Михайлов Евгений : другие произведения.

Капитан Кроун: Судьба У Русских Берегов

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Грядет очередная война с Турцией. Швеция показывает оскал агрессора. Со стороны Пруссии возобновились интриги. Великобритания стала ревниво относиться к успехам России, перестаёт делиться новыми технологиями в кораблестроении и запрещает своим морякам идти служить на русский флот. Россия окружена врагами. В срочном порядке Екатерина Вторая поручает адмиралу Самуилу Грейгу сформировать эскадру в Средиземное море для поддержки восстания православных народов против гнета Османской Империи в Архипелаге. Россия испытывает большой дефицит в кораблях, матросах и особенно в опытных морских офицерах. Российский посланник в Англии, граф Воронцов, лично обеспокоен подбором кандидатов из числа самых лучших британских и датских моряков. После десяти лет исправной службы на Королевском военном флоте, тридцатипятилетний Роберт Кроун, исполняющий обязанности лейтенанта на фрегате Диана, шотландец по происхождению из клана МакГрегор, отпрыск легендарного Роб Роя, ввиду постоянных отказов в присвоении очередного заслуженного офицерского звания и отсутствия какой-либо перспективы в Англии, в феврале 1788 года, благодаря уговорам графа Воронцова, решил перейти на русскую службу. С этого момента его жизнь радикально меняется...

КАПИТАН КРОУН: СУДЬБА У РУССКИХ БЕРЕГОВ



Евгений МИХАЙЛОВ


 []


Грядет очередная война с Турцией. Швеция показывает оскал агрессора. Со стороны Пруссии возобновились интриги. Великобритания стала ревниво относиться к успехам России, перестаёт делиться новыми технологиями в кораблестроении и запрещает своим морякам идти служить на русский флот. Россия окружена врагами.

В срочном порядке Екатерина Вторая поручает адмиралу Самуилу Грейгу сформировать эскадру в Средиземное море для поддержки восстания православных народов против гнета Османской Империи в Архипелаге. Россия испытывает большой дефицит в кораблях, матросах и особенно в опытных морских офицерах. Российский посланник в Англии, граф Воронцов, лично обеспокоен подбором кандидатов из числа самых лучших британских и датских моряков.

После десяти лет исправной службы на Королевском военном флоте, тридцатипятилетний Роберт Кроун, исполняющий обязанности лейтенанта на фрегате Диана, шотландец по происхождению из клана МакГрегор, отпрыск легендарного Роб Роя, ввиду постоянных отказов в присвоении очередного заслуженного офицерского звания и отсутствия какой-либо перспективы в Англии, в феврале 1788 года, благодаря уговорам графа Воронцова, решил перейти на русскую службу.

С этого момента его жизнь радикально меняется...






ГЛАВА ПЕРВАЯ

Год 1787. Портсмут, графство Хэмпшир, Великобритания




Погода была привычно ветреной. Горожане как обычно прогуливаются по пристани, совершенно не обращая внимания на хмурое небо и грязно-серые высокие буруны на море. Даже единичные деревья давно смирились с соседством постоянных сильных зюйд-вестовых ветров, продолжая расти не в верх, а сильно прижатыми к земле.

Жизнь любого портового города всегда шумит, не умолкая ни на секунду. Но в Портсмуте всё кипело. Сказать, что в Портсмуте сосредоточены все жизненно необходимые службы для Королевского флота, значит сказать ровно ничего. Портсмут и есть сам Королевский флот.

Сам город располагается на острове Порти, который возвышается над морем всего на десять футов Фут (англ.: foot) - англ. мера длины, равная 30,48 сантиметрам; складывается из 12 дюймов (дюйм равен 2,54 см). и отделён от главного острова Великобритания лишь узким и мелким проливом. Местные жители легко переходят его в отлив.

В западной части острова находится Портсмутская гавань, где по всему берегу раскинулись королевские верфи. Над крышами многоэтажных складов повсюду виднеются частоколы топ-тимберсов деревянных наборов корпусов. В каждый уголок острова со стапелей расходится монотонный стук топоров, словно биение сердец будущих кораблей.

С внешнего рейда в тихую гавань и обратно тянутся две длинные нескончаемые вереницы парусов всевозможных размеров. Сама гавань была забита до отказа судами разных рангов и классов. Между большими линейными кораблями, фрегатами и военными шлюпами, размеренно покачивающихся на волне, бесконечно снуют туда-сюда небольшие люггеры, карликовые ялы, катера и баркасы, постоянно перевозя то людей, то провиант, то товары или боезапасы с берега на корабли - с кораблей на берег.

Портсмутская гавань огласилась привычным для морского уха затяжным эхом корабельных рынд, повсеместно отбивающих склянки. Но эти звуки тут же поглотил протяжный звон большого колокола с центрального здания Адмиралтейской верфи.

В 4 милях к северо-западу, на другой стороне Портсмутской гавани, виднеется хмурый замок Портчестер, окруженный небольшими одноэтажными постройками. Некогда средневековый замок из серых камней, встроенный в развалины старой римской крепости с Д-образными башнями третьего века. Современнику замок знаком по пьесе Уильяма Шекспира "Генрих V". А сейчас он служил англосаксам обычной тюрьмой для многочисленных французских военнопленных.

Война между странами закончилась много лет назад и пленные, как и их тюремщики, нудно коротают время в ожидании обмена. Одни играют в карты, другие дружно поют или танцуют. А некоторые французы, сидя по уголкам, мастерят небольшие искусные модели кораблей. Делают их не из дерева, а из бычьей кости. Уникальные по своей красоте модели пользуются высокой популярностью среди английских вельмож. Такой заработок позволял существенно разнообразить пропитание товарищей по несчастью. Порой кажется, что скупое английское правительство специально морило голодом французов в надежде на их беспрепятственный побег и таким образом самостоятельное решение проблемы затратного содержания заключенных.

Хоть французы ведут себя весьма мирно и дружелюбно, но на улицах до сих пор регулярно встречаются патрули морской пехоты. Виной тому послужил последний серьезный инцидент, произошедший больше 10 лет назад. Пожар 1776 года нанес сильнейший урон верфи. Горожане говорят, якобы пожар был устроен вором по прозвищу Джон-красильщик, который сочувствовал американским колонистам в их деле за независимость. На восстановление понадобилось несколько лет и колоссальные денежные суммы из казны. С тех пор ни один из морских чиновников Адмиралтейства не хотел рисковать своим именем и головой, и больше не пренебрегал чрезмерной безопасностью в порту и городе. А корабелы даже решили изменить расположение строений на верфи, возведя новые склады пеньки в достаточной стороне от канатного двора и пороховых магазинов.

Однако, бухта становилась проблемой для флота по мере того как развивалось английское кораблестроение, а корабли увеличивались в размерах и водоизмещении.

В военное время флот оснащался в Спитхеде англ.: Spithead - якорная стоянка в проливе Солент, между островом Уайт и берегом Хэмпшира. Получил название от песчаной банки Спит, выступающей на 3 мили в море от берега. Размеры акватории приблизительно 13 Ч 4 мили. Глубины на стоянке 4,5?18 м (15-55 футов), по фарватеру 10-18 м. Грунт ил и песчаный ил. Высота приливов 0,8?4,9 м (3?15 футов). Дает хорошее укрытие от преобладающих юго-западных и западных ветров, удовлетворительное укрытие от южных ветров.. А в бухту Портсмут-Харбор судам надо заходить для установки новых мачт и доковых работ. Но современные линейные корабли уже не могут зайти в бухту. Глубины на баре в горле бухты лишь 14 футов в отлив и только 12?15 футов дополнительно во время прилива. Чтобы уменьшить их осадку приходится разоружать корабли на внешнем рейде и выгружать пушки в небольшие катера и тендеры, доставляя орудия на берег для временного хранения. Для этого у входа в гавань с южной стороны верфи был сооружен оружейный причал.

Но и после этого корабли заходят в гавань лишь с приливом. При выходе кораблей из бухты на рейд к ним опять устремляется множество малых судов, возвращая вооружение и запасы. Это чертовски сложно и изнурительно для всех, ибо по обе стороны бара часто образовываются водовороты, грозясь ухватить судёнышко вместе с нерадивым экипажем на дно. Но иного выбора не нет. Флот продолжает расти, и внутри бухты с каждым годом становится все теснее и теснее. Вскоре большие корабли стали заходить в защищенную бухту только по большой нужде.

Интенсивность мореходства усилилась тем, что за последние годы в Портсмуте дополнительно расположили причалы флотского Комитета снабжения англ.: Victualing Board, пороховые склады и пристани Комитета по вооружениям англ.: Ordnance Board. А хороший источник пресной воды позволил Комитету дополнительно построить на западном берегу бухты, буквально напротив верфи, большую пивоварню, включая здоровенный бондарский цех. Там же на западном берегу, к северу от двора снабжения, 15 лет назад разместили пороховой магазин. Этот магазин, прозванный в народе Приддиз Хард англ.: Priddy's Hard, был в ведении Комитета по вооружениям. В складе, окруженном каменными стенами неимоверной толщины, хранят колоссальное количество бочек пороха - аж четыре с половиной тысячи.

Но большинство снабженческих заведений как пекарня, скотобойня, мясные и прочие склады были разбросаны по всему городу в разных местах, что нередко доставляет неудобства мирным горожанам, особенно ночью, постоянным грохотом груженых телег по мостовой, запахом свежего конского навоза, вспышками фонарей, тенями под окнами и лихим сержантским словом, пробивающим ночную мглу и любые ставни.

Со стороны Госпорта, фасадом на Спитхед, был построен подчинявшийся Комитету по больным и раненым англ.: Sick and Hurt Board военно-морской госпиталь Хаслар. Это заведение возвели 43 года назад как более экономную альтернативу размещению больных моряков по частным домам или общественным больницам, которым ранее выплачивали нешуточные компенсации за присмотр. Теперь госпиталь стал самым крупным медицинским учреждением не только в Великобритании, но и во всем цивилизованном мире, и имеет 84 хирургических и общемедицинских отделений на 2 тысячи с лишним коек с карантином для больных чахоткой, лихорадкой или даже оспой. Хаслар является единственной надежной для пережившего морское плавание поправиться после ранений и болезней. Правда, удачей было еще добраться до Хаслара, поскольку действительно образованных и умелых в практике врачей на военных кораблях крайне мало, а фельдшеры могут лишь отрезать конечность, перебинтовать рану или дать лимонный сок. Моряки всегда стремились поймать удачу. Но навсегда привязать её к себе не получалось ни у кого, о чем напоминают целые поля со свежими следами братских могил вокруг госпиталя.

Если Портсмут является основной базой военного флота, то соседний Спитхед выступает исходной точкой для многих флотов и конвоев, направлявшихся Транспортным комитетом во все уголки света. Укрытый островом Уайт остров Уайт (англ. Isle of Wight) - самый большой остров Англии, расположен в проливе Ла-Манш на расстоянии (5-8) км от побережья графства Гемпшир, отделён от острова Великобритания проливом Солент. от зюйд-вестовых ветров, Спидхед издавна стал местом сбора экспедиций. На этом участке Солента, размерами всего три на восемь миль, многочисленные флота сосредоточиваются, вовсе не опасаясь столкновений. Главным путем выхода в Канал, как называли англичане пролив Ла-Манш, является восточный проход -вокруг мыса Сент-Хеленс. Но в случае спешки умелые лоцманы нередко пользуются и западным проходом, мимо многочисленных острых скал, метко прозванных "Нидлс" англ.: Needles - Иглы - меловые скалы расположены в западной части бухты Алум Бэй пролива Солент, вблизи самой западной точки острова Уайт..

Главной охраной порта и верфи со времен Генриха VIII служит замок Саутси англ.: Southsea Castle - замок Южных морей. Его мощные многочисленные орудийные батареи сделали неприступным порт для врагов, защищая все важные объекты сразу со всех сторон: и с моря, и с суши. Убереги, Господи, глупые души, рискнувшие взять эту цитадель.

Традиционно семейные офицеры проживают неподалеку. Если удачливы, то их семья живут на небольших загородных виллах. В противном случае снимают комнаты у местных жителей. Холостые офицеры предпочитают снимать апартаменты с компаньоном по чину со своего же корабля для экономии и веселой компании в холодные зимние вечера. Зачастую хозяйка съемного жилья - это старая вдова мичмана или капрала, которая несмотря на сварливый характер никогда не отказывает в приюте молодым мичманам и зеленым лейтенантам.

Невзирая на вечную активность военных, горожане мирно прохаживаются по набережной и неспешно обсуждают события, которыми этот год был весьма насыщен как никогда. Недавно из порта отправились несколько экспедиций колонизировать новые земли. Одна экспедиция ранней весной ушла к берегам Африки. Другая, самая крупная, аж из одиннадцати разных кораблей, отошла от причала 13 мая и взяла направление в Тихий океан для покорения южного материка. Знающие люди называют его Австралией. Корабли были заполнены смельчаками-переселенцами, солдатами и матросами, но большую часть пассажиров составили каторжники и проститутки. После сокрушительной для Британской короны войны с американскими повстанцами, английские политики нуждались в появлении новых колоний, новых завоеваний. Народ требовал, чтобы туманный Альбион вновь воспарил духом великой империи. Мужчины в основном спорили, за сколько дней пройдет навигация, а барышни на перебой сокрушались выпавшими испытаниями на долю бедолаг, но восхищались от возможных впечатлений красотой неведанных земель.

А еще в Портсмуте наконец-то открылась достроенная церковь Святой Анны. Город растёт изо дня в день. По последним записям секретариата Мэрии, население перевалило за двадцать пять тысяч. Горожане давно нуждались в святых местах не меньше, чем в пивоварне, очередном трактире или новой пекарне. Поэтому местные прихожане весьма рады красивому высокому и просторному сооружению для богослужения из красного кирпича.

Но особые страсти в последние дни занимают дискуссии о возможном появлении в порту новшества, которыми усыпали побережье других британских портов Плимута и Вулиджа. Жители единодушно крайне не хотят вместо привычных плавно покачивающихся мачт военных и торговых кораблей видеть унылые безжизненные халки, расставленных вдоль побережья плотными рядами В 1776 году Британский Парламент издал закон о создании плавучих тюрем (анг.: Prison hulks). Для этого использовали старые корабли без мачт, которые не могут выйти в море, но способные держаться на воде рядом с берегом. Во времена войн с Францией и Америкой в таких халках содержались военнопленные. В одном тюремном халке из переоборудованного трехпалубного старого корабля могли содержать до тысячи заключенных. Это было временной мерой, и тем не менее практика просуществовала более 80 лет.. Все сетовали, что Парламент принял закон об этом как временный, всего на пару лет, но тюремные халки стремительно продолжали заполнять британские берега.

Незаметно начал срываться холодный дождь. Горожане один за другим без спешки стали прикрываться зонтами, даже не думая покидать набережную.

В этот ненастный день, к одному из непримечательных домов на окраине города поспешно и слегка неуклюже шагал невысокий мужчина полной внешности. Следом за ним бравой походкой следовал рослый молодой человек.

После непродолжительного стука тростью в дверь, хозяева не заставили визитеров долго ждать на улице.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...... ...


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"