подкладкой. Переселение душ - фирменный конёк Шимуна. Великолепный стиль, выдержанный в описании как попойки скинхедов, так и снежной погони на выживание Маршала. Короткие фразы, тотальная ритмизация текста. По сюжету главный герой является одновременно современным юношей-неонаци и маршалом на Диком Западе, чья жизненная цель - догнать и уничтожить врага. Сложный внутренний конфликт личности или даже личностей, делящих тело и сознание, конфликт их жизненных позиций, идеалов, культурного субстрата, сформировавшего обоих - всё это подано интересно, динамично, живо: но очень напоминает "Три мёртвых бога". Хотя автор пошёл дальше - он дал обеим личностям одну и ту же задачу, выполнению которой они подчинены, и которая не прекращается со смертью, а продолжается снова и снова, до тех пор, пока что?: А вот здесь читателю предоставлено самому ответить на этот вопрос. 

 

 

Борис Долинго "Творец апокалипсиса" 

 Добротный рассказ в стиле советской НФ 60-х годов. Старик бомжеватого типа передаёт двадцатилетнему студенту сложный прибор, полученный им от инопланетян, окопавшихся на Марсе, а вместе с ним и ряд сверхъестественных умений. Обладатель прибора должен сотворить на Земле маленький Апокалипсис на потеху загадочных обитателей дальнего Космоса. Молодой человек соглашается на такой подарок, но задумывает ударить по хозяевам прибора их же оружием.

  Не смотря на всю выверенность сюжета, отсутствие прорех и неровностей стиля, рассказ не вызывает подлинно живого интереса, да в общем, оставляет равнодушным. Как-то всё предсказуемо, стойкое ощущение дежавю и отсутствие изюминки сводят на нет все профессиональные приёмы автора.

 

 

Кайл Иторр "Огонь жизни"

  Сказка на грани фэнтези, фэнтези на грани сказки? Может быть, и то и другое. Скорее философская притча о цене жизни. Некто попадает в царство Смерти для того, чтобы оживить любимую. За 10 лет своей службы он понимает, что должен сделать и, наконец, делает это. Ценой собственной жизни. Красиво, впрочем, у Иторра Кайла многие сюжеты пронизаны идеями добра и красоты. Красивый, выверенный, холодновато-отстранённый стиль. В общем, понравилось, но несколько вразлад с заданием конкурса, хотя формальные требования соблюдены.

 

 

Олег Козырев "Урод Марсианский"

  Космический боевик. Марс погибает, спасти его может только тот, кто соберёт воедино все камни, увезённые с планеты, сколь малы бы они ни были: На всё про всё - всего 70 лет. К сожалению, для землян, марсиане не разборчивы в средствах и спасают свою планету ценой земной цивилизации. Автор не жалеет красок, описывая те ужасы, которые уже претерпевает несчастная Земля и её жители - все возможные политические катаклизмы, ядерные войны и их последствия,  любые средства хороши, чтобы скрыть истинную цель - похищение образцов грунта и горных пород планеты Марс. Цель близка, осталось завладеть последним кусочком породы, но тут марсианин в обличии человека сталкивается с учёным, разгадавшим тайну Марса. Осыпая пришельца проклятиями, из которых наиболее частое "урод", учёный грозит ему бомбой и, похоже, угроза эта вполне реальна. Рассказу не хватает единства стиля, сюжета и достоверности характеров персонажей. Повествование часто меняет темп, начинает завихряться, неоправданно ускоряться: Эпатаж последнего диалога только усугубляет это впечатление. Сырой набросок, оправдать который можно только тем, что о конкурсе автор узнал поздно и написал рассказ всего за несколько часов вместо отпущенных на это 48-ми. Маленькое, злопыхательное ЗЫ, до взрыва бомбы оставалось полминуты, но марсианин всё же нашёл время, чтобы проверить таки карманы умирающего. Увы, поведение неправдоподобное, даже для марсианина.

Виталий Романов "Инверсия"

  Старая добрая фантастика. Но и через пятьсот лет не переведутся среди людей прохиндеи и мошенники, эксплуатирующие прекрасное свойство человеческой натуры - любопытство. Герои собрались отдохнуть на Венере, потратив с толком отпуск и немного развеяться в тесной мужской компании старых знакомых. Неожиданно в кафе зала космопорта к их столику подошёл, по меньшей мере, необычный тип со странным рассказом о тайнах Инверсии. Довольно скоро выяснилось, что он просто мелкий негодяй, ворующий кошельки у доверчивых пассажиров.  Изложено коротко, динамично, читается занимательно, но как-то уж больно неправдоподобно быстро ловятся наши герои на банальную сказочку о Великой Правде, герои, один из которых прожжённый газетчик, слушающий подобные байки по нескольку раз на дню. Выигрышная фигура мошенника подана плосковато, без необходимой в таком случае искорки. И, в заключение, маленькое замечаньице - первая фраза рассказа ясно говорит о том, что рассказчик знакомит нас с происшествием уже имевшим место быть. Однако, дочитав до конца и глянув в начало, создаётся стойкий диссонанс между несерьёзностью инцидента и смыслом первой фразы. 

 

Часть вторая, Пальмовая.

 Двенадцать рассказов - достаточное число, чтобы присудить кому-либо из авторов пальму первенства и раздать некоторое количество причитающихся слонов.

Итак, шесть победителей по версии Мягкого Знака:

 

1. "Слотеры" (Optimus)

2. "Несса" (Стегозавр)

3. Шимун Врочек "Ледяное пламя"

4. "Космический Викинг" (Леонид Каганов)

5. "Работа над ошибками" (Владимир и Татьяна Кнари)

6. Major Майор " Как он не вернулся"

 

   И остальные работы в порядке убывания:

7. "Критическая точка" (Макс Олин)

8. "Когда кольчуги предков велики" (Максим Дубровин aka Avtolic aka автор "Из писательского анамнеза")

9. Кайл Иторр "Огонь жизни"

10. Виталий Романов "Инверсия"

11. Борис Долинго "Творец апокалипсиса"

12. Олег Козырев "Урод Марсианский"

 

 

Часть третья, Тенденциозно-субъективная.

   Коль скоро подборка работ для литобзора отнюдь не случайна, да и сам литобзор написан не из чистого альтруизма, а, преследуя некоторые цели и задачи, то и уйти просто так, даже не попытавшись ответить на вполне закономерные вопросы, будет просто недостойно столь серьёзной компании.

    Итак, вопрос первый: почему рассказ "Космический викинг" победил с таким серьёзным отрывом? Укажу несколько причин, во-первых, оригинальность и универсальность решения конкурсного задания. Рассказ мог с таким же успехом начинаться и заканчиваться практически любой фразой. Все крутились в рамках "семидесяти лет", а этот автор вышел за них. Во-вторых, антураж сюжета очень близок практически каждому из пишущих людей, по сути, автор сделал собирательный образ писателя нашего времени. Это подкупает. Ну, и юмор, чего стоят "шуршащие валенки" или "поддержи отечественного производителя, сволочь!".

  Вопрос второй: а так ли уж чисты были исходные позиции каждого автора? По прочтении 12 рассказов, понимаешь, что некоторые из них были задуманы, написаны и выправлены именно в эти 48 часов, и полностью соответствуют условиям конкурса, а для написания некоторой части рассказов были использованы домашние заготовки, модернизированные в той или иной степени в соответствии с заданием. И, вероятно, жюри должно было как-то разграничить эти рассказы.

Вопрос третий: что даёт участие в подобном конкурсе автору? Ничего не даёт. Так как участие в конкурсах и соревнованиях вообще может дать только одно - представление о самих соревнованиях. Но, участие забирает и выявляет все твои силы и способности, которые, однако же, приобретаются в другое время и в другом месте. Сумел показать всё, чем владеешь - прекрасно. Не сумел - не надо отчаиваться, работай над собой!

 

    Вместо послесловия: Некоторое время назад на сайте начались целенаправленные разговоры о необходимости проведения конкурсов среди работ авторов, постоянно публикующихся на Самиздате.  Согласятся  ли они, участвовавшие в этом конкурсе, принять участие в подобном спринте на СИ?  Возможно ли проведение конкурсов для других жанров по подобной схеме? Много ли желающих попробовать свои силы в таком жёстком, но занимательном развлечении.

 

   С уважением ко всем дочитавшим, искренне, Ь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

       

 

 

 

 

 


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"