Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Россия и ее выбор. Часть девятая. Народ-богоносец

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.55*6  Ваша оценка:

3. Народ-богоносец как продукт истории

Все-таки во многом правы те, кто считает, что наши проблемы происходят не только от плохого правительства, от неверно выбранной системы управления, или от не совсем правильного климата, выбранного по Сергею Сечиву кучером Митрофаном. Часть наших проблем, а может, и все они идут от того наличного человеческого материала, которым располагает наше общество и, соответственно, государство. Ведь клеткой того и другого организма является человек, образ и подобие Божие, венец творения.

Национальные стереотипы поведения, уходящие к архетипам национального сознания, являются характерными и устойчивыми для любой нации. Процессы, происходящие сейчас в мире (стандартизация, американизация, глобализация и др.), упрощают стереотипы поведения, заменяют их искусственным набором правил, политкорректностью и др., задают жесткие установки, меняют естественные образы на искусственно созданные имиджи, создают управляемые модели поведения. Люди превращаются в зомби.

Мы здесь в своей массе пока не превратились в зомби, но от этого не легче. Многие черты нашего национального характера приводят к реализации моделей поведения, не самым благотворным образом влияющих на нашу собственную жизнь. Мы виним в наших бедах болтливого партсекретаря Горбачева, хитрого агента влияния Яковлева, пьяного начальника стройтреста Ельцина, осторожного чекиста Путина, но кто писает в наших подъездах? Яковлев? Путин? Один Путин - во всех подъездах?! Вряд ли.

Давайте посмотрим, как же оценивают характеристики русского народа те, кто смотрит на нас со стороны, те, кто в силу своей политической позиции или экономической целесообразности не стесняет себя в выборе эпитетов. Патриотов квасного толка и слабонервных прошу пропустить пару страниц - читать это неприятно, но - нехай клевещут!, как говорилось в популярном когда-то анекдоте советских времен. Оговорюсь только, что во многом там, где написано русский, следует читать бывший советский, независимо от этнических нюансов, которые успешно ликвидировались тяжелым асфальтовым катком по имени совок, хотя до конца ликвидированы, слава Богу и Аллаху, не были.

Русские не способны глубоко мыслить, анализировать и делать глубокие обобщения. Они воспринимают все явления слишком поверхностно, слишком конкретно, они не видят факты в их последовательности, в их связях, они не способны думать, обобщать и абстрагироваться. Для них каждый случай - только случай, как бы часто он не встречался. Они говорят: "Лучше меньше, да лучше", "Лучше быть бедным, но здоровым, чем богатым и больным".

Русские упрямы, но они не обладают достаточным упорством в достижении цели. Они ленивы, поэтому всегда спешат. Все проблемы они пытаются решить разом. Они жертвуют малым ради большой решающей победы. Но такая победа либо не приходит вовсе, либо, побеждая, они оказываются у разбитого корыта.

Русские не умеют руководить, а также подчиняться. Они генетически саботажники. Русские завистливые, они ненавидят своих собратьев, когда те выдвигаются из серой массы. Предоставьте им возможность разорвать этих выдвиженцев - они с удовольствием разорвут. Русские не умеют жить и не умеют ставить перед собой задачи. Русские не умеют просить, считая это унижением, а сами и без того унижены и бедны.

Русские глупы и грубы. Неумение приспосабливаться и менять свое поведение в зависимости от ситуации, отсутствие гибкости ума они называют "быть самим собой", "принципиальностью". Свою примитивность и глупость они, опять же, называют честностью и порядочностью, хотя по природе своей они лживы и бесчестны.

Чтобы не уводить дискуссию в сторону от ее предмета, специально не указываю источник этой клеветы. Вы его легко найдет сами, не выходя за пределы http://lib.ru.

Но это - происки злопыхателей, врагов русского народа и всего русского и пр., и пр. А вот как мы сами смотрим на себя. Открываем www.anekdot.ru. Десять признаков русского человека:

1. Может семь суток ехать в поезде, чтобы день погостить у дальнего родственника.

2. Не закусывает после первой даже под страхом смерти. А также после второй, третьей и, кажется, четвертой и пятой.

3. Заходит в кабинку туалета, на ходу доставая шариковую ручку.

4. Восхищенно матерится в Британском музее.

5. Волнуется, разговаривая со швейцаром или официантом.

6. Ходит в гараж, в баню, на рыбалку, охоту и в театр, чтобы выпить. После этого идет к любовнице, чтобы выпить у нее.

7. Легко разделывается с самым изысканным блюдом при помощи столовой ложки.

8. Забирается на унитаз с ногами.

9. Душа его по площади равна пяти американским, тремстам английским и восьмистам бельгийским душам.

10. Привязан к семье и очень набожен: часто поминает Бога и мать.

Но смех смехом, клевета клеветой. Давайте посмотрим серьезное исследование, проведенное Матвеем Малым в его книге Как сделать Россию нормальной страной, опубликованной в начале 2003 года издательством Дмитрий Булавин в Санкт-Петербурге. Электронную версию книги можно найти на сайте Матвея Малого http://matthew-maly.ru. Книга во многом спорная, но мне кажется, что никто и никогда еще так глубоко не рассматривал нашу проблему именно с точки зрения национальных стереотипов народа-богоносца. Коротко позиция Матвея Малого, как я ее понимаю, сводится по этому вопросу к следующему.

Отсутствие у нас на протяжении большей части истории концепции частной собственности вызвано тем, что собственность не устанавливают на неограниченный ресурс. Ресурс земли в России с незапамятных времен был практически неограниченным. Кроме того, любое владение любой собственностью было у нас условным, временным. Психологическая установка сводилась к примитивному: схватить и удержать. Именно удержать, а не окультурить, облагородить или развить. Территориальная экспансия, продолжавшаяся до самого последнего времени, только способствовала закреплению стереотипов, вытекающих из этой установки.

Вторая психологическая установка идет от православной идеи о том, что к духовному совершенству приводит не труд, а страдания и преодоление испытаний и трудностей. Отсюда следует презрение к труду и жалость к честным труженикам, которая вряд ли встречается на Западе, особенно, в протестантских странах и у мормонов.

Длительное доминирование общины как основы организации труда и быта в деревне привело к тому, что социальная мораль превалирует у нас над моралью индивидуальной. Вместо личной ответственности - подчинение коллективу. Отсюда размывание самого понятия личности. Отсюда доброта, но отсюда и жестокость русских людей. Мы еще не подошли к понятию человека, к осознанию его ценности, уникальности и неповторимости. Отсюда идет трамвайное хамство. Отсюда историческое истерическое Вас много, а я одна!. Отсюда массовое беззаконие и отсутствие нормального правосознания. Отсюда зависть как одна из характернейших черт.

Беззаконие связано не столько с плохими законами: они плохи, но не это главное. Главное в том, что и эти плохие законы у нас не выполняются и никогда не выполнялись. Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло, - говорит наша пословица. Они не выполняются, поскольку никто не считает себя привязанным к месту их действия. Отсутствие собственности привело к тому, что в России у человека нет своего частного пространства. Законы висят в воздухе.

Русская культура не материалистична. Она эмоциональна и ориентирована на духовную, а не на материальную составляющую. Отсюда наше стремление к величию, причем, величию немедленному. Тридцать три года просидел на печи - и тут же в цари. Отсюда постановка сверхзадач и постоянный надрыв, поскольку такие задачи не решаемы в принципе. Отсюда проистекает и наша гигантомания. Отсюда стремление к внешним эффектам, не имеющим практической пользы. Левша подковал аглицкую блоху, проявив чудеса изобретательности и виртуозное мастерство. Плясать блоха при этом, правда, перестала, но мир удивляется до сих пор.

Можно оспаривать многие посылки, содержащиеся в книге Матвея Малого, но в одном он прав: национальный характер бывшего советского человека сложен и противоречив. Крайности климата, географии, истории, политики способствовали выработке одних черт этого национального характера и подавляли, а во многом практически подавили, другие черты. В итоге - то, что русскому во здравие, немцу - смерть. Верно и обратное утверждение. Отсюда и нелепость, и обреченность попыток механически пересадить к нам те способы и методы организации общества и государства, которые прекрасно работают на Западе. У нас они работать не будут. Автомобиль, спроектированный для нормальных дорог, по нашим проселкам долго не проездит. И не только потому, что его быстренько разворуют на запчасти.

Как я сам вижу национальный характер русского, вернее, бывшего советского человека? За свою жизнь мне приходилось сталкиваться с тысячами и тысячами людей из многих слоев общества, практически из всех регионов. Думаю, что эта группа довольно представительна, и я могу с достаточным основанием говорить о собственном впечатлении: оно не вычитано из книг. Начнем с положительных черт, которые выше были упомянуты лишь мельком, да и то с известной долей иронии.

Наш народ терпелив, вынослив и неприхотлив. Он щедр, наивен и доверчив, причем, доверчивость его не имеет границ. Это народ - ребенок. Он абсолютно не злопамятен, хотя в ярости его жестокость переходит все пределы. Он по-детски пластичен, по-детски упрям и в своем упрямстве может достигать целей, которые не достижимы для других народов. Наш народ исключительно талантлив и исключительно восприимчив. В своей массе мы народ тщеславный, как тщеславны все таланты, и тщеславие является одной из важных, если не важнейших движущих сил нашего развития. Чувство справедливости у нашего народа обострено, оно доминирует в нашем мироощущении, превалируя даже над чувством свободы.

Наш народ трудоспособен, более того, способен к трудовым подвигам, но это идет не от уважения к труду как таковому, а от выносливости и неприхотливости. Хитрость и коварство не являются национальными чертами нашего народа, они скорее, приобретены или унаследованы в ходе исторического развития. Я уже говорил в предыдущем разделе, что во многом мы - народ языческий, дохристианский. Есть народы - Львы. Есть народы - Овны. Наш народ - народ-Близнец со всеми достоинствами и пороками родившихся под этим знаком.

К нашим порокам следует отнести страх как основу морали. Народ запуган и забит. Чувство собственного достоинства не развито или утрачено, и утрачено давно. Смирение, покорность, непротивление более характерны, чем гордость и независимость. Понятие долга у нас превалирует над понятием чести. Понятие права, закона, законности отсутствует вовсе. Более того, мы нечисты на руку, и вероятно, здесь Матвей Малый прав: неразвитость и неполноценность института частной собственности сказалась на выработке и укреплении этого стереотипа в национальном сознании. И ведь вот что характерно: в деревне украсть даже гвоздь у соседа - немыслимо. Человек, решившийся на такой поступок, будет осужден навечно. Внукам его будут поминать недобрым словом то, что натворил их дед! В то же время те же люди с одобрением относятся к масштабному воровству с колхозных полей и колхозных ферм, не считая это даже воровством, это - ловкость, предприимчивость, умение жить. Это - ценится. Это - неистребимо. Это особенно аукнулось нам сейчас, когда всю страну, все ее достояние превратили в колхозное поле: тащи - не хочу. Моральное осуждение, если и прорывается, то базируется на другом наше пороке - зависти.

Народ наш, к сожалению, завистлив. Я не могу рационально объяснить это качество, могу только засвидетельствовать, что оно имеет место, и оно масштабно. Матвей Малый говорит, что часть наших пороков от того, что у нас каждый считает себя не просто подобным Богу, но самим Богом. Отсюда отрицание права других на обладание тем, чем обладаешь ты сам. Не знаю, так ли это, но безусловно верно, что наша зависть не имеет положительной направленности, а наоборот, она целиком отрицательна. Я завидую тебе. Это не ведет к тому, чтобы я стремился получить то, что стало предметом моей зависти, не стремлюсь подняться, возвыситься, нет! Я стремлюсь лишить тебя этого предмета, снизить твой уровень, твой ранг. Вся система НКВД-КГБ держалась у нас не столько на злом гении Сталина-Берии, сколько на умелой эксплуатации этой черты национального характера. Зависть порождает постоянную озлобленность и неуважение к другим. Отсюда трамвайное хамство. Отсюда такие серые и злые лица в нашем метро. Отсюда, кстати, высокая смертность, хотя у нее есть и более глубокие причины.

Еще одна наша национальная черта не нуждается в комментариях. Это повальное пьянство, берущее начало во времена доисторические, а при нашей истории получившее размах, ставящий, если уже не поставивший, под угрозу сохранение генофонда русского народа. Веселие Руси есть пити... Пил Святой Равноапостольный князь Владимир, пил основатель Москвы князь Юрий Долгорукий, беспробудно пьянствовал царь Иван Грозный, терял человеческий облик император Петр Великий, по пьяни мог проспать встречу с главой европейского государства царь Борис Ельцин. Не были замечены в склонности к пьянству лишь три наших вождя: Иосиф Сталин, Юрий Андропов и Владимир Путин. Что, впрочем, не мешало руководимому народу ни пить, ни похмеляться.

Народ наш никогда не жил даже в относительном достатке. Постоянная и жестокая борьба за физическое выживание не оставляла свободного времени для других занятий. Отсюда сравнительная эстетическая безграмотность и неразвитость потребности в Прекрасном у нашего народа. Если у крестьянства она хоть как-то прорывается в праздничных одеждах, занавесках, подзорах, палисаднике, резных столбиках крылечек, то ушедшие в город, ощущая временность своего существования, утратили и это.

Я сам вырос в тамбовской глуши, на кордоне не так далеко от лесного поселка Пихтеляй, основу населения которого составляли крестьяне, сбежавшие от коллективизации или вернувшиеся из Сибири, часто вернувшиеся тайком. Уже в пятидесятые годы там почти ничего не оставалось от прежней деревенской жизни, если не считать реликты в виде праздничных обрядов на Пасху, Рождество, Крещение и Троицу, убогие палисадники и скворечники на шесте. Все остальное было утрачено - на протяжении всего одного поколения. В середине семидесятых я проехал и прошагал много километров вдоль строящегося БАМа - от Тайшета до Братска. Практически все поселки там были очень похожи на мой Пихтеляй - временные пристанища, бараки, казармы, ночлежки. Правда, я не был там ни в одном старинном сибирском селе - я встретил их позже, в Архангельской и Вологодской области, где они сохранились и в девяностые годы. Но это - отдельная тема.

Развитию всех перечисленных выше не совсем положительных качеств у народа способствовали и постоянная раздвоенность нашего сознания, и неполноценность нашей элиты, ее оторванность и даже изолированность от остальной массы, и слишком частые скачки в государственном и политическом процессе. Особую роль сыграли, конечно, внутренние проблемы нашего духовного пастыря, Православной Церкви, ответственного перед Богом за нравственное здоровье своего стада. В любом случае, по едкому выражению одного специалиста по насаждению демократии в бывших соцстранах, прежде, чем учить нас демократии, надо научить нас пользоваться туалетной бумагой вместо газетной. Он, вероятно, имел в виду - поднять уровень нашего материального достатка и наш культурный уровень. В этом я с ним соглашусь.

Есть еще один важный момент. Я уже говорил об особой пластичности нашего национального характера. Поэтому прежде, чем начать говорить о какой-либо модели дальнейшего развития нашей страны, надо внимательно проанализировать не только особенности нашего предыдущего развития, но и влияние их на национальный характер. Семьдесят лет исторического материализма, безусловно, оставили свой след в национальных чертах нашего народа. Даже более короткий отрезок господства идеологии подлости, начавшийся в конце восьмидесятых, в виду своей тотальности уже породил и порождает определенные деформации нашего национального характера. Политика государства в области образования, культуры, средств массовой информации обязательно должна это учитывать.

Беда только в том, что у нас пока нет политики. По большому счету у нас уже пока еще нет и государства. Народ-богоносец брошен на произвол Судьбы.

Судьба же эта к нему никогда не была благосклонной.

(Продолжение здесь)


Оценка: 3.55*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"