Евдаймон Мохаф : другие произведения.

Комментарий к эллинистическим фрагментам. Часть 1

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  "60. ДАМАСКИЙ. О началах, 123 (I, 316, 18 R.) - цит.: В этих имеющих хождение Орфических рапсодиях теология умопостигаемого такова. Истолковывая ее, философы [неоплатоники] принимают Хронос [Время] за единое начало всех вещей, Эфир и Хаос - за двоицу, яйцо объясняют как абсолютное бытие и полагают эту триаду первой. Ко второй [триаде] относятся либо вынашиваемое и вынашивающее бога яйцо, либо "сияющее одеяние (хитон)" [ср. с гност. "одеяния Света" - прим. Е.М.], либо облако [ср. с гност. "облако Гимен" - прим. Е.М.], из которых "выскакивает" Фанес. ...Третью [триаду] составляют Метис [Мудрость] - как ум, Эрикепей [ср. с гност. Эрикепайос - прим. Е.М.] - как потенция и сам Фанес [у гност. упоминается Протофанес - прим. Е.М.] - как отец. Быть может, следует принять также и среднюю триаду, соответствующую "трехликому (триморфос) богу, еще вынашиваемому в яйце". Действительно, средний член всегда уподобляется обоим крайним, подобно тому как в данном случае он одновременно и яйцо, и бог. Легко видеть, что яйцо - это единенность, а трех-ликий и в действительности многоликий бог - расчлененность умопостигаемого, а среднее, поскольку оно яйцо, - еще единенное, поскольку бог - уже расчлененное, а говоря в целом, находящееся в процессе расчленения. Такова обычная орфическая теология".
  
  Е.М.: замечу, что сюжет о яйце и подобном был в Египте, в Индии и много где ещё; ср. яйцо - Сингулярность; Эфир - Пространство; Хронос - Время/Гравитация/Необходимость/Становление; Зевс - Жизнь; Эрос - Притяжение/Соединение/Связь etc. Однако понималось это в древности не просто как некая "сила-механизм", а как "сила" и "сущность этой силы, выражающая себя через действие" одновременно.
  
  "66 (ПРОКЛ)
  
  Сей нестареющий Хронос [Время], нетленномудрый, родил
  Эфир [Пространство] и Бездну великую, чудовищную, семо и овамо.
  И не было снизу ни границы, ни дна, ни основания" [Тьма Космоса - прим. Е.М.].
  
  "67 (ПРОКЛ)
  
  [Все было] в темной мгле...".
  
  "70 (ДАМАСКИЙ)
  
  Затем сотворил великий Хронос в божественном Эфире Серебряное яйцо..." [Сингулярность - прим. Е.М.].
  
  "71 (ПРОКЛ)
  
  ...По безграничному кругу
  Оно носилось, не зная покоя...
  Двинулось по неизреченно-огромному кругу...".
  
  "72 (ПРОКЛ)
  
  Бездна туманная и безветренный раскололся Эфир [ср. Большой Взрыв - прим. Е.М.],
  Когда начал возникать Фанес" [Явленный, Перворождённый, Проявленный, Сущий?, Сияющий? - прим. Е.М.].
  
  "75 (БОЛЬШОЙ ЭТИМОЛОГИК)
  
  Его зовут Фанесом, ибо он первый стал видим (фантос) в эфире".
  
  "76 (ГЕРМИЙ)
  
  Четырьмя очами взирая семо и овамо".
  
  "78 (ГЕРМИЙ)
  
  На златых крыльях носящийся семо и овамо".
  
  "79 (ПРОКЛ)
  
  Фанес... имеет головы животных:
  "Издавая бычье мычанье и рык свирепого льва" [ср. с керубами - прим. Е.М.].
  
  "81 (ПРОКЛ)
  
  Женщина и отец-родитель [одновременно], могучий бог Эрикепей".
  
  Е.М.: ср. алхим. андрогин; та же тема - у гностиков, у пифагорейцев вроде бы тоже; ср. с гност. Эрикепайос.
  
  "85 (ПРОКЛ)
  
  ...святого даймона
  Метиса [Мудрость], несущего славное семя богов, коего Фанесом
  Перворожденным величали блаженные на высоком Олимпе".
  
  "86 (ГЕРМИЙ)
  
  Перворожденного (Протогона) _никто не видел очами_ [так что это не Солнце, как думают некоторые - прим. Е.М.],
  Разве лишь одна священная Ночь, а все прочие
  Дивились, созерцая невероятный свет в эфире:
  Так отсверкивало от тела бессмертного Фанеса".
  
  "89 (ЛАКТАНЦИЙ)
  
  Он создал для бессмертных нетленный дом" [иные сферы Космоса - не путать с физич. планетами; + ср. Ин. 14:2, "В доме Отца моего обителей много. А если бы не так, я сказал бы вам: я иду приготовить место вам" - прим. Е.М.].
  
  "91 (ПРОКЛ)
  
  Он смастерил и иную землю, безграничную, кою
  Селеной зовут бессмертные, а земные человеки - Меной.
  Много на ней гор, много городов, много жилищ".
  
  "92 (ПРОКЛ)
  
  Чтобы за месяц она обращалась, как Солнце - за год" [ещё раз - Фанет - не Солнце - прим. Е.М.].
  
  "93 (ПРОКЛ)
  
  [Луна] - небесная [эфирная] земля".
  
  "94 (ПРОКЛ)
  
  ...Он назначил человекам
  Обитать отдельно от бессмертных, в области, где срединная ось
  Солнца поворачивается, наклоняясь; [там] не слишком
  Холодно над головой и не слишком жарко, а средне" [ещё раз: не Солнце - прим. Е.М.].
  
  "95 (ПРОКЛ)
  
  Пребывают [неизменными] дивные дела природы и безграничная вечность (эон)".
  
  "96 (ПРОКЛ) Фанес поставил Солнце надо всем:
  
  "И учинил его стражем и велел начальствовать надо всеми" [сам Солнцем не является, хоть и имеет "сияющую природу", образно говоря - прим. Е.М.].
  
  "97 (ПРОКЛ)
  
  Сие сотворил отец в туманной пещере" ["в туманной пещере" - известный в древности образ материи, в которой, как в пещере, содержится/пребывает Дух - прим. Е.М.].
  
  "101 (ПРОКЛ) Фанес добровольно передает царский скипетр Ночи:
  
  "...скипетр свой велелепный
  Ночи-богине вручил, да имеет царскую почесть".
  
  "102 (АЛЕКСАНДР АФРОДИС.) ...После Фанеса царствует Ночь,
  
  "Скипетр держа в руках велелепный Эрикепея" [Ночь (Нюкта/Никта) - предвечная, изначальная Тьма (не в морально-дуалистическом смысле) Космоса - ср. с египетской Нейт - прим. Е.М.].
  
  "104 (ПРОКЛ) ...Животворный "кратер" Ночи... рождает всякую душу в мире" [кратер - чаша; источник образов, обретающих воплощение в материи, ср. с гност. Барбело; ср. поздние легенды о "Граале" - прим. Е.М.].
  
  "106 (ПРОКЛ)
  
  Ночь - амбросиальная кормилица богов".
  
  "105 (ГЕРМИЙ) Адрастея... дочь Мелисса и Амалфеи... сестра Иды:
  
  "Миловидная Ида и единокровная Адрастея".
  
  Она... содержит в себе все законы... о ней говорится, что она гремит перед пещерой Ночи ["пещера Ночи" - материальная сторона Космоса - прим. Е.М.]:
  
  "...Медные била в ладони
  Ей дала Адрастея..."
  
  Она звенит кимвалами у входа в пещеру Ночи, чтобы все подчинялись ее законам. Внутри, в заповедном святилище Ночи, сидит Фанес, посредине - Ночь, прорицающая богам, а Адрастея - у входа, она законодательствует и дает всем божественные установления. От тамошней Дикэ она отличается как законодательная [власть] от судебной. О тамошней Дикэ говорится, что она дочь Номоса [Закона] и Эвсебии [Благочестия] ...вот они-то и вскармливают Зевса [Жизнь - прим. Е.М.] в пещере Ночи... Закон дается от Адрастеи и богам ...и вообще всем".
  
  "108 (СИРИАН)
  
  Взял он тогда и распределил между богами и смертными Космос,
  Над которым первый царствовал славный Эрикепей" [в гност. текстах - Эрикепайос - прим. Е.М.].
  
  "109 (ГЕРМИЙ)
  
  Затем она [Ночь] родила Землю и широкого Урана [Небо],
  Она явила их, _[обратив] из неявленных в явленных_ [ср. с гност. Барбело - прим. Е.М.], и каковы они происхожденьем".
  
  "120 (ПРОКЛ) Титаны терпят поражение от Олимпийцев:
  
  Хоть и могучи они, а с лучшим, [чем сами], столкнулись,
  В казнь за ужасную наглость и дерзкое их безрассудство" [титаны - ср. с библ. мифом о "падших ангелах" - прим. Е.М.].
  
  "121 (ПРОКЛ) [Титанов], "чье сердце неумолимо", чья природа беззаконна... [Уран] сбросил в глубокий Тартар земли" ["земли" - вещества, материи, в область большего "оматериаливания" - стихийные силы и некоторые физ. процессы - в более низкие области Космоса; поясню мысль: Космос един - уровней его, которые, как матрёшка, существуют одновременно друг с другом, но на разных "этажах" - много; всё это существует одновременно в одном Космосе, но людям доступно лишь 7 в среднем - после перехода за 7 воспринимаемых ~потоков - Сфер, которые из-за символизма путают с буквальными, физическими планетами - откроется восприятие сначала Огдоады, Восьмого уровня (это уровень Софии у гностиков, точка перехода, Врата между каузальным и акаузальным) - а потом и дальнейшее; выйти за пределы восприятия 7 (негативный аспект которых - 7 сил материализации, "архонты" у гностиков, "привязки") необходимо ещё здесь - в случае успеха восхождения к Восьмерице (Софии) осуществлён будет переход на сверхпсихический уровень существования - у гностиков это становление Эоном Плеромы, у более ранних - становление божеством, героем в изначальном смысле или даймоном; способы гностиков и радикальных аскетов - это один из вариантов, но он похож скорее на топорный самопинок - к тому же есть вероятность утраты личностности в любом виде вообще - это пресловутое "растворение себя в", а не сверхличностностный переход, да к тому же это более поздняя концепция-новодел с множеством искажений - восхождение через 7 Сфер - гораздо более древняя концепция - древнее и орфизма, и пифагореизма; ещё у шумеров символ Земли был образом 7 Сфер - что характерно! - но не только у них сие было - прим. Е.М.].
  
  "123 (ОЛИМПИОДОР) Четыре реки [подземного царства] соответствуют четырем элементам и четырем странам света: Пирифлегетонт соответствует огню и востоку, Кокит - земле и западу, Ахеронт - воздуху и югу... а Океан - воде и северу".
  
  "129 (ПРОКЛ)
  
  Из всех них Ночь растила и холила Крона" [Становление, Время + Гравитация, основной "конструктор и архитектор этой Вселенной" - прим. Е.М.].
  
  "137 (ПРОКЛ)
  
  Крон... оскопляющий [ограничивающий Временем и пр. - прим. Е.М.] и [сам, в свою очередь], оскопляемый [Зевсом, т.е. Жизнью - прим. Е.М.]".
  
  "139 (ЛАКТАНЦИЙ)
  
  Самый первый над земными человеками царил Крон,
  А от Крона родился великий владыка, дальновидец Зевс [Жизнь от Становления, от Времени - прим. Е.М.]".
  
  "140 (ПРОКЛ) Богослов Орфей поведал о трех родах людей. Первый - золотой, созданный, по его словам, Фанесом, второй - серебряный, им правил Крон, а третий - Титанический, его создал из титанических членов Зевс".
  
  "145 (ПРОКЛ) Орфей отождествляет Рею с Деметрой:
  
  Прежде бывшая Реей, когда стала матерью Зевса, стала Деметрой".
  
  "146 (ДАМАСКИЙ) ...у Орфея Крон... проглатывает своих детей...".
  
  Е.М.: "Кронос проглатывает своих детей" - это можно трактовать не только через призму Времени, но и через призму монотеизма - это описание перехода от политеизма к монотеизму, когда верховное (или одно из) божество Пантеона "ассимилирует" в себе ["проглатывает"] образы, черты, функции, атрибуты и эпитеты с именами других божеств, становясь абсолютно "Единым". В этой связи понятно и гност. представление о Протоархонте. Кроме того, Кронос-Время содержит в себе более мелкие отрезки - часы, минуты, дни, недели, года, века, младшие эоны (одно из значений эонов - отрезки времени, века и пр.) - когда эти отрезки проходят, кончаются - тогда они "проглатываются Кроносом", Временем вообще, т.е. становятся его частями в нём самом, как в едином процессе, как в принципе Становления. Зевс же - как Жизнь - умудряется продолжать себя, т.е. выжить, несмотря на процесс хода Времени - Жизнь выживает в том числе и в бессмертных душах людей, образно говоря. Гностики же считали души всё-таки смертными (бессмертным считали Дух), так как полагали, что рано или поздно Время пожнёт и Жизнь посюстороннюю - догонит - и именно потому они искали спасения за пределами этой стороны - в Ином, откуда Дух происходит - но это результат дуализма понимания структуры Космоса, тогда как то, что они считали Иным по отношению к Космосу - древние считали лишь гораздо более высоким уровнем Космоса - т.е. разница была и в определениях - гностики считали Космосом лишь материальную и трёхмерную сторону Бытия - у них не было целостного восприятия в этом моменте (исключение - 2-3 текста, насколько я помню - т.н. "Книга Величия Отца" и ещё некоторые), но это вопрос отдельный. Время - это материя в становлении. Время - это пространство в движении. Время - это изменение. Время - это "Хаос", направленный по одному вектору. И многое другое. Интересно, что наименование Отца у гностиков - Эон Эонов, Великий бесконечный Эон - и это же "временное" название может быть применено к Хроносу, но в материи (они писали, что эоны "архонтов" - это копия Эонов Истинных, Эонов Плеромы - т.е. схема аналогична, но на другом уровне - в акаузальном; возможно они разделяли Время на каузальное (Протоархонт и пр.) и акаузальное (многомерное, Иное) - Эон Эонов Плеромы; если так, то всё сходится). Да и yw называют как "Владыкой Веков" (по сути век - эон), так и "Эль-Олам" [el-olam].
  
  "155 (ПРОКЛ) [Зевс говорит Крону]
  
  Восстанови поколение наше, даймон преславный!" [ср. воскрешение из мёртвых - прим. Е.М.].
  
  "157 (ПРОКЛ) [скипетр Фанеса -] в _двадцать четыре_ меры" [24 часа, 24 эона, 24 буквы, 24 таттвы (в некоторых фрагментах), 24 руны старшего Футарка и т.п. - прим. Е.М.].
  
  "158 (ПРОКЛ)
  
  Шла за ним [Зевсом] следом тяжкокарающая Дикэ (Правда), пособница всем".
  
  "159 (ГЕРМИЙ) Справедливость, согласно богослову, рождается от Номоса (Закона) и Эвсебии (Благочестия)".
  
  "160 (ПРОКЛ) Номос (Закон) - парэдр (спутник) Зевса, как говорит Орфей" [ср. "одесную его (yw) огнь закона", Второзак. 33:2, Суд. 5:4 etc. - прим. Е.М.].
  
  "162 (ПРОКЛ) Демиург, как говорит Орфей, вскармливается Адрастеей (Неизбежностью), имеет спутницей Ананкэ (Необходимость) и рождает Еймарменэ (Судьбу)" [напомню про Эймармене у гностиков - прим. Е.М.].
  
  "163 (ПРОКЛ) Величайший Зевс сочетается браком с Герой, поэтому она именуется "равночинной" ему" [ср. "Яхве и его Ашера" - прим. Е.М.].
  
  "167 (ПРОКЛ)
  
  (a) Перворожденного мощь вместив тогда Эрикепея,
  Тело всего он имел во чреве своем во глубоком.
  К членам своим примешал он божию силу и храбрость,
  Вот почему с ним _все вещи внутри Зевса вновь сотворились_.
  (b) И просторы эфира, и неба блестящие выси,
  И беспредельного моря, земли велеславной основа,
  И Океан великий, и Тартар земли преисподний,
  Также и реки, и Понт безграничный, и все остальное,
  Все бессмертные боги [эоны - прим. Е.М.] блаженные, да и богини,
  Все, что было тогда, и все, _чему быть предстояло_,
  Стало _одно, во чреве Зевеса слилось воедино_".
  
  "168 (ЕВСЕВИЙ, СТОБЕЙ)
  
  Зевс стал первым, и Зевс - последним, яркоперунный.
  Зевс - глава, Зевс - середина, все происходит от Зевса.
  Зевс мужчиною стал, и Зевс - бессмертною девой.
  Зевс - основанье Земли и звездообильного Неба.
  Зевс - дыхание всех, Зевс - пыл огня неустанна.
  В Зевсе - корень морей, Зевс также Солнце с Луною.
  
  Зевс - владыка и царь, Зевс - всех прародитель единый.
  Стала единая власть и бог-мироправец великий,
  Царское _тело одно, а в нем все это кружится_:
  Огнь и вода, земля и эфир и Ночь со Денницей,
  Метис-первородитель и Эрос многоусладный -
  _Все это в теле великом покоится ныне Зевеса_.
  В образе зримы его голова и лик велелепный
  Неба, блестящего ярко, окрест же - власы золотые
  Звезд в мерцающем свете, дивной красы, воспарили.
  Бычьи с обеих сторон воздел он рога золотые -
  Запад вкупе с Востоком, богов небесных дороги.
  Очи - Солнце с Луной, противугрядущею Солнцу.
  Царский же ум неложный его - в нетленном эфире,
  Коим слышит он все и коим все замечает:
  Речь ли, голос ли, шум иль молва - нет звука, который
  Не уловили бы уши Крониона мощного Зевса.
  Образ такой обрели голова и разум бессмертный.
  Тела же образ таков: осиянно оно, безгранично,
  Неуязвимо, бездрожно, с могучими членами, мощно.
  Сделались плечи и грудь, и спина широкая бога
  Воздухом широкосильным, из плеч же крылья прозябли,
  Коими всюду летает. Священным сделались чревом
  Гея, всеобщая мать, и гор крутые вершины.
  В пахе прибой громыхает морской, тяжелогремящий,
  Ноги - корни земли, глубоко залегшие в недрах,
  Тартар гнилостно-затхлый и крайние Геи пределы.
  Все сокрывши в себе, на свет многорадостный снова
  Из нутра произвесть, творя чудеса, собирался".
  
  Е.М.: ещё версия "языческого" монотеизма по сути, опровергающая ложь о том, что "никогда такого у других не было!" и т.п. безграмотную ахинею.
  
  "169 (АРИСТОКРИТ МАНИХЕЕЦ) [ст. 1 - 5 = фр. 168, 6 - 10]:
  
  Всё он чует один и промыслит всё боговидно,
  Все на глазах у Зевеса повсюду, отца и владыки,
  Боги бессмертны живут, равно как и смертные люди,
  Звери, да птицы, да все, что дышать и ползать умеет,
  Не утаиться от Зевса и сонмам людей однодневным,
  Всем их делам беззаконным, [не скрыться] и зверям нагорным,
  Диким, четвероногим, мохнатым и с духом могучим".
  
  "170 (ПРОКЛ)
  
  Бромий великий и Зевс всевидящий...".
  
  "191 (ПРОКЛ) Рожденные от Реи Куреты, по словам богословов, обступают творца Вселенной и пляшут вокруг него..." [ср. пляска Давида в ВЗ, ср. "Вокруг него (yw) стояли серафим... И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят господь Саваоф! вся земля полна славы его!", Исаия, 6:2-3; ср. флейтисты Азатота у Лавкрафта, но это уже другая область... - прим. Е.М.].
  
  "207 (ПРОКЛ) ...Зевс назначает его [Диониса] царем всех... богов и воздает ему высочайшие почести. "Хоть и младому еще, неразумну участнику пира". Поэтому богословы часто называют Солнце "новым [молодым] богом" - по словам Гераклита, "солнце ежедневно новое" [фр. 58] - как причастное дионисийской силы" [ср. "И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте", Марк, 9:7, + Мф. 3:17 + Мк. 1:11 + Лк. 3:22 и т.п.; ср. "славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам", Мф. 11:25 и т.п.; ср. Христа часто называют "Солнцем Правды" и связывают его с жизнью - "Христа узрим, Правды Солнце, _всем жизнь возсияюща_" - в аналогии с Дионисом речь шла о частицах Жизни (Зевса), нисшедших и пребывающих в душах и в живых существах, в Природе и т.д. - это заряд жизни в материи, живое в неживом, бессмертное в плоти и в смертном; буквального отождествления с Солнцем физическим тоже нет; Павел был эллинизированным по культуре явно, а потому вполне мог применить (прямо или косвенно, осознанно или неосознанно) те образы и сюжеты, которые ходили в эллинизированной среде - и применить к человеку по имени Иешу - применить вполне искренне, считая этот ход мысли откровением свыше; можно сослаться на ВЗ местами - но вполне очевидно, что ВЗ тоже не на пустом месте возник - что-то осталось от первичной религии и более древнего пантеона тех племён, что-то было прямо или косвенно заимствовано от прочих, что-то - адаптировано под свою концепцию и т.д. - это сложный и многоуровневый процесс формирования исторически; та или иная культура всегда влияет на сознание человека и общности - это может проявляться и неосознанно; в музыке есть подобное - придумаешь мелодию - ты точно знаешь, что только что сам её сочинил - а потом где-нибудь услышишь подобный или схожий фрагмент, либо вспомнишь позже похожее из музыки других - так и тут; но я говорю не о всём, а лишь о некоторых фрагментах, подобиях и образах - прим. Е.М.].
  
  "208 (ПРОКЛ) Отец сажает его на царский престол, вручает ему скипетр и провозглашает царем всех внутримирных богов:
  
  "Слушайте боги! Его я вам царем назначаю!" [тут всё очевидно - прим. Е.М.].
  
  "209 (ОЛИМПИОДОР) Когда Дионис напечатлел свое отображение в зеркале, то последовал за ним, и таким образом раздробился на Вселенную, а Аполлон его собирает воедино и восстанавливает, поскольку он очищающий бог и воистину спаситель Диониса, почему его и воспевают как Дионисодателя".
  
  "(ПРОКЛ) [Богословы] говорят, что Гефест сделал Дионису зеркало; посмотрев в него и увидев в нем свое отображение, бог выступил из самого себя и изошел во все разделенное на индивидуальные вещи творение" [тут есть множество параллелей и с герметизмом, и с гностицизмом; это и София, увидевшая что-то сияющее внизу, которую выводит Эон Христос; и фрагмент про Человека и его отражение из герметических текстов, и пр. - долго цитировать - материя, зримое - (каузальное) - есть отражение незримого, Иного, акаузального; перво-образы условного "мира идей" и воплощение в материи; гностический Перво-Человек и его "упрощённая копия" - телесный адам (человек); Эон Христос по гност. сюжету есть совокупное излияние/эманация сил и энергий Эонов Плеромы - воплощение Единого, которое по своему подобию (являющееся в свою очередь подобием Отца) вос-создаёт Человека из человека, либо создаёт Нового Адама, т.е. Нового Человека; поднимает Софию обратно из середины в Эоны Плеромы; Дух, поднимающий на своих крыльях живую душу; здесь такой образ Единицы, единого вектора вос-соединения - это Аполлон (~Дух), тогда как части Диониса - это живые души в материи - ср. "вместе - тело Христово, а порознь - члены"; вспомните ещё и манихейский сюжет о собирании частиц Света; на более древнем и простом примере - это очищение 7 Сфер/потоков в самом человеке от искажений и гармоничное их воссоединение под руководством Духа, когда эмоциональная душа-психе ему подчиняется, как внутреннему вождю, дабы идти к трансценденции; это красная стадия Алхимии; это Ум-Нус, синхронизирующий в человеке внутренние потоки и гармонизирующий сознание; это и интеграция 7 Сфер, и работа с их теневыми аспектами etc. - а по подобию микрокосма и макрокосма - это Ум Вселенной, устрояющий её; в Египте же и в некоторых других древнейших культах этим воссоединением занималась богиня - Исида; в древнейших представлениях во многих культурах условно-небесный и более активный аспект персонифицировался в образе богини, тогда как бог-отец представлялся скорее условно-хтоническим, связанным с образами подземного огня и т.п. - связь с Природой была и у богини, и у бога, просто вектор был более усилен то в одну, то в другую сторону - аналогично и в шайва-шактизме, кажется, Шива ассоциируется с Умом, созерцающим себя в себе и в мире, тогда как Шакти - активный принцип и проявление; но надо понимать, что все имена и сюжеты в древних религиях - это образы процессов, а потому имена могут отображать один смысл, но быть взаимозаменяемы от сюжета к сюжету; многие путаются, когда то Диониса, то Зевса, то Гелиоса, то Аполлона, то кого-то ещё называют "Солнцем" символически, но они не понимают, как надо читать символизм - в итоге составляют всякие таблицы "солярных" и "хтонических" богов, дуалистически интерпретируют всё это, пытаются искать противопоставления, радикальные противоположности и т.п., пытаются логически и рационально всё скомпоновать - в итоге путаются во всём этом, составляют генеалогии, где всё противоречиво - имена - лишь внешнее - и это они не учитывают - имена дают люди - это лишь инструмент, а не смысл; разными сюжетами и образами можно выразить одно - "язык птиц" в Алхимии касается в том числе и сего вопроса; акаузальное восприятие вам в помощь; это не "трёхмерная" логика и рацио-, а "многомерное" и иррациональное, отчасти ~интуитивное понимание; тем же, к слову, отличается "Мифос" от мифа; тем же - ритуально-обрядовое пространство от бытового; с этим связано и "небо философов" в Алхимии; смотрите на внешнее, как на театр - а за масками и куклами сюжетов ищите суть и смысл, который от внешних масок и кукол не зависит; по этой же причине эвгемеристическую бредятину я отвергаю и считаю её виновной в упадке некоторых древних религий, точнее не самих религий даже, а их восприятия людьми со всем этим буквалистским набором, человекопоклонничеством, обрядоверием etc. - прим. Е.М.].
  
  "210 (ПРОКЛ)
  
  (a) Умное сердце оставили только...
  (b) На _семь_ членов всего разделили мальчика..." [наложите схему условного Древа из 7-и Сфер (потоков) на тело человека-микрокосма - и поймёте локальный вариант и глобальный вариант (не в физич. смысле, конечно) - прим. Е.М.].
  
  "ПЛУТАРХ. О плотоядении, I, 996 С: Миф о страстях Диониса и его расчленении, о дерзновенном покушении Титанов на него и об их наказании и испепелении молнией, после того как они вкусили мертвой плоти, в аллегорической форме говорит о новом рождении [палингенесии]. Иррациональную, неупорядоченную и склонную к насилию часть [нашего существа], поскольку она не божественного, а демонического происхождения, древние назвали Титанами; именно эта часть несет наказание и справедливое возмездие" [не согласен с этой поздней, морально-дуалистической интерпретацией сего сюжета в духе зороастризма, манихейства и гностицизма, например - но верно то, что Титаны суть силы материальности, овеществления, огрубления - это можно сравнить и с сюжетом о Нибелунгах с ожерельем из скандинавских саг, где силы материальности "овладели" эмоциональной живой душой (персонифиц. Фрейей) за ожерелье - очень похоже на сюжет с Софией Ахамот - ср. с гност. текстами о душе - намёк на то же самое - см., например, Наг-Хаммади, кодекс 2, "Толкование о душе"; подобный сюжет отчасти обыгрывается в некоторых интерпретациях ВЗ и в каббале, где "отошедший от Яхве Израиль" сравнивается с "неверной женой", потом фрагмент про Оголу и Оголиву в ВЗ, а воссоединение наоборот символически отождествляется с своеобразной иерогамией Яхве и Израиля ("Дщерь Сиона", как образ) - у христиан аналог сего - Церковь (невеста Христова, как совокупность христиан) соединяется с Христом в брачном чертоге; у гностиков это душа, соединяющаяся с Духом; София + Христос; София, вернувшаяся в Плерому и т.д.; Шива + Шакти, Осирис + Исида и т.п. в разных вариантах; восстановление изъяна в гностицизме, исцеление Короля во многих легендах; восстановление разбитых сосудов в каббале; поздняя интерпретация сюжета о грехопадении с яблоком, где Христос символически становится некогда утраченным новым плодом нового Древа - ср. с древом Сфер, где одна Сфера скрыта - в разных концепциях, религиях и культурах этот мотив исказился в своём ключе, но общее тоже прослеживается - но в "авраамических" сюжетах я этот мотив считаю поздним по многим причинам, а каббала - средневековый синкретизм; кроме того, эоническое и более глобальное относить к жившему когда-то человеку я не стану, даже если это складно и красиво звучит на первый взгляд - сами идеи гораздо древнее и вполне прослеживаются задолго до того - это результат взаимодействия гораздо более древних культур - прим. Е.М.].
  
  "ПРОКЛ. Гимн VII к Афине, ст. 11 сл.: O ты, которая спасла неискромсанное сердце Владыки... и отнесла его к отцу, чтобы по неизреченному замыслу родителя от Семелы родился в мире новый Дионис" [~Новый Эон; и отмечу, что в данном случае речь уже про Афину - прим. Е.М.].
  
  "211 (ОЛИМПИОДОР. К "Федону" 67 с) Разве Платон не перепевает здесь орфические сказания о том, что Дионис разрывается на части Титанами, а соединяется Аполлоном? Поэтому он сводится воедино и собирается, т.е. возрождается от Титанической жизни к единовидной".
  
  "(ПРОКЛ. К "Тимею" 35 b) ...Это число [седмица] привходит в душу... чтобы она обладала разделением на семь долей как символом Дионисийского ряда и выраженного в мифической форме расчленения... а гармонией между этими семью долями она должна обладать как символом Аполлонического ряда..." [опять о Гебдомаде - прим. Е.М.].
  
  "(ПРОКЛ. К "Алкивиаду I", 103 а) ...Подобно тому как Орфей ставит над царем Дионисом аполлоническую монаду, отвращающую его от выступления (эманации) в титаническое множество и сошествия с царского престола и блюдущую его непорочную чистоту в единении".
  
  "212 (ОЛИМПИОДОР) ...царем их [новых богов] Платон считает Солнце, которое тесно связано с Дионисом через Аполлона согласно Орфею" [дело в том, что центр символического древа 7 - это Сфера Солнца (не путать с физическим Солнцем и астрономией) - она соединяет 3 условно-нижних Сферы (Луна-Меркурий-Венера) на схеме Гебдомады с 3 условно-верхними Сферами (Марс-Юпитер-Сатурн) - есть и другие варианты схем, но там схожие мысли объясняются другим символическим языком и образами, а потому и соотношение иное будет в деталях - прим. Е.М.].
  
  "217 (ПРОКЛ) Орфей упоминает кратер Диониса и помещает много других кратеров вокруг Солнечного стола" [ср. Грааль; ср. Круглый Стол короля Артура - круг 12 рыцарей, 12 подвигов Геракла, 12 Эонов, 12 - Зодиак и т.п., 12 "племён-колен Израиля" (попытка обрядово-символически в рамках своей концепции "привязать" на архетипическом уровне это к 12 - к "кругу неподвижн. звёзд"; 12 камней с именами колен - из той же серии - см. хошен; в культуре многих народов в религиозной области создаётся обрядово-ритуальное символическое поле смыслов - берётся почти один каркас, на который накладывается локальный, местный "Мифос" - так создаются ролевые "привязки" к архетипическому в рамках ритуально-обрядового пространства, создаются знающими людьми - такое много где встречается - но понятно, что их последователи будут это всегда отрицать - в том и смысл, чтобы сие так и работало; перевод эманаций и "поля смыслов" на свою работу, вот и всё - это одна из причин того, почему я не христианин - это работа на чужой для меня "образ грядущего" и в чужом для меня "поле смыслов", не близко, как не близка и Византия, и Иерусалим, например - ничего личного: я не считаю ни первое, ни второе каким-либо "ориентиром", "идеалом", "центром мира" (как пресловутые консерваторы из тех, кто постоянно говорит о "европейской христианской культуре", ставя тем самым для себя абсолютным идеалом древнееврейский Иерусалим и пр.; забавно, что финикианка Европа, дочь Астарты, даже мифологически не имеет ко всему этому отношения), а в чью-то "избранность" не верю, ибо это уже скорее политическая сторона концепта, нежели нечто иное, но это было большое отступление от темы), 12 учеников Христа и т.п. - прим. Е.М.].
  
  "218 (ПРОКЛ)
  
  Все творил Зевс-отец, а Вакх приводил в исполненье" [ср. "Сын ничего не может творить сам от себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и сын творит также", Ин. 5:19 + Ин. 5:30 + Ин. 8:28 + Ин. 12:49 + Ин. 14:10 и т.п. - прим. Е.М.].
  
  "228 (ВЕТТИЙ ВАЛЕНТ)
  
  (c) А душа, бессмертна и вечно юна, - от Зевеса.
  (d) Всех бессмертна душа, а тела подвержены смерти".
  
  "229 (ПРОКЛ) ...у Орфея посвящаемые в таинства Диониса и Коры молятся:
  
  Кругу конец положить и от зла вздохнуть с облегченьем" [выход за пределы 7 Сфер; прото-гностицизм; подобное есть и в Индии во множестве вариантов; однако тут видны влияния моралистического дуализма, что в орфизме - результат искажения более ранней концепции, переделанной орфиками под себя - прим. Е.М.].
  
  "230 (СИМПЛИКИЙ) [Души] привязаны воздающим всем по заслугам богом-демиургом к колесу судьбы и рождения, от которого, согласно Орфею, невозможно освободиться, если не умилостивить тех богов, "коим приказ от Зевеса / Отвязать от круга и дать от зла передышку" человеческим душам" [см. мой комментарий выше - прим. Е.М.].
  
  "231 (ПРОКЛ) Согласно Орфею, души возвращаются к рождению из подземных мест и тамошних судилищ через триста лет, он также считает три сотни символом полного периода очищения человеческих душ".
  
  "232 (ОЛИМПИОДОР) Дионис - источник избавления, поэтому его зовут Лисеем [Избавителем] [душ - прим. Е.М.]".
  
  "235 (ОЛИМПИОДОР)
  
  Много нартеконосцев, но мало [истинных] вакхов" [ср. "ибо много званых, но мало избранных", Лк. 14:24 - прим. Е.М.].
  
  ***
  
  [Все цит. по: "Фрагменты ранних греческих философов", изд. подг. А.В. Лебедев. М., 1989]
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"