Другим вычурным философом, которого критикует товарищ Александров, был Хуан Уарте, живший 1535-1592. Как его охарактеризовал в аннотации философ? "Одним из самых глубоких и влиятельных мыслителей XVI в. был выдающийся испанский философ-материалист и естествоиспытатель Хуан Уартэ из Наварры" [Александров Г.Ф. История западноевропейской философии. М., 1945 С. 108].
Хотя мы, просвещенные умы, осуждаем его. Однако его работа говорит нет лаконизму и вдумайтесь, какое название у его Opus Magnum! Мы считаем, что все равны и у всех хороший ум! Но так называется она: "Исследование Умов по отношению к наукам, где доказывается различие способности людей и тот род наук, которому каждая соответствует в частности. Тот, кто прочтёт внимательно это сочинение, найдёт в нём род своего дарования и сумеет выбрать науку, в которой он больше всего окажется полезным; если же он случайно уже занимается ею, то он поймёт, достиг ли он в ней того, чего он мог ожидать от своего природного предрасположения". Как вам такое, современные минималисты?!
Объектом изучения, по признанию испанского философа, должна стать природа: "кто имеет понятливый разум и хороший слух, чтобы воспринять то, о чем говорит природа и чему она обучает в своих творениях, научится многому, созерцая естественные предметы" [Александров Г.Ф. История западноевропейской философии. М С. 108]. А что по поводу святого Аристотеля? А бьет он его в самый мозг: "истина заключается не в устах того, кто ее утверждает, а в предмете, о котором говорится" [Александров Г.Ф. История западноевропейской философии. М С. 108]. Что это значит? Плевать, что говорил Фома, Платон, Аристотель! В гробу мы видали и преобразовали в скелеты кондовые выхолощенные идеи! Уже нельзя обращаться к древним мыслителям, прикрываясь сермяжной правдой - лишь через правильно выбранный метод познания можно добраться до истины. И так философ пришел к выводу, что источник заблуждений - ум, ибо различное строение ума предполагает успеваемость в одних сферах жизни, но не неудачу в других. "Первый вид ума, по учению Уарте, - это ум, легко повинующийся, но неспособный к самостоятельному образованию новых понятий и суждений. Это ум, который стремится выучиться, приобрести способности, не содержащиеся в нём. Второй вид ума - полная противоположность первому. Он всё понимает благодаря самому себе. Человек. Обладающий таким острым умом, понимает "бытие естественных предметов, их различия, свойства и цель, ради которой они сделаны". Третий вид ума не требует обучения. Люди, обладающие им, высказывают, по словам Уарте, тонкие, истинные и удивительные вещи, о которых раньше никто не имел ни малейшего представления. Это возвышенный ум. К этому виду ума могут быть причислены главным образом поэты." [Александров Г.Ф. История западноевропейской философии. М., 1945С. 109]
У ума есть три способности: память, воображение и разум. У каждой способности свои задачи и причины. И тут встает на путь материалиста, почти копируя Лукреция Кара. Так, если ум состоит из плотной субстанции во влажной среде, то у него хорошая память.
В XIX в. деление наук по их предмету и методу на науки о природе и науки о духе, которое систематизировал В. Дильтей. А также разделение по методу познания, те которые выводят закон и изучают общее есть номотетические, те, которые изучают индивидуальное - это идиографические. Такое придумали В. Виндельбанд и Г. Риккерт.
Что там по гносеологии? Сенсуализм. Как это происходит? До чувств есть предмет. Он воздействует на органы чувств. Его соприкосновение есть ощущение. Так Бертраном Расселом отдает. Точнее, наоборот. Помните, "все мысли и ощущения, все чувственные данные, все физические объекты, все, что может принести добро или зло, все, что придает ценность жизни и миру" [Рассел Б. Проблемы философии. У меня электронный формат, который я закачал в свой компьютер, потому что книга в другом городе. Чтобы не возникло проблем с правообладанием, электронный ресурс я оставлять не буду, 42]. Истина существует, однако человек немного деформирует впечатление. Различие и сходства фиксируются при помощи разума, который создает понятия. Истина доказывается при помощи разума. Так в той "короткой по названию" книге он заявляет, что нужно сначала произвести теоретическое исследование, а затем с помощью практики доказываются.