Файн Илья Вольфович : другие произведения.

Последний индеец племени Оли

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

-Доброе утро! - машинально выкрикнул Тод, и, не дожидаясь ответа, громко чихнул. С возвышенности истоптанного холма он, как опытный полководец, осмотрел перерытое широкое поле. Покрытые белой пылью палатки летнего археологического лагеря уже постепенно сворачивались. Очередной сезон раскопок участка У23 завершался без особых громких открытий. Да и какие неожиданности следует ожидать в просеянных до последней песчинки остатках древних руин, предположительно относящихся к периоду 20 -21 века. Поэтому этот участок служил тренировочной площадкой для отработки профессиональных навыков, стойкости и терпения у студентов археологического института.

На дне большей раскопанной ямы почти безучастно копошились несколько усталых студентов, уныло расставляя колышки с отметками. Смысл своей нудной работы они уже давно перестали понимать и мысленно проклинали себя за столь неудачный выбор профессии. Разметка проходила по месту, где когда-то стоял неплохо сохранившийся остов одинокого жилого дома. Многие сооружения того периода были построены из дерева и безвозвратно сгнили или на их месте были возведены пласты будущих небоскребов. A вот это просторное помещение было оковано в железобетонные стены и удалено от центров цивилизации, что способствовало благополучному консервированию генов эпохи. Пока замученные студенты выполняли рутинную работу, прочесывая каждый метр и составляя подробное описание каждого осколка кирпича, старший преподаватель Тод удобно развалился в удобном кресле где-то наверху над ямой и, съежившись от утренней прохлады, терпеливо ожидал окончания последнего дня летних работ. Возможно, при этом он испытывал те же благостные ощущения, что и главный надсмотрщик строящихся пирамид древнего Египта. Процесс активного отдыха в узкой полоске тени, ниспадающей от высохшей финиковой пальмы почти не мешал надсмотрщику оставаться в расслабленно-бдительном режиме и краешком сонно закрывающихся глаз поглядывать на мокрых от пота камнетесов, ритмично постукивающих молоточками под знойным солнцем Долины Царей. Тод, так же, как и его древний коллега, почти задремал, погрузившись в сладкие грезы. Ведь ходила в их кругах байка о том, что раскопки преподносят неожиданные сюрпризы именно в последний день работы. Кто знает - может быть на этот раз и ему повезет? Для продвижения в его несправедливо застывшей академической карьере было жизненно необходимо продемонстрировать какое-то достойное открытие. А если уж мечтать до конца - то почему бы не пофантазировать о находке каких-либо древних текстов?

Его дремы были прерваны истерическим женским визгом, широкий спектр которого мог вместить любую информацию - от появления мертвого жучка до ожившей мумии фараона. Но не каждый обладает ключом к расшифровке этого спектра. Тод на всякий случай вскочил на ноги, но бежать не торопился. Через пять минут из ямы на поверхность выскочила взъерошенная бледная студентка.

- Там..там! - она с ужасом махнула рукой куда-то вниз. Преподаватель приложил палец к губам. Этого им не преподавали в академии - откуда же ей знать, что кричать на раскопках считается дурной приметой. По вырубленным в земле ступенькам он неохотно направился вниз. Студентка, несколько успокоившись, осторожно семенила рядом, чуть спрятавшись за его спиной и показывая направление. По дороге она, прерывисто запыхаясь, объясняла обстоятельства происшествия. Ей было поручено вбивать колышки в землю в одной из виртуально обозначенных комнат, оставляя метки для следующей группы студентов. И, когда ее молоточек почувствовал сопротивление, она воспользовалась специальной лопаткой, как их и учили. В полном соответствии с правилами, студентка осторожно отгребла в сторону землю. И тогда появилось...- Вот, - показала она. Они подошли к месту происшествия. На земле лежали две человеческих фигуры, вернее то, что от них осталось. Удивительно, но истлевшая одежда еще сохранилась и слегка прикрывала голые скелеты. Тод нагнулся и внимательно рассмотрел черепа.

- Ничего необычного, - спокойно прокомментировал находку преподаватель. - Привыкай и к этому. Если хочешь быть профессионалом. Впрочем, - задумчиво хмыкнул он, - это, конечно, не очень характерно для того периода. В те времена людей хоронили в специальных местах, называемых кладбище. Разве что наши герои, - Тод махнул головой, - пали жертвой насилия?

Он нагнулся и, отбросив лохмотья, внимательно рассмотрел скелеты. Студентка стыдливо отвернулась.

-Нет, - заключил Тод. - я не вижу на них никаких следов насилия. Чистенькие гладкие черепа. Хоть выставляй на скелетный конкурс красоты!

Но тогда что же с ними случилось? - уже успокоившись, полюбопытствовала студентка.

- Надо бы заявить о находке в полицию, - сказал Тод. - Но не уверен, что наши детективы занимаются расследованием преступлений, совершенных несколько веков назад.

Обрадовавшись возможностью прервать работу, подошли еще студенты и сгрудились вокруг скелетов. Вряд ли эти два осколка прошлого удостаивались такого внимания при жизни. Для Тода же сами скелеты не представляли особого интереса, но, может быть, рядом с ними есть еще что-то, достойное внимания? Он начал отдавать команды:

-Не стойте здесь, как безрукие древнегреческие статуи! За работу. Я хочу, чтобы вы перекопали тут каждый сантиметр.

Возбужденные запахом первой в их жизни археологической добычи, студенты с искренним энтузиазмом принялись за работу. На сей раз Тод не только внимательно следил за их действиями, но и активно показывал, где копать, руководствуясь какими-то едва заметными признаками.

- Вот здесь! - Он потянул за руку крепкого бородатого студента. - Копай глубже!

Студент энергично погрузил лопату в твердый грунт. Охотничий азарт Тода заразил и его.

- Ну что там? - нетерпеливо спросил Тод.

Черная борода студента побелела от пыли, но он продолжал быстро копать, пока не прозвучал еле слышный легкий звон. Тод мгновенно перехватил лопату студента, отбросил ее в сторону, и, взяв совок, начал нежно подкапывать источник звона со всех сторон, пока на поверхность не всплыл край железного предмета. Он передал совок студенту и позвал еще троих.

-За работу! Живо! Но осторожно. - Его гулкий голос прыгал между бетонных стен.

Все студенты набросились на земляное покрывало и начали яростно срывать его, как пираты, которые прошли длинный и тяжелый путь сражений и морских штормов и, наконец-то, добрались до тайного сундука, хранящего вожделенные сокровища. Через полчаса из-под земли вырос огромный железный шкаф. Вся группа с изумлением уставилась на находку.

- Открывать! - скомандовал Тод. Бородач с торжественным видом первооткрывателя растолкал всех, подошел к сейфу и подёргал за ручку. Затем уперся ногой и потянул, но безрезультатно.

- Ну? - нетерпеливо спросил преподаватель. - Что за задержка?

- Да я пробую. Но он заперт. Вот - замок. А на замке какой-то код. Что-то вроде сейфа, - почти оправдываясь, пробормотал студент.

Тод внимательно осмотрел замок и негромко выкрикнул команду в микрофон.

Через несколько минут к ним спустился рабочий. Он проворно прицепил тросик к железному шкафу, затем вернулся наверх и электромотор легко подбросил шкаф на поверхность. Рабочий деловито открыл ящичек инструментов, вытащил мини-лазер и двумя движениями вырезал замок. Дверца распахнулась. Тод рванулся вперед и заглянул внутрь. Он больше всего опасался увидеть какие-то деньги или бессмысленные на сегодняшние день драгоценные алмазные стекляшки. Но то, что он увидел, превзошло самые смелые ожидания. Ящик был забит до отказа листами, исписанным мелким, но разборчивым подчерком. Это были удивительно хорошо сохранившиеся письменные документы эпохи - мечта каждого археолога! Дело в том, что, на счастье, хорошо сделанный герметичный водонепроницаемый сейф не пропускал в свои недра ни капли влаги. Тод не верил своим глазам. Неужели свершилось? Он дрожащими руками осторожно вынул первый лист. Тод владел практически всеми главными языками той эпохи и уже приготовился продемонстрировать мастер класс спонтанного перевода студентам, сгрудившимся вокруг него. Но ничего не мог понять. Все буквы были знакомы -но слова абсолютно неизвестны. Более того - их звучание не напоминало даже приблизительно ни один из известных ему языков. Что за чертовщина! Такого не может быть..

Он начал аккуратно перебирать стопку. Всюду одна и та же абракадабра. Может быть, это розыгрыш?- мысль ударила молнией и вызвала ускоренное сердцебиение. Тод вспомнил, как в молодости, когда еще сам был студентом, он по-хулигански разыграл бедного преподавателя, подсунув фальшивую рукопись периода средневековья. Фальшивка была от имени известного чернокнижника и алхимика и в ней рассказывалось о тайном изготовлении маленького ядерного реактора. Преподаватель уже был готов опубликовать свое открытие, но в последний момент получил анонимную записку, в которой неизвестные доброжелатели порекомендовали посмотреть на последнюю страницу рукописи. А вот она-то, при внимательном изучении слов, читая их через букву, содержала адрес и фамилию горе-преподавателя. Так никто и не узнал - кто же так жестоко поиздевался над уважаемым научным работником. Тод с подозрением огляделся вокруг. Всем этим молодым людям от скуки ничего не стоит разыграть своего мучителя. Если надо, то и скелеты достанут. Cамые свежие. Он пронзил испытующим взглядом ту самую студентку, которая устроила истерику. Девушка с интересом держала листик из сейфа и ее губы шевелилась в попытке что-то прочесть! Тод подскочил к ней, заглянул через плечо и увидел одно единственное предложение, которое можно было понять. Написанное на известном ему языке. Там было написано два слова: Словарь и грамматика.

Тод, не думая, взревел: - Все! Заканчиваем работу. Быстро собираемся. Что вы там празднуете, как в последний день Помпеи? В дорогу! - Тод призывно махнул рукой. Ему предстояла огромная работа...

Через несколько месяцев в электронном вестнике археологического факультета появилась публикация, привлекшая к себе всеобщее внимание. Тод подробно описал историю открытия, прокомментировал культурно-исторические элементы той эпохи и завершил статью указанием на более чем полсотни дополнительных литературных материалов, которые он будет постепенно переводить и публиковать.

И вот перед нами перевод самого первого текста, опубликованного Тодом.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Не знаю, зачем и для кого я пишу. Но уже давно писанина просто вошла в привычку. Уверен в одном - никто не понимает написанного, кроме меня, конечно. И все же пишу. В основном для себя. А разве этого мало? Может быть, в необозримо далеком будущем кто-то попытается прочесть эти строки - но какое мне до этого дело? Вообще-то пишу, потому что иначе давно бы сошел с ума. Но все же любопытно, зажгут ли искорки моей фантазии чьи-то костры? А пока что начну, как и полагается, с самого начала. Итак, как же все началось?

Но, прежде чем поведу повествование, задам провокационный вопрос. Может ли сочетаться склонность к криминальной деятельности с любовью к гуманитарным искусствам? Я уже слышу возмущенные голоса, цитирующие фразу про гений и злодейство, про великую очищающую правду искусства. Но мой ответ - решительно никакой связи между этими двумя категориями! Отсутствие каких-либо моральных ограничений совсем не является препятствием для творческой натуры. Порой талант не только сочетается со злодейством, а просто работает верным его слугой. И если человек талантлив в злодействе - не исключено, что он обладает способностями и в чем-то еще. Не буду приводить в пример самого дьявола, который, как хорошо известно, чертовски талантлив в искусстве искушения и соблазна. Гениальных, но бездушных пришельцев из космоса также исключим из рассмотрения. Рассмотрим обыкновенных наших собратьев. Вот перед нами хорошо известный исторический и евангельский деятель по имени царь Ирод. Описан, как беспощадный деспот и псих, перебивший в приступе гнева своих самых ближайших родственников и друзей. Но находки археологов говорят и о том, что тот же самый Ирод был выдающимся строителем, продвигавшим прогрессивные технологии в водоснабжении, инженерии морских портов и коммуникации. Посмотрим еще. Безумный, циничный, любящий покуражится над жертвами, Римский император Нерон обожал почти все виды искусства, играл на музыкальных инструментах, чтил драму, музыку и поэзию. Прославивший свое имя в веках отсутствием особой щепетильности маркиз Де-Сад остаток своей бурной жизни посвятил литературе и философии. Его "Диалог между священником и умирающим" - несомненно талантливый опус и памятник своей эпохи. Мега-негодяй и параноик товарищ Сталин в юности баловался стихосложением и все жизнь внимательно изучал литературные новшества, интересовался различными видами сценических искусств и музыки. Его верный опричник Ежов прекрасно пел оперные арии. Кровавый от мозга до локтей диктатор Адольф Гитлер когда-то хотел стать художником. Менее известный список злодеев, любителей искусства и литературы можно бы и продолжить, но вышеперечисленных звезд вполне достаточно.

Вот и мне, можно сказать, повезло проверить сие утверждение на своей шкуре. Моего героя звали Гидел. Известный торговец наркотиками. Его статус негодяя, наркобарона и, к сожалению, моего современника, не дотягивал по масштабу до мировых гипер-злодеев. Но на мою долю вполне хватило. Гидел, несомненно, обладал огромным злодейским потенциалом. Но, чтобы стать звездой на историческом небосклоне, ему не хватило везения. Надо было бы ему родится в нужном месте и в нужное время. А пришлось довольствоваться ролью героя местного масштаба. Мало кто из его узкого круга соратников по контрабанде и коллег по бизнесу и бандитизму знал о том , что жестокое сердце Гидела пылает тайной страстью к искусству. Особенно он любил литературу. Будучи донельзя творческим человеком, Гидел посвящал литературному творчеству весь свой досуг, все время, свободное от выполнения ответственной должности наркобарона, от режиссуры зверских пыток и заказных убийств. И надо честно признать, что и в сочинительстве он не был лишен фантазии. Нет, конечно, он не был так изобретателен и легок на сюжеты, как в бандитской сфере деятельности -но нельзя же требовать у человека совершенства. И пусть нас не удивит то, что его истинные амбиции были сфокусированы именно на литературе. Могу предположить, что если бы он должен был заполнять вопросник, то в графе "ваша основная профессия" он бы написал "писатель", а в графе "ваше хобби" -"наркобарон и убийца".

Как же случилось так, что наши судьбы пересеклись? Впервые мы косвенно столкнулись на страницах журнала со странным названием "Каменщик". Каждый год этот элитный журнал объявлял литературный конкурс на новогодний триллер. Победитель получал денежную премию и, самое главное, - публикацию в широко тиражируемом журнале. Надо отдать должное - Гидел к тому времени уже не раз побеждал на литературных конкурсах. Это говорит о многом - ведь конкурс был анонимный. Жюри не знала имен авторов. Иначе, несомненно, Гидел нашел бы способ повлиять на решение самым решительным образом. Я же к тому времени только начинал оттачивать перо. Дернул же меня черт попробовать свои силы в этом престижном конкурсе. Была заявлена тема соревнования - криминальный триллер. Не знаю, какие пьяные музы посетили мой дом, но сочинение было состряпано за неделю. К моему удивлению, мой свежевыпеченный рассказ был объявлен победителем, а Гидел довольствовался утешительным вторым местом. Как мне рассказали в последствии, Гидел был вне себя от злости. В тот день, когда были опубликованы результаты, он лично перестрелял несколько заложников, предназначенных для бизнес-переговоров. Его расстройство можно даже понять и посочувствовать бедняге. Гидела особенно взбесил тот факт, что задумку криминального триллера бандит взял из реальной жизни - у него не было недостатка в сюжетах. А какой-то выскочка, придумавший, вернее, слепивший сюжет из воздуха, его обскакал. Но затем Гидел взял себя в руки, успокоился и решил, что произошла случайная ошибка жюри. Ведь и он иногда убивал не тех - по ошибке. Все же мы живые люди - а человеку свойственно ошибаться.

На следующий год мы вновь столкнулись в анонимном конкурсе. На этот раз была объявлена довольно странная тема - средневековье. Драма. Инквизиции следит за вольнодумцами. Охота и бегство. Монахи и короли. Мне кажется, что я неплохо справился с мрачной тематикой. И вот тогда произошла настоящая катастрофа -я вновь победил, а Гидела передвинули на второе место. А главное, что оскорбило Гидела до глубины души - это тот факт, что кто-то из жюри снизил ему оценку из-за неправдоподобности описаний пыток героя еретика в одной из красочных сцен рассказа. Как стало мне известно - несчастный член жюри был через неделю похищен и никто его больше никогда не видел. Рассказывали, что Гидел надолго уединился в глухом подвале с несчастным литературным судьей. Живо представляю, как он скромно держит на коленях свой рассказ, с выражением зачитывает цитаты, в которых как бы недостоверно описывались методы допроса инквизиции, и потом выражает свое несогласие с достопочтенным членом жюри, демонстрируя на нем же реалистичность своих описаний. Уверен, что каждый раз, после очередной демонстрации, он спрашивал - ну как - похоже на правду? Пока, наконец, он полностью не убедил своего обидчика, и тот не признался в личном родстве с дьяволом и в любовной связи с самой распущенной ведьмой всех эпох и народов. Излишне описывать способ, который выбрал Гидел для умерщвления богохульника. Но, увы, этого было мало и ярость Гидела обратилась в мою сторону. Надо сказать, что по отношению к коллегам по цеху Гидель руководствовался некими модифицированными моральными нормами - смягчёнными почти до гуманного отношения. Именно поэтому, перед очередным конкурсом, я не заработал пулю в лоб, а получил по почте довольно вежливое короткое анонимное письмо. В нем было написано несколько строчек.

"Уважаемый автор и коллега. Я очень ценю ваш яркий талант и желаю всяческого процветания. Именно поэтому я по-дружески очень рекомендую воздержаться от участия в следующем литературном конкурсе "Каменщика". В противном случае вам придётся заниматься литературой всю оставшуюся жизнь. Искренне Ваш - Г."

Я не понял смысла письма и еще больше был смущен угрозой, которая мне совсем не показалась таковой. Она мне показалась даже забавной. Мне угрожали тем, что я буду заниматься любимым занятием всю жизнь. Очень своеобразный юмор. Поэтому я воспринял эту письмо как шутку. И, проигнорировав предупреждение, подал на конкурс в третий раз. Если бы Гидел победил, то я не писал бы эти строчки. Но увы - я пал жертвой своих амбиций и вновь выиграл первую премию. Забегая вперед, скажу, что употребление слова "выиграл" в данном случае неудачно. О том, как опасна излишняя везучесть и популярность, я узнал очень скоро.

Все произошло очень быстро. В тот день я ненадолго отлучился из дома, чтобы пополнить истощившиеся запасы холодильника. Когда подходил к своему подъезду, ко мне выскочил, как ошпаренный, соседский рыжий кот. Это должно было меня насторожить, но, будучи в приподнятом настроении, я был беспечен, как ребенок. Дальше все было просто. Я даже не увидел их лиц. В подъезде было темно, и я хотел включить свет. Моя рука, протянутая к выключателю, была перехвачена и скручена одним движением, рот был мгновенно заклеен клейкой лентой и на глаза нацеплена черная повязка. Дальше мне уже не надо было пользоваться своими ногами. Какие-то два джина ухватили меня за руки и за ноги и понесли к выходу. Пролетев по воздуху, как бревно, я приземлился на длинном кожаном сидении. Автомобильная дверь громко хлопнула и машину рвануло с места. Чья-то рука осторожно, даже заботливо, придерживала мою голову, препятствуя ее ушибу на крутых и резких поворотах. Наверно, содержимое моей головы представляло некую ценность. Прошло около трех часов трясучей дороги, когда мы приехали к месту назначения. Наконец, после длительной мучительной качки мы остановились. Меня бесцеремонно выволокли из машины и поставили на ноги. По запаху свежей хвои и прохладному ветру я понял, что мы где-то за городом, возможно в лесу. Под ногами шуршала трава и слышно было пенье птиц. Меня подтолкнули вперед, но повязку с глаз не сняли, и я медленно передвигал ноги, направляемый тычками в спину. Затем я услышал высокий голос, который заикаясь произнес - O-осторожно, ступеньки!

Я по страусиному поднял ноги и пошаркал по ступенькам. Открылась дверь и тут же захлопнулась за спиной. Сразу все запахи и звуки леса исчезли. С меня довольно болезненно содрали клейкую ленту и сняли повязку. Я осмотрелся вокруг. Мы находились в пустом помещении. Рядом за мной присматривали два здоровых парня в масках. Все тот же обладатель заикающегося голоса кратко объяснил мне дальнейшие планы на жизнь. Он разговаривал довольно вежливо:

- Слуш-ш-айте внимательно. Наш босс написал вам предупреждение. Редкий случай, который свидетельствовал о б-большом уважении. Но вы не в-вняли столь убедительной просьбе. А ж-жаль. С этого момента вы будете иметь честь работать на нашего босса. Да. Делать то, что у-умеете - писать всякие там рассказики и истории. А для надежности мы предоставляем все условия - е-ееда и крыша - за наш счет. Он же вам написал, что будете заниматься литературой до конца жизни. Прочтите эту ф-фразу немножко по-другому. Ваша ж-жизнь закончится, если вы не будете заниматься литературой.

Я начал слегка соображать, что происходит и даже попытался поторговаться.

- Да я с удовольствием подработаю! Вам не надо было меня так далеко отвозить. Я уверен, что мы договоримся. Только скажите, сколько ваш босс собирается платить за мою работу? Обычно за один лист я беру...

Но я не успел закончить фразу, как второй парень, менее разговорчивый и менее деликатный, чем его друг, резко ткнул меня кулаком в ухо, и я очутился на полу, как нокаутированный боксер. Потолок совершил несколько поворотов вокруг своей оси. Только на грязном полу этого ринга мне никто не собирался считать до десяти. Парень кратко и четко пояснил:

- Слышишь, писака! Наш босс очень добр, и он щедро оплатит твою работу. Очень щедро. Ты за нее получишь свою жалкую жизнь! Согласись, совсем не мало. Понятно? А теперь вставай - покажем твое жилище.

Я кое-как поднялся и меня долго вели по коридору, пока не пришли в большую комнату. В этой комнате, которую следовало бы определить, как кабинет, стоял высокий шкаф. Но вместо книг он был набит чистыми пролинованными листами, ждущими своей участи. Рядом со шкафом стоял огромный сейф, в который легко мог бы залезть человек. Он был приоткрыт, демонстративно показывая свою пустоту. На массивном широком столе стояла старомодная лампа с голубоватым абажуром, а узорчатый стул был чуть наклонен, как будто соскучился о своём хозяине. Пол был покрыт мягким ковром и чуть в стороне стоял камин и несколько поленьев, готовых поучаствовать в производстве тепла. В общем, все было сделано для того, чтобы находящемуся в этой комнате было уютно и ничего не мешало работе.

У кабинета была вторая дверь, которая вела в длинный коридор, забитый какими-то сундуками. Лавируя между препятствиями, мы добрались до следующей двери. За ней находилась спальня с одной кроватью и без окон. В ней было темно и если бы не тусклая лампа, то в ней ничего нельзя было бы найти. И, как уже было понятно по структуре этого помещения, на другой стороне спальни был выход в очередной коридор, который упирался в резную деревянную дверь. Мой сопровождающий толкнул ее ногой, и она со скрипом впустила в продолговатую комнату, служившую кухней. Там не было никаких излишеств. Огромный холодильник доминировал в пространстве. Кухонный стол был предназначен для одного человека. Дальнейшем пунктом моего экскурсионного тура была ванная. Ее нельзя было назвать просторной, но какой-то эстет ее довольно продуманно спланировал. Все стены были изящно облицованы розоватым кафелем, и кабинка душевой была сделано по последней моде. Туалетная кабинка была отделена перегородкой и унитаз радушно сиял белоснежным ликом.

Было еще одно подсобное помещение, которое попадало под определение склада. Во всем доме окна были забиты деревянными брусьями и массивными решетками. Но нигде не было ни одной книги и чего-либо напоминающего печатный текст. Я обратил внимание, что в каждую из дверей вставлены ключи и двери легко запирались с любой стороны

По окончанию тур-тура все тот же грубоватый бандит обратился ко мне и процедил сквозь зубы:

-Объясняю распорядок. Ты будешь сидеть и писать рассказы. Раз в неделю тебя посетят. Заберут написанный рассказ и дадут еду и все остальное, необходимое для жизни. Если босс не будет доволен твоей работой - не получишь еды. Для начала у тебя есть все, что надо - на неделю.

Затем он подождал, пока я осознаю инструкции и добавил:

-Попытаешься сбежать - поймаем. Снаружи твое жилище схвачено камерами. Пока пешочком выберешься из этих мест - да ты и понятия не имеешь, где мы - так мы уже тут как тут. И наказание будет очень суровым - поверь на слово! Да и еще. У тебя будет телефон - с одним номером. Прямо к нам. Если какие проблемы - звони. Советую приступать к работе как можно скорее. Наш босс в последнее время какой-то нервный. И ждет результатов. Ну - хорошего дня.

Дверь захлопнулась и снаружи повернулся два раза ключ. Клетка захлопнулась. Я медленно переварил свое новое положение. Меня просто поймали в рабство. Вспомнилась история с Шехерезадой и тысячу и одной ночью. Гидел самым брутальным образом решил свои проблемы с самооценкой как писателя. Что мне оставалось делать? Если я объявлю бунт, то у меня нет сомнений, что через несколько месяцев в этом домике будет проживать гордый, но высохший от голода скелет. Любой нормальный человек, осознав свалившееся на него несчастье - быть пожизненным узником и рабом бандита, скорее всего впал бы в депрессию или бегал бы по дому, ища выход. Но, возможно от избытка адреналина, я уселся на рабочий стул моего нового кабинета, вынул несколько белых листиков из шкафа, синюю шариковую ручку и составил план на ближайшие месяцы. Итак, что будем писать? - 1) мелодрама 2) Научная фантастика 3) Исторический роман 4) Детектив 5) Любовный треугольник 6) Приключенческий рассказ...А потом можно пойти по кругу.

В первый же день я сел за рабочий стол и написал душещипательный рассказ, озаглавленную "Цветы из прошлого".

Рассказ начинался так: " Молодая женщина в строгом длинном платье неторопливо шла по пустынной улице. Почти незаметно из-за угла к ней подскочил босоногий мальчишка и, не глядя, всунул ей в руку букетик сирени. Девушка машинально взяла подарок, посмотрела на него, неожиданно побледнела и рухнула в обморок" ...Завязка готова. Кому не захочется узнать, почему этот букетик на нее так подействовал? Уверен, что бандюге понравится сентиментальщина. Возможно, потому что у меня не было никаких альтернативных занятий, я закончил работу за несколько часов напряжённого труда. Вечером, совершенно обессиленный, я пробрался по коридору в спальню и погрузился в глубокий сон. Утром я побрел к холодильнику - тот был забит до отказа всякой едой. Гидел знал, что из голодного писаки много не вытянешь. Да это всегда так было - интеллектуальных рабов следует хорошо кормить. Плотно позавтракав, мне захотелось почитать газету или хотя бы какую-то книгу. Но, обшарив самые дальние уголки моего жилища, ничего читабельного я не нашел. Конечно, ни об интернете, телевизоре или радио даже и нечего был мечтать - полная информационная пустота. Я склонялся по дому часами и исследовал каждый уголок, рассматривал оперенье птичек через мутное решетчатое окно. Так закончилась первая неделя. Затем в дом ввалились те же знакомые ребята в масках. Я был готов - и опасливо посматривая на грубияна, честно протянул рукопись. Они выложили несколько ящиков с едой, забрали мешек с мусором и, не произнеся ни слова за все это время, удалились.

На этот раз я решил поменять стиль и написал фантастический рассказ - "Планета оранжевых лун". Рассказ открывался стандартной фразой: " Из огромного корабля начали осторожно выходить первые люди. В темном небе появилось три оранжевых луны и группа поселенцев боязливо столпилась возле огромного металлического туловища корабля. Им было сказано, что планета не заселена. Но как объяснить страшные звуки и рев каких-то существ? Капитан успокаивающе поднял руку и в этот момент три тени от трех лун зашевелились и началась атака." Не знаю, насколько это в его вкусе - но я был уверен, что потенциальный читатель обязательно заинтересуется, кто это выскочил под тремя лунами. А я уже постараюсь держать напряжение до конца. Меня самого захватил этот рассказ и через несколько часов сосредоточенной работы очередной литературный тортик был испечен. Можно было расслабиться до следующего сбора дани, и я вновь начал крутиться в поисках духовной пищи - но в доме было ни одной крошки. Я постепенно начинал сходить с ума. Чего бы я не дал за обыкновенный статистический финансовый отчет. Попади мне он в руки, я бы жадно смаковал страницу за страницей, пока мой мозг не успокоился. Даже телефонный справочник был бы для меня на вес золота - я бы перечитывал его по фамилиям и представлял бы себе лица тех, кто стоит за каждой фамилией. Можно было бы мысленно звонить и разговаривать. Или искать закономерность в телефонных номерах. Но увы - я сидел на информационной диете. И мой информационный голод крепчал с каждым днем. Если эти страдания будет продолжаться, то очень скоро поедет крыша. Я лихорадочно осматривал комнаты в сотый раз - и видел лишь свежо побеленные стены, пустые как чистые листы папируса...

-Секунду...Чистые листы...чистые - да! - я повторял уже в пятый раз свою банальною ассоциацию.

Затем я уставился на шкаф, набитый до отказа девственно чистыми листами, ждущими своей участи. О - я даже знаком с кем-то, кто сможет покрыт эти листы значками и превратить их в смачную духовную пищу! Если постараюсь, то у меня будет целый шкаф с занимательным чтивом. И еще одно счастливое обстоятельство - я быстро забываю свои опусы. А это значит, что через некоторое время я смогу получать удовольствие от их прочтения! В данном случае можно быть уверенным, что вкусы писателя и читателя полностью совпадут! Может быть, так была создана вся Вселенная, когда Создатель просто не находил места от скуки? Как я его понимаю!

Меня захватила эйфория и я уже кинулся к рабочему столу, как у меня возникала тревожная мысль...Все что я здесь пишу, может быть, украдено кровопийцей Гиделом и бессовестно присвоено им. Его ребята обыщут дом и, найдя любые опусы, доставят их боссу. Нет - пусть он получает то, что я выдавливаю из себя раз в неделю. Ни строчки больше. Я задумался...как же быть? Может - воспользоваться шифром? Cкажем - каждой букве присвоить цифру. Или что-то похитрее? Нет - Гидел обратится к профессиональным шифровальщикам, щедро заплачет за работу и те легко подберут ключи под мои примитивные коды. Разве что...Я вспомнил историю Второй мировой войны - когда американцы взяли на свои авианосцы индейцев племени невахо. Язык их племени, состоящего из 50 тысяч человек был бесписьменным и не был известен никому, кроме самих носителей языка - поэтому японцы не имели ни малейшего шанса его расшифровать. Ну, а что, если я создам новое племя, состоящее из одного человека. Меня самого. И создам свой язык. А потом на нем же и сотворю главный и единственный литературный памятник нового племени. В первый момент мне показалась идея бредовой. Я знал, что были попытки создать синтетические языки вроде эсперанто - но они были основаны на существующих, создавались годами и главное специалистами в лингвистике. У меня не было знаний других языков, я не понимал в лингвистике и не знал, сколько времени в моем распоряжении. Но, поразмыслив, я решил, что в любом случае этот проект отвлечет меня от безумной скуки. Кроме того, у меня есть преимущество дилетанта. Я не знаю, насколько это сложно. Итак я буду отцом основателем нового индейского племени. Назову это экзотичное племя - ОЛИ. Одинокие Литераторы Индейцы. Я буду его первым и последним вождем

На первом этапе надо было придумать,-сущий пустяк, новые слова и грамматику. Чего проще? Для письменности для начала можно взять и латиницу. Какая разница - все равно не поймут мою абракадабру. Но первая же проблема возникла немедленно. Допустим, я придумаю слово. Надо же его записать и рядом - перевод. А если придут ребята, найдут словарик - и все пропало. А запоминать наизусть сотни новых слов - у меня не такая хорошая память, чтобы не запутаться. Мне вспомнилась книжка о Германе Шлимане, которой я зачитывался в детстве - книжка о великом полиглоте, бизнесмене и открывателе Трои. У него с памятью было все хорошо. Как же он изучал языки? Он просто выучил несколько известных книг наизусть и затем вызубривал переводы этих книг на тот или иной язык, который он в данный момент учил. А что, если? - я взял свой только что написанный рассказ. У меня через неделю заберут его, но...я же могу его перевести на новый язык и за неделю точно выучу кучу новых слов, которые сам же должен придумать. Затем на следующую неделю у меня будет новый рассказ. Я и его переведу, и добавлю в свой активный репертуар еще слова. А главное - шифр - это мои же рассказы, который каждую неделю забирают у меня и никаких зацепок! Язык племени ОЛИ - пусть называется так же!

Итак, я начал. Но первая попытка была совсем не легкой. Во-первых, первая фраза рассказа начиналась с прошедшего времени. А я не придумал еще настоящего! Поэтому я добавил в свой рассказ учебный пассаж попроще в настоящем времени. "Во всех помещениях корабля звучит голос: -говорит капитан! Я хочу рассказать, что сейчас наш корабль пролетает над планетой ЗОКА. Воздух пригоден для жизни. Есть вода. Температура 20 градусов. Ночью холодно. Днем - тепло. Есть растения и есть другие формы жизни. Мы готовы к высадке"

Интеллектуальные муки наступили, когда я приступил к созданию словаря. Очень трудно было изобрести что-то, что будет в корне отличаться от моего родного языка. Я долго ходил по комнатам, обдумывая, как же мне обмануть самого себя. Наконец, я догадался. Надо придумать какой-то формальный алгоритм, при помощи которого можно генерировать новый словарь, не призывая на помощь ассоциации. Для начала установим правила фонетики. Хочу, что бы мой новый язык был бы певучим. Да будет так! Желаю, чтобы все животные и люди начинались на легко поющийся звук -"А". Пусть имена всех растений стартуют с букву "У". Неживые предметы - довольствуются фонемой "Э". Следующий блок алгоритма предназначен творить слова на основе сущности отражаемой этим словом. Предположим для простоты, вслед за древними греками, что в основе всех сущностей - это вода, огонь, земля и воздух. Водная составляющая символизируется звуком "Д". А вот первое слово. Вода. 100% сущности - воды. Она неживая, поэтому начинается с "Э". Составляем слово в соответствии с алгоритмом; "Э"+"Д"="ЭД". Да будет вода! Для обозначения сущности Огня - я выбрал свистящий звук "Ш". Ассоциация: легкий треск и шипение горящих кустов. Поэтому чистый огонь "Э"+"ш"="ЭШ". Дальше - земля. Символ Мужественности - поэтому дам ей звук "М". Сама земля просто "Э"+"М"="ЭМ". Воздух - это что-то легкое - пойдет со звуком "Л". Чистый воздух = "Э"+"Л"="ЭЛ". А еще пустота - ей соответствует звук"Р". Не знаю почему. Вакуум или космос= "ЭР". Важное слово для фантастических рассказов. Зная это правило, можно строить сочетания. Например, человек - это немного воды и немного твердого, то есть Земного. Начнем с животворящего "А" , добавим в состав воды - то есть "Д" и твердого "М". Но это некрасиво, когда согласные идут подряд друг за другом. Поэтому дадим свободу соединяющим гласным. И вот - человек: начинается с одушевленной "A", добавляется "Д" и "М". Произвольное, "A" посередине. Получился - "Адам". Или Трава - это много воды и земли. Получил - ЭДЕМ. Попробуем построить Дом -начинается на "Э" в качестве неодушевлённого. Добавим твердости "M". Добавим воздух, который заполняет дом - "Л". Получим, например, "ЭМУЛ". А Небо -это воздух и вода. Поэтому предложим "ЭДОЛ". Можно, конечно, комбинировать все три свойства. И усиливать. Так получатся более длинные слова. Главное - все, что надо - это разложить сущность на составляющие. И еще важная штука - это отрицание - частичка "Н". Она ставится в начале. Прилагательные я решил заканчивать добавкой "ЛА". Они будут строится от наиболее близким к ним существительным. Вот "ЭДОЛ" - небо. А прилагательное голубой - "ЭДОЛЛА". Трава - ЭДЕН. Зеленый - ЭДЕНЛА. Горячий - порождение огня. Поэтому - "ЭШЛА". А холодный - отрицание горячего. "НЕШЛА". Глаголы образовывались прибавлением префикса "ОР" к существительному , с которым чаще всего ассоциировалось действие. Например, глагол "ходить" чаще всего применялся к человеку и поэтому приобрел звучание "ОРАДАМ". И вот первое предложение на языке ОЛИ. Надо сказать несколько дурацкое но не лишенное смысла: "идет голубой человек". А вот и перевод: "ОРАДАМ ЭДОЛЛА АДАМ". Будущее легко создавалось оператором "Б", прибавляемое к глаголу + произвольная гласная. Прошлое -оператором "З" . Пойдет - "БОРАДАМ". Пришел - "ЗОРАДАМ". Потренеруемся в словотворчестве :Например - крокодил. Что в нем? Он зеленый - то есть в нем много ЭДОЛЛЫ и твердый - значит М. Получилось -АМЭДОЛЛА. Для крокодила даже слишком красиво! Идея понятия Большой я взял из космического "ЭР". Большой человек - "ЭРЛА АДАМ". Тут и слона можно слепить - большой и сильный. Получился -АЭРАМ. Маленький - НАЭРАМ. Надо было придумывать еще всякие частички - "если, но, и" но и они рождались из того же материала. Частички, междометия и предлоги начинаются с гласного звука "O". Поэтому междометие "НО" - показывает парадокс. Что-то вроде воды с огнем. ОДУШ - вполне подходит. Мужской и женский род надо отменить. Зачем усложнять? Исключение будет для мужчины и женщины;Пусть мужчина останется Адам а женщина АДама. Так мне проще. Мальчик это маленький мужчина то есть наЭРАдам а девочка наЭРАдама. Слова и правила рождались, комбинируя законы и строясь один из другого. Каждое новое слово могло быть производящим оператором для новых понятий. Я вдруг осознал, что подобным механизмом можно построить любой новый язык и даже все Вселенную. Одна сущность генерирует другую и они вместе - третью. Мой язык эволюционировал постепенно, по мере перевода моих же текстов. Но я чувствовал, что слова уже существуют и я просто должен их открыть. Я начал приближаться к цели - перевести первую фразу из моего опуса, который приготовил для клиента. Когда мне не хватало словарного запаса - я его дополнял по необходимости. И наконец - через несколько месяцев я написал первый маленький рассказ - на ОЛИ. Я его бубнил под нос и учил наизусть. Теперь у меня наконец-то появилось какое-то свое чтиво.

Мои опасения по поводу сохранности новых литературных опусов оказались вполне обоснованными. Гидел, несомненно, подозревал, что я не выдаю ему все продукты своего творчества и решил устроить настоящий шмон. В один из дней, ранним утром, ко мне в комнату ворвалась бандитская парочка, все так же стыдливо скрывающая свои лица в черных, как паранджа, масках.

Оттолкнув меня в сторону, парни разбежались по комнатам. Я слышал усердное пыхтение - они заглядывали под кровать и прочесали даже холодильник. Мне ничего не оставалось, как отрешенно сидеть в кабинете за рабочим столом, делая непонимающий и даже обиженный вид. Первый с торжественным криком выскочил заика. Он держал в руках мой первый рассказ на ОЛИмском языке и пытался разобраться в белиберде, которой был покрыт листик.

-Что это? - он сунули мне под нос страничку, которая выглядела как бред сумасшедшего.

- Понимаете, - доверительно сказал я. - У меня начались серьезные проблемы с памятью. Мне когда-то посоветовали ее тренировать на бессмысленных словосочетаниях. И вот я пишу себе какую-то ерунду, а затем заучиваю наизусть.

- Ну да? - радостно сказал заика. -У меня тоже есть проблемы. Помогает?

Но партнёр грубо прервал своего приятеля и взял листик в свои руки.

- Итак, проверим, как хорошо ты готовишь урок. Знаешь, что надо делать с плохими учениками? - в его голосе была незавуалированная угроза.

Я подумал, что в детстве он наверняка испытал на своей шкуре все методы воздействия, призванных улучшить успеваемость.

- Да конечно - пролепетал я. - Их надо воспитывать.

- Тогда говори, что здесь написано!

Он строго держал перед собой мой исписанный листик, как учитель, проверяющий нерадивого ученика, неожиданно вызванного для прочтения стишка.

Я, конечно, помнил многократно вымученный переведенный текст и начал нарочито медленно, спотыкаясь, произносить его буква за буквой. Когда я дошел до середины текста, его брови удивлённо вылезли из-под маски вверх.

- Ладно, продолжай тренировать свои мозги! - уже спокойнее произнес он. - А то наш босс подозревал, что там что-то пишется, а к нему не попадает.

- Да нет! Как такая мысль могла прийти в голову? - возмутился я, делая вид святого великомученика, которого обвинили в кощунственном общении с нечистой силой. Мои визитеры еще покрутились для порядка на разных объектах моего жилища, и вскоре ретировались.

С тех пор я пробыл в заключении и литературном рабстве около 5 лет. В течении всего этого времени я аккуратно поставлял результаты подневольного труда, что обеспечивало мне милость хлеб и кров. Но самое главное - для себя я создал массу литературных шедевров на OЛИ, которым уже довольно свободно владел. Уже не упражняясь в переводах, а писал прямо на любимом и звучном ОЛИ. Фантастические повести, романы эссе, сказки, детские рассказы и даже антология ОЛИйской поэзии - пополняли золотые запасы в шкафу. Я уже не страдал информационным голодом. Утром, во время завтрака, я почитывал довольно захватывающий детектив, который был написан мной пару лет назад, и получал удовольствие от всех перипетий. Вечером, подбрасывая поленья в камин, я распевал ОЛИ-песни Вспоминая несчястного героя Дюма, Дантеса - он же граф Монте-Кристо, я размышлял над тем, что если бы тюремщики снабжали своего узника литературной пищей, то может быть он и не пытался сбежать из замка.

Новости вторглись в мою размеренную жизнь во время очередного визита моих приятелей. На этот раз они сказали, что временно у меня не будут забирать плоды моей работы. Произошли некие изменения в их организации.

Я осторожно поинтересовался - не случилось ли что-то со здоровьем нашего босса.

- Со здоровьем? - вдруг оба захохотали.

Мне любезно поведали, что Гидел был грохнут - или трагически убит - смотря кто рассказывает. Это случилось в одной из очередных разборок. И его сменил наследние - старший сын. Сына абсолютно не интересует литературная слава и поэтому мое заключение теперь по меньшей мере бессмысленно, но новый босс не хочет ничего менять в системе, включая и узников своего горячо любимого отца. Конечно, следовало бы просто избавиться от обузы любым известным способом, но сын хотел почтить память родителя, который так уважительно относился к моей работе. Поэтому до моего сведения доводится радостная новость! Я буду продолжать находится в прежнем состоянии узника до конца жизни- просто как памятка об отце. Сын Гидела был очень хорошо воспитан и чтил традиции...

Я завершаю краткое описание того, что со мной произошло за эти годы. Бумага уже заканчивается. Перестаю производить на свет новые опусы. К счастью, у меня скопилось огромное количество разнообразного чтива, и мне есть что почитать. Раз в несколько дней перед дверью ставят корзинку с едой. Затем раздается предупреждающий звонок. Я должен подойти ко входу и ждать, пока дверь откроется снаружи. Обычно заходят два новых дюжих парня в масках и с пистолетами и ждут, пока я вынесу мусор и заберу еду. Затем я возвращаюсь внутрь, и железная дверь запирается. Как-то раз я попытался что-то спросить, но один из парней молча взвел пистолет и навел мне прямо в лоб. Вот уже два месяца это одни и те же ребята. Со временем они привыкли ко мне, и я не видел в их руках оружия. Обычно один из них лениво курит, а второй смотрит по сторонам. Где-то недалеко паркуется их машина. Они не глушат мотор - и он слегка урчит. Вчера вечером я взглянул на созданную мной библиотеку.

Я все обдумал и, возможно, это мои последние записи. Без возможности творить мне здесь делать нечего. Если кто-то прочтет эти записи и больше не найдет продолжения, то это значит, что мой план удался. Мне не хочется, чтобы труды погибли - и я сложу все мои записи в железный огне-непроницаемый сейф и запру на код.

А теперь о моем плане. Он очень прост. Надо заманить тюремщиков в дом. Я собираюсь первый и последний раз воспользоваться телефоном и срочно их вызвать. Повод найду. Перед приходом зажгу какой-то предмет в салоне. Когда они откроют дверь, то почувствуют запах гари. Я сделаю испуганный вид и рванусь внутрь квартиры. Бандитский охотничий инстинкт заставит их помчатся за мной. Одна из комнат сквозная. Я спрячусь в шкафу, а они пронесутся через нее вперед. Я тут же запру ее изнутри и побегу к выходу. Дверь захлопывается на наружный замок, и они окажутся в железобетонной ловушке, из которой нет никакого способа выбраться. Телефон я заранее выброшу. Скорее всего о них забудут и тогда не завидую их судьбе - ведь им никто не привезет еду, и они погибнут мучительной голодной смертью. А вот моя задача - добежать до машины, удрать подальше и затеряться в другой стране. Пусть обо мне никто ничего не услышит. На всякий случай прощаюсь с тобой, мой будущий читатель. За последнее время я закончил словарь и описание грамматики языка, которое я также положил в сейф, так что, возможно, кто-то переведет мои книги с языка ОЛИ -первого и, надеюсь, последнего языка одного человека.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тод просматривал отзывы на переведенные книги. Миллионы читателей требовали новых публикаций. Каждая новая книга взрывала сеть. Это было, как будто он вылавливал из океана бутылки с запечатанными посланиями из прошлого. Что-то напоминало ему ситуацию с тем самым автором, который должен был выкладывать раз в две недели плоды своего труда. Но в последнее время он стал задумываться...Последняя книга переведена. Но как только он перестанет выходить с публикациями - о нем забудут. Только он владел тайным знанием языка...да еще тот, который все придумал. И никто точно не знает, сколько еще книг и рассказов было найдено в сейфе. В университетской библиотеке в специальном отделе хранились источники и переводы.

Вечером Тод зашел в библиотеку, прокрался в отдел рукописей и добавил на полку еще два рассказа. Хоть они и были на языке ОЛИ - в рукописях Того Писателя они не значились. Разве что намек. Ведь один из них начинался так: "Молодая женщина в строгом длинном платье неторопливо шла по пустынной улице....". Второй рассказ был несколько иного жанра и открывался фразой: " Из огромного корабля начали осторожно выходить первые люди. В темном небе появилось три оранжевых луны"... А вот третий рассказ описывал быт последнего на земле индейского племени. Он завершался фразой: "И что-то отчаянно выкрикнул последний вождь индейского племени ОЛИ - но его никто уже не мог понять. И его Вселенная погасла."


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"