Евдаймон Мохаф : другие произведения.

Продай одежду - купи меч

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  О знаменитом "продай одежду - купи меч" (Ев. от Луки, гл. 22).
  
  36 Тогда он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;
  37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о мне, приходит к концу.
  38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.
  
  По контексту вполне очевидно, что мечи им были нужны, чтобы их приняли за "злодеев", т.е. чтобы таким образом "исполнилось" пророчество про "и к злодеям причтен" - они должны были просто выступить в роли "злодеев", образно говоря. Никаких "призывов к войне" и т.п. тут нет. И подтверждение того, что мечи эти лишь для вида нужны были - Ев. от Матфея, гл. 26:
  
  52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
  
  56 Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив его, бежали.
  
  Но многие упорно продолжают эту фразу цитировать вне контекста, как это сделал в своё время Бернар Клервоский - красиво звучит, поэтично, да, мне тоже нравится эта фраза в воинской интерпретации... но! - это, увы, всё-таки обычная околополитическая манипуляция вне контекста, применяемая для обоснования своих целей.
  
  Ещё интересно то, что по некоторым данным там речь вообще шла о ножах, а не о мечах.
  
  Вот что говорил об этом Иоанн Златоуст:
  
  "Они шли прямо с вечери после трапезы; вероятно, поэтому, там для агнца _были и ножи_; когда же они услышали, что на Иисуса будет сделано нападение, то и _взяли с собой эти ножи_ для защиты своего учителя; но это они сделали _только по своей воле_. Поэтому-то Христос и упрекает Петра, и притом со страшной угрозой, _за то, что он употребил меч_ в отмщение пришедшему рабу, хотя он поступил так горячо в защиту не самого себя, а своего учителя. Но Христос не допустил, чтобы от этого произошел какой-либо вред. Он исцелил раба, и сделал великое чудо, которое могло открыть и его кротость, и могущество, а равно и нежность любви, и покорность ученика, потому что тот поступок был свидетельством его любви, а этот послушания. Когда он услышал: "вложи меч в ножны" (Иоан. 18:11), то тотчас повиновался и впоследствии никогда не делал этого. Другой же евангелист повествует, что ученики спрашивали его: "не ударить ли нам мечом" (Лук. 22:49)? Но Христос воспретил это, и исцелил раба, а ученику возбранил еще с угрозой, для того, чтобы более вразумить его: "ибо все", говорит он, "взявшие меч, мечом погибнут". И приводит основание, говоря: "или думаешь, что я не могу теперь умолить Отца моего, и он представит мне более, нежели двенадцать легионов ангелов"? Но "как же сбудутся писания"? Этими словами он остановил их горячность, показывая, что случившееся с ним соответствует и Писанию. Поэтому он и там молился, чтобы они с покорностью перенесли случившееся с ним, зная, что это совершается по воле божьей. Итак, двумя причинами он хотел успокоить учеников: во-первых, угрозой наказания тем, которые начинают нападение: "ибо все", сказал он, "взявшие меч, мечом погибнут"; во-вторых, тем, что он терпит это добровольно: могу, говорит он, "умолить Отца моего".
  
  (см. полную версию - Иоанн Златоуст, Толкование на Ев. от Матфея, беседа 84)
  
  "А Христос и здесь совершает чудо и тем в одно и то же время и научает нас _благодетельствовать зло творящим_, и обнаруживает свою силу. Рабу он возвращает ухо, а Петру говорит: "все, взявшие меч, мечом погибнут" (Матф. 26:52). Как поступил при умовении (ног), смирив горячность Петра угрозою, так поступает и здесь".
  
  (см. полную версию - Иоанн Златоуст, Толкование на Ев. от Иоанна, беседа 83)
  
  "В то время когда другие еще спрашивали, он как более горячий, не дождавшись ответа, ударил по голове, но отрезал ухо. Ученики имели два ножа, как сказал Лука (22, 38), которые они взяли, вероятно, после вечери; ножи были настолько велики, что ими можно было пользоваться для отражения нападающих. Видя случившееся, Иисус Христос сказал: оставите до сего, и коснувшись уха его, исцелил его; это присоединил Лука (22, 51). Словами: до сего Иисус Христос показал, что с премудрою целью раб первосвященника лишился уха, именно чтобы показать, что первосвященники завистью лишены были слышания пророчеств относительно его, т.е. понимания их. Исцелением раба он показал свое милосердие к ним, и то, что мог бы отомстить им, если бы хотел; _научил также делать добро тем, которые делают нам зло_. Но каким это образом поражает мечом тот, которому заповедано не мстить? Прежде всего - он делал это не за себя, а за учителя, а потом - _был еще не совершен_; но смотри, как много впоследствии он терпит и все это кротко переносит. Кто-нибудь может удивляться, как это не схватили и не убили учеников после случая с рабом первосвященника. Без сомнения, та сила, которая ослепила и повергла на землю, рассеяла и гнев за отсечение уха.
  
  Стих 52. Тогда глагола ему Иисус: возврати нож твой в место его: еси бо приемшии нож ножем погибнут. Упрекнул его и показал, что _не нужно пользоваться мечом для защиты Бога_; этим, конечно, _запретил и всякое оружие_ (!)".
  
  (см. - Евфимий Зигабен, Толкование Евангелия от Матфея, глава 26)
  
  "Отселе примите сами на себя заботы о своих делах, а не возлагайте всего на меня; ибо дела ваши будут не таковы, как были легки и не трудны, но вы подвергнетесь и голоду, и жажде, и многим бедствиям. На это намекает словами о мешке, суме и мече. Поэтому будьте бодры, так как вы имеете алкать и нуждаться в пище, на что намекает "сумой", и мужественны, так как впадете во многие опасности, на что указывает "меч". Говорит это, конечно, _не для того, чтобы они носили с собою мечи_, но чтоб, как я сказал, объявить о войнах и бедствиях и сделать их ко всему готовыми".
  
  "Поэтому Господь говорит им: отселе носите "сумы", то есть так располагайтесь и заботьтесь, как имеющие испытать голод, и купите "мечи", то есть так берегите себя, как имеющие встретить опасности и войны. - Некоторые покупку меча разумели иначе. Сим, - говорят, - он намекает на имеющее вскоре совершиться нападение на него и на то, что его захватят люди - убийцы. Так как пред этим временем они спорили друг с другом о первенстве, то Господь говорит: теперь время не спорам о первенстве, но время опасности и убийств. Ибо и меня, учителя вашего, отведут на смерть, и притом на смерть бесчестную. Но чрез это исполнится на мне сказанное: "и к злодеям причтен был" (Ис. 53, 12). Итак, _желая указать на разбойническое нападение, он упомянул о мече_, и не открыл совершенно, чтобы не смутились каким-нибудь ужасом, не умолчал совершенно, чтобы не пришли в смятение в случае внезапного нападения, особенно же для того, чтобы, вспоминая впоследствии, подивились его предведению и почудились, как он, однако ж, предал сам себя на страдание за спасение людей, а поэтому и сами не убегали ни от каких болезней за спасение некоторых. Я думаю, что Господь говорит так приточно для того, чтобы получили пользу после, когда вспомнят и поймут. Поскольку тогда они находились в таком недоразумении, что сказали: Господи, вот здесь два меча, а _он, видя, что они не поняли (!), говорит: довольно_, хотя и не было довольно. Ибо если бы против пришедших разбойническим образом нужно было употребить человеческую помощь, то _не довольно было бы и сотни мечей_. Если же не человеческое, но Божественное содействие нужно было, то _излишни_ были и два меча. Однако ж Господь не захотел обличать их в непонимании, но, сказав "довольно", пошел. Это подобно тому, как и мы, когда, беседуя с кем-нибудь, видим, что он _не понимает_ наших слов, говорим: хорошо, оставь; хотя и не хорошо, но, чтобы не оскорбить его, оставляем. Господь поступил так потому, что видел, что _ученики не понимают сказанного_".
  
  (см. - Феофилакт Болгарский, Толкование на Ев. от Луки, глава 22)
  
  ***
  
  Что и требовалось доказать. Можно ещё толкования приводить, но суть там такая же.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"