Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

В С Италии 1860-1869

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ГОСУДАРСТВ ИТАЛИИ 1860-1869

Объединение Италии 1860-1861

Австро-Итало-Прусская война 1866



Вооруженные силы стран мира: Общее оглавление
Вооруженные силы Италии: 1850-1859 1870-1879
Сокращения и обозначения

Население Италии: 25.100.000ч(1860г); 26.700.000ч(1870г) [Урл.414]

 []

    НЕАПОЛЬ (Королевство обеих Сицилий, с 1861 в Италии)
Король: Франциск II (1859-1861)
 []

Население: 9.117.050ч [ВС.1860.10]

 [] [ВС.1860.7-345]
 []  []

  АРМИЯ: мирное/военное время: 93.594/150.000ч [ВС.1860.10]
  Гвардия: 9.590ч
  Гвардейская пехота: 7750ч
Дворцовая стража (Guardie del corpo): 200ч
Гвардейские карабинеры (Carabinieri): 200ч,
2 гв.гренадерских полка (Granattieri) (2бн из 6 рот): 4.004ч
1 гв.стрелковый полк (Cacciatory) (2бн): 2.002ч,
1 батальон (Tiragliatori): 1.344ч
  Гвардейская кавалерия: 1840ч
1 эскадрон телохранителей (Guardie del corpo): 100ч
1 эскадрон гидов (di Guide): 150ч
2 гв.гусарcких полка (5эск): 1.590ч
  Армия:
  Пехота: 57.604ч
15 пехотных полков (2бн по 6 рот): 30.300ч
1 карабинерный полк (Carabinieri) (2бн): 2.002ч
16 стрелковых батальонов (Cacciatory) (8рот): 21.540ч
3 легких пехотных бнатальонов: 4.059ч: 57.604ч
  Кавалерия: 5565ч
2 уланских полка (Lancieri) (5 эск): 1590ч
1 конно-егерский полк (Cacciatory) (5 эск): 795ч
2 драгунских полка (Dragoni) (5 эск): 2385ч
1 конно-карабинерный полк (Carabinieri): (5 эск): 795ч

  Артиллерия: 9037ч
2 артиллерийских полка (полевой.бн=8бт, крепостной.бн): 5472ч
1 ездящая артиллерийская батарея: 250ч
1 рабочий батальон (6 рот): 915ч
1 фурштадский батальон: 2400ч
  Инженерный корпус:: 1 саперный батальон (Zappatori), 1 пионерный батальон: 2.598ч
  Жандармский корпус: 9.200ч: 6.000 пеших и конных жандармов, 16 резервных пехотных рот: 3.200ч:
0x01 graphic 0x01 graphic


    РИМ (Папское государство)
Папа: Пий IX (1846-1878)
 []

Население: 3.125.000ч [ВС.1860.10]

  АРМИЯ в 1860 г.: 23.500ч [ВС.1860.10]
Пехота: 16.934ч
2 национальных пехотных полка
2 иностранных пехотных полка
Артиллерия: 893ч: 1 артиллерийский полк
Жандармы: 4.900ч: Рим: 2.320ч, легатства: 2.580ч

Французские войска в Риме: [ВС.1860.10]
4 пехотных полка, 1 егерский батальон, 0,5 гусарских эскадрона, 2 артиллерийские батареи

  АРМИЯ в 1867 г.
 []  []




    САРДИНИЯ (Королевство, с 1861 - королевство Италия)
Король: Виктор Эммануил II (1849-1861)
 []

    АРМИЯ: 200.000ч [ВС.1860.5]
 []
 []  []




  ИТАЛИЯ (Королевство с 1861)
Король: Виктор Эммануил II (1861-1878)
Население: 25.600.000ч [ВС.1860.7]

  ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ИТАЛИИ [ВСС-2]
 []
 []  []

 []  []

 []  []

 []  []

 []  []

 []  []

 []  []

 []  []

 []  []

 []  []

 []  []


  ИТАЛЬЯНСКАЯ АРМИЯ [MaA-512]
  Итальянская армия родилась 4 мая 1861 года, после провозглашения Виктора Эммануила II королем Италии 17 марта. Ассимиляция войск северной и центральной Италии в бывшую пьемонтскую армию была довольно простой, благодаря предыдущему участию Пьемонта в создании сил Центрально-Итальянской лиги, но прямая интеграция неаполитанских сил оказалась невозможной. Гордясь своим наследием, они отвергли предложенное слияние, и, следовательно, в феврале 1861 года неаполитанская армия была расформирована. Многие из его офицеров и солдат присоединились к повстанцам в том, что другие итальянцы называли "разбоем", жестокой партизанской гражданской войне, которая продолжалась до конца десятилетия и которая к 1864 году сковала около половины армии - около 100.000 человек.
  Другой серьезной проблемой была интеграция добровольцев Гарибальди в новую армию. 20.000 `красных рубашек' `Южной армии' Гарибальди были очень популярны среди итальянского народа, и они поддерживали прогрессивные политические идеи, вдохновленные Мадзини. Они также выступали за военную интервенцию против Рима и оставшихся папских территорий, в то время как новое итальянское правительство стремилось полагаться на дипломатию. Консервативные пьемонтские генералы, опасаясь, что их включение вызовет политические волнения в рядах, решили их расформировать; любой доброволец, желающий вступить в новую армию, должен был записываться индивидуально, а офицеры должны были быть утверждены в своей должности экзаменационной комиссией Пьемонта. Эти меры вызвали широкое недовольство среди добровольцев Гарибальди и затруднили кампанию против повстанцев.
  Новые итальянские силы унаследовали старую административную и командную структуру пьемонтской армии, которая с подозрением относилась к новым элементам, интегрированным из других армий; любой акт неподчинения или дезертирства строго наказывался, что имело негативные последствия. На юге процесс объединения воспринимался просто как оккупация иностранной державой, и пьемонтцев повсеместно ненавидели. Распространение всеобщей воинской повинности на всю территорию страны вызвало большое недовольство в южных провинциях, где это было воспринято как тирания и смертельный удар по местной сельской экономике. Учитывая все эти проблемы и глубокие разногласия, существующие даже внутри итальянского верховного командования, неудивительно, что итальянские войска потерпели серьезное поражение в Третьей войне за объединение в 1866 году. Многие из этих трудностей были разрешены только после окончания Рисорджименто, благодаря крупным реформам, начатым генералом Чезаре Маньяни Рикотти в 1873 году. Эта программа (которая включала формирование новой горной пехоты Alpini) преобразовала вооруженные силы по прусскому образцу и сделала Италию одной из ведущих европейских военных держав.
  Организация
  Практически не изменилась по сравнению с Пьемонтской армией 1860 года: 68 пехотных полков, 17 кавалерийских, 9 артиллерийских, 2 инженерных и 3 обозных плюс 13 легионов карабинеров. В общей сложности новая армия насчитывала 322.307 человек, из которых 11.250 были офицерами. Одной из самых больших проблем в течение 1860-х годов была нехватка офицеров и, что более важно, их недостаточный уровень профессионализма и подготовки. В 1862 году включение бывших краснорубашечников привело к созданию 6 новых пехотных бригад: Granatieri di Toscana, Cagliari, Valtellina, Palermo, Ancona и Puglie.
  В 1861-1867 годах в состав армии также входил венгерский вспомогательный легион (Legione Ausiliaria Ungherese). Он был сформирована Гарибальди 16 июля 1860 года во время его кампании в Королевстве Обеих Сицилий из венгерских добровольцев под командованием полковника Эбера. После расформирования "Красных рубашек" венгерский легион численностью 1400 человек был включен в состав итальянской армии, сформировав 2 пехотных батальона (включая берсальеров и сербохорватскую роту), 2 гусарских эскадрона и батарею горной артиллерии. Этот корпус играл значительную роль в операциях по борьбе с повстанцами вплоть до своего расформирования в 1867 году.
  Во время своей борьбы на юге регулярные войска также в значительной степени полагались на поддержку Национальной гвардии, карабинеров и корпуса таможенной охраны. Чтобы увеличить численность конницы для проведения операций по борьбе с партизанами в труднопроходимой местности южной Италии, были сформированы новые конные подразделения за пределами кавалерийского подразделения. Берсальеры играли ведущую роль в этих операциях, и временные конные взводы берсальеров, экипированные и вооруженные как легкая кавалерия, были успешно использованы.
  Морская пехота была полностью реорганизована 21 марта 1861 года под личным руководством премьер-министра Кавура. Пьемонтский Regt Real Navi и неаполитанский Regt Real Marina были объединены в новый Corpo Fanteria Real Marina, состоящий из 2 полков, каждый из которых состоит из 3 стрелковых батальонов, каждый из 2 рот (плюс 2 роты депо). Их униформа была принята 15 декабря 1860 года пьемонтским королевским флотом: копия униформы берсальеров с небольшими отличиями, такими как значок якоря, черные накладки на малиновых шнурах и кисточках. В 1866 году, после начала Третьей войны, батальоны были расширены до 6 рот в каждом, и после этого конфликта корпус был реорганизован в единый полк с 3 батальонами по 8 рот в каждом. Окончательно был расформирована в 1878 году.
  Национальная гвардия
  5 июля 1860 года Национальная гвардия Пьемонта начала реорганизацию и расширение в новую Национальную гвардию Королевства Италия, которая вскоре приобрела эффективную структуру во всех городах и провинциях королевства. Национальная гвардия была организована в роты численностью более или менее 100 человек в каждой; они были собраны в батальоны, которые обычно насчитывали примерно 500 человек в 4, 5 или 6 ротах, и 2 батальона могли быть объединены в легион. К концу 1860 года Национальная гвардия насчитывала 89 легионов, 570 батальонов и 10.708 рот, которые могли состоять из линейной пехоты, берсальеров, кавалерии или артиллерии. Их основной функцией было выполнение вспомогательных обязанностей для регулярной армии, выделение некоторых подразделений (Мобильной национальной гвардии) для службы в качестве гарнизона или пограничных войск. Мобильные батальоны и роты сыграли значительную роль в кампании против "разбоя", что позволило армии перебросить регулярные части для противостояния австрийцам в 1866 году. Из-за снижения народного энтузиазма и финансового кризиса, с которым столкнулись многие итальянские города, численность Национальной гвардии постепенно сокращалась, пока она окончательно не была расформирована в 1876 году.
  Вооружение
  Итальянская армия унаследовала вооружение пьемонтских войск в период, когда они претерпевали постепенные изменения. Стандартной линейной пехотной винтовкой оставалась винтовка с ударным замком fucile da fanteria mod.1860, которая использовалась до конца Третьей войны. Катастрофические события 1866 года побудили заменить ее на казенозарядную, но финансовые трудности первоначально ограничили программу переделкой существующего оружия с помощью системы, изобретенной Сальваторе Каркано, которая оказалась эффективной и простой в изготовлении. Этот новый M1867 Carcano оставался на вооружении до принятия на вооружение швейцарского M1870 Vetterli, который в последний раз использовался во время захвата Рима в 1870 году.
  В 1867 году карабины M1856 Bersaglieri также были модифицированы системой Carcano. После взятия Рима, в котором берсальеры составили основную атакующую силу, они были ненадолго оснащены винтовками Remington rolling-block M1867, захваченными у папской армии, но в 1871 году они тоже приняли на вооружение Vetterli. При формировании в 1861 году морская пехота приняла на вооружение карабин M1856 Bersaglieri, но в 1862 году он был заменен британской морской винтовкой P1858 Enfield, известной в Италии как carabina mod.1862.
  В течение первых лет кавалерийское вооружение новой армии оставалось более или менее неизменным: сабля М1860 (которая была заменена в 1871 году), пистолет М1860 и М1860 пистолон (мушкетон), в то время как старое копье было заменено новым М1860. Итальянские власти очень медленно осознавали потенциал новых револьверов и продолжали отдавать предпочтение однозарядным ударным пистолетам. Револьверы Lefaucheux были приняты на вооружение военно-морским флотом Пьемонта в 1859 году и карабинерами в 1861 году, но не армией. Револьверы карабинеров, выпущенные в сокращенной версии специально для них, доказали свою ценность во время кампании по борьбе с повстанцами на юге; среди других моделей многие армейские офицеры приобрели револьверы Лефоше частным образом в 1860-х годах, но они так и не были официально приняты на вооружение. Наконец, в 1874 году итальянские сухопутные войска приняли на вооружение револьверы M1874 Chamelot-Delvigne.
  Пистолон "да каваллерии" позже был заменен кавалерийским карабином M1870 Vetterli. Как артиллерийские мушкеты M1844, так и мушкеты понтонного корпуса M1844 были переделаны в казенозарядные модификацией Carcano в 1871 году. С 1860 года инженеры приняли на вооружение карабин М1856 со штыком. Как длинная, так и короткая версии карабинерного мушкета M1844 также были модифицированы системой Carcano в 1869 году, но вскоре они были заменены винтовкой M1870 Vetterli для карабинеров.

  Боевой состав:
  Пехота: 56+24 полка. Полки объедены в бригады по два. Полки имеют номера, бригады названия. [w]
4+4 гренадерских полков
    1.GR/2.GR Sardegna; 3.GR/4.GR Lombardia; 5.GR/6.GR Napoli:1861; 7.GR/8.GR=78.IR Toscana:1862

52+20 пехотных полков
    1.IR/2.IR Re; 3.IR/4.IR Piemonte; 5.IR/6.IR Aosta; 7.IR/8.IR Cuneo; 9.IR/10.IR Regina; 11.IR/12.IR Casale;
    13.IR/14.IR Pinerolo; 15.IR/16.IR Savona; 17.IR/18.IR Acqui; 19.IR/20.IR Brescia; 21.IR/22.IR Cremona; 23/24.IR Como;
    25.IR/26.IR Bergamo; 27.IR/28.IR Pavia; 29.IR/30.IR Pisa; 31.IR/32.IR Siena; 33.IR/34.IR Livorno; 35.IR/36.IR Pistoia;
    37.IR/38.IR Ravenna; 39.IR/40.IR Bologna; 41.IR/42.IR Modena; 43.IR/44.IR Forli; 45.IR/46.IR Reggio; 47.IR/48.IR Ferrara;
    49.IR/50.IR Parma; 51.IR/52.IR Alpi; 53.IR/54.IR Umbria:1861; 55.IR/56.IR Marche:1861; 57.IR/58.IR Abruzzi:1861;
    59.IR/60.IR Calabria:1861; 61.IR/62.IR Sicilia:1861; 63.IR/64.IR Cagliari:1862; 65.IR/66.IR Valtenllina:1862;
    67.IR/68.IR Palermo:1862; 69.IR/70.IR Ancona:1862; 71.IR/72.IR Puglie:1862

+6 стрелковых (берсальерских) полков: 1.BR:1861; 2.BR:1861; 3.BR:1861; 4.BR:1861; 5.BR:1861; 6.BR:1861

  Кавалерия [w]
4 кавалерийских (cavalleria) полка: 1.KR Nizza; 2.KR Piemont; 3.KR Savoia; 4.KR Genova
6 уланских (lancieri) полков: 5.KR Novara; 6.KR Aosta; 7.KR Milano; 8.KR Montebello; 9.KR Firenze; 10.KR Vittorio Emanuele II
7+2 легких кавалерийских (cavalleggeri) полка:
    11.KR Fogia:1863; 12.KR Saluzzo; 13.KR Monferrato; 14.KR Alessandria; 15.KR Lodi; 16.KR Lucca; 17.KR Caserta:1863;
    18.KR Piacenza; 19.KR Guide

  Артиллерия[w]
1 конно-артиллерийская бригада: Artiglieria Terrestre "a Cavallo"
1+4 полевых артиллерийских полков: 5.RA; 6.RA:1860, 7.RA:1860, 8.RA:1860, 9.RA:1863
+3 крепостных артиллерийских полка (Reggimento da piazza): 2.RA:1860; 3.RA:1860; 4.RA:1860
+1 понтоньерский полк (Reggimento pontieri): 1.PontR:1860

 []


  ДОБРОВОЛЬЦЫ ГАРИБАЛЬДИ [MaA-520]
  'Красные рубашки'
  Первоначальные 1089 добровольцев, высадившихся на Сицилии вместе с Гарибальди в мае 1860 года, были организованы в 2 батальона, каждый из которых состоял из 4 рот по 120 человек. Кроме того, было 23 конных проводника (первоначально без лошадей) и 43 карабинера Дженовези. Вскоре был сформирован 9-й отряд из молодых сицилийских добровольцев, известных как Picciotti.
  После битвы при Калатафими экспедиция Гарибальди начала получать официальную поддержку от пьемонтских властей; они начали формировать в северной Италии крупные отряды добровольцев, которые постепенно направлялись на юг для усиления краснорубашечников. Эти подкрепления прибыли в ходе трех последовательных экспедиций, известных по именам их командиров: Медичи, Козенца и Сакки. Brigata Medici, прибывшая 10 июня 1860 года, насчитывала 2500 человек в 3 полках, каждый из 2 батальонов по 4 роты. 2 июля Brigata Cosenz высадилась на берег вместе с еще 2000 добровольцами. Именно с этими силами, плюс большое количество местных добровольцев, Гарибальди выиграл битву при Милаццо и завершил завоевание Сицилии. 18 июля "краснорубашечники" были усилены прибытием более крупной Brigata Sacchi, в составе которой было по 3 полка из 2 батальонов в каждом.
  Прежде чем переправиться на материк, чтобы принять бой с неаполитанцами, Гарибальди расширил свой первоначальный состав конных проводников до эскадрона из 100 человек, а карабинеры Дженовези постепенно были преобразованы в отдельный батальон из 300 стрелков. Что еще более важно, он также реорганизовал то, что теперь стало армией, сформировав дивизии и бригады. Четыре дивизии были названы в честь своих командиров: Divisione Turr (из 5 бригад), Divisione Cosenz (2 бригады), Divisione Medici (4 бригад) и Divisione Bixio (2 бригады). Каждая бригада обычно состояла из 2 или 3 пехотных полков плюс определенное количество небольших независимых подразделений; в каждом полку обычно было 2 батальона, хотя и с разным количеством рот. Единственной бригадой, имевшей иную организацию, была Миланская бригата, входившая в состав дивизии Турра; это была своего рода легкая бригада, в состав которой входили 3 пехотных батальона по 4 роты, 2 роты берсальеров и инженерное отделение. Четыре дивизии были пронумерованы как продолжение боевого порядка пьемонтской армии - Турр (15-я), Козенц (16-я), Медичи (17-я) и Биксио (18-я) - и каждая имела отдельную батарею полевой артиллерии. После этой общей реорганизации силы Гарибальди стали называться Esercito Meridionale ("Южная армия").
  Как только он оказался на материке, тысячи южноитальянских добровольцев присоединились к Гарибальди. Около 1000 человек из Калабрии сформировали независимое подразделение легкой пехоты, известное как Zuavi Calabresi, а около 2000 человек из Базиликаты были организованы в новую Brigata Basilicata. В кампании на реке Вольтурно в сентябре-октябре 1860 года Гарибальди командовал в общей сложности 25.000 краснорубашечниками, и в последующие месяцы под его знамена стекалось все больше патриотов. Они сформировали небольшие дополнительные подразделения, обычно называемые каччиатори, которые не представляли особой военной ценности.
  Многие иностранные добровольцы также отправились присоединиться к Гарибальди, и большинство из них были объединены в бригаду Эбер 15-й дивизии. Под командованием венгерского изгнанника в нее входили 5 батальонов линейной пехоты, один из берсальеров, венгерский легион, иностранная рота и подразделение инженеров. Для кампании 1859 года венгерские добровольцы в Пьемонте сформировали бригаду из 4 пехотных батальонов; она не была готова вовремя для борьбы с австрийцами, но несколько сотен этих добровольцев присоединились к краснорубашечникам в 1860 году. Гарибальди объединил их в свой Hungarian Legion, который состоял из роты пехоты и эскадрона гусар. Иностранная рота была сформирована из 100 швейцарских дезертиров из неаполитанской армии.
  Единственным другим отдельным национальным контингентом был британский - English Battalion и British Legion. Первый, первоначально созданный как батальон численностью 400 человек, был значительно расширен за счет сицилийских добровольцев до такой степени, что превратился в бригаду из 4 батальонов численностью 1500 человек, известную как Brigata Dunne по имени ее командира. Британский легион, включающий как пехоту, так и артиллеристов, не прибыл в южную Италию до тех пор, пока кампания практически не завершилась, и оставался без бригад.
  11 ноября 1860 года Южная армия Гарибальди была расформирована. (О включении бывших краснорубашечников в новую итальянскую армию)

  Корпус Volontari Italiani
  В связи с новым конфликтом против Австрии 6 мая 1866 года итальянское правительство решило сформировать большой корпус добровольцев, чтобы действовать независимо от регулярной армии и, таким образом, обеспечить баланс различных видов подразделений. Очевидно, что командование этим итальянским добровольческим корпусом было передано Гарибальди. После завершения своей организации Корпус итальянских добровольцев состоял из 10 полков пехоты (в каждом по 4 батальона), 2 батальона берсальеров, 2 эскадрона конных гидов и роты инженеров. Линейный и легкий батальоны имели по 4 роты в каждом; линейный был вооружен старыми ударными мушкетами (французские M1822T, M1840 и M1842), в то время как у берсальеров были винтовки Enfield образца 1851 года. 10 пехотных полков позже были сгруппированы в 5 бригад. В дополнение к вышесказанному, к корпусу были приданы некоторые регулярные подразделения: 3-полковая артиллерийская бригада; эскадрон карабинеров, выполняющий функции военной полиции; и батальон мобилизованной национальной гвардии для несения гарнизонной службы. В общей сложности итальянский добровольческий корпус насчитывал примерно 43.000 человек.
 []  []


  ВООРУЖЕНИЕ

Казнозарядная винтовка Carcano M1868 (17,5мм)
0x01 graphic


  ФЛОТ
  Флот Италии [МКА.2016-07]
  С 1860 года Италия вкладывала в развитие флота огромные денежные средства - на уровне 12 миллионов фунтов стерлингов в год. В 1862 г., будучи военно-морским министром, адмирал Карло Пеллион ди Персано принял стратегическое для развития флота Италии решение об отказе от деревянных кораблей в качестве главной силы флота и переходе к строительству броненосцев. Длительные союзнические отношения с Францией и неготовность итальянской промышленности к строительству броненосных кораблей с нужной поспешностью обусловили выбор места постройки: большинство новых итальянских броненосцев были спроектированы на основе уже вступивших в строй французских и строились на верфях Французской Империи. Кроме этого, в США были заказаны два корабля в качестве образцов военных судов воюющей страны, а в Великобритании - самый крупный в итальянском флоте башенный броненосный таран.
  Формально двумя сильнейшими итальянскими кораблями были деревянные броненосные фрегаты постройки американской фирмы 'Уэбб' из Нью Йорка - 'Ре д'Италия' и 'Ре ди Портогалло'. Однако, ввиду плохого качества строительных материалов и самой постройки, а также плохих мореходных качеств этих кораблей можно сделать вывод, что каждый из них не стоил 325.000 фунтов стерлингов, уплаченных итальянским правительством. Их маневренность также оставляла желать лучшего, однако этот недостаток был вполне присущ большинству первых броненосцев.
  Железный двухбашенный броненосный таран 'Аффондаторе' был построен в Великобритании на верфи Харрисона и считался самими итальянцами самым боеспособным кораблем их флота.
  При проектировании и строительстве англичане старались в наибольшей степени использовать весь опыт Гражданской войны в США. По сравнению с американскими низкобортными мониторами, строителям удалость довести мореходность до приемлемого для Средиземного моря уровня. Недостатками корабля являлись утяжеление носа за счет тяжелой башни и недостаточная маневренность. Аналогичную 5 дюймовому броневому поясу защиту получили две башни системы капитана Кольза. Палуба была застелена плоской броней толщиной в 2 дюйма.
  Следующая по силе четверка броненосцев - 'Реджина Мария Пиа', 'Кастельфидардо', 'Сан Мартино' и 'Анкона' - была спроектирована с учетом проекта французских кораблей типа 'Прованс'. Приоритет в выполнении французами итальянского заказа виден в сроках вступления в строй: первые три броненосца Италия получила уже в 1864 году, а французский флот пополнился тремя 'провансами' только в 1865 м. Основное визуальное отличие заключалось в наличии у итальянских кораблей ярко выраженного тарана. Их корпуса, в отличие от французских прототипов, были выполнены из железа и несли на себе кованую железную броню. Высокая для своего времени скорость сочеталась с неплохой мореходностью и маневренностью. Корабли типа 'Реджина Мария Пиа' составляли однородное быстроходное ядро итальянского флота.
  Броненосный корвет 'Принчипе ди Кариньяно' стал первым вошедшим в строй броненосцем собственно итальянской постройки. На 1866 год в постройке находилось еще два однотипных корабля, которые в дальнейшем войдут в строй как 'Мессина' (1867 г.) и 'Конте Верде' (1871 г.). Все корабли серии были заложены с 1861 по 1863 гг. как деревянные паровые фрегаты типа 'Принчипе Умберто', но в ходе строительства перепроектированы в броненосцы. Слабая промышленная база в Италии и недостаток опыта броненосного кораблестроения привели к длительным срокам достройки.
  Первые итальянские броненосцы 'Террибиле' и 'Формидабиле' сочетали малые размеры с хорошей маневренностью, но были недостаточно быстроходны, чтобы стать в одну линию с большими броненосцами. В архитектуре кораблей, построенных на верфи 'Форж э Шантье де ля Медитеррэн' в Ля Сейне, хорошо прослеживается влияние первого французского мореходного броненосца 'Глуар' и французских же броненосных батарей.
  Пару 'Палестро' и 'Варезе', спроектированную итальянским инженером Джузеппе де Лука и построенную во Франции на тойже верфи в Ля Сейне, иногда классифицируют как броненосные канонерские лодки или корабли береговой обороны с железным корпусом. Они отличались малой скоростью и слабым вооружением при хорошем бронировании.
  Кроме броненосцев, в составе итальянского флота имелись 1 винтовой линейный корабль, 10 винтовых фрегатов и 4 винтовых корвета (правда, к началу кампании некоторые из них находились в заграничном плавании), 13 колесных пароходо-корветов,
  11 авизо и 6 канонерских лодок.
  'Италия могла гордиться таким флотом, - вполне справедливо считает Г. Вильсон. - Принимая в расчет только корабельный состав и орудия, можно было считать его равным по качеству, если не выше, флотам Франции, Англии или Соединенных Штатов, бывших в то время тремя главными морскими державами'.
  В свете работы учрежденной по итогам битвы при Лиссе комиссии по выяснению положения с военной техникой в королевском флоте, принято негативно оценивать технический аспект качеств и готовности итальянских броненосных сил. Справедливости ради, стоит сказать, что по политическим причинам флот был вынужден принимать по факту не готовые к службе корабли. Война могла начаться в любой момент, и тогда итальянские броненосцы были бы задержаны правительствами стран, где они строились. Именно это произошло с двумя испанскими броненосцами, которые застряли на британских верфях в самый разгар Тихоокеанской войны. Отсюда и 15 месячный ремонт американских броненосцев Уэбба, и постоянные проблемы с машинами на малых броненосцах французской постройки типа 'Террибиле' и 'Палестро'. Касаемо последних, вскрылся факт отсутствия контрактов, чертежей и протоколов ходовых испытаний. Многие проблемы новых кораблей были связаны с нехваткой или отсутствием квалифицированного персонала,
  что не отменяло того факта, что малые броненосцы могли идти лишь 6 узловым ходом в кильватере, и сносно управляться только при погодных условиях, близких к идеальным. При таких характеристиках решение смешивать тихоходные броненосные батареи и быстроходные броненосцы в одном отряде, как это случилось при бомбардировке Лиссы, повлекло негативные последствия в ходе последующего сражения. Изначально пребывая не в идеальных условиях, новые броненосцы содержались хуже австрийских - начиная от профилактики машин и механизмов и заканчивая очисткой подводной части корпуса. Именно быстрое обрастание дна итальянских броненосцев приводит к путанице скоростных характеристик в справочниках.
  Если комплектованию флота новыми и достаточно удачными кораблями уделялось большое внимание, и на это затрачивались значительные финансовые средства, то организация боевой подготовки и структура управления были совершенно неудовлетворительными. Хотя моральный настрой итальянских моряков на окончательное объединение нации был достаточно велик, и рядовой состав был полон решительности, существовали крупные проблемы комплектования флота техническими специалистами. Большинство механиков и инженеров были иностранцами и с началом боевых действий покинули Италию. Итальянские механики слабо знали материальную часть, и паровые машины находились в плохом состоянии.
  Поскольку броненосный флот создавался с нуля, большинство экипажей требовало обучения и значительной практики как по части управления своим кораблем, так и по действиям в составе эскадры. Учения по стрельбе и совместному маневрированию не проводились, хотя для этого выделялось топливо, провиант и боеприпасы. Как упоминалось ранее, среди офицеров из разных, ранее независимых областей не было единства. Постоянные конфликты за руководящие должности и привилегии не позволяли установить достаточную дисциплину даже на уровне офицерского состава, не говоря уже о простых матросах.
  Так уж случилось, что при Лиссе во главе столь обременительного для финансов Италии флота встали три 'решительных' адмирала: Альбини был решителен и последователен в своем уклонении от действий, Вакка был решительно бесполезен, а Персано был бы счастлив избежать принятия любых решений. Граф Карло Пеллион ди Персано (Carlo Pellion di Persano; 1806-1883) по окончании морской школы в Генуе поступил на службу в сардинский флот. В 1848 году добровольцем принимал участие в боевых действиях восставшей против Австрии Венеции, когда с венецианскими кораблями неудачно напал на австрийский гарнизон в Каорле. С 1855 по 1857 гг. командовал главной базой сардинского флота в Генуе; в 1859 г. возглавлял блокаду Венеции, в 1860 г. обеспечивал поддержку с моря экспедиции Гарибальдина Сицилию. Позднее, в 1860 и 1861 гг. адмирал Персано руководил операциями против Мессины, Анконы и Гаэты. После войны - депутат парламента Италии, с 1862 года - морской министр, а с 1865 го - сенатор. Именно стараниями Персано Италия обзавелась внушающими уважение, если не по качеству, то по количеству, броненосными силами. Нетрудно заметить, что к маю 1866 г. карьера Персано достигла своего зенита. Оставалось вкушать плоды многолетних трудов, но, увы, против своей воли и желания, Персано стал во главе итальянского флота. Чрезмерно осторожный, на грани нерешительности и в былые годы, сейчас Персано был более озабочен не победами и достижениями, а опасностью совершить ошибку, которая разом перечеркнет всю его жизнь.
  Как известно, любая деятельность невозможна без ошибок, и, боясь ошибиться, Персано боялся и действовать. Адмирал не мог не видеть проблем с техническим состоянием, наличием персонала и вооружением, потому тянул время. Сила влияния его личности на подчиненных было слаба, энергия для оперативного преодоления кризиса недостаточна, а уверенность в собственных силах таяла день ото дня. Но именно такой адмирал был удобен итальянскому правительству, и именно с его именем, не вникая в подробности, общественность связывала успехи флота при объединении страны. Тем более, что выбирать между своевольным Альбини и безвольным Ваккой не приходилось.
  Конфликт между Альбини и Персано, а точнее - сардинскими офицерами и Персано, возник в 1860 г. во время кампании на Адриатике, когда Персано действиям предпочитал пространные послания со своими опасениями или жалобами на нехватку оружия и припасов.
  К 1860 году графом Джованни Альбини (Giovanni Albini; 1812-1876) был накоплен богатый профессиональный и личный опыт.
  Поступив на службу в 1826 г., в 1848 году он принимал участие в операции на Адриатическом море, направленной на подавление революций в итальянских государствах; в 1855 1856 гг. - участвовал в Крымской войне; а в 1859 г. - во франко сардинской кампании на Адриатике. В 1860 г. именно действия Альбини привели сардинцев к успеху у Анконы; видимо, тогда же Альбини воочию убедился, насколько сардинское руководство благоволит Персано. Тем не менее, заслуги Альбини были вознаграждены, и в 1861 году он самостоятельно командует сардинской эскадрой на Сицилии. В августе 1862 г. Альбини было приказано предотвратить поход Гарибальди в Калабрию, но он не стал выполнять приказ. В итоге Италия была объединена, а сам Альбини - уже в чине вице адмирала - принял командование итальянской эскадрой в составе международных сил (французские, английские и турецкие корабли) в Тунисе. Уже привыкнув безнаказанно действовать по своему усмотрению, адмирал спланировал оккупацию и колонизацию Туниса, и лишь нехватка собственных сил и необходимость обратиться за поддержкой сорвали эти планы.
  Джованни Вакка (Giovanni Vacca; 1810-1879) был человеком, про которого трудно что либо утверждать наверняка, что тогда, что сейчас. Утверждение, что он был горячим сторонником итальянского национального единства, противоречило бы его месту в структуре флота Бурбонов. В то же время, защищать тех же Бурбонов от сардинского флота в 1860 году Вакка не торопился.
  Весь его боевой опыт ограничивался противо пиратскими экспедициями: в 1828 году он побывал в Триполи, а в 1832 м - в Тунисе. Когда, после присоединения сицилийских кораблей к сардинскому и общеитальянскому флоту, понадобился адмирал, представляющий юг страны, им стал Вакка.
  В силу обстоятельств этого присоединения, играть хоть какую то значимую роль в новом флоте он не мог и - что было самым важным для Кавура и Персано - не хотел. Современники отмечали его неприязнь к новым технологиям, таким как паровые корабли и броненосцы, однако это не влияло каким то особенно негативным образом на корабли под его командованием. Неприязнь между Альбини и Персанои политическая целесообразность поставили Вакку во главе дивизии броненосцев при Лиссе. Правильным будет сказать, что Вакка был обычным человеком, а война и ответственность не очень согласуются с таким качеством. Ему просто не повезло окончить свою адмиральскую карьеру тихо и с почетом.
  Возможно, самым подходящим лидером для итальянцев мог стать коммодор Симон де Сен Бон (Simone de Saint Bon; 1823-
  1892). Этот блестящий офицер закончил Морскую Академию в Генуе в 1847 г., участвовал в Крымской войне, а по итогам кампании 1860 года против Анконы и Гаэты был отмечен наградой за мужество. Он отличился при бомбардировке Лиссы, участвовал в последующем сражении, где командовал броненосцем 'Формидабиле', и обладал уровнем технических познаний, позволившем ему определить облик и конструктивные особенности башенного тарана 'Аффондаторе'. Все это было замечено и вознаграждено в 1867 году, уже после Лиссы. А ведь годом ранее итальянцам так не хватало более молодого и агрессивного командира!
  Надо сказать, что среди основной массы итальянских офицеров были подающие надежды, но в условиях сословной Сардинской монархии у них почти не имелось шансов изменить текущее положение. Несомненно, итальянцев можно назвать нацией мореходов, и до поступления на флот большинство матросов служили моряками на торговых или рыболовных судах.
  Плохи были не сами итальянцы, а политическая система нового единого государства.
  Таким образом, несомненные достоинства итальянских кораблей и большой потенциал их экипажей сводились на нет плохими подготовкой, дисциплиной и командованием, и в целом боеспособность итальянского флота была невысокой.

0x01 graphic 0x01 graphic
[Conway-1]

  ПАРОВОЙ ФЛОТ

  Броненосцы: +12-1=11
+1 типа Roma (5700т 79х17х8м пм:3670лс=13уз 549ч б:150 5д256/12+12д203/13)
    Roma:1869
 []  []Roma

+1 Affondatore[N]($брит):1866 (4000т 94х12х6м пм:2700лс=12уз 356ч б:127 бш:127 п:51 2д256/12)
 []  []

 []

+2 типа Carignano (3600т 76х15х7м пм:2000лс 10уз 572ч б:121 10д203/13+12д165/13(C)\\4д203/13+18д165/17)
    Principe di Carignano:1865, Messina:1867
 []  []Carignano

+4 типа Maria Pia[N]($фр) (4200т 81х15х6м пм:2100-2900лс=12-13уз 480ч б:110 бт:110 4д203/13+22д165/17)
    Regina Maria Pia:1864, San Martino:1864, Ancona:1866, Castelfidardo:1864
 []RMP 1864  []RMP1870
 []

+2-1 типа Italia($ам) (5600т 100х17х6м пм:1800лс=12уз 565ч б:114)
    Re d'Italia:1864|1866 (2д203/13+4г205/13+32д165/17), Re di Portogallo:1864 (2д254+26д165/17)
 []  []

+2 типа Formidable[N]($фр) (2700т 66х14х5м пм:1100лс=10уз 371ч б:110 бт:100 4д203/13+16д165/17)
    Formidable:1862, Terrible:1861
 []  []T 1869  []F 1870

  Броненосцы береговой обороны: +4-1=3
+2 Guerriera (1800/2350т 56х14х4м пм:450-590лс=6уз б:140 12д165/17)
    Guerriera:1868, Voragine:1869
 []  []Voragine

+2-1 типа Palestro($фр) (2170/2560т 62х13х4м пм:930лс=8уз 252ч б:120 бт:120 2д203/13+2г205/13+1д165/17)
    Palestro:1866|1866, Varese[A]:1866
 []  []Palestro  []Varese

  Винтовые линейные корабли:
1 Monarca=Galantiomo(1861)(н):1850 (3670т 69х16х7м пм:1350лс=8,5уз 658ч 6г205/13+4д165\13+2п80+24п40+4п12+7п8)
 []

  Винтовые фрегаты: 2+7-1=8
+1 Gaeta[A]:1865 (3700т 68х15х7м пм:1175лс=11уз 516ч 6д165/17+16г205/12+38п40)
 []Gaeta

+1 Principe Umberto[A]:1863 (3500т 76х15х7м пм:600лс=11уз 580ч 8д165/17+10г205/13+32п40)
 []  []

+2 типа Borbona (3700т 68х15х7м пм:1175лс=11уз 658ч 12г205/13+42п30+4п12)
    Borbona=Garibaldi(1861)[A](н):1860 (8д165/17+12г205/13+34п40), Italia[A]:1862 (8д165/17+24п40+12п24)
 []  []

+1 Duca di Genova:1860 (3960т 68х15х7м пм:1000лс=9уз 490ч 8д165/17+10г205/13+32п40)
 [] 0x01 graphic

+1 Maria Adelaide[N][A]:1860 (3450т 74х15х7м пм:2255лс=12уз 578ч 10д165/17+22г200/9)
 [] []M.Adelaide

1 Vittorio Emanuele[N][A]:1856 (3100т 56х15х6м пм:1500лс=9уз 539ч 1г205/12+36п40+14п20\\1д270/14+8д164/15+10г200/9+32п40(1866))
0x01 graphic  []V.Emanuele

1-1 Carlo Alberto[A](с):1851/1869 (3300т 62х15х7м пм:400лс=8уз 527ч 1п80+36п40+14п20+2п15\\8д165/17+10г205/13+32п40(1862))
 []  []C.Alberto

+1 Regina[A]#:1862 (2900т 53х14х7м пм:400лс=8уз 420ч 8д165/17+26п40)
 []  []Regina

+1-1 Partenope#:1862/1869 (2600т 58х14х7м пм:400лс=8уз 420ч 4п80+20с30+26п24\\6д165/17+6г205/13+14п40)
 []  []Partenope

  Винтовые корветы: +4
+1 Etna[A]:1863 (1560т 68х11х4м пм:330лс=9уз 240ч 2д165/17+8п40)
 []  []Etna

+1 Principessa Clotilde[A]:1866 (2500т 66х12х5м пм:400лс=9уз 345ч 6д165/17+14п40)
 []  []Pr.Clotilde

+1 Magenta[A]:1863 (2550т 67х13х6м пм:1900лс=10уз 308ч 4д165/17+2г205/13+14п40)
 []Magenta

+1 San Giovanni:1860 (1800т 53х13х6м пм:220лс=9уз 345ч 6д165/17+14п40 )
0x01 graphicSan Giovanni

  Винтовые шлюпы/авизо: +1
+1 Vedetta[N][A]:1869 (810т 56х8х4м пм:670лс=11уз 95ч 1к75/21)
 []  []Vedetta

  Пароходо-фрегаты (колесные): 8-2=6 (переквалифицированы в корветы)
1 Contstituzione(с):1849 (1600т 73х11х5м пм:400нлс=11уз 260ч 10г205/13)
 []Contstituzione

1 Governolo[A]($брит)(с):1849 (1700т 74х11х5м пм:450лс=11уз 331ч 12г205/13)
 []  []Governolo

1 Fulminante(н):1848 (1400т 10ор)
1 Ettorore Fieramosca[A](н):1850 (1400т 58х11х4м пм:300лс=10уз 190ч 2д165/17+4п40)
 []E.Fieramosca

4-3 типа Ruggero(н) (1300т 57х11х4м пм:300лс=6уз 190ч 1п117+1п60+4п30+4п12\\6д165/17+4п40(1863))
    Ruggero:1843/1867, Guiscardo[A]:1843, Tangredi[A]:1843/1868, Roberto:1843/1863
 []Tangredi  []  []Guisardo

2 типа Ercole(н) (1300т 57х10х4м пм:300нлс=8уз 190ч 1п117+1п60+4п30+4п12\\2д165/17+4п40(1861))
    Ercole:1844, Archimede(н):1845

  Пароходо-корветы (колесные): 8-3=5
1 Malfatano(с):1844 (680т 45х7х3,5м пм:160нлс 120ч 1д165/17+3п40)
1 Tukery(н):1848 (960т 57х10х4м пм:865лс=10уз 202ч 8г205/13)
2-1 типа Palinuro(н) (600т 50х8х3м пм:200нлс=11уз 120ч 3п30) Miseno:1844, Palinuro:1844/1863
 []  []
1 Monzambano(c):1841 (900т 47х8х4м пм:220нлс=11уз 120ч 4г205/13)
1 Tripoli(с):1840 (660т 43х8х3м пм:180лс=6уз 120ч 1д165/15+3п40)
1-1 Ferdinando II=Stabia(н):1833/1863 (570т 3ор)
1-1 Stromboli(н):1844/1865 (570т 8ор)

  Паровые авизо (колесные): 7+4-1=10
+2 типа Esploratore (980т 72х9х4м пм:1680лс=17уз 125 2д120) Esploratore:1863, Messaggiere[A]:1863
 []Messaggiere

+1 Sesia[A]:1863 (460т 50х7х2м пм:280лс=7,5уз 57-66ч 2п8)
 []  []Sesia

+1 Baleno($Брит):1861 (200т 46х6х1,7м пм:207лс=13уз 37ч 2п80)
0x01 graphic

1 Sirena(н):1859 (350т 45х7х3м пм:120нлс=12уз 66ч 2д165/17+1п80)
 []Sirena

1 Maria Teresa=Garigliano(1860)(н):1854 (330т 43х7х2,5м пм:120нлс 66ч 4п80)
1 Authion(н):1847 (500т 43х7х3м пм:130нлс=10уз 63ч 3п40)
1 Aquila(н):1842 (580т 43х7х3м пм:130нлс 71ч 4п80)
1 Peloro(н):1842 (290т 44х6х2м пм:120нлс 63ч 3п9)
2-1 типа Gulnara(с) (450т 35х7х3м пм:90нлс=7уз 57ч 2п80) Gulnara:1835, Ichnusa:1848/1867
 []

  Винтовые канонерские лодки: 2+7-1=8
+3 типа Cappellini (630т 42х10х2м пм:210лс=12уз б:120 1-2ор)
    Alfredo Cappellini[A]:1868, Risoluta:1868, Faa di Bruno:1869
 []A.Cappeline

+4-1 типа Curtatone (260-290т пм:16нлс=7уз 63ч 4д120).
    Vinzaflio:1860/1869, Confienza:1860, Curtatone:1860, Montebello:1860
2 типа Ardita(т) (285т 2ор) Ardita:1859, Veloce:1859


  ПАРУСНЫЙ ФЛОТ
80-88-пушечные корабли: 1-1
1-1 Vesuvio(н):1824/1860 (2030/3900т 59х15х8м 82ор=58п24+16с24+2г220+2г164)

50-58-пушечные фрегаты
: 4-4
1-1 San Michele[A](с):1840/1869 (2400т 55х15х7м 54ор=4п60+26п30+24с24)
 []San Michele

1-1 Haute Combe(с):1827/1869 (50ор)
1-1 Regina[A](н):1840/1862#ВФР (2900т 53х14х7м 420ч 50ор=4г200+20г160+26п24)
1-1 Partenope(н):1834/1862#ВФР (2600т 58х14х7м 420ч 50ор=4г60+20с30+26п24)

40-48-пушечные фрегаты: 5-5
1-1 Euridice[A](с):1828/1868 (1440т 44х12х6м 339ч 44ор=4п30+24п18+16с24\\20п18(1861))
 []Euridice

1-1 Beroldo(с):1827/1861 (48ор)
1-1 Regina Isabella(н):1827/1860 (46ор)
1-1 Cristina(н):1815/1861 (400/760т 35х9х?м 44ор=24п24+20с24)
1-1 Amalia=Caracciolo(1861)(н):1813/1865 (800/1400т 47х12х6м 260/340ч 44ор=28п18+8п8+8с36)

20-28-пушечные корветы: 4-4
1-1 Aquila=Iride(1861)[A](с):1839/1868 (570т 43х10х5м 24п18\\12п18(1861))
 []  []Iride

1-1 Zeffiro(н):1832/1868 (590т 43х10х5м 172ч 2п30+18с32)
 []Zeffiro

1-1 Aurora(с):1827/1865 (24ор)
1-1 Letizia=Cristina(н):1812/1865 (750т 22ор)

10-18-пушечные бригантины: 3-3
1-1 Daino[A](с):1845/1869 (400т 33х9х4м 140ч 12п24+2с24+2г24\\14п24+2г160(1861))
 []Diano

2-2 Colombo:1843/1867 (16ор), Eridano:1841/1868 (16ор)


  Морская артиллерия [МКА.2016-07]
  В 1851 флот королевства Сардиния заказал в Великобритании свой первый винтовой фрегат 'Карло Альберто'. Впоследствии в Генуе по британскому образцу были построены еще три единицы.
  Стоявшие на 'Карло Альберто' британские 6 дюймовые 32 фунтовые и 8 дюймовые 64 фунтовые гладкоствольные дульнозарядные пушки стали основой для создания их сардинских аналогов.
  Поскольку пьемонтский фунт был легче британского, системы получили наименования 40 фунтовой (40P) и 80 фунтовой (80P) соответственно. 80 фунтовка могла стрелять разрывными бомбами, однако бронебойными снарядами снабжена не была. Очень схожими характеристиками обладали и французские гладкоствольные дульнозарядные бомбические 20 см пушки, стоящие на палубах броненосцев французской постройки.
  На Волковом полигоне под Петербургом в 1859 и 1860 гг. проводился опыт на предмет изучения бронебойности дульно зарядных чугунных нарезных пушек системы сардинского (итальянского) военного артиллериста Кавалли образца 1859 года. Канал ствола имел два винтовых нареза, а специально разработанный снаряд - два наклонных выступа, которые входили в нарезы. Из за технологических сложностей при изготовлении ствола часто допускались ошибки, становившиеся причиной частого заклинивания снаряда в канале ствола при стрельбе. 16 см пушка не смогла пробить 100 фунтовым сплошным снарядом 114 мм железную плиту с расстояния менее одного кабельтова (185 м), в то время как 20 см пушка Кавалли разорвалась на Волковом поле на седьмом выстреле. При этом испытывались пушки, изготовленные по системе Кавалли в Швеции на заводе барона Варендорфа.
  Именно такие пушки производства королевского литейного завода в Турине и шведского промышленника Варендорфа (по большей части) стояли на вооружении сардинского, а затем и объединенного итальянского флота.
  Непосредственно перед войной на Туринском арсенале, по опыту Гражданской войны в США, часть пушек усилили скрепляющими обручами в казенной части. Это позволяло использовать больший заряд пороха, а значит - получать более высокую начальную скорость снаряда и бронебойность. К сожалению, ресурс таких стволов при использовании стальных снарядов составлял всего 25 выстрелов, что было вполне сопоставимо с ресурсом в 20 выстрелов для американских нарезных пушек Паррота соответствующего калибра.
  В 1855 году во Франции, взяв за основу систему Кавалли, артиллеристы Ля Хите (La Hitte) и де Болье (de Beaulieu) создают целую систему нарезных пушек, в том числе нарезную дульнозарядную пушку М1855 системы Ля Хите, а в 1858 году для первого в истории броненосца 'Глуар' ее улучшают до модели М1858/60 (на 'Глуар' она попала в казнозарядной версии М1860). Этими же пушками были вооружены итальянские броненосцы, построенные во Франции.*
  Следует различать систему нарезов Кавалли, когда винтовое движение снаряда в стволе обеспечивалось соответствующими выступами (шипами) на снаряде, совпадавшими с нарезами внутреннего канала ствола, и пушки системы Кавалли, которые отличались от других систем (французские М1855, М1858/60 и шведские нарезные пушки Варендорфа), использующих такую же систему нарезов, но имевших другую конструкцию и изготовленных из других материалов.
  6 июля 1866 г. в гавань Анконы, где собрался итальянский броненосный флот, доставили долгожданный заказ - шесть нарезных дульнозарядных 150 фунтовых пушек калибром 8 дюймов. Они были изготовлены в Великобритании на фабрике Армстронга и относились к новейшей системе '8 inch 7 ton RML Mk.I'.
  Две пушки были установлены на флагманском 'Ре д'Италия', и по две - на броненосцах 'Палестро' и 'Варезе'.
  Лондонская 'Army and Navy Gazette' от 15 января 1870 г. писала, что орудия самого сильного британского броненосца 'Геркулес' (9000 т, восемь 10 дюймовых 300 фунтовых дульнозарядных нарезных пушек Вулвичского арсенала) приведены в негодность собственными снарядами. В ходе первой же учебной стрельбы у берегов Португалии половинными зарядами шесть из восьми пушек вышли из строя. Две такие пушки производства Армстронга стояли в башнях броненосного тарана 'Аффондаторе', еще две - на батарейной палубе броненосца 'Ре ди Портогалло' и являлись наилучшими по бронебойностии разрушительной мощи из имевшихся у итальянцев.
  Итак, что могли противопоставить итальянские артиллеристы 4,5 дюймовой (условно) сплошной железной броне австрийских броненосцев на основной боевой дистанции в 200 метров?
  Дульнозарядные гладкостволки и нескрепленные кольцами нарезные 6 дюймовые пушки Кавалли были бесполезны; французские нарезные 16 см пушки при усиленном заряде на такой дистанции пробивали около 2 дюймов (с ресурсом самой пушки в 50 выстрелов), а 8 и 10 дюймовые британские нарезные пушки, хоть и могли пробить броню, но под их размеры в бортах итальянских броненосцев не были вырезаны соответствующие пушечные порты, и это сильно ограничивало горизонтальные и вертикальные углы наведения. Наличие в батареях итальянцев нарезных пушек других систем остается под сомнением, хотя иногда указывают еще две 8 дюймовых 150 фунтовых пушки Паррота, прибывшие из США вместе с 'Ре д'Италия'. Однако, по данным газеты 'New York Times' от 28 мая 1864 г., из вооружения на броненосцах было установлено только по восемь пушек, причем их система и калибр не указаны. Итальянские источники упоминают 11 дюймовые пушки Дальгрена - якобы два таких орудия стояли на фрегате 'Витторио Эмануэле'.
  Анализируя рапорты командиров австрийских броненосцев, можно сделать выводы, что действительно опасными были попадания 300 фунтовок Армстронга. 'Аффондаторе' поразил 'Драхе' двумя залпами, попав тремя снарядами из четырех и расколов на австрийском броненосце три броневые плиты.
  В любом случае, поскольку - ввиду некомплекта вооружения на новых броненосцах - в Анконе итальянцы переставляли орудия как между броненосцами, так и с деревянных кораблей на броненосцы, установить точное место и количество орудий на момент сражения достаточно трудно (авторы настоящего выпуска ориентировались в данном вопросе на статью Альдо Антоничелли в журнале 'StoriaMilitare'). Важно понять, что приписываемого итальянцам хоть какого то преимущества в артиллерии, что по количеству,
  что по качеству попросту не было.

 []

 [] []


    ХРОНИКА СОБЫТИЙ
.3.1860 Присоединение к Сардинскому королевству герцогств Парма, Модена, Тоскана и части территорий папской области.

5.5.1860-20.3.1861 Экспедиция Тысячи
 []

15.5.1860 Битва при Калатафими. Краснорубачечники: 1200ч (-182ч) +/- Сицилилия: 2000ч (-190ч)
27-30.5.1860 Взятие Палермо. Краснорубачечники: 3750ч +/- Сицилилия: 20.000ч (-1000ч)
17-24.7.1860 Битва при Милаццо. Краснорубачечники: 4000ч (-750ч) +/- Сицилилия: 4500ч (-200ч)
7.9.1860 Вступление Гарибальди в Неаполь.
18.9.1860 Битва при Кастелфидардо. Сардиния: 39.000ч (-245ч) +/- Рим: 10.000ч (-1088ч)
1.10.1860 Битва при Волтурно. Сардиния: 20.000ч (-2022ч)+/- Сицилия: 28.000ч (-3244ч)
5.11.1860-13.2.1861 Осада и взятие Гаеты. Садиния: 18.000ч (-367ч) +/- Сицилия: 20.000ч (2829ч)
20.3.1861 капитуляция Чивителла дель Тронто, последний опорный пункт.
17.3.1861 Провозглашение королевства Италия.

14.6-3.10.1866 Австро-прусско-итальянская война
0x01 graphic

24.6.1866 Битва при Кустоце. Австрия: 75.000ч (5650ч) +/- Италия: 125.000ч (-8147ч)
20.7.1866 Морская битва при Лиссе. Австрия: 7 БР, 1 ВЛК, 5 ВФР, 1 ВКВ, 5 КЛ +/- Италия: 12 БР, 6 ВФР, 4 ПКВ, 4 КЛ (-2 БР)
21.7.1866 Битва при Бецекке. Австрия: 20.000ч (3500ч) +/- Италия: 38.000ч (-500ч)
23.8.1866 Пражский мир между Австрией и Пруссией.
3.10.1866 Венский мир между Австрией и Италией.



    ИСТОЧНИКИ
[Урл.414] Урланис. Рост народонаселения Европы. С.414-415. Таблица численности населения по странам Европы в границах 1914 г.
[ВСС-2] Военно-статистический сборник-2. Санкт-Петербург, 1868
[ВС.1860.7] Неаполитанская армия. Военный сборник
[ВС.1860.5] Армии папы и Сардинии. Военный сборник
[ВС.1860.10] ВС Неаполитанского короля и Гарибальди
[ВС.1863.6] Итальянская армия и флот. Военный сборник
[3Decks] Three Decks - Warships in the Age of Sail
[wiki-It.Reg] Liste Liste italienischer Regimenter.
[MaA-512] Rava Giuseppe. Armies of the Italian Wars of Unification 1848-70 (1). Osprey Publishing, 2017
[MaA-520] Esposito Gabriele. Armies of the Italian Wars of Unification 1848-1870 (2). Osprey Publishing, 2018
[Conway-1] Conway All the world Fighting Ship 1860-1906. Conway Maritime Press 1979.
[N] Navypedia
[A] Archivio Navy da Guerra
[МК1991-06] С.Балакин. Несостоявшиеся повелители морей. Моделист-конструктор, 1991-06.
[МКА.2016-07] Ферапонтов М., Патянин С. Сражение при Лиссе. Морская кампания 2016-07.
[МКА.2017-03] Чаплыгин А.В. Итальянские крейсера. Морская кампания 2017-03.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"