Эзрас Эли : другие произведения.

И.Будяк."Элегия Пионерской долины". - Иосифу Бродскому

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Большое спасибо Елене Хмелевской, без которой моё первое эссе вряд ли бы появилось на свет.


   Иван Будяк. "Элегия Пионерской долины" - Иосифу Бродскому.
  
   http://zhurnal.lib.ru/b/budjak_i_l/09_09_14.shtml
  
  
   Что такое - написать рецензию на творчество поэта? Как объяснить другим его творчество, если Ты сам - поэт со своими ощущениями красоты или безобразия реальности, со своим мироощущением, своими "за" и "против". Марина Цветаева пишет, что это - дело в принципе невозможное, ведь каждый поэт - даже слово, даже его звучание - ощущает по-своему. И потом, как описать "заоблачное" словами "подоблачного"?
  
   Это всё верно. Верно, до того момента, когда, прочитав чьи-то стихи, пусть не очень близкие Тебе, возвращаешься к ним вновь. И читаешь ещё, и ещё, и ещё. "Элегия Пионерской Долины" Ивана Будяка - это моё "ещё и ещё".
  
   Мы - поэты совершенно разные. Разные - по темпераменту, характеру, воспитанию, знанию русского языка, умению им пользоваться. Грубо говоря, Иван Будяк принадлежит к школе поэзии, по отношению к которой применимы слова Иосифа Бродского: "Поэзия - концентрированное выражение мыслей". Я же в своих стихах придерживаюсь противоположной позиции и тяготею к поэтам, для кого Поэзия есть концентрированное выражение чувств. Это - Федерико Гарсия Лорка, Марина Цветаева, Сергей Есенин и ... Иосиф Бродский. Но об этом ниже.
  
   Что же так притягивает меня к " Элегии"? Почему эти стихи заставляют меня возвращаться к ним вновь и вновь? Их музыкальность, ритмичность? - Да. Интересные рифмы, хорошее воображение, без которых поэзия невозможна? - Безусловно. Интеллектуальная элитарность? - Наверное, грешен этим временами и я. Но всё это - набор выразительных средств, наличие которых есть немаловажное, но все-таки не самое главное условие для хорошей поэзии, если только мы говорим не о поэзии формалистов.
   Однако то, что мы находим в стихах Ивана Будяка, намного глубже и серьёзнее простого наличия этих средств, поэтому мимо его "Элегии" пройти никак нельзя. Мне - нельзя точно, потому что я и он - возможно, два полюса одного и того же магнита. Потому что в "Элегии" где-то глубоко запрятано то, что Иосиф Бродский значит для Ивана Будяка. Так же, как в моих стихах где-то глубоко сидит то, что для меня значит Федерико Гарсия Лорка. Правда, слово "для" в данном случае подходит не совсем, поскольку "Элегия Пионерской долины" - это, скорее, Иосиф Бродский в Иване Будяке. Причем, весь Иосиф Бродский - его творчество, атмосфера жизненного ландшафта, в котором он существовал и творил. Ландшафт этот исключительно точно и тонко передан в Части второй "Элегии", наиболее завершённой из всех четырёх частей. Он же одновременно является и опорой всего произведения, которое, однако, выходит за рамки только ландшафта Бродского и как бы плавно перетекает в авторский ландшафт самого Будяка, в его ощущение мира и в осмысление им этого мира.
   Представленный в Части первой "а" и "б", ландшафт автора "Элегии" трагичен по своей сути, исключительно современен, местами жесток, местами запутан, а временами - даже способен увести читателя в некую иную сторону от главной мысли "Элегии". Но таково вИдение мира поэтом, и таково вИдение им отношения этого мира к Поэзии и к нему. Я думаю, что Мир и Поэзия представляются поэту двумя взаимно отталкивающимися явлениями, и причин тому достаточно много. Свою роль играют здесь и разочарование в заменившей веру религии, и непримиримость к массовой культуре, мещанству, дурному вкусу, но главное - это почти полное неприятие того материального мира, в котором мы живём сегодня.
  
   К сожалению, третья и четвёртая строфы Первой части (а) показались мне излишне монументальными и несколько тяжелыми для восприятия. Также не совсем понятны, кажутся жестокими и не укладываются в контекст другого четверостишия строки:
  
   "Каждой твари найдётся по паре -
   хватило б на колесе спиц".
  
   В то же время в Часть третью своего произведения И. Будяк удачно и смело вводит несколько строк из "Ястреба" (видимо, особенно любимого им стихотворения И.Бродского) и замечательно завершает "Элегию" фразой: "И тоже сойдут с ума".
  
   Будучи знакомым с творчеством последних лет И. Будяка, осмелюсь сказать, что "Пионерская Элегия" - важнейшее и, наверное, ключевое произведение в его сегодняшнем творческом поиске.
  
   Но что же всё-таки в этом неординарном, оригинальном и столь притягивающем меня стихотворении определяет мою полярность с его автором? Как уже говорилось в начале этой статьи, для меня Поэзия - прежде всего, чувства. И читаемые мной стихи должны вызвать, пробудить во мне эти непроизвольные чувства, которые никогда ранее мной не переживались и которые внезапно задрожат во мне, вызвав неведомое до сих пор волнение. И волнение это останется во мне - чем-то удивительным, загадочным, даже не совсем понятным, но, тем не менее, прекрасным. Позднее эти чувства обязательно обернутся мыслью, т.е. вернутся ко мне - но уже в виде осмысления пережитого мною при чтении.
   Для автора же "Элегии" мысль, её сила, её возможности и её полёт составляют в Поэзии главное. Мысль и должна вызывать эмоцию, чувство - но уже как вторичное явление.
   Иными словами, налицо - два способа поэтического творчества и как производные от них - два вида восприятия Поэзии.
   Поэзия-Чувство и Поэзия-Мысль - вот то, в чем я и Иван Будяк полярны как авторы, как поэты. Полярны, как полюса одного магнита, бесконечно притягивающего всех нас - поэтов, и читателей. Таким магнитом была и остается истинная, настоящая Поэзия, и в частности - поэзия Иосифа Бродского, не только гениально творившего в обоих ключах, но порой применявшего их в одном и том же произведении.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"