Евдаймон Мохаф : другие произведения.

Религия и 3-й Рейх

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  [изначально этот текст - комментарий по теме; но пусть это будет заметка-заготовка для статьи, которую я возможно напишу в дальнейшем; давно хотел это сделать, так как большинство статей на эту тему не совсем объективные по разным причинам; меня же в данном случае интересует история, а не апология/обвинение; однако для этого ещё множество источников необходимо переводить, находить, изучать и т.п.; если будет время и желание - напишу]
  
  ********
  
  В религ. политике была полная каша (как и в других вопросах, особенно в тех, которые касались вост. территорий, впрочем), которую пытались хоть немного устаканить, придумывая всевозможные примиренческие концепции ("позитивное х-во" и т.п.) - с полит. точки зрения это понятно, но потом этот вопрос просто отошёл на второй, а то и на 10-й план - не до того уже было. Было всякое - "лишь бы в политику не лезли". Дабы отделить личную религию и полит. активный элемент они использовали новый термин "политический католицизм" - об этом писали многие - особенно Розенберг и Гейдрих (см. "Перемены в нашей борьбе", например), в "Штурмовике" было огромное кол-во карикатур и статей на эту же тему. В лагеря и из фёлькише, и из католиков отправляли чаще именно по полит. мотивам. Был "Кружок Крейзау", основателем которого был граф Хельмут фон Мольтке (да-да, родственник того самого Мольтке), была Bekennende Kirche (т.н. Исповедующая Церковь) - х-ское движ-е сопротивления и мн. другие. Из условно-"языческих" были Deutsche Glaubensbewegung - вполне существовали до 45-го года, но там были и фёлькише-квази-христиане, "ариохристиане" и пр. синкретизм, судя по всему.
  
  Про огромное кол-во материалов Розенберга писать можно долго. Были статьи, где он восхищался зороастризмом, пренебрежительно говоря о псалмах, например. В "Мифе 20-го века" он провозглашает "религию крови", отрицает ВЗ, Павла, Моисея, иуд. пророков, Яхве (назыв. его "пустынным демоном"), но (условно) признаёт Христа - и это вполне в духе характерной для Рейха риторики - то же самое говорил и писал Гитлер и многие другие. Гитлер любил часто ссылаться на Провидение, на Всевышнего, на Господа, цитировать фрагменты и речевые обороты с крылатыми фразами из Библии, но забавно, что в своих речах и статьях то же самое иногда делал и Сталин. Гитлер высмеивал Авраама (см. речь - Hitler, Adolf - "Why we are anti-semites" - Text of Adolf Hitler"s 1920 speech at the Hofbrauhaus"), закон Моисея называл "лишь полит. идеологией" ("MK"), отрицал ВЗ, но условно-положительно говорил о Христе; в тексте "Большевизм от Моисея до Ленина" Дитриха Эккарта всё аналогично - Гитлер даже называл себя католиком, но ясно, что с отрицанием ВЗ, Яхве, Моисея, Авраама, иуд. пророков и пр. это будет считаться "ересью". Атеистом он не был, просто под Богом и Всевышним понимал не Яхве, а Божественное вообще, Бога в чистом виде, без конфессий (ср. Бог в понимании Плотина, например - и т.п.). То же самое и у Гиммлера, и у мн. других, но там, где Гиммлер говорит о Боге, называя его "Herrgott" ("Господь Бог" - хотя понятие широкое, если разобраться) - не говорится ни о Христе, ни о "Сыне Божьем", ни о Марии и пр. - т.е. по форме похоже на х-во (что понятно - романтика рыцарских Орденов, Крестовых Походов и т.п.), но не по содержанию - не говоря уж о другом этосе, что показательно. Гиммлер в его работе "Sicherung Europas" осуждал инквизицию.
  
  Автор текста "Голос предков" ("Die Stimme der Ahnen", 1937) - _не_ Генрих Гиммлер; настоящий автор - Frithjof Fischer (есть даже его фото с автографом, где присутствует и имя, и псевдоним). Некоторые приписывают Гиммлеру брошюру "Wir Heiden", но я первый раз слышу о ней, не видел ни текста, ни скана. В действительности есть более весомый источник (скан и перевод легко найти в сети) - SS-Hauptamt, "Rassenpolitik", 43 г. - это текст Гиммлера - см. в переводе: "Расовая политика" - там есть о Церкви фрагмент показательный.
  
  У Розенберга есть и такая работа - Rosenberg, Alfred - Das Parteiprogramm - Wesen, Grundsaetze und Ziele der NSDAP (25. Auflage 1943, 43 S.) - там он раскрывает пункты прог. NSDAP.
  
  Некоторые ссылаются на предисловие к "Мифу" Розенберга, но это рейхс-хуцпа банальная. Розенберг был вынужден оправдываться после того, как его полуеретическое (с христианской точки зрения) творение подверглось критике с раздуванием из некоторых мыслей на религиозную тему целого скандала, что бросало тень на всё движение. Кого Розенберг прямым текстом называл "пустынным демоном", например? Подобные пассажи были и в "Der Sturmer" (см. ЉЉ18/1943, 29/1943 (s. 1-2), 8/1945 etc. - авторы: Эрнст Химер и Юлиус Штрайхер). Если и Гитлер, и Розенберг, и некоторые другие отрицают ВЗ, Авраама, Моисея, и даже Павла иногда, то христианами в чистом виде со стороны считать их никто не будет - отношение к личности Христа при этом не играет определяющей роли - у Епифания Кипрского в Панарионе целый список признающих Христа еретиков, например. Показательны и те фрагменты из "MK", где Гитлер прямо говорит о утилитарном подходе, о том, что не хочет что-то менять, реформировать и т.п., потому что не знает, чем заменить, говорит, что эти споры только вносят раскол, что это выполняет хотя бы моральные функции и т.д. Но в речах часто обращается к Богу, да - понимая под Богом не Яхве, а что-то своё, более личное, вероятно. У него, однако же, был в круглой подвеске портрет (или фото) его матери, а на другой стороне крышки подвески - крест (где-то фото было в архивах). Мадонна с младенцем на его картине - типичные немцы внешне. Похоже на то, что он к этому сюжету относился с глубинным чувством, возможно из-за тёплого отношения к своей матери, но это уже другой вопрос.
  
  Показательна речь Розенберга "Мировоззрение и богословие" (от 5 ноября 1938 года) - есть в сети перевод. Там он поясняет пункт 24 прог. NSDAP. По поводу замены распятий на hakenkreuz у Розенберга было в "Мифе 20-го века", как и про замену ВЗ на саги. Но, как уже говорилось, Розенберг быстро понял, что зашёл куда-то не туда - и был вынужден оправдываться потом. Тема "германского Христа" в то время вообще была популярной и в фёлькише-языческой среде, и в около-христианской среде - Вилигут с его квази-христианским культом, Розенберг, Штрайхер, Рудольф Юнг, Вирт, Ран, Виланд, Ланц и многие другие - их аналоги в США и других странах Европы (и во Франции, и в Англии были) - все в той или иной степени касались этой темы со своей стороны. Разница лишь в том, что некоторые прямо отрицали Яхве, тогда как другие просто интерпретировали его иначе, не столь буквально. Есть ещё текст "Бог живёт только в гордых сердцах" - смешно, но как название, так и фрагменты самого текста - всё это прямо противоречит х-ву - ср. "Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать", "возвышающий себя унижен будет" и пр. в таком же духе. Этот текст часто ошибочно приписывают Гитлеру, но его автор - Людвиг Фридрих Бартель (Ludwig Friedrich Barthel) - см. SS-Leitheft Љ 6, 1944. Там есть фраза: "der Gott des Trostes ist nicht der unsrige", "бог утешения - не наш бог" - что характерно. И т.п. Просто нац-куки источники не проверяют, как обычно - из той же оперы приписывание Гитлеру псевдоисторической статьи о "готах-казаках" ("Казаки: германские следы на Востоке"), тогда как автор - опять _не_ Гитлер. И самое смешное, что даже пишущие книги историки сию ахинею повторяют, не удосужившись проверить. Далее.
  
  Роберт Лей, "Судьба - я верю!" - речь 03.11.1936 г. В этой речи Лей заявляет, что германцам и германской культуре 10.000 лет, а то и 20.000 лет (!). Он заявляет, что они "нашли веру в Адольфе Гитлере - и через него снова обрели Бога". Вот один из примеров того, как появляются подобные Серрано интерпретации личности Гитлера, как "медиатора" (в работах фон Шираха подобные фразы тоже часто встречаются - понятное дело, что не в таком смысле, как у Серрано и оккультистов, конечно). Dr. Robert Ley, "Schicksal - ich glaube!", "Wir alle helfen dem Fuhrer", (Munich: Zentralverlag der NSDAP, 1937), стр. 103-114; в англ. - "Fate - I believe!". Ещё один интересный и показательный материал: Robert Ley, "Internationaler Volkerbrei oder Vereinigte National-Staaten Europas?", (Berlin: Verlag der Deutschen Arbeitsfront, 1941), в англ. - "International Ethnic Mush or United National States of Europe?". Здесь интересно для исследователя то, что отрицается ВЗ (здесь и далее - Ветхий Завет) и Яхве (именуемый в тексте Иеговой), но это в целом для Рейха типично. Более того! Говорится, что марксистский интернационал напрямую (!) происходит от универсализма Павла-Шауля-Савла. Далее критикуются кратко Павел, Моисей, иуд. пророки. Ещё раз о эрзац-"христианстве" (оно же - "позитивное христианство", "немецкое христианство" и т.п.) в Рейхе, да.
  
  Розенберг, "Мировоззрение и богословие", речь 05.11.1938 г. Говорит, что Германия подверглась атаке не только со стороны "культа предков" (фёлькише, очевидно), но и со стороны христианских конфессий. Критикует т.н. "политический католицизм". Критикует церковное милосердие и сострадание. Некоторые заметки о 24-м пункте программы NSDAP. Говорит, что партия не связывает себя с вероисповеданиями. Источник: "Tradition und Gegenwart. Reden und Aufsatze 1936-1940", Blut und Ehre, IV. Band, стр. 128-138. Замечу, что все эти попытки устаканить конфессии в Рейхе сами по себе сомнительны, т.к. религиозная идентичность почти всегда воспринимается носителем выше всех прочих идентичностей: религиозный христианин всегда в первую очередь христианин, поэтому он будет смотреть на попытки скрестить христианство с узко-национальной темой, как на дикий бред и еретический новодел. Ещё см. Розенберг, "Адольф Гитлер. Последние записи, Нюрнберг 1945-1946".
  
  Ещё позиция Штрайхера заводит ум за разум: в своём "Завещании" он как обычно отрицает ВЗ, Моисея, Авраама, что уже было, но внезапно критикует христианство (так и написано в тексте - не злоупотребления отдельных лиц и пр., а именно так), но симпатизирует Христу при этом. Что-то совсем путаница получается. Очень характерная для н-с цитата в духе: "мы не против х-ва, не хотим его заменять на что-либо и т.д., но наш Бог - не Яхве" - одновременно. Гностиками они, разумеется, тоже не являлись. Ещё фрагмент против х-ва на стр. 7 текста Гиммлера "Sicherung Europas" есть. Есть много фрагментов в разных источниках и в пользу х-ва, но по большей части это опять-таки набор цитат из Гитлера.
  
  Ещё забавный момент в присяге - "я клянусь перед Господом Всемогущим" и т.п. - однако см. Мф. 5:34 "а я говорю вам: не клянись вовсе".
  
  Есть ещё скан книги "SS en Religie" - J.C. Nachenius (Jan Coenraad Nachenius), De Nederlandsche SS. Ещё заметка - Das Schwarze Korps - Jahrgang 1936 (1936, 35 S., Scan, Fraktur) - "Wie steht es um den "Deutschen Glauben"?". В SS-Leitheft разное было. Можно ещё много источников приводить, но и сего достаточно, чтобы понять всю кашу и в этом вопросе в Рейхе.
  
  P.S.: я прекрасно знаю, что к ВЗ относятся критически и в рамках христианства (для того и дан НЗ), как и то, что по христианским представлениям ВЗ был лишь прообразом грядущего, а многие установления "были даны по снисхождению к человеческой слабости" - читал комментарии отцов Церкви, но в данном случае речь не об этом - никто из отцов Церкви при этом не отвергал самого Авраама, Моисея, пророков иудейских, Давида, Иисуса Навина и пр. - и уж тем более Павла (это и представить сложно в рамках их религии). В случае же с цитатами отдельных деятелей Рейха речь идёт именно о непризнании не только этих людей и их роли (одно название "Большевизм _от Моисея (sic!)_ до Л'енина" чего стоит? лишь один пример), но даже лично Яхве - все конфессии хором это "ересью" назовут.
  
  ********
  
  Ещё в тему.
  
  "Ihr Kampfblatt ist die Zeitschrift "Germanien", Monatsheft fur Germanenkunde zur Erkenntnis deutschen Wesens, die einzige deutsche Zeitschrift, die seit ihrer Begrundung im Jahre 1928 die gesamte vorgeschichtliche, germanenkundliche und geschichtliche Forschung diesem grossen Ziele dienstbar macht. In ihr findet der Deutsche, der zu den Quellen seines Wesens zuruckstrebt, den ganzen Reichtum des vieltausendjahrigen Geisteserbes wieder; er findet an diesen Quellen seelische Bereicherung und eine Hinlenkung auf das ewige Ziel, das der Allvater [sic!] selbst den Deutschen gestellt hat".
  
  Joseph Otto Plassmann, "Julnacht - Weihenacht", 01.12.1936.
  
  Журнал действительно интересный - очень много сканов его номеров есть на archive.[org] - просто посмотрите в поиске по запросу "Germanien". Вот примерно этим в том числе и занималось "Наследие Предков". С точки зрения рейхс-германистики и индоевропеистики интересно посмотреть. Много фото и иллюстраций.
  
  ***
  
  Девиз "Gott mit uns" далеко не при Гитлере появился, но некоторые до сих пор думают иначе, что смешно.
  
  ********
  
  Само по себе использование рун ещё ничего не значит (см. христианская купель с рунами, например), однако если Вилигут действительно был автором дизайна кольца SS, то это показательно в плане синкретизма - во всяком случае руны на кольце SS - это именно "арманический футарк", т.е. гвидо-фон-листовщина, судя по всему, но могу и ошибаться. Есть фото могил SS и в виде креста, так что это не особый аргумент, впрочем.
  
  ********
  
  [...]
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"