|
||
Попытка осмысленного прочтения одного текста Сергея Серёгина "Уокер и Мариана", вокруг которого в своё время бушевали суровые виртуальные бури :). Мы всё читаем понемногу... |
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
..Они сошлись, вода и камень,
Стихи и проза...
А.С. Пушкин
"Ассоциативная игра - один
из способов структурирования
действительности в литературном
произведении, предъявляющий
определённые требования,
как к автору последнего,
так и к читателю."
Сан Цзин Юй
(Из неопубликованной
диссертации на
соискание степени
доктора философии).
"Вредный я человек, не люблю
упрощать читателям задачу.
Наоборот, люблю читателя
обманывать, играть с ним в
смысловую мозаику. :)".
Сергей Серёгин
(из переписки с автором).
Часть первая (сквозь текст):
Ах, как же легко заморочить голову читателю, если имя одного
из лирических героев произведения совпадает с авторским!
Красивый приём! Эффектный. Словно вхождение авторского имени
в лирическую миниатюру вдруг послужило тайной тропинкой,
воспользовавшись которой, его герои незаметно для читателя
сбежали из текста, облеклись в плоть и кровь и стали более
реальными, чем за мгновенье до этого. Вот тут-то автор их и
возненавидел, ибо тогда же и свершилась полная потеря его власти
над их душами и телами. Я написала "авторская" и громко рассмеялась
над самой собой: как легко угодить в новую ловушку! "Уокер и Марианна" -
рассказ в рассказе. Рассказ о том, как двое таких разных персонажей,
постоянно сталкиваемых демиургом псевдо-авторской воли (воплощённом в
том самом герое, чьё имя совпадает с именем Серёгина), неустанно от
встречи уклоняются, ибо смело могут обойтись без неё в своей любви.
И верно, что бы они стали делать, добейся он своего? Бродить по берегу
моря? Живые герои мудрее любого навязанного извне амплуа, как бы ни
хотелось изменить этот мир - всё в нём останется таким, как есть.
- Глупый демиург - скажет читатель, - сколько катастроф происходит
в выдуманном мире! "А если случайно она гуляла по улице, и он
направлялся навстречу, то непременно на город обрушивался циклон.
Асфальт размывало. Падали дома и деревья. Туман заволакивал улицы.
Нева выходила из берегов. И медный всадник, летя по Невскому,
распугивал население."
Подвластна ли игрушечная жизнь чужой воле или же незаметно, исподволь
владеет ей? И как вести себя читателю в таком мире? Верить или не верить?
В Уокера и Марианну легко поверить, их ясные образы в любых двух наобум
взятых женщине и мужчине. Их связь органична и неизбежна, как погоня
электрона вокруг ядра, их мир целен, как целен мир атома. Так что же
остаётся в награду за нейтралитет?
Не более чем понимание того, что: "И тем не менее, они любили
друг друга. Это я знаю точно. Так же точно, как то, что портвейн
"777" - ужасная гадость. Как то, что опохмеляться водкой -
безвкусица. Как то, наконец, что шоколад и шампанское ничем не
лучше селедки и самогона."
И что нам, читателям, в сущности, за дело - сконструирована ли уютная
явь "Уокера и Марианны" в чьём-то сознании, а после перенесёна на
бумагу, или же действительно имеет место в реальном пространстве, если
в её событиях всё стройно и логично, всё обыденно и возвышенно. Потому
каждый, кто прикоснётся к действию миниатюры Серёгина (да и не только
этой), будь то автор или читатель, должен следовать внутренней логике
текста...
Часть вторая (в тексте):
Она любила читать, он писал лирические миниатюры. Её носило
ветром, его заносило на поворотах. Он понимал в публицистике,
её тошнило от слова "сиюминутность". Она с трудом покидала своё
пристанище, он часто не ночевал дома.
Как неуверенно белый лист бумаги и самодостаточно-чёрная тушь,
как бархатное чрево пустой шкатулки и вычурность викторианской
броши, как нежный лепесток камелии и необожжённый керамический
горшок... Они были, потому что их мир создал их в один день
одного года, ибо, если бы это было иначе, скажите, что сталось
бы с ними друг без друга?
Она приходила в его отсутствие и уходила до его возвращения.
Он покидал дом, не дожидаясь её прихода... Так было всегда. Не думая
друг о друге, они жили... И если бы чья-то жестокая воля, изловчившись,
столкнула бы их - они умерли бы в один и тот же миг, став чем-то
третьим.
Ах! Не входите дважды в одну воду!
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"