Аннотация: В данной статье я предоставил вашему вниманию итоги своего литературного опыта 2023. Худшие и лучшие произведения!
Книжные итоги 2023 года
После просмотра видео от своего лучшего друга во укрепилось мнение, что не только лишь я безумный, который ведет статистику прочитанного, оставляя на произведения свои отзывы. Посему мною было принято решение в публикации данной статьи, чтобы поделиться своими литературными итогами, выделив лучшие и худшие произведения!
Небольшая преамбула, т.к. моя работа связана с текстом, я читаю массу литературы, но преимущественно профессионального характера. В данном изложенном материале упоминаются художественные произведения и лишь в качестве небольшого бонуса будут упомянуты некоторые философские произведения, которые реально оказались полезными! Т.к. текст пишется в новогоднюю пору, то вас с Новым Годом, и я рад представить свои литературные итоги.
Итак, перед началом, мне бы хотелось познакомить вас со своей философией чтения, ибо в том самом ролике, который оказал на меня влияние заняться подобным, я увидел, что существуют различные классификации оценки книг. Может, вам покажется моя система полезной, потому что я подчерпнул кое-что для себя из видео товарища.
При прочтении интересного произведения я досконально думаю о нем и записи в дневнике в целом обширные. Типичная, образцовая рефлексия о произведении выглядит так: я записываю оглавление, когда прочитал, автора, название на оригинале и переводе, формат знакомства (аудикнига или классическая), дата написания, записываю форму произведения, героев, локации, время, цитаты, интересные факты, фабулу, сюжет, оценку и свое мнение. Для меня важно различать фабулу и сюжет, о чем пойдет речь далее.
Кто-то скажет, что это, мол, долго и занимает время, но я понимаю, кто так говорит, тот каждую минуту проводит с пользой. Плюс для меня чтение все-таки досуг. Меня теоретики немного огорошивают, как и вас. Я просто люблю читать, и если что-то меня привлекает, то из-за своей слабой памяти я обязан записывать, плюс возиться текстом, с хорошим текстом...ммм... лепота! Оценка - сложная вещь. Наивысшая оценка произведения ровняется примерно пяти мужским оргазмам, чуть ниже по оценкам, если проводить эманацию - ровняется одному, и уже лишь потом оценки измеряются не в контексте психоанализа.
Я согласен со С. Кингом, что в хорошем произведении "должна быть рассказана история, способная заворожить читателя, слушателя или зрителя. Заворожить, заставить забыть обо всем, увести в мир, которого нет и быть не может" [4, с. 27].
Кроме того, в моей философии важно разграничить фабулу, которая есть "материал для сюжетного оформления" [3, с. 204]. Скажем, сюжет "Кто идет?" не история полярников о борьбе с нечто, а сюжетная обработка этой фабулы, в котором производится введение перебивающих отступлений. Также при анализе литературы, я использую схему материал, форма и содержание. Материал - это "слова, звуки, ходячие фабулы, обычные образы" [5, с. 67], форма - это порядок расположения этих материалов, а содержание - идея. Возможно, бессознательно, для меня хорошее произведение - это то произведение, которое лучше воспроизводит ту или иную идею.
Также мною было намеренное избегание научной и философской литературы, потому что тут я просто рассказываю о своей блажи. Поэтому только художественная и чуточку философии.
За год эксчемпион области по шахматам прочитал 70 произведений различного объема, жанра, характера, языка и т.д. 2023 год задумался мною как преодоление литературных привычек, что я с переменным успехом и сделал. Знаете, я люблю ужасы, фантастику. Чуть меньше комедии и фэнтези. Индифферентно отношусь к романам, триллерам, драмам и т.д. Обычно читаю зарубежную литературу, но тут попытался впасть в такой гедонизм и беспорядочные литературные связи. И понятное дело, невозможно менять привычки, это как квинтовый круг. Если разбирать песню, то ноты, которые сочетаются звучат лучше и, обычно получается, что для соединения аккордов нужен мостик. Или по примеру с уровнями сложности в играх: практически невозможно, если ты прям суперслабый игрок начать с уровня сложности "Суицид". Так и я постарался от схожих жанров переходить к более различным. От фантастики Фрэнка Бэлнэпа Лонга к фэнтези Кларка Эштона Смита, а затем к комедии Джорджа Алека Эффинджера и т.д. От английского языка к польскому, а затем к русскому.
Итак, литературные открытия этого года следующие произведения с авторами:
Комедийный рассказ "Пришельцы, которые знали все" Джорджа Алека Эффинджера
Комедия Сэма Гэффорда "Кочующие призраки".
Повесть Рэя Дугласа Брэдбери "Вино из одуванчиков"
Рассказ С. Кинга "Поле боя"
Фэнтези Кларка Эштона Смита "Цитра".
"Иногда они возвращаются" Стивена Кинга.
"Холод" Говарда Филипса Лавкрафта
Рассказ "Салемский ужас" Генри Каттнера
"Поселение Иерусалим" Стивена Кинга.
"Псы Тиндала" Лонг Фрэнк Бэлнэп
Рэмси Кэмпбелл. "Разрывающий завесы"
"Пришелец из гробниц" Кларка Эштона Смита.
"Молот" Станислава Лема.
Р. Брэдбери. "Обратно в будущее"
Эти все произведения так или иначе послужили некими откровениями. Понятное дело, я читал уже Р. Брэдбери или С. Кинга, но не ожидал конкретно от этих рассказов такого эффекта. Где-то я увидел нестандартную форму, как в "Поселение Иерусалима", где-то мне показался удивительный мир, описываемый, скажем в "Пришелец из гробницы".
"Вино из одуванчиков" Рэйа Дугласа Брэдбери. Мне очень понравились персонажи повести! Мисс Лумис, мистер Джонас, миссис Гудуотер и полковник. Читая, я начинал грезить о тех местах и временах, которых не было. От этого становится меланхолично спокойно. Читать весьма занятно, плюс я использовал методику, взятую из интернета, читая практически везде. Надеюсь, что не забуду эти сюжетные линии и саму суть произведения. "Вино из одуванчиков" все-таки относится к реализму, но там и есть машины счастья, детские мечты и машина времени. Очень насыщенная и простая книга, которую можно читать в любом возрасте. Как жаль, что эти истории никогда больше не могут случиться со мной.
"Пришелец из гробницы" Кларка Эштона Смита. Для меня Кларк Эштон Смит оказался откровением! Именно данный рассказал побудил во мне сделать небольшую рецензию и запомнить действующих лиц, а также посмотреть иллюстрации к произведению. Приятный перевод позволил провести время очень занятно, но с небольшой опаской, ибо тварь, которая затаилась в древних гробницах, всегда может напасть! Здесь присутствует мой любимый троп: путешественники и неизведанное. Как жаль, что Кларк Смит менее известный, чем другие мастодонты фантастики! Данный рассказ больше похож на Г.Ф. Лавкрафта, А. Дерлета, Э.А. По и даже С. Кинга! Полагаю, что я многое потерял, не интересовавших культурой Древнего Египта! Гории, Оссару и Ниот Корфай - слишком интересные, чтобы не думать о них.
"Пришельцы, которые знали все" Джорджа Эффинджера. Смешная история о том, какой может быть настоящий контакт, а также здесь есть интересные мысли по поводу прогресса. Кто бы мог подумать, что сблизить все виды можно, если к ним прилетят назойливые инопланетяне? Д.А. Эффинджер интересно описывает этот троп. В пару моментах улыбнулся, где-то посмеялся, где-то призадумался. Мне рассказ показался простым, интересным, но с идейно точки зрения вычурным.
"Дети кукурузы" Стивен Кинг. Мне понравилась концовка, которая более жестокая и интересная, чем в экранизации. Я рад, что слабоумный Берт получил сполна за свою глупость, а вот Вики очень преочень жалко. Рассказ очень занятный и затрагивает тему детской жестокости, брака, замкнутых обществ, религии и потусторонних существ. Хоть тут акцент на взаимоотношениях между людьми, данный рассказ очень интересный и немного пугает, хотя в "Иногда они возвращаются" я испытал настоящий катарсис в сцене со смертью жены. Этот рассказ, скорее, заставил задуматься, и я даже дополнил статью в ВИКИПЕДИИ. Настолько зацепила история (история, про которую Макдональдс писал вначале сборника). Читая все это, плакать хочется от того, какая все-таки история красива, хотя на экране зачастую выглядит пресно.
"Поселение Иерусалима" Стивен Кинг. По всем критериям это лавкрафтианский ужас, в котором должно быть больше фантастики, но на практике рассказ является больше ужасом с элементами фантастики. А если рассмотреть, с другой стороны, то даже опереточной пародией на саму тематику творчества Лавкрафта и его подобных. Ибо у Блоха, Ламли сами существа описываются скользь. Здесь же дается прям описание червя как существа, известного нам как червь. Здесь есть все штампы: море, родовое проклятье, заигрывание с ментальным состоянием героев, их прострация, а также использование приемов, связанных с относительностью нашего понимания времени и пространства. Однако такой подход в обертке С. Кинга притягивает! Сама по себе история захватывает и прям хоть сегодня ставь по ней низкобюджетный фильм: интересные локации и люди, небольшой экшен, пришельцы, культ и страшный дом! Полет фантазии просто поражает размахом.
На мой взгляд, рассказ выдержанный, интересный, но не хватает ему идейности. Было бы идеально тогда столкнуться с физическим воплощением страха или чуть больше уйти в космицизм! Когда читаешь Лема, у которого планета разумная, то в голове ассоциация холодного космоса, а тут и нет холодного космоса, ни твари, как в фильме Капля. Тут какая-то середина, но не золотая.
"Ночной прибой" Стивен Кинг. Как по мне, это такая зарисовка на тему одиночества в период апокалипсиса. Описание людей, местности, запаха, предметов. Особого сюжета тут нет: есть вирус А6, который очистил Землю от людей. В таких условиях группа из трех человек бродят по Америке и поджигают людей, которые, вероятно, уже поражены болезнью. Причем мотивация их была весьма забавной: "заговорил о том, что если мы принесем жертву темным силам, то, может они, эти темные силы, защитят нас от А6. Естественно, никто из нас по-настоящему не верил во всю эту лабуду, но" [4,. с. 120]. Также после исчезновения людей, некоторые места будут красивыми и та часть, что останется, будет беречь мир. "До А6 тут находился городской пляж. Туристы, любители пикников, сопливые ребятишки и толстые пожилые матроны с обожженными солнцем локтями. Обертки от конфет и палочки от фруктового мороженого, воткнутые в песок; все эти красивые люди, нежащиеся на разноцветных полотенцах; и целый букет запахов, в котором к вони выхлопных газов с автостоянки примешивался аромат масла "Коппертоун" и морских водорослей. Теперь тут была одна лишь серая грязь и весь мусор как рукой смело. Океан поглотил его, поглотил все одним махом, как, к примеру, вы съедаете пригоршню воздушной кукурузы. И небыло на земле людей, чтоб прийти сюда и намусорить вновь. Только мы, а какой от нас мусор?.. К тому же мы страшно любили этот пляж. Песок совсем белый, он весь испещрен мелкими дюнами. А граница отмечена лишь линией прилива - спутавшимися клубками водорослей, прядями ламинарий, обломками каких-то деревяшек, прибитых к берегу. Луна расцветила песок серповидными чернильными тенями и складками. Ярдах в пятидесяти от купальни вздымалась покинутая всеми спасательная башня - белая и скелетообразная, похожая на указующий перст скелета. И прибой, ночной прибой вздымал клочья пены, разбиваясь о волнорезы, и крутом, насколько хватало глаз, были одни лишь устремившиеся в атаку волны. Возможно, вода, которую они несли с собой, еще вчера ночью находилась где-нибудь на полпути к Англии" [4, с. 117].
"За гранью времён". Г.Ф. Лавкрафт. "это время тень ужаса и обреченности лежала на запечатанных подземных люках и мрачных слепых башнях, возвышавшихся здесь и там среди оживленных пока еще городов". Один из моих любимых рассказов у Г.Ф. Лавкрафта. Отрадно читать про внеземные цивилизации, конституция которых отличается от человеческой. А с пера писателя философия этих пришельцев превращается в более-менее удобную форму для людского понимания. Так, эти путешественники из космоса не имеют родной оболочки, а вселяются в другие формы и больше заигрывают со временем. Интересно было читать, а многие произведения с временной аномалией слишком запутаны для простого чтения. Данная проблема избежала рассказ. Немного непонятно про перевод и опускание слова тень.
Великая раса описана очень красиво и оригинально. Конусообразные создания, которые с виду пугают, но ведут размеренный и философский образ жизни. Очень приятно было видеть героя из Хребтов безумия. Форма произведения вообще носит характер записки сыну, что типично для автора.
Локации были использованы прям космические: путешествия во времени, планета Йит, Америка, Австралия. Читать было интересно.
Рассказ, к слову, пугает меньше Хребтов, Дагона. По жанру даже больше напоминает детектив наподобие "Кошмар в Ред-Хуке" или же "Зов Ктулху". Ты просто читаешь историю и тебе интересен мир в будущем и в прошлом. Темы, поднимающиеся в рассказе, носят отвлеченный и теоретический характер: пространство, время.
Могу рекомендовать поклонникам маэстро, а также людям, которым в целом не хочется читать про щупальца, каких-то глубоководных и Ктулху!
Сирил Корнблат "Корабль-акула". Из-за плохого внимания мне пришлось на моменте высадки на шлюпку поменять формат поглощения рассказа с аудио на текст. Сирил Корнблат для меня новый автор и вообще жанр фантастики, в котором на первом месте человеческая проблематика на первой месте тоже нова. Тут нет никаких намеков на кондовость или упования на "старые добрые" времена. В этом рассказе просто описывается мир будущего, где люди покинули сушу и устремились в дом всех существ - в океан. Тут интересно описан быт общества и отдельно взятого человека. Сама концепция занятная - пищевая цепочка порезана до большой и небольшой, а также что океан поделен на сектора для ловли планктона. Стиль весьма жестокий и реальный - описаны даже случаи каннибализма!
Очень было захватывающе читать про весьма абсурдный мир до этой катастрофы и общество, выживающее на развалинах Нью-Йорка!
Я не любитель прям "счастливого" конца, но тут изящно выполнена концовка! Амбивалентно существуют открытый финал и хороший конец для такого общества. Как я рад открывать в январе новых авторов: Ламли, Корнблат, Блох, Дик и Смит! Советую тем, кто любит фантастику и различные утопии!
"Часовой" Кларк Артур. предназначение, которое открывает новые горизонты в понимании жизни. Короткий рассказ отлично слушается. Особенно приятно слушать про холодный космос зимой, идя в магазин за продуктами. Еще приятнее видеть при этом звезды и Луну! Этот короткий рассказ впечатлил меня своим нейтральным положением между антропоцентризмом и принципом заурядности. С одной стороны, ты проходишь всю истории от начала и до конца с космонавтом, а в итоге оказывается, что существуют другие миры и цивилизации. Сразу упорядочивается картина С. Кубрика. Советую данный рассказ всем любителям фантастики, С. Лема, Ф. Дика и других писателей, которые пишут больше с позиции науки.
"Кто идет?" Джон Вуд Кэмпбелл. Данную повесть я прослушал, сидя на заднем кресле машины. Увлекательная была поездка. Произведение отлично легло для слушания, а голос диктора невероятно эффектно вошел в роль. Мне нравится такой тип произведений, когда ты не особо понимаешь, что же это такое Нечто. Ах, да, без Д. Карптнера я бы не так легко визуализировал то, что лишено формы. Данная сущность немного более опасна, чем из фильма, т.к. оно владеет телепатией. А также, вероятно, стало виновником в крушении корабля. Из истории становится немного понятным, что ему не столь привычны такие суровые температуры, и, возможно, ее родная планета более теплая, чем Земля. Смешно, что кто-то видел в персонаже Макриди намек на операционную систему, но написана повесть гораздо раньше.
Слушая и сидя за столом, неволь понимаешь, что я многое потерял, предпочитая в качестве досуга игры или чтение, а не аудио рассказы. Занятно и необычно можно провести так время.
Действие истории где-то в Антарктиде, очень холодное для меня место. Иногда можно подумать, что холод меня должен отталкивать, ибо я его плохо переношу. Но так манят меня истории планет, фантазии полетов, а также существа, нашедшие свою погибель там, во льдах Земли...
По достоинству оценить это произведение не хватает мне тонкости ума и красноречия. Язык мой пресен, а мое отношение к искусству зачастую не переходит из блажи в более серьезное. Но одно могу сказать точно: смотря "Бегущий по лезвию", "Четвертый вид", "Европа (2013)", "Цвет из иных миров", "Страна Лавкрафта", "Грезы в ведьмовском доме", "Мурмурация" "Чужой 3" ты понимаешь, что уж слишком много потеряло кино, выбрав путь антропоцентризма, а не принцип заурядности.
Я - дверь отверстая. С. Кинг. Короткий, симпатичный рассказ с захватывающей историей о заражении космической жизнью астронавта. Кроме того, в опереточной форме показываются дебаты о финансировании той или иной сферы и научного мировоззрения. Читать очень интересно и сдается впечатление, что такие заигрывания с темой космосом лишь дополняют тривиальные истории Кинга. К тому же, тут много элементов фантастики, которые я считаю занятными. Но переводы названий - это нечто.
Станислав Лем. "Темнота и плесень" До этого, читая "Друг", "137 секунд", "Два далеких незнакомца", у мастера фантастики, я нередко встречал заигрывания с человеческой душой. Тут же в голове прорисовывается старая хижина с одиноким, выжившим из ума стариком. Сразу в голову картина Фридриха Каспара Давида "Монах в снегу". Данное творение холодное, неприветливое. Вскрывает некоторые проблемы одиночества, научного сообщества и демонстрирует, что мы идем по тому пути. Мне было отрадно также читать некоторые элементы того быта. Но вишенка на торте та самая бактерия, аутентичность которой не могут и сегодня превзойти.
"Псы Тиндала" Лонг Фрэнк Бэлнэп. Типичная история в стиле мифы Ктулху со следующими тропами: космицизм, эзотерические знания, ограниченность человека, относительность познания. Гэплин Чалрмерс поплатился за свою тягу к познанию. Мне нравится данные истории. Фрэнк Лонг живо описал убранство комнаты, настроение героев, а также ощущения путешествия во времени и приближение псов, которые не злые, но могут уничтожить все живое. Мне нравится, что писатель не стал обращаться к типичному сюжету и узнаваемым атрибутам и ввел псов Тиндала, которые, по сути, описаны впервые. Меня впечатлили слова, которые использовались при знакомстве с оккультистом: "Душой он был средневековым аскетом и предпочитал старинные рукописи и выпученные статуи каменных горгулий автомобилям, радиоприемникам и счетным машинкам". Кроме того, описательные средства при перемещении во времени также очень ярко описывают эмоции и место. По итогу я буду присматриваться к данному автору впредь.
Рэмси Кэмпбелл "Разрывающий завесы". Он выходец из Ливерпуля, поэтому мне уже нравится! Фактически, я давно признавался себе в любви к мифам Ктулху! Я жадно читаю, слушаю различные вариации развития историй людей, попавших под влияние сил могущественных безразличных существ! Отрадно находить что-то новое, например, Р. Блоха, К.Э. Смита, Б. Ламли, Ф. Лонга и других, которые напрямую продолжают истории. Очень увлекательно читать разные по форме, но схожие по содержанию произведения С. Лема, С. Кинга, А. Кларка и других. В потоке и в большем количестве пресных рассказов или уже набивших оскомину историй находить что-то по истине новое в определенных рамок - это многое стоит. Центральные мотивы или тропы - ясны. Изотерическое знание по форме, но на деле объективная картина мира для людей опасна. Главное существо - это сплошная неопределенность, сеющее суматоху и хаос для тех, кто с ним встретится. Даолот! Описать существо, которое сплошная геометрия - невозможно!
Как начался рассказ! Мокро, темно! Джиллсон не успевает домой! А концовка! Тела, убитые из-за холодного существа.
В рассказе развивается история, что мы видим мир не объективно! Наши ощущения, чувства, мысли о мире - ложны. Лишь с помощью тайного знания мы откроем все загадки!
Я по истине увлекся историей, ибо из всеми известных материалов слепить что-то новое и живое - задача не из простых. Р. Кэмпбелл не стал снова обращаться к Ктулху или глубоководным, а использовал Даолота, описание которого жутко, отвратительно для понимания. Это и случилось с героями. Талантливый писатель.
В принципе это те произведения, которые принесли мне такое удовольствие, что я их включил в сборник и не поленился написать данную статью, по сути, для себя. Были и другие достойные книги, но именно это те, которые поразили меня!
К сожалению, философия американского режиссера Ридли Скотта оказалось рабочей. Он как-то сказал, что "предпочитает не смотреть то, что может оказаться *ерней" [1]. Вот и у меня с литературой частенько бывает подобное, когда ты просто из-за внутреннего ощущения или проведения боишься открывать новое произведения, испугавшись зря потраченного времени. Плохой опыт - тоже опыт, но лучше без него обходится. К счастью, хлам я даже не записывал и его обычно пропускал на 3 странице.
Позорные и зря потраченные произведения получились такие.
"Вельзевул" Блох Роберт. "Еще одна модель Пикмана (1929). Кейтлин Р. Кирнан. Отзыв на эти произведения затерялся, а перечитывать их снова не хочу. В двух словах. Первое произведение просто лишено какой-то утонченности, тривиально, а второе как раз-таки про современное состояние мейнстрима в искусстве.
"Земляничная весна" Кинг С. Для меня средний рассказ, т.к. больше напоминает хороший сценарий для фильма, а не самостоятельный рассказ. Мне не так симпатизируют рассказы про студентов, если это только не исследователи из Мискатоникса. Хотя есть какой-то шарм: туман, общежитие и убийства. В общем, если есть любитель триллера, читающий критический обзор, то он явно найдется что-то интересное для себя и найдет его интересным.
"Мужчина, который любил цветы" Кинг С. Мне кажется, что "Земляничная весна" в некотором смысле похожа на данный рассказ: тоже что-то не в порядке с убийцей. Однако данный троп или сюжет мне в исполнении С. Кинга не привлекает! Вообще, кроме этих двух, "Последняя перекладина", "Женщина в палате" для меня являются слабыми рассказами (с некотором градацией). Здесь не то, чтобы история такая закрученная! Мне думается, что можно было как-то дополнить рассказать некоторыми красивыми речевыми оборотами или ответвлениями. Данный рассказ простой, но эта простота не античная притягательность с их представлениями о природе, а пресная история.
"Женщина в палате" Кинг С. Закрывает сборник "Ночная смена" данное произведение, которое является для меня очень преочень скучной! Как описана проблема морального выбора - эвтаназии просто! Я не смог сопереживать персонажу рассказу. Вероятно, недостаток работы является ее бедность языка! Данную проблему можно было раскрыть и живее! Однако два произведения, которые, минимум, не фантастика и не ужасы - хорошее решение, которое я не оценил.
В принципе на этом закрывается список лучших, приносивших оргазмы произведений и худших, которые хочется забыть. Кроме этого, мне бы хотелось показать лучшие цитаты, взятые из книг 2023 года.
Цитаты
"- Смерть - забавная штука. Когда не зовешь - приходит, а как позовешь - не дозовешься, - пошутил он без малейшего признака акцента жителя Новой Англии".
"В войне вообще не выигрывают, Чарли. Все только и делают, что проигрывают, и кто проиграет последним, просит мира. Я помню лишь вечные проигрыши, поражение и горечь, а хорошо было только одно - когда все кончилось. Вот конец - это, можно сказать, выигрыш, Чарльз, но тут уж пушки ни при чем" [2, С., 59].
Нет, это не монстр. Это самый обыкновенный
грязный убийца. В обычных условиях мы бы даже сказали "бесчеловечный
убийца", но теперь следует быть точным в определениях. Теперь среди
нас есть и бесчеловечные убийцы, и убийцы-люди. Или один такой по
меньшей мере.
Завершить данную статью о своих впечатлениях и литературном опыте 2023 года хочется небольшим таким интеллектуальным жестом в сторону эстетики. Раз двести уже перечитываю данные работы по эстетике и, на мой взгляд, они заслуживают внимания и вашего прочтения т.к. дополняют ваше понимание структуры художественных произведений: это книга "Психология искусства" Л.С. Выготского и "О теории прозы" В. Шкловского. Они, действительно, хороши.
На этом все, друзья! Удачи в литературных начинаниях!
Список литературы.
1. Sebastian Ossowski. Alien Covenant: Ridley Scott ist Neill Blomkamps Alien egal. IGN Deutschland. Режим доступа: https://de.ign.com/prometheus-2/122037/news/alien-covenant-ridley-scott-ist-neill-bloomkamps-alien-5-egal (дата обращения: 29.12.2023)
2. Брэдбери Р. Вино из одуванчиков. М.: Художественная литература, 1989. - 398 с.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д.: изд-во "Феникс", 1998. - 489 с.
4. Кинг С. Ночная смена. Сборник. Москва: АСТ, 2017. - 544 с.
5. Шкловский В. О теории прозы. М.: Издательство "Федерация", 1929. - 267 с.