Евдаймон Мохаф : другие произведения.

О растворении в Абсолюте и гнозисе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  В одних концепциях речь идёт о "слиянии с" или "растворении" в Свете, в Боге, в других - в Тьме, в Хаосе, в Мировой Душе, в Абсолюте, в Пустоте, в Брахмане etc. - и везде всё сводится к чему-то неосознанному с утратой какой бы то ни было разницы между Я и не-Я, к безличностности, к утрате "индивидуального мыслящего в себе", образно говоря - это почему-то связывается с "полным освобождением", "благом", с "переходом за пределы" (переходом чего? капля, упавшая в море - становится морем, переставая быть чем-то отдельным, растворяется, аннигилируется по сути). Названия меняются - суть растворения остаётся. Последнее время думаю - а не результат ли это (подобные воззрения в широком смысле) логической ошибки? И в чём тогда разница - материалист скажет о распаде, прочие же - о растворении - ведь "пребывание" в не-сущем = не-существование? Питательный бульон в желудке остаётся питательным бульоном, а не чем-то большим. "Достижение покоя", "упокоение в Свете" = несуществование вообще, получается.. Перечитывал упанишады - та же картина.
  
  В процессе изучения гност. текстов я заметил ~2 версии - есть как намёки на некое "сохранение" себя-как-Эона в Полноте Эона Эонов (т.е. в Боге-Отце; образно и упрощённо, разумеется), т.е. как одного из множества, но есть и множество фрагментов, по всей видимости говорящих о полном слиянии без каких-либо различий, как Свет очищенный везде и всегда есть один и тот же Свет, который одинаков в себе, тогда как "различия" порождаются "материей", а личностность воспринимается, как ~проявление души, а не Духа, который, как (образно говоря) ~"Движок всего" - тогда получается, что "ассимиляция"/"растворение"/"спасение"/"поднятие из материи" Духом души убирает и личностность (она осознаётся тогда "иллюзорной" ещё до сего), как таковую, поскольку "подняться" до уровня Духа способно то, что стало ему подобно во всём, т.е. Дух дополняет душу и она сама по сути становится Духом - это слияние и "чертог брачный", т.е. душа сливается с Духом в сизигию и становится чем-то Единым - Единым во всём и всех, получается - до полной тождественности - такова вторая версия, как я понял из текстов. Так достигается Покой по второй версии с "растворением". По первой же версии, о которой писал в начале абзаца, можно вспомнить фрагмент, что это "_Движение_ и Покой", т.е. множество Эонов различаются между собой в Плероме, но взаимодействуют в какой-то иной Гармонии, живя Духом, который и является их Жизнью - получается, что Покой - это т.с. "Плеромическая Структура/Система в целом", как находящаяся в Гармонии, а Движение - это процессы взаимодействия в самой Плероме, т.е. и разница Эонов тоже - а если учесть, что Плерома не имеет конца, то это суть Всё, Бог etc. Единственное, что смущает, скажем так - "а не метафора ли это красочная просто?".
  
  Фр. гл. 100 Пистис Софии:
  
  "Или теперь снова вы не поняли и пребываете незнающими? Или не знаете вы, и не понимаете, что вы и все Ангелы, и все Архангелы, и Боги, и Господа, и все Архонты, и все великие Невидимые, и все, которые от середины, и те, которые от всего Места правого, и все Великие излияний света, и вся их слава, что __вы все друг с другом из одного и того же теста и одного и того же вещества, и одной и той же сущности, и что вы все из одной и той же смеси__? И по велению первой Тайны смесь будет принуждаема, пока все Великие истечений света и вся их слава не очистятся, и пока они не очистятся от смеси. И они не очистились сами по себе, но очистились по принуждению, согласно устроению Единого, Неизреченного. И они, они совсем не страдали и не изменялись в местах, и совсем не мучились, и не переливались в разнообразные тела, и не пребывали в какой бы то ни было скорби. Особо же вы, __вы суть осадок Сокровища, и вы осадок Места правого, и вы осадок Места тех, которые от середины, и вы осадок всех Невидимых и всех Архонтов, словом, вы осадок всех этих__. И вы были в великих страданиях и великих скорбях в переливаниях в разнообразные тела мира. И потом все эти страдания вами самими вы оспорили и побороли, притом отреклись от всего мира и всего вещества, которое в нем, и не перестали искать, пока не нашли все тайны царства света, которые __вас очистили и сделали вас чистым светом, очищенным весьма, и вы стали светом очищенным__. Вот поэтому я сказал вам однажды: "Ищите и найдете". Вот я сказал вам: ищите тайны света, которые очищают тело вещества и __делают его чистым светом, очищенным весьма__. Воистину говорю вам: ради рода человеческого, потому что он вещественен, я измучил себя и принес им (то есть людям) все тайны света, с тем, чтобы я очистил их, потому что они - осадок всего вещества их вещества, иначе ни одна душа во всем роде человеческом не спаслась бы, и не смогли бы они наследовать царство света, если бы не принес я им тайны очистительные. Ибо __истечения света не нуждаются в тайнах, ведь они очищенные, но род человеческий есть те, которые нуждаются в них, потому что все они - осадки вещественные__. Вот поэтому я сказал вам однажды: "Здоровые не нуждаются во враче, но больные", то есть те, которые от света, не нуждаются в тайнах, потому что они суть светы очищенные, но род человеческий есть те, которые нуждаются в них, потому что они (то есть люди) суть осадки вещественные. Вот поэтому возвестите всему роду человеческому: не переставайте искать днем и ночью, пока не найдете очистительных тайн, и скажите роду человеческому: отрешитесь от всего мира и всего вещества, которое в нем. Иначе - кто покупает и кто продает в мире, и кто ест, и кто пьет от его вещества, и кто живет во всех его заботах и во всех его связях, тот собирает себе другие вещества к своему остальному веществу, потому что весь этот мир со всем, что в нем, и все его связи суть осадки вещественные, и каждый будет спрошен о его чистоте. Вот поэтому я сказал вам однажды: "Отрешитесь от всего мира и всего вещества, которое в нем, чтобы вы не собрали себе другого вещества к вашему остальному веществу, что в вас". Вот поэтому возвестите всему роду человеческому: отрешитесь от всего мира и всех его связей, чтобы вы не собрали себе другое вещество к вашему остальному веществу, что в вас, и скажите им: не переставайте искать днем и ночью и не успокаивайтесь, пока не найдете очистительных тайн, которые __очистят вас и сделают вас чистым светом__, так что взойдете горе и наследуете свет царства моего".
  
  - т.е. единым, одним, одинаковым Светом, как я понял. Есть там и такой фрагмент: "Вот поэтому вы взойдете горе и проникнете во все места этих всех Великих истечений света и _пребудете царями в царстве света_ вовеки" - но это может быть и метафора, образность, а не реальное отличие множества в Едином. Сложновато сказать однозначно.
  
  В других концепциях это можно назвать слиянием, поглощением, ассимиляцией, очищением до полного тождества сути всего со всем etc. - иными словами: большее впитывает/вмещает в себя меньшее, локальное - до полной тождественности. + "поглощение/растворение видимого невидимым" (в гност-ме - см. "Послание к Регину": "Это духовное воскресение, которое поглощает психическое таким же образом как плоть" - но с психическим вроде бы личностность и связана, как таковая, тогда как Высшая Личностность получается "одна на всех" по одной из версий - см. выше; но так ли это в действительности?). Было ли у гностиков именно такое представление - не могу сказать однозначно, но по современному ~подобию это можно и с множеством "ботов" сравнить, т.е. личность "сидит за компьютером" в Ином, образно говоря, тогда как "боты в материи"; вот только один ли "сидящий за компьютером" или всё сложнее? но это уже другой вопрос, который к гностикам по сути не имеет прямого отношения - у них всё-таки скорее всего было представление о полном растворении в Свете.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"