Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Муравьи и моя ненаучная теория

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Иллюстрация к моей ненаучной теории, изложенной в работе "Государство и общество"


  

Муравьи и моя ненаучная теория

  
   Хороший человек, Сергей Иванович Ф. из Пензы, сделал мне существенное замечание к моей работе "Государство и общество" о том, что человек не только не является венцом Природы, но и по уровню своей социализации не может сравниться с такими общественными насекомыми, как муравьи. Сергей Иванович привел ссылку на капитальный труд "Муравей, семья, колония" Анатолия Александровича Захарова - доктора биологических наук (1983), ведущего научного сотрудника Института проблем экологии и эволюции ИПЭЭ РАН. Анатолия Александровича по праву считают ведущим в мире специалистом по внутривидовым структурам и социальной организации у муравьев. Книгу "Муравей, семья, колония" можно скачать здесь: http://www.koob.ru/zaharov_anatoly/
  
   Коротко моя ненаучная теория заключается в следующем:
      1. Жизнь в своем развитии неоднократно претерпевала скачкообразные качественные изменения (зарождение жизни, появление клетки, появление многоклеточных и т.д.). Развитие человека создало предпосылки для нового качественного скачка. Этим качественным скачком стало появление живого организма качественно нового уровня, которым является О Б Щ Е С Т В О. Будучи живым организмом, общество в его онтогенезе и филогенезе подчиняется многим законам, общим для всех живых организмов. Будучи живым организмом качественно нового уровня, общество не подчиняется некоторым законам, общим для других живых организмов, и часть законов Природы действует только для этого нового типа живых организмов. Некоторые из них уже известны как законы социального развития.
      2. На определенной стадии своего развития и при определенных условиях общество порождает еще один вид живого организма - Г О С У Д А Р С Т В О.
      3. Общество и государство вступают в определенное межвидовое взаимодействие, которое не является полным аналогом описанного в биологии С И М Б И О З А, но очень близко к нему. Я называю это взаимодействие квази-симбиозом.
      4. Общество и государство как живые организмы имеют клеточное строение. Клеткой общества является ЧЕЛОВЕК, способный к образованию семьи. Клеткой государства является тот же ЧЕЛОВЕК, но уже входящий в какое-то первичное структурное самоуправляемое подразделение, или как избиратель. Клетки общества и государства, как и все живые клетки, размножаются делением.
      5. Только человек является ИСТОЧНИКОМ ЭНЕРГИИ, питающей общество и через него -государство , поскольку источником энергии для государства является общество. Таким образом, человек по образу и подобию Божию выступает в трех ипостасях: клетка общества, клетка государства и источник энергии, в том числе, духовной, для развития того и другого организма.
      6. Общество и государство как новые виды организмов имеют собственный генный уровень организации материала наследственности и изменчивости. Первичным носителем наследственной информации, геном общества и государства, является С Л О В О. Совокупность слов и законов их соединения образует язык общества. На языке общество формулирует свою идеологию, которая является детальным выражением Сверхидеи (С-Идеи), приведшей к образованию квази-симбиоза между обществом и государством. С-Идея является энергетическим каналом, посредством которого суммированная энергия индивидов передается обществу, а от него государству, а также осуществляется двусторонняя связь с совокупным информационным полем Земли.
   7. Если генетика общества формируется живым словом на языке литературы, музыки, архитектуры, живописи и пр., то генетика государства формируется словом формальных актов и структур - Конституции, законов, подзаконных актов, порядка построения властной иерархии и пр.
  
   Одно из основных положений моей ненаучной теории заключается в том, что общество образуется из определенной массы людей только в том случае, если происходит резонанс мыслей, чувств, настроений, эмоций этих людей, вернее, происходит определенная интерференция или синхронизация индивидуальных биологических информационных полей определенной человеческой массы, превышающей пороговую, и при определенных условиях образуется совокупное биологическое информационное поле общества, которое обладает значительной устойчивостью.
  
   Биологическое информационное поле я определяю как материальную основу для трансформации и передачи геобиохимической энергии живого вещества, как физическое поле, создаваемое в ходе психической деятельности человека, продукт его наиболее глубоких переживаний. Совокупное биополе общества является частью совокупного биополя Земли и обладает способностью обратного воздействия на живое вещество, вызывая у него определенное психическое состояние.
  
   Одно из положений моей ненаучной теории гласит, что человек отнюдь не является венцом творения. Посмотрим, что пишет Анатолий Александрович Захаров о муравьях.
   "Нас привлекает в муравьях прежде всего то, что во многих их действиях мы можем найти какое-то подобие наших собственных дел и проблем. Муравьи относятся к тем немногим живым существам, которые не только сами приспосабливаются к среде обитания, но и активно перестраивают окружающий мир применительно к своим нуждам, своим задачам".
   Я бы добавил "Не нарушая гармонии окружающего мира", чего не скажешь о человеке, ошибочно руководствующемся лозунгом "Мы не можем ждать милости от природы" и насилующем эту самую природу со всё возрастающей интенсивностью. Именно поэтому основой идеология будущего станет достижение гармонии между живыми организмами: человеком, обществом, государством и Природой, которая Бог, или, в крайнем случае, одно из проявлений Бога.
   "А за всем этим сложная и отлаженная организация муравьиной семьи, позволяющая объединить и направить усилия тысяч и даже миллионов индивидов на решение главной задачи: обеспечение благополучия семьи".
   Обратите внимание: не обеспечения благополучия и удовлетворения эгоистических потребностей индивидуя, чаще всего раздутых и деформированных посредством рекламы, обслуживающей производителя, как при либеральной демократии американского разлива, а обеспечение благополучия семьи, то есть, общества.
   "Суета муравейника -- это всего лишь наши мимолетные впечатления, от которых не остается ни следа при ближайшем рассмотрении. На самом деле муравьев отличает четкое взаимодействие всех особей, сохраняющих при этом свою индивидуальность, но в то же время подчиненных властному диктату общины".
   Именно сохранения индивидуальности при ее подчинении общественным задачам не удалось решить ни одной из существующих идеологий в сообществах человека разумного.
   "Наиболее характерное, свойственное всем муравьям качество -- их "социальность", обязательное существование только сообществами (семьями, общинами). Именно социальность во всем разнообразии ее проявлений и форм у муравьев позволила им занять столь почетное место в мире беспозвоночных животных. Эволюция муравьев -- это прежде всего процесс развития общинного образа жизни".
   Здесь следует оговориться. Термину "семья" для муравьиного сообщества соответствует термин "общество" для сообщества человеческого. В любом случае, индивидуй как пуп Земли муравьиному сообществу не известен. Анатолий Александрович так и пишет:
   "Говоря о муравьях, мы почти всегда подразумеваем муравейник. И это не удивительно. Одиночных муравьев в природе нет. (...) Употребление термина "семья" применительно к населению муравейника обусловлено происхождением сообщества муравьев. Эти сообщества возникли в результате последовательного усиления связей родителей со своим непосредственным потомством, а не из случайных скоплений особей, которые наблюдаются у многих беспозвоночных. Все последующие этапы развития общественного уклада жизни у насекомых -- это этапы развития исходной семьи и внутрисемейных отношений отдельных насекомых".
   Возможно, муравьи размножились и обеспечили себе первенство среди других насекомых еще и потому, что для их сообществ неизвестно понятие "глобализация", сведение системы к одному элементу:
   "В ходе длительной эволюции выработался специфический для вида облик насекомых, состав, размеры и организация семьи, характер взаимодействия муравьев в гнезде и на кормовом участке, особенности индивидуального и группового поведения, пищевые связи, строение гнезда и многое другое. Все это составляет неповторимый облик каждого из нескольких тысяч видов муравьев, известных в настоящее время".
   "Подавляющее большинство населения муравейника составляют рабочие особи, которые выполняют разнообразные функции, связанные с обеспечением нормальной жизнедеятельности семьи. Рабочие муравьи строят и охраняют гнездо, в котором обитает семья, добывают и доставляют в муравейник пищу, чистят и кормят самок и молодь, охраняют кормовой участок и т. д. Численность рабочих муравьев в семьях различных видов колеблется от нескольких десятков у наиболее примитивных до сотен тысяч и миллионов у видов, достигших вершин общественной организации".
   "Однако у большинства муравьев разделение функций не связано с морфологическими различиями. Основами для специализации рабочих муравьев стали их физиологическое состояние и психические наклонности. Рабочие муравьи из одного гнезда, очень похожие друг на друга внешне, сильно отличаются друг от друга по возрасту и физиологическому состоянию; они в разной степени инициативны и любознательны. Одни из них смелы и агрессивны, другие отличаются робостью. Один муравей находчив, но нетерпелив, другой -- может, как автомат, многократно повторять однообразные действия. Соответственно распределяются и профессии среди муравьев".
   "В семьях всех общественных насекомых происходит смена работ, выполняемых особью в течение жизни. В большинстве случаев такая смена сводится к обязательным переходам насекомого от одной профессии к другой по мере его старения, что получило название возрастного полиэтизма. Молодые особи находятся внутри гнезда и ухаживают за самками и молодью, потом роют ходы или строят ячейки, а спустя какое-то время становятся фуражирами и добывают для семьи пищу. У муравьев возраст тоже влияет на выполняемые рабочим обязанности, но связь эта не такая четкая".
   Так и у людей. Если у общества нет общей задачи, общей цели, общей идеологии, оно превращается в толпу, в механическую сумму индивидуев. Судьба такой толпы после проедания запасов, созданных предыдущим поколением одинакова.
  
   Не буду пересказывать всю работу А.А.Захарова: начнете читать - не оторветесь. Вот краткое суммирование наших знаний о муравьях, выполненное Сергеем Ивановичем Ф.:
  
   1. Особи муравьев имеют индивидуальность (различную активность, обучаемость, память, поведенческую реакцию и т.п.).
   2. Срок жизни каждой особи муравья в семье несколько лет, вне семьи несколько дней.
   3. Семьи муравьев и их общинные структуры имеют индивидуальность и могут существовать до нескольких десятков лет.
   4. Муравьи имеют язык общения, развитую систему сигнализации, накапливают и передают знания из поколения в поколение.
   5. В общинах муравьев используется специализация и разделение труда.
   6. Наиболее активные муравьи играют роль управляющих и организуют всю общественную жизнь муравьиного сообщества.
   7. В муравьиных общинах значительную роль играет непрерывный обмен пищей, особями, расплодом и т.п.
   8. Отдельные коллективные действия больших масс муравьев позволяет предположить у них наличие биополя.
   9. Муравьи имеют развитую общественную иерархию: особь - семья - община - колония - федерация...
   10. Муравьи имеют и реализуют ярко выраженную идею биологического прогресса.
   11. Общины муравьев имеют разнообразные формы проявления государства (местное самоуправление, централизованное управление колониями, федеральная управляющая структура и т.п.).
   12. Муравьям присущи многие известные нам социальные пороки: пьянство, наркотики, преступность, предательство, гражданские войны и многое другое.
   Хотя, конечно, муравьиному обществу никогда не дорасти до масштаба распространения и стимулирования этих пороков в обществе человеческом.
  
   Кстати, сам Анатолий Александрович Захаров нигде не упоминает о наличии у муравьев биополя. Наоборот, он скептически относится к тем, кто рассматривает муравейник как один организм.
   Поэтому о биополях - в следующей работе.
   Но в любом случае, сказанного выше вполне достаточно, чтобы считать человека не венцом Природы, а одним из её экспериментальных творений, причем, если с муравьями эксперимент вполне удался - создано устойчивое саморегулирующееся общество, которое живет в гармонии с породившей его Природой, то про эксперимент с человеком этого пока сказать нельзя.
  
Муравейник недалеко от Вязников Владимирской области [Николай Чуксин]
  
   24 января 2010 года
   Москва
  
   Продолжение здесь: http://samlib.ru/c/chuksin_n_j/gos_ants_1.shtml.
   Несколько ссылок для тех, кто заинтересуется муравьями (еще одно спасибо Сергей Ивановичу Ф.):
   http://www.lasius.narod.ru/antRef/antDiss/Baksht2005.htm
   http://www.lasius.narod.ru/antRef/antDiss/Dlussky2005.htm
   http://www.reznikova.net/ReznikFirstHand.pdf
   http://www.lasius.narod.ru/antRef/antDiss/Sleptsova2005.htm
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"